РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 372.874
DOI: 10.18384/2310-7219-2020-4-17-29
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ
Дорофеева Ю. Ю, Моисеев А. А.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация
Цель. Описание основных методов, принципов и подходов, которые лежат в основе излагаемой комплексной методики преподавания пейзажной фотографии. Главной задачей работы стало обобщение большого педагогического и экспериментального опыта авторов в преподавании пейзажной фотографии.
Процедура и методы. Ведущими методами исследования мы можем считать: сравнительный анализ и педагогический эксперимент.
Результаты. Описаны составляющие апробированной комплексной методики, обобщён мировой и отечественный опыт преподавания фотографии. Всё это содержится также в опубликованных авторами научных статьях и учебно-методических разработках для высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования в области: дизайна, компьютерной графики, художественной фотографии / фотоискусства, истории, теории, техники и технологии фотографии, и в том числе, пейзажной фотографии. Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование носит прикладной характер и направлено на то, чтобы показать условия, при которых возможно изменение результатов обучения в лучшую сторону. Комплексная методика в области пейзажной фотографии была апробирована авторами в системах высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: фотоискусство, фотографика, пейзажная фотография, дизайн, студенты, изобразительное искусство, обучение, образование, педагогика, методика
© ^ BY Дорофеева Ю. Ю., Моисеев А. А., 2020.
THE MAIN METHODS, PRINCIPLES AND APPROACHES OF A COMPREHENSIVE METHODOLOGY FOR TEACHING LANDSCAPE PHOTOGRAPHY
Y. Dorofeeva, A. Moiseev
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy ul., Mytischi, Moscow region, 141014, Russian Federation Abstract.
Aim. To describe the basic methods, principles and approaches that underlie the comprehensive approach to teaching landscape photography. The main objective of the article is to generalize the authors' vast pedagogical and experimental experience in teaching landscape photography. Methodology. The leading research methods can be considered the comparative analysis and pedagogical experiment
Results. The components of the tested comprehensive methodology are described. The world and domestic experience in teaching photography is also given. All these are in the authors' scientific articles and educational and methodological developments for higher education, secondary vocational education and additional education in the field of design, computer graphics, art photography / photography, history, theory, engineering and technology of photography, including landscape photography. Research implications. The article is applied by nature and is aimed at showing the conditions under which it is possible to change the learning outcomes for the better. A comprehensive technique in the field of landscape photography was tested by the authors in the system of higher education, secondary vocational education and additional professional education.
Keywords: photography, photography, landscape photography, design, students, art, training, education, pedagogy, methodology
Введение
Данная статья посвящена проблеме необходимости описания основных методов, принципов и подходов, формирующих комплексную методику преподавания пейзажной фотографии в системах высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, которые слабо раскрыты в имеющейся мировой и отечественной научной литературе, на что указывает дефицит серьёзных учебников и учебных пособий в данной области в соответствии с последними ФГОС ВО, ФГОС СПО и ФГТ. Несмотря на актуальность и важность данной проблемы, степень её научной разработанности относительно низкая, что является ключевым противоречием, положенным в основу проблематики исследования.
Отдельные методические и авторские разработки прикладного характера в сфере фотографии (самоучители, ру-
ководства, пособия и пр.) тем не менее достаточно многочисленны, мы можем привести в пример книги, касающиеся различных аспектов художественной фотографии, как отечественных, так и зарубежных авторов: Александра Лапина, Майкла Фримана, Трейси Кларк, Павла Косенко, Джо Макнелли, Мишель Тернер, Скотта Келби, Уильяма Мортен-сена, Майкла Фрая, Ли Фроста, Роберта Томпсона и мн. др. В сфере фотографии активно действуют профессиональные сообщества, проводятся мастер-классы, фотокурсы и фотошколы, выходят журналы, обновляются интернет-ресурсы, однако в связи с крайне динамичным развитием данной сферы учебные, методические и научные материалы быстро теряют свою значимость для практического применения.
Целью данной работы является систематизация основных методов, принципов и подходов, которые лежат в основе из-
Vjay
лагаемой комплексной методики преподавания пейзажной фотографии. Главной задачей исследования стало обобщение большого педагогического и экспериментального опыта авторов в преподавании пейзажной фотографии. Ведущими методами исследования мы можем считать: теоретические - анализ философской, исторической, искусствоведческой, психологической, педагогической и методической литературы; изучение нормативно-правовых и законодательных документов; анализ собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателей; эмпирические - педагогическое наблюдение, подбор и разработку методов обучения; опросы, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение и анализ результатов творческой деятельности обучающихся, обобщение полученных результатов; опытно-экспериментальную работу.
Результатом исследования явились описание составляющих апробированной комплексной методики, обобщение мирового и отечественного опыта преподавания фотографии. Практическая значимость также заключается в написании авторами ряда научных статей и учебно-методических разработок для высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области: дизайна, компьютерной графики, художественной фотографии / фотоискусства, истории, теории, техники и технологии фотографии, в том числе пейзажной фотографии.
