ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
А.П. Кружков, канд. философ. наук, А.К. Кокурин, канд. ист. наук, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново
В конце ХХ и начале XXI века во всем мире значительно повысился интерес к проблемам безопасности жизнедеятельности. Исследуются ее различные аспекты, разрабатываются новые концепции, происходят научные дискуссии, вырабатываются новые подходы, ищутся оптимальные пути решения проблем.
Важнейшая методологическая проблема, возникающая в ходе исследований безопасности, - это вопрос выработки конкретного механизма соотнесения теоретического и эмпирического уровней анализа, их интеграция ради целостного осмысления предмета исследования. Видение любой системы, в том числе в сфере обеспечения безопасности, и особенности ее анализа зависят от избранного научного подхода. В современном понимании под научным подходом подразумевается стратегия, методологическая позиция исследования. В ходе развития науки, расширения и углубления исследований совершенствуются существующие и вырабатываются новые научные подходы, адекватные предмету познания.
Анализ многочисленных источников и литературы по проблеме безопасности свидетельствует о том, что сложились различные теоретико-методологические подходы к исследованию этого сложного и многостороннего явления. Проявляется это даже на уровне дефиниций самого понятия «безопасность». Поэтому рассмотрение данной проблемы представляется целесообразным начать с выяснения сложившихся в различных науках взглядов на ключевые понятия, связанные с безопасностью.
Безопасность в современном миропонимании становится одним из важнейших факторов, детерминирующих сознание и поведение индивида и общества. Возникновение тех или иных исследовательских подходов к изучению феномена безопасности можно рассматривать как попытку осмысления опасностей, угроз, рисков и вызовов для жизни человека, функционирования семьи, общества, государства, самой цивилизации, - поскольку в основе феномена безопасности лежат исторически сложившиеся различные формы, виды социокультурной деятельности по защите и обеспечению людьми, социальными группами, семьей, обществом, государством своих целей, идеалов, ценностей, интересов.
В системе социально-философских и социологических категорий понятие «безопасность» соотносится, прежде всего, с категориями: «философия безопасности», «культура безопасности», «социология национальной безопасности», «согласие», «солидарность», «сотворчество», «диалог», «терпимость», «социально ценностные ориентиры деятельности». В методологическом аспекте не менее важно определиться также с такими
понятиями, характеризующими опасность, как «угроза», «кризис», «катастрофа» «вызовы интересам жизнедеятельности», «ущерб», «риск», «фактор», «условие». [1]
В качестве первичной, исходной предпосылки выступает понятие «опасность», как одна из важнейших характеристик системы, имеющей целевую ориентацию. Под «опасностью» в научной литературе понимается способность причинить какой-либо вред, несчастье, возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда в результате природного, техногенного явления либо в результате неосознанной деятельности субъектов политики.
В.А.Писачкин в своих работах подчеркивает мысль о том, что безопасность - это важнейший фактор и мера регуляции и регламентации человеческой деятельности, эффективности социального управления, отличающаяся специфичкскими чертами на разных уровнях организации социума [2].
Безусловно, опасность - это возможность наступления негативных или катастрофических событий. А.И. Муравых подчеркивает, что в роли родового понятия в данном случае выступает философская категория «возможность», количественной мерой которой служит вероятность [3].
А.Ш.Викторов предлагает рассматривать философию безопасности как философию праксиса (дословно с греческого - практика, обычай) Т.е. с одной стороны - это конкретное изучение социальной реальности, а с другой -конкретные практические действия, которые направлены на целостное понимание и сохранение (развитие) окружающего бытия. Эта философия ориентирована на ценностные предпочтения социальной практики (действительности) и предполагает не только определенный уровень осознания сущностных противоречий бытия, но и конкретное понимание онтологических основ социальной реальности [4].
Российская научная социологическая школа Кузнецова В.Н. является творческой движущей силой научно-издательского проекта «Безопасность Евразии». В.Н. Кузнецов дает определение категории безопасности как сетевой устойчивой совокупности «необходимых и достаточных факторов надежно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; защищенность всех структур жизнеобеспеченности семьи, общества и государства; их цели, идеалы, ценности и интересы, их культуру и образ жизни, традиции от неприемлимых рисков от внутренних и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предотвращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для всех» [1].
