О.А. ИВАНОВА,
научный сотрудник отдела Украины
Института стран СНГ
e-mail: [email protected]
О. IVANOVA,
Researcher, Department of Ukraine Institute of CIS Countries
Ю.Ю. КУЗНЕЦОВА,
научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ e-mail: [email protected]
Ключевые слова:
миграционные потоки, миграционный кризис, беженцы, мигранты, Украина, Сирия, боевые действия, европейское общество
Keywords:
migration flows, migration crisis, refugees, migrants, ukraine, syria, combat actions, European society
Y. KUZNETSOVA,
researcher at the Department of Diaspora and Migration of the Institute of CIS countries
ОСНОВНЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В 2015 ГОДУ
Статья посвящена изучению основных миграционных потоков 2015 г., рассмотрению миграционного кризиса в Европе, анализу положения украинских беженцев в России и причин отказа от миграции из зон вооруженного конфликта в Донецкой и Луганской областях.
MAIN MIGRATION FLOWS IN 2015
The article studies main migration flows in 2015, reviews the migration crisis in Europe, analyzes the situation with Ukrainian refugees in Russia as well as reasons for refusal of migration status to citizens located in areas of armed conflict in Donetsk - Lugansk region.
В контексте миграционной политики 2015 г. стал исторически значимым для стран Европы и Российской Федерации. Ознаменовался он небывалым
миграционным кризисом для государств — членов Европейского союза и очередным наплывом беженцев с Украины в Россию.
Появлению большого количества мигрантов и беженцев предшествовали военные действия, крайне нестабильная экономическая или политическая ситуации на территориях не одной и даже не двух государств, в частности Сирии, Ирака, Афганистана, Ливии, Нигерии, Йемена, Пакистана и Украины.
Кроме того, в 2014 г. началась военная операция против ИГИЛ (организация ИГИЛ признана террористической и ее деятельность на территории РФ запрещена). Наиболее ожесточенные бои пришлись на первую половину 2015 г. и затронули территорию Сирии, Ирака и Ливии,
откуда и прибывает большая часть беженцев.
В свою очередь, боевые действия на этих территориях спровоцировали немалую волну миграции из стран Северной Африки.
Непрекращающиеся боевые действия (как следствие—постоянное увеличение количества беженцев и мигрантов), отсутствие перспектив на быстрое завершение конфликтов, переполненность лагерей для беженцев в близлежащих Турции, Иордании и Ливане и сокращение их финансирования поставили людей перед необходимостью поиска новых перспективных и безопасных мест для проживания.
Миграционный кризис в Европе
По данным Международной организации по миграции, в течение всего прошлого года запрос на предоставление убежища в государствах — членах ЕС подали около 1 млн человек (по данным Евростата — 1,3 млн заявлений [1]). Из них почти половина — выходцы из Сирии, 20% — из Афганистана, 7% — из Ирака.
В общей сложности документы подали граждане 141 страны. Около 4 тыс. человек погибли при различных обстоятельствах [2].
Несмотря на огромные трудности, власти стран ЕС пытались разработать эффективные, по их мнению, варианты для решения проблем. В частности, речь шла о разработке механизмов первичного приема, дальнейшего распределения и создания определенных возможностей для последующей интеграции беженцев и мигрантов в кратчайшие сроки. Однако все усилия, приложенные для разрешения сложившегося положения, не принесли положительных результатов.
Основной маршрут переправки
Переправка беженцев и мигрантов из Африки в Европу осуществляется по Средиземному морю. Трафик мигрантов стал по-настоящему прибыльным бизнесом. В качестве средств
пересечения морского пространства контрабандисты предоставляют даже надувные лодки. По некоторым данным, стоимость таких передвижений для беженцев и мигрантов обходится
как минимум в 1,5 тыс. евро [3]. За 2014 г. (который был не пиковым в отношении миграционных потоков) властями ЕС были задержаны около 10 тыс. контрабандистов, имеющих отношение к этому бизнесу.
Существуют три основных маршрута переправки — центральный, западный и восточный.
