Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО Я / ОБРАЗ ТЕЛА / ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ТЕЛЕСНОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гутова Тамара Сергеевна, Круглова Олеся Валерьевна

Статья посвящена анализу основных теоретико-методологических подходов к исследованию самосознания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обозначены ключевые психологические направления и выявлена эмоционально-когнитивная специфика Я-концепции лиц с патологиями двигательной сферы. В результате теоретического анализа литературы нами установлено, что нарушения функций, отвечающих за двигательную активность, в результате которых личность оказывается в условиях инвалидизации, затрагивают основные сферы жизни больных, их физическое и психическое здоровье. Зафиксирована идея о том, что нарушения двигательной активности могут служить сильнейшим стрессовом фактором, в результате которого происходят изменения на уровне Я-концепции личности. Выявлено, что телесный образ Я, у лиц, имеющих нарушения двигательных функций, прослеживается в оценке и восприятии себя и своих действий сквозь призму физической неполноценности; в отрицательном представлении о себе и окружающей действительности. Наряду с этим, лица, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, демонстрируют склонность к депрессивным и тревожным состояниям, считают, что окружающие люди воспринимают их как непонимающих, безразличных, не способных к установлению межличностной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гутова Тамара Сергеевна, Круглова Олеся Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO STUDYING THE SELF-CONSCIOUSNESS OF PERSONS WITH MUSCULOUS-MOTOR APPARATUS DISORDERS

The article is dedicated to analysis of the main theoretical and methodological approaches of studing patients’, with musculous-motor apparatus disorders, self-awareness. Key psychological directions are identified and the emotional-cognitive specificity of the patients’ self-concept with pathologies of the motor sphere is revealed. As a result, it was founded that the dysfunctions of the musculous-motor apparatus, which causes person finding himself in a situation of disability, affect the main spheres of patients’ lives, physical and mental health both. It reveals that motor activity’s disorders can serve as a strong stress factor, which leads to changes, that occur on the I-concept level of personality. It was stated: the persons’ image of the bodily I with impaired motor functions is manifested in the perception of themselves and their lives through the prism of physical inferiority; which appears in a negative assessment of themselves and the world around them, in a tendency to depressive and anxious trials, in perceptions of others as incomprehensible, indifferent, not ready for interaction.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Гутова Тамара Сергеевна

Кубанский государственный медицинский университет (г. Краснодар); студент 6 курса Круглова Олеся Валерьевна

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (г. Москва)

ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация. Статья посвящена анализу основных теоретико-методологических подходов к исследованию самосознания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обозначены ключевые психологические направления и выявлена эмоционально-когнитивная специфика Я-концепции лиц с патологиями двигательной сферы. В результате теоретического анализа литературы нами установлено, что нарушения функций, отвечающих за двигательную активность, в результате которых личность оказывается в условиях инвалидизации, затрагивают основные сферы жизни больных, их физическое и психическое здоровье. Зафиксирована идея о том, что нарушения двигательной активности могут служить сильнейшим стрессовом фактором, в результате которого происходят изменения на уровне Я-концепции личности. Выявлено, что телесный образ Я, у лиц, имеющих нарушения двигательных функций, прослеживается в оценке и восприятии себя и своих действий сквозь призму физической неполноценности; в отрицательном представлении о себе и окружающей действительности. Наряду с этим, лица, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, демонстрируют склонность к депрессивным и тревожным состояниям, считают, что окружающие люди воспринимают их как непонимающих, безразличных, не способных к установлению межличностной коммуникации.

Ключевые слова: образ физического Я, образ тела, психология телесности, медико-социальный аспект телесности, самосознание, Я-концепция, психологические деформации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, механизмы психологической защиты.

Annotation. The article is dedicated to analysis of the main theoretical and methodological approaches of studing patients', with musculous-motor apparatus disorders, self-awareness. Key psychological directions are identified and the emotional-cognitive specificity of the patients' self-concept with pathologies of the motor sphere is revealed. As a result, it was founded that the dysfunctions of the musculous-motor apparatus, which causes person finding himself in a situation of disability, affect the main spheres of patients' lives, physical and mental health both. It reveals that motor activity's disorders can serve as a strong stress factor, which leads to changes, that occur on the I-concept level of personality. It was stated: the persons' image of the bodily I with impaired motor functions is manifested in the perception of themselves and their lives through the prism of physical inferiority; which appears in a negative assessment of themselves and the world around them, in a tendency to depressive and anxious trials, in perceptions of others as incomprehensible, indifferent, not ready for interaction.