Общественное познание безопасности тесно связано с социально -историческими условиями бытия, с уровнем развития материальной и духовной культуры, с господствующими в обществе интересами и ценностями. Все это обуславливает не только многообразие точек зрения, объясняющих явление безопасности, но также определяет ее онтологическую, гносеологическую и аксиологическую особенности.
Онтологический аспект безопасности состоит в том, что безопасность, существуя в общей структуре бытия, пребывающего в различных формах,
представляет собой оптимальные условия действительности как таковой (бытия природы, человека, социального и духовного), при которых минимизированы опасности. Данная объективная реальность, позволяющая сохраняться всему живому, включает явления, процессы, закономерности, действующие в мире независимо от сознания человека.
Гносеологический аспект безопасности связан непосредственно с особенностями ее познания. В процессе исторического развития безопасность постигалась через чувственный опыт и благодаря рациональному познанию. Накопленные знания трансформировались в практический опыт и достоверные знания. Познание безопасности затрудняется тем, что понимаемая как необходимая составляющая человеческой жизни, она приобретает множественно измерений в различных сферах жизнедеятельности. Человек и общество всегда стремятся познать желаемые условия полного отсутствия опасностей -абсолютную безопасность, что практически невозможно, поскольку процесс развития опасностей в результате человеческой деятельности и объективных изменений в мире бесконечен.
Аксиологический аспект безопасности заключается в том, что безопасность находится в ряду общечеловеческих ценностей, таких как добро, истина, красота, поскольку имеет значимость для многих поколений людей, несмотря на то, что в разные эпохи ее содержание и значение понимались по-разному. Безопасность создает оптимальные условия для поддержания гармоничного состояния бытия и устойчивого развития общества.
Итак, названные аспекты безопасности тесно связаны между собой. Гносеологический и аксиологический аспекты образуют целостную структуру теоретического концепта безопасности, фундамент которого составляет ее онтологический аспект.
Таким образом, для раскрытия социально-философской сущности безопасности нужно представить ее как систему, выявить источник возникновения, механизмы развития и функционирования, формы ее проявления и т.д., то есть проанализировать, как развивается данная сущность.
На данном этапе социально-экономического развития «Безопасность» рассматривается как приемлемая степень защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, мирового сообщества от последствий и угроз, которые обусловлены негативными факторами. Логика и динамика безопасности должна быть исследована, прежде всего, как инновационный процесс не столько институционализации, ориентированной на создание достойных ответов на опасности, сколько на строительство принципиально новой среды безопасности, в которой можно эффективно предотвращать заранее, на самой ранней стадии эти угрозы, риски, вызовы, опасности.
Сравнительный анализ основных взглядов на определение понятия безопасности свидетельствует о том, что принципиальных противоречий по этому вопросу между различными науками, изучающими эту проблему, не существует. Имеющиеся расхождения свидетельствуют о различных подходах к этой проблеме, которые объясняются в большей степени субъективным фактором, т.е.
точкой зрения конкретного автора, а не методологическими особенностями, присущими той или иной науке. Разные исследователи при определении понятия «безопасность» выделяют в качестве основообразующих различные характерные признаки данного явления: состояние, свойство, цель, уровень и др.
Вместе с тем в методологии и теории безопасности, на наш взгляд, крайне важен прикладной аспект, который подразумевает возможность использования результатов исследования на практике в интересах совершенствования систем поддержания безопасности различных уровней. Приоритетными в современных условиях должны стать научные разработки в области обеспечения безопасности, направленные на повышение качества мониторинга, анализа, прогноза развития ситуации и осуществление предупредительно-профилактических мер. Только такой поход поможет прояснить механизмы выработки решений в сфере безопасности принципы и цели этого процесса, особенности расстановки приоритетов.
Список использованной литературы
1. Кузнецов, В.Н. Гуманитарные взаимодействия: Социологические исследования становления геокультурной теории безопасности: В 3 Т. 1. Россия и Евразия. Социология геокультурной динамики евразийской безопасности XXI века. - М.: Книга и бизнес, 2008. С. 337.
2. Писачкин В.А. Региональная безопасность и методология региональной аналитики// Регион: контуры безопасности и развития/ В 4-х ч. Ч.1. Саранск: 2001. С. 3.
3. Муравых А.И. Управление экологической безопасностью. Учеб. пособ. /А.И. Муравых. - М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 28.
4. Викторов А.Ш. Введение в социологию безопасности. - М.: Канон, 2008. С. 200-201.