Комплексная методика в области пейзажной фотографии была нами апробирована на факультете Изобразительного искусства и народных ремёсел в ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», в школе искусств и дизайна при АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», колледже АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» в процессе преподавания дисциплин: «Фотографика», «Фотоискус-
ство», «Организация показа (фотография)», «Техника и технология рекламной фотографии», - а также в системе дополнительного профессионального образования в процессе обучения слушателей на фотокурсах по авторским методикам при Институте открытого образования Московского государственного областного университета.
Нами за годы работы в сфере фотографии были написаны ряд публикаций и научных трудов, из которых можно особо выделить: «Systematization of theory and methodology for teaching advertising and portrait photography based on the Russian experience» [12], «Преподавание рекламной и портретной фотографии на основе опыта работы в индустрии моды» [4], «Роль фотографии и её средств в процессе обучения графическому дизайну в системе высшего образования» [3].
В описываемой комплексной методике был обобщён опыт научных школ и исследований в сфере художественно-педагогического и дизайн-образования, в результате чего научные труды Р. Ч. Бар-циц, С. Е. Игнатьева, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Н. Н. Ростовцева, В. Ф. Рунге, Д. А. Хворостова, П. Д. Чистова, Е. В. Шорохова рассматриваются нами как основополагающие в современном образовательном пространстве. Проблемы истории, теории и практики обучения фотографии, оказавшие положительное влияние на формирование нашей комплексной методики, нашли отражение в работах: Е. В. Барха-товой, А. С. Вартанова, С. В. Дементьевой, А. Ю. Кравцовой, С. В. Кулагина, А. И. Лапина, И. А. Львовой, Н. С. Львовой, А. Б. Меледина, М. К. Мусорина, М. Оланда, С. Г. Пожарской, Г. К. Пондо-пуло, А. В. Редько, Г. Д. Розова, А. В. Ру-заева, Н. М. Соловьёвой, В. Т. Стигнеева, Л. Фроста, Н. А. Хренова, Е. А. Якимови-ча и др.
В основе формирования комплексной методики также лежит экспериментальный, практический, творческий
и педагогический опыт классиков мировой художественной фотографии: Р. Адамсона, Ф. С. Арчера, Л.-О. Биссо-на, О.-Р. Биссона, Ф. Беато, Л. Д. Блан-кар-Эврара, К. Блоссфельда, М. Брейди, К. К. Буллы, Л. Ж. М. Дагера, Ф. Джонсона, Д. Истмана, А. Картье-Брессона, Д. А. Каттинга, Д. М. Кэмерон, Э. Лей-бовиц, А. Люмьер, Л. Люмьер, О. Люмьер, С. МакКарри, С. Морзе, У. Нотмэна, Ж. Н. Ньепса, С. М. Прокудина-Горского, О. Г. Рейландера, Г. П. Робинсона, Й. Суде-ка, У Г. Ф. Талбота, Г.-Ф. Турнашона (Ф. На-дара), Р. Фентона, Д. О. Хилла, Э. Штайхе-на, А. Штиглица, А. Эткинс и др.
В зависимости от уровня образования подходы к преподаванию пейзажной фотографии, как правило, меняются незначительно: в большей степени изменения касаются требований к качеству и объёму выполняемых учебно-творческих заданий студентами / слушателями и их ориентированная на развитие практических умений и навыков составляющая в конкретной образовательной программе. Далее мы рассмотрим основные методы, принципы и подходы, лежащие в основе апробированной комплексной авторской методики преподавания пейзажной фотографии.
Основные технико-технологические
и методологические особенности преподавания пейзажной фотографии
Пейзажная сьёмка - важная часть фотоискусства, это очень популярный жанр среди фотографов и фотолюбителей, а также один из самых востребованных. Это не только художественное и творческое видение, но и поиск удачного мотива, композиции, поэтому для освоения фотографии пейзажа важно развитие профессионального восприятия, как панорамного, так и фрагментарного видения. Фотографу важно уметь решить художественный образ посредством акцентирования композиционного или смыслового центра, выразить состояние архитектуры и природы, характер мест-
ности, плановость, колорит, динамику и ритм. В съёмке на природе зачастую трудно передать соотношение масс и тонов неба, земли, воды друг к другу, особенно в контражуре. Важным в работе является выбор объектива под фокусное расстояние до главного объекта съёмки (fish-eye, широкоугольный, панорамный, lensbaby, теле-зум и т. д.), часто могут пригодиться фильтры на объектив (поляризационный, звёздчатый, оттеночный). Особо нужно отметить непредсказуемость и изменчивость природы, в том числе: смену погоды и температур, удалённость от цивилизации - для минимизации рисков нужно учитывать данные факторы, продумывать инструментарий и оборудование.