Key words: image of physical I, image of body, psychology of corporeality, medical-social aspect of corporeality, self-awareness, I-concept, psychological deformations of persons with musculous-motor apparatus disorders, mechanisms of psychological defense.

Введение. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата в большинстве эпизодов приводят к психологической деформации личности, которая является прямым следствием болезни или травмы. В научной психологической литературе своеобразие личностных и психологических деформаций в случаях врожденных или приобретенных нарушений функций опорно-двигательного аппарата отражено в работах С.В. Шмелевой, И.Ю Левченко, Г.Ю. Колесниковой, Е.В. Крыжко, Э.С. Калижнюк, А.В. Гольцова, И.В. Тимофеевой, И.В. Поставневой, И.В. Овчинниковой, Е.В. Пчелинцевой, И.Д. Бульбаш и др. Ввиду этого, мы можем судить об обусловленности психических процессов и явлений нарушениями двигательной сферы, следовательно, двигательная активность влияет не только на формирование картины мира, но и восприятия собственного Я (Я-концепция) в этом мире.

Изложение основного материала статьи. Известно, что становление Я-концепции детерминировано субъективными переживаниями, которые, в свою очередь, могут иметь как положительную, так и негативную окраску. Ввиду этого, система представлений о себе взаимодействуя с субъективными переживаниями и своим социальными характеристиками, формируют ту картину мира, которая может препятствовать социальной адаптации личности. Недостаточная двигательная активность, которая является следствием нарушений опорно-двигательного аппарата, неблагоприятно влияет на процесс становления личности и формирование знаний об окружающем мире. Согласно исследованиям К. Ясперса, «жизненная ситуация тяжелой болезни» может искажать «обычный» путь развития личности [12]. У человека, имеющего физические недостатки, будет усугубляться чувство неполноценности, так как телесный образ Я определяет и самооценку, и Я-концепцию в целом.

Ученые, занимающиеся исследованием влияния физического дефекта на психологические характеристики пациентов и их психологическое здоровье, установили, что успешная интеграция в социальный мире обусловлена не только выраженностью и тяжестью дефекта, коррекционных и реабилитационных мероприятий, но и от особенностей Я-концепции. Авторы указывали на то, что у лиц, с дефицитарным психическим развитием, ввиду искажения восприятия собственного тела, представление о себе, и, формирующаяся вследствие этого субъективная картина мира, будет совершенно другой, по сравнению то здоровыми лицами [1].

Следует отметить, что на данный момент, в современной психологической литературе, исследований, которые бы в полной мере описывали образ физического Я у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, недостаточно. В большинстве своем, такие работы отражают результаты исследований, проводимые с детьми с ДЦП, либо направлены на анализ Я-концепции в группах взрослых испытуемых.

Особенно четко своеобразие Я-концепции и субъективного мира у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата отображено в работах Г.Ю. Колесниковой [5]. Исследователем при изучении эмоционального и когнитивного Я-концепции исследуемой группы были установлены некоторые закономерности, которые их отличают от здоровых лиц. К таким характеристикам представленного феномена Г.Ю. Колесникова относит склонность к самоизоляции, фрустрированность, необщительность, отгороженность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, повышенное внимание к своим переживаниям, ипохондричность, чувствительность к критике, несамостоятельность, рассогласование между самооценкой и самопринятием. Вместе с этим, автор указывает использование такими лицами преимущественно непродуктивных поведенческих копинг-стратегий в межличностном взаимодействии (агрессивность, покорность, протест, отступление, самообвинение). Среди основных характеристик когнитивного компонента Я-концепции молодежи с с травмами

позвоночника автор называет низкий уровень самопрезентации, проявление защитных механизмов, склонность к патологической сосредоточенности на дефекте, потребность в принятии социальном одобрении. Эмоциональная составляющая Я-концепции характеризуется противоречивым характером самооценки, повышением удовлетворенности собой за счет компенсаторного снижения идеальной самооценки. Перечисленные особенности прослеживаются в процессе межличностного взаимодействия и избегании при выстраивании контактов со здоровыми людьми [4].

