Научная статья на тему 'Основные методы, принципы, технологии, формы и средства организации обучения в специализированных образовательных учреждениях'

Основные методы, принципы, технологии, формы и средства организации обучения в специализированных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайров Ф.А., Мусалов А.Х.

В статье произведён обзор основных методов и приёмов, педагогических технологий, применяемых в коррекционных образовательных учреждениях. Установлена связь между целями педагогического процесса и применяемыми для их достижения методами. Произведён анализ дидактических принципов и условий их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайров Ф.А., Мусалов А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные методы, принципы, технологии, формы и средства организации обучения в специализированных образовательных учреждениях»

Коррекционная педагогика

83

2. Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. -ИТД «Корифей», 2008.

3. Гаркуш Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - Творческий центр «Сфера»,

2007.

4. Лопухина И.С. Логопедия 550. - М.: «Аквариум», 1995.

5. Руденко В.И. Домашний логопед. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.

6. Пятница Т.В. Разговорчивые стихи. - Изд-во «Белорусский Дом печати», 2006.

7. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1989.

8. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. -СПб., 2000.

9. Хватцев М.Е. Логопедия (работа с дошкольниками). - М.; СПб., 1996.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© Хайров Ф.А., Мусалов А.Х.

Педагогический институт Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Волжский

В статье произведён обзор основных методов и приёмов, педагогических технологий, применяемых в коррекционных образовательных учреждениях. Установлена связь между целями педагогического процесса и применяемыми для их достижения методами. Произведён анализ дидактических принципов и условий их реализации.

Ключевые слова: дидактика, педагогический процесс, педагогические технологии, коррекционное образование.

Цели и задачи педагогического процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, т.е. на педагогические принципы. В педагогической науке принципы - это основа, первоначально, в них отражаются требования к организации педагогической деятельности (в том числе и к коррекционно-педагогической), определяются ее направления, конечная цель и результат деятельности. Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в

84

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению задач коррекционно-педагогического процесса.

В психолого-педагогической и специальной литературе существуют различные подходы к классификации принципов коррекционной деятельности.

Однако целесообразно выделить группу собственно коррекционно-педагогических принципов, создающих базу для педагогической коррекции отклоняющегося поведения и развития детей и подростков.

Дидактические принципы вспомогательной школы.

Различают следующие принципы обучения:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;

- научность и доступность обучения;

- несистематичность и последовательность обучения:

- связь обучения с жизнью;

- принцип коррекции в обучении;

- принцип наглядности;

- сознательность и активность обучения;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- прочность знаний, умений и навыков.

Принцип индивидуального подхода - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Такой подход обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей. Без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо социальное изучение психологических особенностей детей при помощи различных методов исследования: наблюдения, специальных тестов, эксперимента и др.

Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств, в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Во вспомогательной школе этот принцип относится к числу важнейших принципов обучения.

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, определений, правил и законов. Чтобы знания у учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

Коррекционная педагогика

85

Существует общее правило применение принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в том мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.

В основу реализации принципа наглядности во вспомогательной школе положены общие правила, однако в частностях их применение отличается некоторым своеобразием. Прежде всего, во вспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, обще-трудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

Предметная наглядность применяется также для изучения свойств предметов как таковых, а также с целью изготовления их. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников. Известно, что их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта. Образы предметов, возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные, в речи часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемых объектов.

Учитывая все эти особенности учащихся, наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий.

Учет особенностей умственно отсталых школьников при реализации принципа наглядности заключается так же в том, что наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойствами предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и понятий.

Таким образом, реализация принципа наглядности во вспомогательной школе осуществляется по этапам.

- Обогащение чувственно познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

86

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;

- Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

В специализированных образовательных учреждениях применяет следующие формы обучения, по месту учебы:

1. к школьным относятся:

а) занятия в школе (уроки);

б) работа в мастерских;

в) работа на пришкольном участке и т.п.

2. к внешкольным: домашняя самостоятельная работа.

