Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЮНАРМЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ'

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЮНАРМЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЮНАРМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колода Михаил Александрович

В статье раскрываются особенности применения методов воспитания личности ребенка - члена общественного движения «Юнармия» - в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ «Воин-спортсмен» и «Растим патриотов России». Представлен анализ использования методов убеждения, упражнения, поощрения и принуждения, способствующих сплочению детского коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колода Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC METHODS OF RAISING A CHILD'S PERSONALITY THROUGH THE UNARMY MOVEMENT

The article reveals the features of the use of methods for raising the personality of a child, a member of the Unarmy social movement, in the process of implementing “Warrior-Athlete” and “We Grow the Patriots of Russia” additional general development programs. An analysis of the use of methods of persuasion, exercise, encouragement and coercion that contribute to the cohesion of the children’s collective is presented.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЮНАРМЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

УДК 37.013

М. А. Колода

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЮНАРМЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В статье раскрываются особенности применения методов воспитания личности ребенка — члена общественного движения «Юнармия» — в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ «Воин-спортсмен» и «Растим патриотов России». Представлен анализ использования методов убеждения, упражнения, поощрения и принуждения, способствующих сплочению детского коллектива.

Ключевые слова: дополнительное образование; воспитание личности; патриотическое воспитание; Юнармия.

Для цитирования: Колода М. А. Основные методы воспитания личности ребенка через юнармейское движение // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 1 (17). С. 22-27.

M. A. Koloda

BASIC METHODS OF RAISING A CHILD'S PERSONALITY THROUGH THE UNARMY MOVEMENT

The article reveals the features of the use of methods for raising the personality of a child, a member of the Unarmy social movement, in the process of implementing "Warrior-Athlete" and "We Grow the Patriots of Russia" additional general develo p-ment programs. An analysis of the use of methods of persuasion, exercise, encouragement and coercion that contribute to the cohesion of the children's collective is pr e-sented.

Keywords: supplementary education; personal education; patriotic education; Yunarmy.

For citation: Koloda M. A. Basic methods of raising a child's personality through the Unarmy movement. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 1 (17), p. 22-27.

© Колода М. А., 2022 © Koloda M. A., 2022

Каждый педагог дополнительного образования, работающий с детским коллективом, сталкивается с проблемой обеспечения его долгосрочного функционирования как работоспособной единицы. Любой коллектив, тем более детский, должен быть ориентирован на удовлетворение индивидуальных потребностей его членов в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением в сфере образования в соответствии с Государственной программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. и Концепцией развития дополнительного образования, способствуя привлечению молодежи к занятиям техническими и военно-прикладными видами спорта [2, с. 349]. Как верно отмечают А. С. Морозов и А. Л. Морозова, «учитывая бесспорный факт необходимости патриотического воспитания для всех граждан РФ, следует отметить, что для людей, несущих службу в силовых структурах, акцент на таком воспитании необходимо делать более отчетливо» [7, с. 167].

Патриотическое воспитание подростков достигается через вовлечение

в Юнармию — Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение, созданное в 2016 г. по инициативе министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу. Юнармия уже объединила более 1 миллиона детей и подростков по всей стране, региональные штабы движения представлены в каждом из 85 регионов России. Каждому участнику движения открывается доступ к сотням увлекательных событий, возможности изучать технику, заниматься спортом и т. п. Это способствует ранней профориентации и подготавливает к успешному поступлению в высшие и средне-специальные образовательные организации Министерства обороны, МЧС, МВД, УИС, ФСБ и Росгвардии.

Патриотическое воспитание на современном этапе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, формирование и развитие юнармейца как гражданина-патриота и высоконравственной личности.