Если рассматривать общие закономерности, которым стоит уделить внимание при съёмке пейзажа, то одной из первых будет расположение линии горизонта. Когда сильно загружена нижняя часть пейзажа (активные волны, сильная растительность, изгибы дороги и т. д.), линия горизонта должна быть расположена выше половины кадра - это самый распространённый вариант. В случае, когда сильно загружена верхняя часть (облака, ветки деревьев), линию горизонта следует расположить ниже половины кадра. Есть вариант центрального расположения линии горизонта. Если же части равнозначны (красивое отражение в сочетании с красивым верхом) - это чаще всего зеркальные или почти зеркальные кадры.
В решении пейзажа архитектурных сооружений (также и в природных локациях) встречаются диагональные взаимосвязи элементов (сходящиеся линии железнодорожных путей или дорога и сходящиеся в ряд дома).
В пейзажной фотографии есть следующие основные направления: городской пейзаж, архитектурный пейзаж, индустриальный, исторический, парковый, сельский, морской / речной, природный, героический. Следует также отметить, что для всех направлений приемлемы класси-
фикации по временам года (зима, весна, лето, осень), по времени дня (рассвет, полдень, закат, ночь), по природному состоянию или природным явлениям (солнечно, облачно, грозовое состояние, дождливо, туман), по географическому расположению места сьёмки (Европа, Африка, Азия и т. д.), по атмосфере какого-либо торжества или праздника (Рождество, Новый год, карнавал и т. д.). К примеру, обучающимся для простоты понимания рекомендуется описывать свои фотографии пейзажей с уточнением: осенний городской пейзаж на рассвете в тумане, летний морской пейзаж после грозы на закате, итальянский весенний сельский пейзаж в солнечный полдень и т. п.
Для начала стоит рассмотреть основные рекомендации именно для классификаций, так как они применимы для всех направлений пейзажной фотографии.
Специфика пейзажной сезонной фотосьёмки
В зависимости от времени года или сезона при сьёмке пейзажей есть своя определённая специфика. Если рассмотреть съёмку зимой, то основной сложностью является пониженная температура. При пониженной температуре, минусовой температуре заряд аккумулятора в фотоаппаратуре сильно падает, а при резком переходе в теплое помещение будет происходить «запотевание» оптики и видоискателя в фотоаппарате. Если зимой выпадает много снега, отражение света от него усиливает светлотность в кадре, даёт дополнительные возможности для настроек диафрагмы и выдержки. Снег также является одним из главных мотивов для зимних фотографий пейзажей. Снегопад, большие сугробы, сосульки, замёрзшие водоёмы, иней на деревьях и морозные узоры на окнах вносят свою особую атмосферу в кадр. Сосульки, как правило, образуют живой ритм и могут разнообразить кадры в городским пейзаже, привлекая внимание к карнизам домов.
Снегопад значительно повышает эффектность городского пейзажа, маскируя и гармонизируя разрозненные объекты в кадре, придаёт романтичности улицам, силуэтам идущих по ней людей. Мороз -ные узоры на окнах могут представлять собой отдельные выразительные композиции, сделанные природой, фиксация которых значительно разнообразит любой фотопроект, посвящённый зиме.
Вместе с тем сьёмки зимой тесно связаны со сложностью подчёркивания тоновой разницы, света и тени в пейзажах, когда небо, земля и предметы объединены общим светлым тоном снега, кадры становятся очень ровными и одинаковыми по тону. Красивые по колориту кадры могут абсолютно потерять свою информативность в чёрно-белом варианте. Если цель съёмки сделать кадры, напоминающие графику, то в такое время года нужно снимать в солнечные дни, когда очень чёткие и резкие падающие тени, а в снежные дни во время снегопада искать заведомо сильно тёмные объекты сьёмки, к примеру, стволы деревьев или тёмные дома. Хорошо подходит для зимнего периода также сьёмка в контражуре, позволяющая показать искристость снега.
Для весеннего периода главным мотивом в фотографиях становится цветение деревьев. Большое количество цветущих белыми и розовыми цветами плодовых деревьев усиливает эффектность снимаемых пейзажей. Сложность при сьёмке цветущих деревьев может возникнуть, если фон будет достаточно светлым или близким по цвету и тону. В этом случае тоновая разница теряется и планы зрительно «слепливаются». В таких случаях следует максимально открывать диафрагму, для того чтобы задний план сильно размывался, подчёркивая резкость цветов на переднем плане.
Не менее интересные акценты в художественное наполнение кадров вносят весной распускающиеся почки, цветы-первоцветы, половодье. Растаявший снег образовывает временные озера в тех ме-
стах, где их обычно нет, что позволяет разнообразить виды на неинтересный в летний период ландшафт, помогает выстраивать композиции с отражениями в воде.
Сложности в весенний период могут возникнуть со съёмкой густых лиственных лесов и пустых полей. Пока на деревьях не появятся листья разного цвета, густоты и фактуры, они сильно объединяются в общие тоновые массы, теряя выразительность в кадре. Так же происходит и с полями, пока на них не появится разнотравье или сельскохозяйственные культуры. Чтобы избежать этой проблемы, нужно искать отдельно стоящие деревья с красивым выраженным силуэтом, поля с изрезанным речками или дорогами рельефом. В это время года очень выгодно делать акцент на отражениях в воде или облаках. Помещение оставшихся после зимы сухих растений на передний план также поможет подчеркнуть плановость в кадрах.