По количеству учащихся: коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По продолжительности учебных занятий: классический урок (45 мин.), внеклассные мероприятия (30 мин.)

Основными методами обучении в специализированных образовательных учреждениях являются: словесные методы, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковые методы, методы самостоятельной работы, методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения, методы формирования познавательного процесса, трудовой метод.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстраций пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстративные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебном процессе (компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использовать в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли

Коррекционная педагогика

87

хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

Таблица 1

Современные технологии обучения, реализуемые в практике педагогов

Педагогические технологии Построение учебного процесса Краткая характеристика

1. На концептуальной основе. Технология предполагает вычленение сквозных идей учебного курса, создание комплекса межпредметных связей, разработку межпредметных логических заданий.

2. На крупноблочной основе. Технология предполагает использование обобщенных характеристик, правил, информационно емких опорных таблиц, конспектов.

3. На опережающей основе. Опережающие знания, наблюдения, эксперименты, задания соответствуют эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала.

4. На личностно-смысловой основе. Главное в технологии - создание эмоционально-психологических установок, умение воздействовать на эмоции, чувства школьников, выстраивая эмоциональную драматургию урока.

5. На проблемной основе. В основе технологии - проблемная ситуация, ситуация внутреннего противоречия между знанием и незнанием.

6. На ситуационной основе (игровой). Учащиеся имитируют реальную действительность, это помогает вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности.

7. На диалоговой основе. В традиционной педагогике: учитель-ученик (субъект-объект обучения). В новой педагогике учитель-ученик (субъект-субъектив-ные отношения, взаимодействие).

8. На взаимной основе (КСО). Работа организуется в парах сменного состава.

9. Информационные технологии. Организационная основа данной технологии - компьютеризация образования, использование педагогических программных средств, телекоммуникаций.

Любая применяемая в учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, не допускать чрезмерной нервной нагрузки при освоении учебного материала, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в учебной группе и учить детей самостоятельно защищаться от стрессов, сохранять здоровье. Рациональная организация урока - необходимое условие предотвращения перегрузок учащихся. К критериям рациональной организации урока в коррекционном классе можно отнести следующие:

- количество видов учебной деятельности;

- среднюю их продолжительность;

- чередование способов объяснения;

- создание творческой обстановки;

- доверительные взаимоотношения с преподавателями;

- эмоциональную разрядку;

- оздоровительные паузы.

88

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

На уроках технологии в специализированных образовательных учреждениях необходимо опираться на применение кроссвордов, задание на соответствие, вопросов на сообразительность, которые всегда вызывает здоровый азарт. Используются варианты тестового опроса в образной форме с применением картинок, технологических карт и схем.

Комплексное использование в учебном процессе инновационных технологий помогает более полно реализовывать цели преподавания с учетом современных требований обучению учащихся в специализированных образовательных учреждениях.

Задача педагога - направить внимание учащихся на предмет изучения так, чтобы дети, увлекшись, легче познавали и запоминали новое. Чтобы сделать процесс обучения интересным и занимательным, преподаватель может включать в урок игры и игровые моменты.

Список литературы:

1. Харктикова Е.В. Спецдисциплины в коррекционной группе // Профессиональное образование. - 2005. - № 9.

2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. - М., 2000.

3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. - М., 1990.

4. Демидова Н.В. Современные образовательные технологии // Профессиональное образование. - 2005. - № 2.

5. Малехина С.И. Основные требования к использованию ТСО // Школа и производство. - 2006. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб., 1995.

7. Халиуллина М.М. Дифференциация обучения подростков с проблемами умственного и физического развития // Профессиональное образование. - 2006. - № 6.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ В АМБУЛАТОРНЫХ И СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ

© Чаптыкова Т.П.*

Детская городская клиническая больница № 3, г. Новосибирск

В статье рассматриваются проблемы, связанные с учетом основных принципов комплексного подхода при диагностике и лечении заикания

Логопед высшей категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.