По западному беженцы проникают с территории Марокко в испанские анклавы Сеута и Мелилья, отгороженные шестиметровой стеной с колючей проволокой (Сеутская стена).
Восточный начинается в турецком городе Бодрум, а конечной точкой маршрута являются греческие острова Кос, Лесбос и Хиос [1].
Центральный маршрут является более популярным. Он проходит через остров Лампедуза. Отправной его точкой является побережье Средиземного моря в Тунисе и Ливии. Удобный по географическому положению (находится в 113 км от Туниса и в 205 км от Сицилии), с местным населением чуть более чем 6 тыс. человек, остров является транзитным и в прошлом году принял не менее 400 тыс. мигрантов. В так называемую точку переправы остров превратился в начале 2000-х годов. Именно тогда нелегалы из Африки потоком хлынули в Италию с целью в дальнейшем обустроить свою жизнь в Европе.
В середине 2000-х г., в связи с резко увеличившимся потоком прибывающих мигрантов, на острове были оборудованы специальные лагеря, в которых предоставлялась медицинская помощь, питание и временное жилье. После резкого увеличения количества прибывающих условия содержания в лагере ухудшились [4]. Это вызвало множественные протесты с требованием улучшения условий содержания.
В 2011 г. после «арабской весны» увеличенный в разы поток беженцев и нелегалов привел к жестким стычкам с местным населением [5]. В связи с этим на острове был создан так называемый фильтрационный пункт.
В 2013 г. из-за частых кораблекрушений и гибели большого количества людей итальянские власти разработали специализированную программу по спасению прибывающих (с применением авиации и морских судов). В ноябре 2014 г. программу переквалифицировали в патрульные операции, участие в которых принимала не только Италия, но 19 европейских стран [6]. Однако несмотря на попытки нормализовать ситуацию и предупредить гибель людей, в апреле 2015 г. произошло самое крупное кораблекрушение, в котором по различным данным погибла почти тысяча человек [7].
Регулирование миграционных потоков
Основную статистику по принятию заявлений о предоставлении политического убежища отображают данные
Евростата. Так, например, за весь 2014 г. в странах ЕС таких заявлений было принято около 627 тыс. [2], тогда
как только за первое полугодие 2015 г. подобных заявлений было принято почти 420 тыс.
В настоящее время передвижения беженцев и мигрантов по Европейскому континенту регулируются Шенген-ским и Дублинским соглашениями.
Шенгенское соглашение (законодательство) регламентирует паспортно-визовый контроль на границах Европейского союза, Дублинское соглашение — принятие и дальнейшее передвижение просителей убежища. Согласно этому соглашению бо льшую часть ответственности за документальное оформление и распределение беженцев принимает на себя первое государство ЕС, в которое въехал человек. В этом отношении по географическому критерию основной удар приняли на себя Италия и Греция.
Несмотря на это, большая часть потока беженцев в надежде на получение социального пособия и лучших условий пребывания хлынула в Германию. По последним данным, за период с января по сентябрь 2015 г. в эту страну было подано около 250 тыс. обращений [8].
В процессе передвижения миграционных потоков по Европейскому континенту многим странам ЕС, в числе которых Балканы, Венгрия и Австрия, пришлось столкнуться не только с большими финансовыми потерями (изначально в формируемый бюджет в странах ЕС не были заложены расходы подобного рода), но и с катастрофическими последствиями для европейского общества. Здесь речь идет не только и местном населении, но и о ведущих европейских политиках, мнения которых относительно регулирования миграционных потоков разделились.
Споры дошли даже до обсуждения о приостановке Шенгенского соглашения, поскольку оно запрещает возвращаться к индивидуальному контролю на границах, о чем велись разговоры. По мнению одних политиков и экспертов, закрытие границ (обсуждался срок на два года) позволило бы за это время разработать эффективные механизмы для разрешения кризиса. По мнению других, воплощение этой идеи может поставить под угрозу существование самого Европейского союза.