Съёмочный процесс летом и осенью очень разнообразен. В эти времена года в европейской части России максимально широко представлена флора и фауна, хорошая погода и длинный световой день. Выгодно для съёмок выглядят природные и городские парки, парковые усадебные ансамбли, реки, пруды и озера. Яркость, разнообразие летних цветов, большое количество клумб позволяют улучшить кадры с однотонными по цвету и фактуре зданиями. Осенние листья выполняют схожую функцию осенью. Сложность может возникнуть при создании чёрно-белых или монохромных кадров, так как основной смысл фотографиям придают именно цветовые акценты. Фотографии без цвета могут полностью потерять плановость. Чтобы избежать этой проблемы, нужно внимательно выбирать объекты больших цветовых масс на фоне сильно отличающегося по тону или противоположного по цветовому кругу объекта.
Съёмка в различные состояния природы тоже имеет ряд особенностей.
Солнечная погода, облачная, природа перед грозой и во время грозы, дождливая погода, туман, радуга имеют разное как художественное смысловое значение в фотографиях, так и обладают особым рядом свето-тоновых и колористических характеристик.
Во время дождя и тумана ещё более сильно, чем во время облачной погоды, сглажены тоновые различия между светом и тенью в пейзажах, а снимки приобретают особое меланхоличное настроение. Городские пейзажи во время туманов смотрятся кинематографично, создаётся ощущение тайны и нереальности места. Туманы в пейзажах возникают как от охлаждения, так и от испарения. В горах художественную роль тумана выполняют низко висящие облака. В эти природные состояния нужно помнить о защите фотоаппаратуры от влаги. Во время яркой солнечной погоды часто на объективы надевают защитные бленды от попадания лишних солнечных лучей в кадр.
Фотосъёмка пейзажей в различное время суток
Сьёмка в ранние утренние часы или во время закатного света отличается низким расположением солнца к горизонту, вследствие этого солнечные лучи падают на объекты в пейзажах не под прямым углом, падающие тени становятся более вытянутыми, а свет более мягким. Помимо этого, рассвет и закат отличаются особым цветом неба, розовато-красных или оранжевых оттенков. Часто в это время суток падающие лучи от солнца становятся видны и их можно зафиксировать.
В ночное время или время после захода и до восхода солнца светом, освещающим объекты в городском пейзаже, становятся только уличные фонари и всевозможные подсветки домов и рекламных вывесок. В дикой природе света ещё меньше, и поступает он только в безоблачную погоду, когда на небе видны Луна и звёзды. Во всех случаях света недостаточно чтобы
\22J
поставить удачные сочетания диафрагмы (£5 и уже) и выдержки (1\125 и короче), поэтому в ночное время фотографы часто используют штативы для получения снимков достаточной резкости на более длительных выдержках. Ночами снимают движение звёзд, ночные улицы и морские дали в лунном свете, эффектно выходят и снятые на долгих выдержках следы от горящих фар проезжающих автомобилей.
Фотосъёмка городских и архитектурных пейзажей
У каждого города есть особый колорит, стиль, ритм, структура. Всё это можно передать средствами фотографии: текстуру и фактуру стен, аутентичный транспорт, ритм индустриальных построек, «портрет» архитектурных достопримечательностей, характер водоёмов, перспективу уходящих вдаль улиц и улочек, виды городских парков и пр. Очарование городскому пейзажу могут придать образы городских жителей, а также животных - обитателей городской среды. При съёмке в городе нужно смотреть, как на возможности снять панорамный вид с высоты (городские крепостные стены, колокольни, крыши домов, смотровые точки), так и на элементы декора и простого уличного обихода (решётки окон, дверные ручки, указатели, таблицы с названием улиц и пр. В городах можно снимать серии кадров, объединённых одной темой: вывески, окна и наличники, двери, арки и проёмы, внутренние дворики, люки, фонари и пр.
Мегаполисы интересны своей энергичной сменой обстановки, людскими потоками, большим количеством отражающих поверхностей. Вечерние и ночные снимки в мегаполисе можно сделать, выстроив кадр на акцентах горящих вывесок или «смазыванием» фар проезжающих машин при сьёмке на длинных выдержках.
В городе очень важно уметь снимать объект через объект, этот навык поможет сконцентрировать внимание на самом
интересном и скрыть мешающее, лишнее за объектом переднего плана. В городе даже при съёмке с одного ракурса хорошо можно экспериментировать с широтой угла объектива и значением диафрагмы.
В городском пейзаже особое внимание уделяется линиям и геометрии (стены домов, окна, дорожные знаки). Обязательно нужно научить работать с взаимодействием людей (вписывать фигуры людей, использовать особенности их образов, одежды типажей и т. д.). Так как любой попадающий в кадр элемент автоматически начинает нести смысловую нагрузку.