Г.Ю. Колесникова при проведении сравнительного анализа указала существенные различия в эмоциональном и когнитивном аспектах Я-концепции, которые могут быть обусловлены временем возникновения травмы (врожденный, рано приобретенный и поздно приобретенный дефект). Выявленные различия дают основание для констатации качественного своеобразия Я-концепции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата врожденного и приобретенного генеза, что, в дальнейшем, будет влиять на процесс лечения, реабилитации и социально-психологической адаптации [7].

Дальнейшее изучение когнитивного и эмоционального компонентов Я-концепции, а также особенностей самооценки и отношения к болезни у лиц с нарушениями двигательной сферы получило отражение в исследовании И.В. Овчинниковой и Е.В. Пчелинцевой. По их мнению, данные испытуемые демонстрируют средний и низкий уровень самопрезентации, неспособность быть «здесь и сейчас» в ситуации болезни, неспособность представить себя в какой-либо социальной роли; выявлена тенденция к занижению самооценки у женщин. Кроме этого, исследователи выявили, что для лиц с нарушением двигательной функции характерны неврастенический, тревожный и сенситивный типы отношения к болезни, проявляющиеся в усилении тревожных, ипохондрических и депрессивных переживаний, в сниженной системе представлений о себе, что сопровождается мнительностью, подавленностью, склонностью к фиксации внимания на своих ощущениях и пессимистической оценке дальнейшей перспективы [7].

Телесный образ Я и его своеобразие у лиц с тяжелыми травмами опорно-двигательного аппарата проанализирован и описан в исследовании С.В. Шмелевой и А.В. Гольцова. В своей работе авторы показали, что существует тенденция к изменению образа физического Я у инвалидов, которая заключается в преувеличении ценности физических качеств и внешнего облика как возможной компенсации физических дефектов. Кроме этого, исследователи пришли к заключению о существовании взаимосвязи между особенностями образа физического Я и степенью адаптированности данной группы испытуемых: инвалиды с выраженной склонностью к депрессивным состояниям в большей степени склонны к преувеличению физических дефектов и фиксации на них. Когнитивная составляющая Я-концепции лиц с травмами опорно-двигательного аппарата, характеризуется, по мнению авторов, ощущением субъективного одиночества, неудовлетворенностью настоящим и недостаточностью представлений о своей возможной социальной реализации в будущем. Наряду с этим, С.В. Шмелева и А.В. Гольцов установили, что образ физического Я у лиц с нарушение опорно-двигательного аппарата обусловлен проявлениями механизмов психологической защиты. В работах А.Г. Фаустовой описана взаимосвязь между локализацией дефекта внешности и динамикой самоотношения, которая проявляется в условиях реализации социально-психологической функции и ситуации межличностного взаимодействия. В качестве основных компонентов самоотношения, опосредующих процесс социально-психологической адаптации, автор выделяет ситуативную неудовлетворенность образом тела, социальную изолированность и субъективную оценку дефекта [9].

По мнению данных авторов, именно отрицание как механизм психологической защиты, в большей степени, обуславливает искажение образа физического Я у лиц с тяжелыми травмами опорно-двигательного аппарата [2; 11].

Теоретический анализ особенностей Я-концепции у детей с ДЦП представлен в работах Э.С. Калижнюк, Е.В. Крыжко, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, И.В. Тимофеевой, И.В. Поставневой и др. Анализируя психологические особенности детей с физическими дефектами, авторы указывают на весомую следующих психогенных факторов: психическая депривация (социальная, эмоциональная), неблагоприятная социальная ситуация развития с постоянной травматизацией ребенка по причине его физической неполноценности. Наряду с этим, исследователи отмечают, что личностное развитие детей с ДЦП напрямую зависит от степени тяжести физического дефекта. Однако, лишь в некоторых исследованиях прослеживается попытка обозначить своеобразие образа тела у детей с физическими дефектами; адекватное восприятие собственной неполноценности возможно лишь при наличии эмоционального положительного отношения к телу. Образ тела и его развитие представляет для исследователей не только научный, но и практический интерес с целью поиска наиболее эффективных коррекционных и реабилитационных мероприятий, направленных на личностное развитие детей с ДЦП.