Вопрос о границах остается открытым
Вопросы о том, как и почему европейские лидеры допустили такое катастрофическое развитие событий, остается открытым.
Чем было мотивировано открытие европейских границ для такого огромного количества мигрантов и беженцев?
Возможно, это было желание оказать гуманитарную помощь или получить некую экономическую выгоду для лидирующих стран ЕС (допустим, в виде дешевой рабочей силы). Однако если этот пункт и был, то такая задумка европейцев потерпела крах. Скорее всего, никто не ожидал, что
за небольшой отрезок времени люди прибудут на Европейский континент в таком большом количестве. Европейцы, как политики, так и простые граждане, оказались не готовы к тому ходу событий.
Существует и еще одна версия, согласно которой канцлеру Германии А. Меркель пришлось открыть европейские границы под давлением общественности. Связано это было с резкой критикой ситуации в Греции, которую госпожа Меркель высказывала на тот момент. То есть это было своеобразным отвлекающим маневром от больших экономических проблем в ЕС.
В любом случае, результат таких действий оказался провальным. Недостаточно профессиональная организация приема беженцев привела в итоге к тому, что большинство людей хоть и находятся сейчас на Европейском континенте далеко от войны, однако проживают в условиях, не отвечающих гуманитарным критериям.
Для самих жителей Европы такое соседство также не стало желанным.
В течение всего 2015 г. года российские и зарубежные СМИ постоянно пестрили криминальными новостными сводками о массовых стычках между мигрантами и местным населением, фактами нападения на женщин и терактах, которые, как установлено, были устроены террористами, прибывшими с основным потоком беженцев. Все это небезосновательно приводит к росту европейских ультраправых организаций, выступающих против исламизации Европы.
Наиболее ярким в этом отношении является движение «Пегида», созданное в конце 2014 г. в Дрездене (Германия). Некоторые граждане ЕС, привыкшие к безопасности и комфорту, активно высказывают свою позицию на многочисленных акциях протеста.
В свою очередь, увеличение сторонников ультраправых организаций среди европейцев становится не меньшей проблемой для европейских политиков, которые выстраивают внутреннюю и внешнюю политику, опираясь на мнение общественности.
Адаптация беженцев с Украины в России
Первая волна беженцев хлынула на территорию Российской Федерации летом 2014 г. после того, как в апреле того же года украинские власти начали проводить силовую операцию на Донбассе. Основное количество приезжающих пришлось на Ростовскую область. В августе 2014 г. число беженцев в регионе превышало 56 тыс. человек, однако затем стало уменьшаться. Это
было связано с подписанием первых Минских договоренностей.
Новый поток беженцев в Россию начался в январе 2015 г., когда интенсивность обстрелов в Донбассе возросла. К тому же, по мнению многих политологов, новая волна беженцев стала следствием мобилизации, которая началась на территории Украины с 20 января. В марте 2015 г. наблюдатели
ОБСЕ, которые работали на пунктах пропуска Гуково и Донецк в Ростовской области, зафиксировали, что с середины февраля 2015 г. украинцы стали активнее возвращаться на родину, что, в свою очередь, связано с подписанием так называемого документа Минск-2.
Всего в период с 1 апреля 2014 г. по ноябрь 2015 г. на территорию Российской Федерации въехало 2,6 млн граждан Украины [9], из них — из юго-восточных регионов более 1 млн человек [10].
На территории 64 субъектов Российской Федерации развернуто 294 пункта временного размещения, в которых на ноябрь 2015 г. проживало 15 981 человек, в том числе детей до 18 лет - 5076.
В период с начала 2014 г. по 5 ноября 2015 г. в ФМС обратились [11]:
- с ходатайством о предоставлении статуса беженца — 6086 человек;
- с заявлением о предоставлении временного убежища — 403 162 человек;
— для оформления разрешения на временное проживание — 276 377 человек;
— с заявлением об участии в Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников на территорию России из-за рубежа (вместе с членами семьи) — 155 436 человек;
— с заявлением о предоставлении гражданства Российской Федерации — 134 659 человек;
— для оформления вида на жительство — 65 952 человек.