Архитектурный пейзаж - это городской пейзаж, показывающий главным образом архитектурные строения, их облик и особенности, в архитектурном пейзаже может полностью отсутствовать перспектива, а само здание показано прямо по центру, фасадно, без дополнительных поисков композиции. Основная задача таких кадров - познавательно-информативная, архитектурные сооружения или скульптурные композиции показываются максимально подробно, на их особенностях концентрируется дополнительное внимание.
Арки и колоннады, если они присутствуют во внешнем или внутреннем облике здания, показываются чаще в первую очередь, это тот случай, когда в архитектурном пейзаже можно создать ощущение динамики за счёт ритма колонн, а также показать уходящие в перспективу повторяющиеся элементы.
Сквозные арки ещё служат отличными «рамками» для других объектов, концентрируя внимание на них. Приём сьёмки «объект через объект» часто использует именно арки, искусственные или естественные, также подходят бойницы в стенах крепостей или других сооружений, стволы или ветки деревьев.
Фасады в архитектурном пейзаже снимаются для максимально понятного облика строения. Перспектива окружающей среды, как правило, в таких кадрах
отсутствует, зато присутствует сьёмка с 4-х сторон здания, часто такие кадры имеют прикладное значение, используются в исторической, краеведческой литературе, а также для изучения архитектуры и реставрационных работ. Разнообразить снимки фасадов могут пролетающие птицы и эффектные облака, также можно снимать во время заката и рассвета, а вот сьёмка в туман или ночью будет давать меньшую детализацию, усиливая при этом художественность кадра.
Многоплановый архитектурный пейзаж отличается от фасадного большей широтой обзора на архитектурный объект.
Элементы архитектуры крупным планом - это важная составляющая городского (архитектурного) пейзажа. Из элементов городской среды можно делать и самостоятельные фотопроекты. Учащимся можно сделать проект с разнообразием люков или выложенных из ракушек или камней узоров и т. д. Упавшие на дорогу цветы или листья могут дополнить художественную композицию подобных кадров.
На стенах соборов, храмов и других исторических или религиозных сооружений отдельное внимание нужно уделить фрагментам настенных лепнин, резьбе по камню или дереву, фрескам и мозаикам. Выгодной может быть композиция в круге или по спирали, с использованием вертикального или горизонтального ритма. В фотографиях крупных архитектурных планов важна передача текстуры, фактуры снимаемых объектов, оригинальная форма или ракурс.
Фотосъёмка исторического пейзажа
Исторический пейзаж содержит в себе как элементы архитектурного пейзажа, так и природного, паркового. В историческом пейзаже особое значение имеет акцент на подчёркнутой исторической значимости комплекса или здания. В историческом пейзаже очень важно знание истории места, где будет проходить сьёмка, иначе можно упустить ценный
объект из виду, не заметив нужный фрагмент стены или исторические плиты и т. д. Также важно иметь информацию об особенностях зданий, знать и уметь отличать оригиналы от копий, исконно исторические фрагменты от отреставрированных частей. Именно в исторических пейзажах важна проинформированность фотографа, чтобы сделать действительно значимые кадры. Немаловажно обладать умением маскировать реставрационные леса, которые часто встречаются в исторических местах, для этого применяется приём сьёмки объект через объект, когда реставрация может быть закрыта или частично замаскирована ветками дерева или кустарника на переднем плане за счёт расстояния и плановости в построении кадров. Маскируются также и лишние объекты, попадающие в кадр, к примеру, автомобили или современные палатки и другие постройки. Если место очень людное и такой прием не подходит, фотографы прибегают к помощи компьютерных программ. Есть подход к сьёмке, когда нужное место с одного и того же ракурса снимается большое количество раз, для этого фотоаппарат фиксируется на штативе. После этого все кадры загружаются в программу, и она сама анализирует, что в кадре изменялось, а что оставалось неизменным, программа убирает все изменяющиеся объекты и делает объединённый коллаж со всеми статичными частями, оставляя, таким образом, только необходимый объект в кадре.
Фотосъёмка паркового пейзажа
Очень часто парковый пейзаж сопряжён с историческим и природными пейзажами. Под парковым пейзажем подразумеваются в первую очередь природные объекты, обустроенные или спроектированные человеком, например, регулярные французские парки или усадебные парки в других стилях, скверы, парки туризма и отдыха и т. д. В таких пейзажах важно передать красоту планировки парковых объектов: интерес для фотографа
могут иметь фонари, скамейки, скульптуры, фонтаны, клумбы, оранжереи. В сюжеты кадров можно включать жанровые сцены с отдыхающими, сидящими на скамейках людьми или гуляющих с собаками, велосипедистов, детей и т. д. Очень часто именно в парках снимается свадебная фотография, поэтому нужно обращать внимание как на общие планы с архитектурными строениями и перспективой улиц, так и на объекты переднего плана, цветущие деревья, кустарники и т. д. Интересно понаблюдать и за поведением обитателей парков. Можно построить интересную композицию кадра с птицами на переднем плане (утки, воробьи, голуби и т. д.), с кошками или собаками. Интерес в парковом пейзаже представляет съёмка растений и цветов крупным планом, так как многие растения, растущие в парках, очень редки в дикой природе или не встречаются вовсе. В парках проводятся £а8Ыоп-фотосессии в журналы, модные сьёмки одежды и аксессуаров, портретные частные фотосессии. Как правило, парк - отличная возможность найти красивые природные локации в непосредственной близости от цивилизации, что технически очень облегчает процесс сьёмки, по сравнению со сьёмкой в дикой природе.