Военно-патриотический парк

«Патриот» г. Новокузнецка Кемеровской области — Кузбасса реализует дополнительные общеразвивающие программы «Воин-спортсмен» и «Растим патриотов России». Данные программы предполагают интерактивное взаимодействие учащихся с самоорганизующимся коллективом детей, осу-

ществляемое непрерывно в течение трех лет. В рамках подготовки реализуются социально значимые программы, проводятся соревнования, тактические игры, организуется интересный и полезный досуг, а молодые люди приобщаются к здоровому образу жизни.

Формирование группы юнармей-цев первого года обучения связано с определенными трудностями психолого-педагогического характера. Коллектив — это всегда группа людей, объединенных общей целью, идеей, стилем и характером мышления [3, с. 117]. Вместе с тем обучающиеся дети отличаются ярко выраженной индивидуальностью, различным складом характера, привычками, уровнем воспитания, интеллектуальными и физическими способностями, не говоря уже об очевидных возрастных и половых различиях. Рассмотренная многогранность на первых этапах вызывает некоторые трудности при взаимодействии обучаемых в коллективе, но под влиянием различных факторов, таких как личный пример педагога, совместное участие в военно-спортивных играх и т. д., формируется психологическое общественное мнение, настроение, привычки. Все это способствует росту активности всех его членов. Поэтому важно знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка и создавать условия для проявления ими своих способностей в интересах группы, отряда. Пе-

дагогу необходимо владеть основными методами воспитания юнармейцев. Наиболее эффективными в воспитании юнармейцев можно считать следующие [1, с. 83-84]:

1. Метод убеждения. Заключается в активном воздействии на ум, чувства и волю юнармейца. Его цель — помочь человеку осмыслить, понять суть идей и требований и в соответствии с ними решать практические задачи. В работе с юнармейцами этот метод играет особую роль. Педагог обязан всячески помогать детям, проявляя терпение к совершаемым ими ошибкам, корректируя и направляя их поведение в верное русло. Педагог убеждает ребят словом делом и примером (принцип «Делай как я!»). При этом необходимо иметь в виду, что убеждение ребенка возможно лишь в случае собственного глубокого убеждения в пропагандируемых идеях и мыслях.

2. Метод упражнения. Основная цель — сформировать у детей положительные привычки, которые играют важную роль в деятельности человека. Так, например, привычка дисциплинированного поведения, выдержка, стойкость, умение преодолевать возникающие трудности и т. п. имеют существенное значение для успешного выполнения сложных задач.

Для выработки и развития у юнар-мейца положительных привычек, навыков, необходимы повторяющиеся действия, осуществляемые в определенных условиях: например, разборка

и сборка автомата Калашникова в определенной последовательности, выполнение строевых приемов и т. д.

К основным направлениям формирования у юнармейца положительных навыков относятся:

— постоянное сочетание упражнения с разъяснением его назначения. Педагогу необходимо заботиться о том, чтобы его учащиеся осмысленно выполняли каждое упражнение, все необходимые приемы и действия. Если нарушить это сочетание, то упражнение может превратиться в муштру, механическое выполнение тех или иных действий;

— систематическое и последовательное выполнение упражнения. Не нужно допускать поспешности и торопливости. Требуется постепенное увеличение нагрузки и усложнение обстановки. Упражнение целесообразно распространять на всех без исключения учащихся;

— всесторонний учет особенностей и возможностей ребят. Нужно постоянно опираться на личное мнение юнармейцев, тактично и терпеливо искоренять у ребят плохие привычки.

3. Метод поощрения. Применяется для закрепления положительных привычек и лучших качеств учащихся. Поощрение — тонкое и сильное средство воспитания. Оно окрыляет ребенка, помогает ему правильно оценивать свои силы и способности, вырабатывает чувство личного достоинства. Поощрение положительно влияет также

на весь коллектив юнармейцев, вызывает стремление лучше заниматься [4, с. 15].

Поощрение должно быть обоснованным и целесообразным. Ничто так отрицательно не воздействует на ребенка, как неоправданное поощрение, переоценка заслуг юнармейца (в этом на практике приходилось убеждался не раз, особенно тогда, когда осуществлялось поощрение юнармейца за выполнение элементарных обязанностей).