Основными препятствиями для адаптации беженцев из Украины стали юридические аспекты легализации иностранных граждан в нашей стране.
Согласно наблюдениям сотрудников правового центра Института стран СНГ, а также социологическим исследованиям, которые были проведены другими организациями, в частности исследованиям, изложенным в статье Стегния В.Н. и Антипьева К.А. «Проблемы адаптации беженцев из Украины в России» [12], многие из тех, кто вынужденно уехал из Украины, столкнулись в России с труднодоступ-ностью информации относительно путей легализации и сложностями в понимании данной информации. У многих вызывала затруднения необходимость регистрироваться по месту пребывания ввиду того, что владельцы квартир, сдаваемых в аренду беженцам с Украины, в подавляющем большинстве случаев не хотят ставить у себя на регистрационный учет переселенцев. Трудности у беженцев возникали и при поисках работы ввиду отсутствия у них гражданства. Из тех, кто хотел устроиться на работу, смогли это сделать чуть больше половины (56%) [13]*.
* Расчеты выполнены автором.
Отказ от миграции
Притом что многие жители Украины захотели покинуть ее из-за несогласия с новой идеологией, насаждаемой в стране правящей элитой, а также ввиду непрекращающихся вооруженных конфликтов на юго-востоке страны, были и те, кто решил остаться на Украине несмотря ни на что.
Чтобы лучше понять мотивы тех, кто решил остаться, рассмотрим исследование, проведенное на Украине весной 2015 г., в частности, опрос в г. Ровеньки Луганской области и г. Макеевка Донецкой области.
Опрос проводился некоммерческим фондом поддержки детских, молодежных, социальных инициатив «Развитие», его результаты были переданы для анализа в Институт стран СНГ При проведении опроса был использован метод случайной выборки среди лиц старше 18 лет. Всего в исследовании приняли участие 290 респондентов, из них 120 человек, проживающих в г. Макеевка и 170 — в г. Ровеньки.
Так как численность респондентов невелика в сравнении с генеральной совокупностью, представленные результаты могут рассматриваться только в качестве отображения общей тенденции. Тем не менее, они представляют бесспорный научный интерес, ввиду того, что социологические исследования в 2015 г. в Донецкой и Луганской Народных Республиках практически не проводились из-за сложившейся ситуации.
Важным аспектом, который необходимо принять во внимание при
рассмотрении результатов опроса, является время его проведения. Результаты, представленные ниже, был получены чуть более чем через год после начала вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. В силу того того, что большое количество беженцев уже выехало к этому моменту из Донецкой и Луганской областей, результаты исследования относятся к тем, кто провел на территории конфликта около года.
Среди опрошенных в ДНР почти 90% в ближайшем будущем хотят остаться жить на территории республики. Выехать на некоторое время на территорию России хотят 7% респондентов, 2% хотят выехать в страны Европы. Никто из респондентов не хотел бы переехать на время в какую-либо область Центральной или Западной Украины. Около 3% респондентов не определились со своими планами на ближайшие полгода (рис. 1).
В долгосрочной перспективе почти 80% опрошенных готовы и хотят остаться жить в ДНР; 7% респондентов хотели бы выехать на постоянное местожительство в Россию, 5% — на территорию какого-нибудь европейского государства. Среди тех стран, куда хотели бы выехать респонденты, — Франция, Англия, Италия. Переехать на постоянное местожительства в какую-либо область Центральной или Западной Украины хотели бы 4% опрошенных. Около 2% респондентов не определились со своими планами на будущее в долгосрочной перспективе (рис. 2).
Половина опрошенных в качестве основной причины, по которой они остаются в ДНР, указали, что здесь их родина. Почти четверть опрошенных переживают за родственников, поэтому не хотят покидать территорию
республики. Чуть больше 15% респондентов не хотят уезжать из-за нажитого имущества, и 12% опрошенных признались в том, что им будет трудно начать свою жизнь заново на новом месте (рис. 3).