Фотосъёмка индустриального пейзажа
Индустриальный пейзаж также является частью городского пейзажа, основная особенность заключается в фиксировании объектов индустриального значения, заводов, грузовых портов, строек. Элементы, которые в природном, парковом или историческом пейзажах маскируются, в данном виде пейзажа, наоборот, подчёркиваются, обозначаются как главные в кадре. Строительные леса, ограничительные ленты, дымоходные трубы, антенны, строительные краны и другая спецтехника, «обшарпанные» стены заброшенных заводов в индустриальном пейзаже имеют особое настроение и колорит. Подобные
локации зачастую также используются для £а$Ьюп-съёмок в журналы, модных фотосессий одежды и аксессуаров. Контраст, создающийся от сочетания изысканного вида модели и одежды на фоне грубости места съёмки усиливает впечатление зрителей от снимка.
Панорамная съёмка вида на город и съёмка с обзорных точек
Эти кадры всегда интересны своей масштабностью. Вид на весь город интересен, особенно снятый на закате в лучах уходящего солнца, в дымке, во время приближения грозы. Для подобных кадров выбирают максимальную возвышенность, если город имеет холмистость или расположен в горах. Если же город расположен на равнине, то обзорные точки находятся на вершинах колоколен, башен, крышах домов и т. д. Панорамный вид можно снять также с колеса обозрения в парке развлечений, с канатной дороги из кабинки фуникулера.
Съёмка с мостов или видов на мосты всегда отличает и разнообразит кадры, сделанные в городах, где есть реки или каналы. Мосты интересны тем, что позволяют экспериментировать с ракурсами съёмок. К примеру, можно снимать в начале моста, с противоположной точки, слева или справа от моста, можно снимать и из-под моста, если воспользоваться средством передвижения по воде. Сокращение в перспективе вида на мост усиливает динамику в кадре, а фронтальный вид на мост создаёт статичное изображение, делая кадры более панорамно-обзорными. В таких фотографиях динамику можно усилить, снимая плывущие теплоходы, катера, лодки. Интересно зафиксировать и движение водоплаву-ющих птиц (утки, лебеди, чайки и т. д.). Отдельный интерес составляют детали, фактура мостов (скульптуры, лепнина, своды). При съёмке с моста в кадре создаётся ощущение парения над водой, как будто кадр сделан с воды, особенно это интересно смотрится на бурно текущих
реках. Если же вода в водоёмах стоячая, то во фронтальных видах на мост можно зафиксировать интересный эффект симметрии моста с его отражением, и поскольку арки мостов часто полукруглые, то в симметричных кадрах будет оптически создаваться круг.
Заключение
В заключение мы должны отметить тот факт, что искусство художественной фотографии сегодня в системе высшего образования, среднего профессионального образования и в системе дополнительного профессионального образования обладает нераскрытым потенциалом в сфере развития образного мышления обучаемых, активизации творческой и художественно-проектной деятельности. Наше исследование помогло систематизировать основные методы, принципы и подходы, лежащие в основе методики преподавания пейзажной фотографии, в исследовании: были выявлены возможности активизации творческой деятельности студентов и учащихся средствами художественной фотографии в процессе обучения; обоснованы научно-теоретические принципы обучения художественной фотографии в контексте современного отечественного художественного образования; обобщён и систематизирован педагогический опыт в процессе развития мирового и российского искусства художественной фотографии; разработана и экспериментально подтверждена эффективность методики активизации творческой деятельности студентов средствами художественной пейзажной фотографии. В ходе работы над исследованием были выявлены эффективные формы, методы и методические приёмы обучения художественной пейзажной фотографии в процессе обучения студентов и учащихся.
Делая выводы, можно констатировать, что фотография (в том числе фотоискусство, фотографика и сходные дисциплины) в качестве учебной дисциплины в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами ВО и СПО и Федеральными государственными требованиями распространена существенно меньше отводимой ей роли в современном обществе, в результате у студентов слабо формируется отношение к фотографии как части изобразительного искусства и мировой художественной культуры, отсутствует профессиональная система понятий и представлений об этом виде искусства (выдающиеся представители и их фотоработы, конкурсы и выставочные площадки и т. п.). В перенасыщенном фотографией и визуальными образами современном мире студенту практически невозможно сориентироваться и отличить важное от второстепенного, качественное от посредственного, а иногда и разрушительного.
