Научная статья на тему 'Основные методы преподавания биологии в современной системе образования Российской Федерации'

Основные методы преподавания биологии в современной системе образования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / БИОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ACTIVE TEACHING METHODS / BIOLOGY / TEACHING METHODS / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL SYSTEM / VISUALIZATION / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубиева Лаура Муратовна

В статье определяется роль основных методов процесса обучения, используемых в различных отраслях науки, в образовательном процессе дисциплины «Биология», характеризуются активные методы обучения биологии и их формы, обозначается уровень значимости визуализации усваиваемой информации как эффективного метода обучения биологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC METHODS OF TEACHING BIOLOGY IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article defines the role of the basic methods of the learning process used in various fields of science in the educational process of the discipline «Biology», describes the active methods of teaching biology and their forms, denotes significance level of visualization of digestible information as an effective method of teaching biology

Текст научной работы на тему «Основные методы преподавания биологии в современной системе образования Российской Федерации»

ХУБИЕВА Лаура Муратовна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии Карачаево-Черкесского государственного университета

им. У.Д. Алиева, e-mail: ilyas.xapaev@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье определяется роль основных методов процесса обучения, используемых в различных отраслях науки, в образовательном процессе дисциплины «Биология», характеризуются активные методы обучения биологии и их формы, обозначается уровень значимости визуализации усваиваемой информации как эффективного метода обучения биологии.

Ключевые слова: активные методы обучения, биология, методика обучения, образовательный процесс, система образования, визуализация, преподавание.

KHUBIEVA Laura Muratovna,

candidate of biological sciences, Associate Professor,

Department of Biology and Chemistry Karachay-Cherkess State

University named after U.D. Aliev

BASIC METHODS OF TEACHING BIOLOGY IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article defines the role of the basic methods of the learning process used in various fields of science in the educational process of the discipline «Biology», describes the active methods of teaching biology and their forms, denotes significance level of visualization of digestible information as an effective method of teaching biology.

Key words: active teaching methods, biology, teaching methods, educational process, educational system, visualization, teaching.

В современных условиях процесса преподавания многих дисциплин в высшей школе, в том числе и биологии, значительную роль играют активные методы обучения. Как известно, процесс методики обучения биологии состоит в исследовании содержания процесса обучения по данной дисциплине и выявления закономерностей усвоения учащимися материалов, которая строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания и базируется на общих для всех дисциплин основах педагогической науки с учетом специфики изучения данной науки.

Немаловажное значение в процессе преподавания биологии студентам различных факультетов высших учебных заведений на современном этапе их развития также имеет так называемая визуализация, являющаяся одним из эффективных механизмов преподавания биологии.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

При этом необходимо отметить, что при применении тех или иных методов процесса обучения биологии, особое внимание необходимо уделить ее методике, под которой понимается «... наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного своей спецификой, определяемой содержанием и структурой биологической науки, и учебным предметом» [1].

В условиях коренных преобразований в системе образования РФ происходят изменения форм и методов процесса преподавания, основой которого является развитие личности обучающегося, тем самым вызывая необходимость педагога уделять в первую очередь «.подготовки человека, умеющего адаптироваться, думать, чувствовать, находить и использовать необходимую информацию» [2, с. 203]. В связи с этим на передний план в процессе преподавания биологии, как и других учебных предметов, выходят активные методы ее обучения.

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Основные формы которых включают в себя имитационные формы обучения (использование ситуационных задач, оценка конкретных ситуаций, игра и др.) и неимитационные формы обучения (проблемный подход, эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа и др.).

Имитационные формы процесса обучения биологии в свою очередь подразделяются на игровые и неигровые, при этом они обладают определенной моделью обучаемого процесса.

Использование ситуационных задач в процессе обучения характеризуются применением аналитических процедур в ходе их решения, которое закрепляется аргументацией ответов студентов. Применение аналитики конкретных ситуаций, сложившихся в том или ином тематическом плане, способствует вычленению необходимой информации из косвенного материала. Данный метод обязывает каждого студента, принимающего участие в этом процессе, быть ответственным за результативность своих ответов, поскольку он является неотъемлемой частью команды.

Необходимым элементом процесса обучения многих предметов, как и биологии в частности, на современном этапе образовательного процесса, являются игровые технологии, которые позволяют «...моделировать различные ситуации, увеличить кругозор, сообщить новые знания, повысить активность и снизить уровень напряжения» [2, с. 205].

Основным качеством активной формы обучения является высокая степень инициативности, самостоятельности и развития социальных качеств у учащихся, которые формируют умение получать знания и применять их на практике, развивать творческие способности в представлении полученной информации.

Отдельного внимания в связи с глобализацией мировой науки, в том числе и педагогики, как эффективный метод процесса обучения биологии, является визуализация усваиваемой информации, в сфере которой произошли значительные преобразования.