Рис. 1. Ответ респондентов на вопрос: «Каковы Ваши планы на ближайшее будущее (следующие полгода)?»
Рис. 2. Ответ респондентов на вопрос: «Каковы Ваши планы на долгосрочное будущее?»
Л2
14
14
10
Эдг( ь «ря Родину ¥ меня адел V меня здесь Мн* будтг ¡руцнр
лпл: i рч1-¿ни-:и иРг'.|,| ||п ■ и.гн¿чиъ аса £нйч1т14 нэ
новом месте
Рис. 3. Ответ респондентов на вопрос: «По какой основной причине Вы хотите остаться в ДНР?» (из тех, кто хочет остаться) (возможно несколько вариантов ответа)
Обратимся теперь к рассмотрению миграционной ситуации в ЛНР. Среди опрошенных 75% в ближайшее время собираются остаться в ЛНР, 10% хотят поехать в Россию, 5% хотят поехать в Центральную или Западную Украину, 2% планируют поехать в другую страну
в Европе, а 8% не дали ответа на этот вопрос (рис. 4).
В долгосрочной перспективе большинство опрашиваемых хотели бы остаться в ЛНР (79% от общего числа респондентов). При этом 8% рассматривают для себя вариант с переездом на ПМЖ в
Рис. 4. Ответ респондентов на вопрос: «Каковы Ваши планы на ближайшее будущее (следующие полгода)?»
Россию, 6% не определились с планами на будущее. Немного меньше, 5% опрашиваемых, хотели бы уехать на ПМЖ в Европу, а 2% опрошенных рассматривают вариант переезда в Центральную или Западную части Украины (рис. 5).
Основной причиной, в связи с которой жители Луганска не хотят покидать свои дома, является их патриотизм — 45% респондентов не желают покидать свою родину. Чуть
больше пятой части опрошенных (21%) не хотят оставлять родственников, проживающих в ЛНР. Третьим по популярности мотивом остаться в республике стало нежелание расставаться с имуществом; 10% боятся начинать жить с нуля, на новом месте. Остальные респонденты отметили, что просто не имеют желания покидать ЛНР (3%). Еще 7% не дали ответ на этот вопрос (рис. 6).
Рис. 5. Ответ респондентов на вопрос: «Каковы Ваши планы на долгосрочное будущее?»
Рис. 6. Ответ респондентов на вопрос: «По какой основной причине Вы хотите остаться в ЛНР?» (из тех, кто хочет остаться) (возможно несколько вариантов ответа)
Как мы видим, к весне 2015 г. в и ДНР, и ЛНР остались преимущественно те, кто по разным причинам не собирался ни в ближайшее время, ни в будущем покидать свою республику При этом вне
зависимости от места проживания наибольшее число респондентов отмечают, что главной причиной, удерживающей от переезда, являются патриотические чувства и родственные связи.
Заключение
Европейский миграционный кризис повлиял не только на внутреннюю ситуацию в самих странах ЕС, но и на ситуацию с украинскими беженцами. Изначально страны — лидеры ЕС, такие как Германия и Франция, принимали активное участие в разрешении украинского конфликта. В том числе старались максимально быть задействованы в вопросах, касающихся беженцев из зоны боевых действий на юго-востоке Украины. Сейчас же ввиду сложных обстоятельств, связанных с распределением мигрантов и беженцев, ситуация на Украине отошла для Европы на второй или даже на третий план.
Безусловно, результаты вовремя не распланированных действий в отношении миграционных потоков в Европу оказались весьма трагичными для всех
участников этого кризиса. Основной задачей для европейских лидеров сейчас должны стать объединение усилий по созданию единой концепции, касающейся организации жизни беженцев в странах ЕС. На сегодняшний день сделать это достаточно трудно, так как даже внутри отдельных европейских государств среди местного населения нет однозначного мнения по поводу сложившейся ситуации. Несмотря на всевозможные попытки европейских властей разрешить данную проблему, ситуация вышла из-под контроля. Прибывающие мигранты не успевают интегрироваться в европейское общество, которое после подобных событий уже никогда не станет прежним. В настоящее время его главная задача суметь в кратчайшие сроки адаптироваться к сегодняшним реалиям.