Обучение художественной фотографии и фотоискусству в России носит разрозненный и несистемный характер, преподаванию фотографии уделяется меньшее значение по сравнению с мировыми тенденциями. В результате отсутствия высшего образования по фотографии и фотоискусству, слабому развитию профессионального образования и устареванию педагогических технологий основная подготовка по данному направлению осуществляется в системе дополнительного образования на курсах, в фотошколах, авторских мастер-классах и посредством индивидуальных занятий.
При проведении опытно-экспериментальной работы нами были разработаны активные и интерактивные формы проведения занятий по художественной пейзажной фотографии, способствующие развитию мотивации, увлечённости процессом обучения, применялись информационно-коммуникационные технологии, технические средства обучения и онлайн-консультирование. Учебные задания содержали широкий спектр межпредметных связей по композиции, цветоведению и колористике, экспозиционным технологиям, фотографике,
фотоискусству, мультимедиа-технологиям, компьютерной графике. Задания и упражнения наглядно демонстрировали возможности достижения образной выразительности и реализации творческих замыслов для обучающихся.
Результаты исследования, ключевые элементы методики рассматриваются
нами в достаточно широком спектре, могут быть использованы для совершенствования теории и методики обучения художественной фотографии в системе художественного и творческого образования, а также дизайн-образования.
Статья поступила в редакцию 23.01.2020
ЛИТЕРАТУРА
1. Барциц Р. Ч. Организация производственного участка как проектная и учебно-творческая лаборатория // Великая степь и Евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан, Астана, 10-11 января. Астана, 2017. С. 20-28.
2. Дементьева С. В. Художественно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания средствами фотоискусства // Великая степь и Евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан, Астана, 10-11 января. Астана, 2017. С. 61-64.
3. Дорофеева Ю. Ю. Роль фотографии и её средств в процессе обучения графическому дизайну в системе высшего образования // Наука на благо человечества - 2016: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвящённой 85-летию МГОУ, Москва, 1-29 апреля 2016 г. М., 2016. С. 24-28.
4. Дорофеева Ю. Ю., Моисеев А. А. Преподавание рекламной и портретной фотографии на основе опыта работы в индустрии моды // Наука на благо человечества - 2020: материалы Международной научной онлайн-конференции молодых учёных (статьи преподавателей и аспирантов) / отв. ред., сост. Е. А. Певцова. М., 2020. С. 324-333.
5. Ломов С. П. Методология художественно-образовательной деятельности как основа научной школы // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвузовский сборник научно-методических трудов / сост. Л. А. Буровкина, С. П. Рощин, Т. В. Ганова; науч. ред. В. В. Корешкова. М., 2018. С. 5-13.
6. Ломов С. П., Галкина М. В., Чистов П. Д. Проблематика современного реалистического искусства с позиции участников образовательного пространства и целеполагания студентов художественно-графических факультетов // Искусство и образование. 2019. № 1 (117). С. 77-85.
7. Львова И. А. Анализ творческо-педагогического потенциала стандарта ФГОС 3+ для дизайнеров // Великая степь и Евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан, Астана, 10-11января. Астана, 2017. С. 260-263.
8. Львова Н. С. Аспекты формирования профессионального творческого мышления у студентов-дизайнеров // Социальный идентификатор: Педагогические науки. 2016. № 4. С. 23-27.
9. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 366 с.
10. Хворостов Д. А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий: дис. ... докт. пед. наук. Орёл, 2013. 389 с.
11. Чистов П. Д., Руднев И. Ю. Системные основы методики преподавания изобразительного искусства // Право и практика. 2017. № 2. С. 232-236.
12. Dorofeeva Yu., Moiseev A. System atization of theory and methodology for teaching advertising and portrait photography based on the Russian experience [Электронный ресурс] // E3S Web of Conferences 210, 18112 (2020) ITSE-2020. URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018112 (дата обращения: 16.12.2019).
ISSN 2072-8395
2020 / № 4
REFERENCES
1. Bartsits R. Ch. [Organization of the production site as a design and educational and creative laboratory]. In: Velikaya step' i Evraziiskie tsennosti: khudozhestvennoe obrazovanie i esteticheskoe vospit-anie: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 25-letiyu neza-visimosti Respubliki Kazakhstan, Astana, 10-11 yanvarya [The Great Steppe and Eurasian Values: Art Education and Aesthetic Education: Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 25th anniversary of the independence of the Republic of Kazakhstan, Astana, January 10-11]. Astana, 2017, pp. 20-28.
2. Dement'eva S. V. [Artistic and pedagogical foundations of spiritual and moral education by means of photography]. In: Velikaya step' i Evraziiskie tsennosti: khudozhestvennoe obrazovanie i esteticheskoe vospitanie: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 25-letiyu nezavisimosti Respubliki Kazakhstan, Astana, 10-11 yanvarya [The Great Steppe and Eurasian Values: Art Education and Aesthetic Education: Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 25th anniversary of the independence of the Republic of Kazakhstan, Astana, January 10-11]. Astana, 2017, pp. 61-64.