Прежде всего, его массив вырос очень сильно, и появились принципиально новые варианты подачи визуальной информации, в том числе методы ее удаленного распространения. Естественно, что результаты технического прогресса, а также сама новая визуальная культура напрямую влияют на требования к преподавателям высшей школы. Термин «визуализация» происходит от латинского visualis - воспринимается зрительно, наглядно. В педагогике «визуализация» -это процесс представления данных в форме изображения с целью максимального понимания учащихся или придания визуальной формы любому

мыслимому объекту, предмету, процессу и т. д. Другое определение термина «визуализация» дается в педагогических концепциях, таких как теория цепей и теория кадров. В них под визуализацией понимается удаление в процессе познавательной деятельности с внутреннего плана на внешний план шаблонов мышления, форма которых самопроизвольно определяется механизмом ассоциативной проекции.

В настоящее время в практике преподавания используются более ста визуальных методов структурирования - от традиционных диаграмм и графиков до «стратегических» карт, схем пауков лучей и причинно-следственных связей. Это разнообразие обусловлено значительными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Преподавание фундаментальных дисциплин в университете априори предполагает использование как классических методологических подходов к образованию, так и инновационных. И тот же принцип используется при проведении практических занятий по биологии со студентами химико-биологического факультета, целью которых является формирование компетентных современных специалистов в области химии и биологии. Отличной иллюстрацией для реализации этого принципа является проведение практических занятий в отдельных тематических разделах. Классическое содержание любого урока основано на последовательной комбинации трех методов представления информации: текста, изображения и диаграммы, а также постоянного повторения материала в одном и том же формате: на уроке лекций, дома с самообучением, во время осмотра и при закреплении материала. Три подхода оправдывают этот метод: а) в фигуративном материале легче ориентироваться, б) он лучше запоминается и в) служит уникальной визитной карточкой учебного плана по биологии, что позволяет легко отличить его от других дисциплин и мгновенно восстановить всю структуру в памяти при любом упоминании об этом.

Для более успешной консолидации материалов с помощью современных технологий было найдено много технологических решений для задач использования образовательной информации на расстоянии, формирования профессиональных компетенций (компьютерные задачи, виртуальная лаборатория и практический атлас и т. д.). Использование компьютерных технологий определялось современными тенденциями информатизации образовательного процесса как наиболее приемлемого и эффективного для восприятия, обработки и хранения визуализируемого материала.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

В общей практике высшей школы, независимо от дисциплины, можно выделить «. несколько областей визуализации образовательного контента, которые являются примерами эффективной организации образовательной деятельности и активно используются сотрудниками, а именно интерпретирование учебной информации, превращение учебного контента в удобные для запоминания и хранения в памяти схемы и конструкты» [3, 605-606]. Данное направление визуализации, как представляется, является наиболее значимым для учебного процесса, поскольку позволяет увидеть и оценить степень восприятия, понимания, анализа учебного материала учащегося. Таким образом, визуализация в формировании целостной и конкурентоспособной личности квалифицированного специалиста, а также современный метод преподавания биологии позволяет преподавателю обеспечить процесс реализации комплексного набора педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, повышение уровня образовательной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, а также позволяет быстро передавать информацию и развивать умение распознавания биологических образов и общей грамотности студента и его визуальной культуры.

Список литературы:

[1] Мащенко Е.И. Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими

науками. - URL: https://nsportal.ru (дата обращения 30.10.2019 г.).

[2] Стоянова А.Н. Использование активных методов обучения в преподавании биологии // Инновационные технологии в современном образовании / Материалы Республиканской научно-практической конференции. - Тирасполь, 2018.

- С. 203-206.

[3] Трубникова Е.В., Белоус А.С., Лебедев А.Ю., Логинов С.П. Визуализация как современный метод преподавания биологии у студентов международного факультета / Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов.

- Курск, 2017. - С. 604-607.

Spisok literatury:

[1] Mashchenko E.I. Metodika prepodavaniya biologii. Zadachi biologii i ee svyaz' s drugimi naukami.

- URL: https://nsportal.ru (data obrashcheniya 30.10.2019 g.).

[2] Stoyanova A.N. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obucheniya v prepodavanii biologii // Innovacionnye tekhnologii v sovremennom obrazovanii / Materialy Respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Tiraspol', 2018. - S. 203206.

[3] Trubnikova E.V., Belous A.S., Lebedev A. YU., Loginov S.P. Vizualizaciya kak sovremennyj metod prepodavaniya biologii u studentov mezhdunarodnogo fakul'teta / Obrazovatel'nyj process: poisk effektivnyh form i mekhanizmov. -Kursk, 2017. - S. 604-607.

ЮРКОМ ПАНИ

^^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.