Опыт показывает, что лучше всего применять поощрение за успешные действия юнармейца на тактических занятиях, отличное выполнение учебных стрельб из пневматической винтовки, за участие в различных соревнованиях. Значение поощрения повышается, если оно бывает своевременным и гласным, реализуется в короткий срок, обязательно заносится в портфолио юнармейца.

4. Метод принуждения применяется к отдельным юнармейцам, чьи негативные поступки становятся примером для других членов отряда, в результате чего и остальные юнармейцы начинают нарушать дисциплину на занятиях.

Принуждение — широкое понятие и не может быть сведено лишь к наказанию. Оно включает следующие формы и средства воздействия: предупреждение, запрещение, порицание со стороны коллектива товарищей. Применение принуждения — крайняя мера воспитательного воздействия. Педагог

обязан, если необходимо, использовать все меры принуждения для выполнения требований дисциплины и порядка на занятиях и в общественной жизни юнармейцев.

«Разумная система взысканий, — писал А. С. Макаренко, — не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их. Применяя взыскание, педагогу следует помнить о том, что требование должно быть твердым и решительным; четким и определенным; кратким и немногословным; оно должно быть справедливым, исполнимым, последовательным, настойчивым и выражаться в сдержанной форме. Руководитель (педагог, командир отряда и т. д.) не должен кого-либо оскорблять» [5, с. 215].

Технике применения метода принуждения руководителю нужно постоянно учиться, самосовершенствоваться. В данном процессе все имеет значение: и форма обращения к юнармей-

цу, и тон, и позы, и многое другое. А самое главное — глубокая вера в необходимость требования и вытекающие из этого настойчивость, воля, решимость.

От степени эффективности методов воспитания, применяемых приемов, способов и средств воздействия зависит авторитет педагога, командира отряда в глазах юнармейцев. Личный пример обладает большой наглядностью и увлекательностью, основывается на свойственной детям склонности к подражанию: «Слово учит, а пример ведет», — гласит народная мудрость.

Личный пример педагога и командира как специфический метод воспитания является его главным орудием, важнейшим условием успешного выполнения своих обязанностей и положительного влияния на юнармейцев.

Таким образом, обучение и воспитание юнармейских отрядов протекают как единый и неразрывный процесс. Знание методов воспитания, умение применять их на практике позволит педагогу правильно решать задачи работы по сплочению юнармейского коллектива.

Литература

1. Дрозд, Е. В. Анализ современного состояния отечественной военно-профессиональной ориентации (на примере Воронежской области) // Перспективы науки и образования. — 2016. — № 6 (24). — С. 79-87.

2. Иваненко, И. Н. Работа с талантливой молодежью — залог успеха // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2015. — № 5. — С. 349-350.

3. Ильин, Е. П. Психология воли. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 288 с.

4. Кутепов, В. А., Рыбаков, С. В. Военно-патриотическое воспитание школьников Западной Сибири (1968-1991 гг.) // Омский научный вестник. — 2013. — № 5 (122). — С. 14-18.

5. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. — Москва: АСТ, 2015. — 703 с.

6. Мальцева, Э. А. Наука о детском движении: история и перспективы развития // Вестник Удмуртского университета. — 2007. — № 9. — С. 53-64.

7. Морозов, А. С., Морозова, А. Л. Особенности организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — С. 166-169.

Сведения об авторе

Михаил Александрович Колода: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Военно-патриотический парк "Патриот"» (г. Новокузнецк, Российская Федерация), педагог дополнительного образования. E-mail: koloda72@bk.ru

Information about the author

Mikhail A. Koloda: municipal autonomous institution of additional education "Military Patriotic Park Patriot" (Novokuznetsk, Russian Federation), teacher of additional education. E-mail: koloda72@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.