3. Dorofeeva Yu. Yu. [The role of photography and its means in the process of teaching graphic design in the system of higher education]. In: Nauka na blago chelovechestva - 2016: materialy ezhegodnoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei, aspirantov i studentov, posvyashchennoi 85-letiyu MGOU, Moskva, 1-29 aprelya 2016g. ) [Science for the good of humanity - 2016: Materials of the annual all-Russian scientific-practical conference of teachers, postgraduates and students, dedicated to the 85th anniversary of MGOU, Moscow, April 1-29, 2016)]. Moscow, 2016, pp. 24-28.
4. Dorofeeva Yu. Yu., Moiseev A. A. [Teaching advertising and portrait photography based on experience in the fashion industry]. In: Pevtsova E. A., otv. red., sost. Nauka na blago chelovechestva - 2020: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi onlain-konferentsii molodykh uchenykh (stat'i prepodavatelei i aspirantov) [Science for the Good of Humanity - 2020: Materials of the International Scientific Online Conference of Young Scientists (articles by teachers and graduate students)]. Moscow, 2020, pp. 324-333.
5. Lomov S. P. [Methodology of artistic and educational activities as the basis of a scientific school]. In: Bu-rovkina L. A., Roshchin S. P., Ganova T. V. sost.; nauchnyi redaktor Koreshkova V V. Puti i sredstva povy-sheniya kachestva khudozhestvennogo obrazovaniya i esteticheskogo vospitaniya: mezhvuzovskii sbornik nauchno-metodicheskikh trudov [Ways and means of improving the quality of art education and aesthetic education Inter-university collection of scientific and methodological works]. Moscow, 2018, pp. 5-13.
6. Lomov S. P., Galkina M. V., Chistov P. D. [Problems of contemporary realistic art from the perspective of participants in the educational space and goal-setting of students of art and graphic faculties]. In: Iskusstvo i obrazovanie [Arts and education], 2019, no. 1 (117), pp. 77-85.
7. L'vova I. A. [The analysis of the creative and pedagogical potential of the standard FSES 3+ for designers]. In: Velikaya step' i Evraziiskie tsennosti: khudozhestvennoe obrazovanie i esteticheskoe vospitanie: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 25-letiyu nezavisimosti Respubliki Kazakhstan, Astana, 10-11 yanvarya [The Great Steppe and Eurasian Values: Art Education and Aesthetic Education Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 25th anniversary of the independence of the Republic of Kazakhstan, Astana, January 10-11]. Astana, 2017, pp. 260-263.
8. L'vova N. S. [Aspects of the design students' professional creative thinking formation]. In: Sotsial'nyi identifikator: Pedagogicheskie nauki [Social Identifier: Educational Sciences], 2016, no. 4, pp. 23-27.
9. Runge V. F., Sen'kovskii V. V. Osnovy teorii i metodologii dizaina [Fundamentals of design theory and methodology]. Moscow, 2005. 366 p.
10. Khvorostov D. A. Sistema professional'noi podgotovki studentov khudozhestvenno-graficheskikh fakul'tetov k proektnoi deyatel'nosti na baze komp'yuternykh tekhnologii: dis. ... dokt. ped. nauk [The system of professional training of students of art and graphic faculties for project activities based on computer technology: D. thesis in Pedagogic sciences]. Eagle, 2013. 389 p.
11. Chistov P. D., Rudnev I. Yu. [Systemic Foundations of Fine Arts Teaching Methods]. In: Pravo iprak-tika [Law and practice], 2017, no. 2, pp. 232-236.
12. Dorofeeva Yu., Moiseev A. Systematization of theory and methodology for teaching advertising and portrait photography based on the Russian experience. In: E3S Web of Conferences 210, 18112 (2020) ITSE-2020. Available at: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018112 (accessed: 16.12.2019).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Дорофеева Юлия Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры композиции Московского государственного областного университета, член Союза фотохудожников России; e-mail: [email protected]
Моисеев Алексей Андреевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры графического дизайна, заместитель декана по научной работе факультета Изобразительного искусства и народных ремёсел Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Yulia Yu. Dorofeeva - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., of the Department of Composition, Moscow Region State University, member of the Union of Photo Artists of Russia, e-mail: [email protected]
Alexey A. Moiseev - and. Sci. (Education), Assoc. Prof., of the Department of Graphic Design, Deputy Dean for Scientific Work of the Faculty of Fine Arts and Folk Crafts, Moscow Region State University, e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Дорофеева Ю. Ю., Моисеев А. А. Основные методы, принципы и подходы комплексной методики преподавания пейзажной фотографии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 4. С. 17-29. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-4-17-29
FOR CITATION
Dorofeeva Y. Yu., Moiseev A. A. The main methods, principles and approaches of a comprehensive methodology for teaching landscape photography. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2020, no. 4, рр. 17-29. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-4-17-29