Список литературы
1. Официальный сайт Eurostat [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/ eurostat/statistics-explained/index.php/Asylum_statistics
[1. Oficial'nyj sajt Eurostat [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/ statistics-explained/mdex.php/Asylum_statistics]
2. Miles T. EU gets one million migrants in 2015, smugglers seen making $1 billion [Электронный ресурс]. URL: http://www.reuters.com/article/us-europe-migrants-idUSKBN0U50WI20151222
[2. Miles T. EU gets one million migrants in 2015, smugglers seen making $1 billion [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.reuters.com/article/us-europe-migrants-idUSKBN0U50WI20151222]
3. Кузаков А. Все, что нужно знать о кризисе беженцев в Европе [Электронный ресурс]. URL: http://www.forumdaily.com/krizis-bezhentsev-v-evrope
[3. Kuzakov A. Vse, chto nuzhno znat' o krizise bezhencev v Evrope [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.forumdaily.com/krizis-bezhentsev-v-evrope]
4. Auffanglager auf Lampedusa [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/ web/20081020032009/http://www.tagesschau.de/ausland/fluechtlinge140.html
[4. Auffanglager auf Lampedusa [Jelektronnyj resurs]. URL: http://web.archive.org/ web/20081020032009/http://www.tagesschau.de/ausland/fluechtlinge140.html]
5. На итальянский остров Лампедуза перебрались 300 нелегальных мигрантов из Туниса [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20110918222950.shtml
[5. Na ital'janskij ostrov Lampeduza perebralis' 300 nelegal'nyh migrantov iz Tunisa [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20110918222950.shtml]
6. ООН подвергла критике европейскую операцию Triton по спасению беженцев на море [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-shipping.com/ru/flag/news/ ?id=22203
[б. OON podvergla kritike evropejskuju operaciju Triton po spaseniju bezhencev na more [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rus-shipping.com/ru/flag/news/?id=22203]
7. Кораблекрушения 2015 года. Досье [Электронный ресурс]. URL: http://tass. ru/info/2574828
[7. Korablekrushenija 2015 goda. Dos'e [Jelektronnyj resurs]. URL: http://tass.ru/ info/2574828]
8. Почему беженцы едут в Европу [Электронный ресурс]. URL: http://mybayern. ru/einwanderung/pochemu-bezhentsyi-edut-v-evropu.html
[8. Pochemu bezhency edut v Evropu [Jelektronnyj resurs]. URL: http://mybayern.ru/ einwanderung/pochemu-bezhentsyi-edut-v-evropu.html]
9. ФМС: В России находится 2,б млн украинских граждан [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/news/2015/9/4/765131.html
[9. FMS: V Rossii nahoditsja 2,б mln ukrainskih grazhdan [Jelektronnyj resurs]. URL: http://vz.ru/news/2015/9/4/765131.html]
10. ФМС: Информация для граждан Украины [Электронный ресурс]. URL: http:// topru.org/25758/fms-informaciya-dlya-grazhdan-ukrainy
[10. FMS: Informacija dlja grazhdan Ukrainy [Jelektronnyj resurs]. URL: http://topru. org/25758/fms-informaciya-dlya-grazhdan-ukrainy]
11. Информация о ситуации в отношении граждан Украины [Электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov.ru/document/19485
[11. Informacija o situacii v otnoshenii grazhdan Ukrainy [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.fms.gov.ru/document/19485]
12. Внутренний архив Института стран СНГ. [12. "УпШгеппу аЛге 1шИ1:Ш:а stran SNG.]
13. Стегний В.Н., Антипьев КА. Проблемы адаптации беженцев из Украины в России // Власть. 2015. № 6. С. 138-145.
[13. Stegnij VN, Antip'ev KA. РюЫету adaptacii bezhencev iz икгату V Rossii // У1ай'. 2015. № 6. S. 138-145.]