Наиболее развернуто вопросы о психологических особенностях детей с ДЦП освещены в работах Э.С. Калижнюк. Автор отмечает, что для детей с физическими дефектами характерно развитие по невротическому и псевдоаутистическому типу, а ведущим механизмом патологического формирования личности является осознание своей физической неполноценности и реакция личности на болезнь. По мнению автора, для детей с дефицитарным психическим развитием характерны «психологические защиты» замещающего характера, которые возникают ввиду переживания собственной неполноценности. Наряду с этим, исследователь указывает на трудности, возникающие в процессе коммуникации из-за двигательных нарушений, которые опосредуют возникновение психологической напряженности и неуверенности в себе, а также усиливают социальную-психологическую дезадаптацию [3].

Е.В Крыжко, изучая эффективность личностно-ориентированной психологической коррекции в работе с подростками с дефицитарным психическим развитием, отмечает, что Я-концепция таких детей своеобразна и имеет свои особенности. Исследователь указывает на то, что наибольшую значимость в Я-концепции подростков имеют особенности их внешнего вида, которые отличают их от сверстников, а также выраженность напряжения и беспокойства в области проявления эмоциональных реакций. Система представлений о себе у таких подростков, по мнению автора, дисгармонична и отражает их недовольство собой в различных сферах личностной реализации. Е.В. Крыжко в процессе проведения коррекционной работы с подростками обнаруживает положительную динамику, которая проявляется в улучшении понимания собственной личности, в более адекватном уровне самопредставления и самовосприятия, что определенным образом будет сказываться и на изменениях в социальной сфере [6].

И.В. Поставнева, изучая психологические особенности детей с физическими дефектами, также подтверждает, что восприятие собственного тела таких детей опосредуется неоднозначным отношением окружающих к физической неполноценности ребенка. В большинстве случаев, согласно автору, дети с физическими дефектами средней и тяжелой степени оценивают свое тело как хрупкое и беспомощное. Так, на психологическом уровне восприятие собственного тела представлено низким уровнем сформированности схемы тела; негативным телесным опытом; установкой на восприятие своего тела как слабого, немощного. Такие дети категорически отказываются от обсуждения проблем о назначении дефектной части тела и использовании ее в определенной деятельности; своим поведением они демонстрируют стремление «сокрыть» пораженную часть тела от окружающих людей и мира в целом. Феноменологический уровень детерминирован нарушениями пространственной ориентации; неправильными и нечеткими представлениями о размерах и форме частей тела, прежде всего, дефектных; неадекватностью оценки своих собственных физических возможностей, недостаточной сформированностью представлений о функциях дефектной части тела и возможности ее компенсации; заниженным уровнем притязания в процессе и избеганием контактов со сверстниками. Наряду с этим исследователь отмечает, что у

детей с нарушениями двигательной активности восприятие собственного тела недостаточно дифференцировано во времени: дети не способны описать особенности своего физического тела в прошлом, в большинстве случаев прошлое не представлено в их самосознании, при описании себя в прошлом дети прибегают либо к отдельным признакам, либо к фантазиям, которые носят компенсаторный механизм. Представление о себе в настоящем сформировано гораздо лучше, однако, в основном характеризуется однообразием признаков [8].

Попытки изучить особенности образа тела у подростков с церебральным параличом были осуществлены И.В. Тимофеевой. Автор в своем исследовании не только описала особенности образа тела подростков через призму уровня интеллектуального развития, но и проанализировала влияние родительского воспитания на личностное развитие исследуемых детей. И.В. Тимофеева установила, что у подростков с церебральным параличом независимо от интеллекта выявляется заниженная самооценка, выраженная тревожность, преобладает низкий уровень самопринятия и самоуважения, обнаружена тенденция к регрессии, зависимости, переживанию телесной неуклюжести; такие дети слабо рефлексируют субъективные переживания и испытывают трудности при построении коммуникативного процесса. Также автор указывает на то, что родительское отношение к таким детям зачастую носит противоречивый характер: с одной стороны они проявляют мягкость, терпение, гиперконтроль, суть которого в поддержании инфантильности и незрелости ребенка, с другой стороны родители демонстрируют эмоциональную отчужденность, что определенным образом сказывается на личностном развитии ребенка [9].

Выводы. По итогам вышеобозначенного теоретико-методологического анализа литературы можно сделать следующие выводы:

1. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата, в результате которой личность оказывается в ситуации инвалидизации, затрагивают основные сферы жизни больных, их физическое и психическое здоровье. Лица с нарушением двигательной активности сталкиваются с собственным бессилием, утратой привычного образа жизни, зависимостью от других людей, резким ограничением социальных контактов, утратой собственной автономности, что негативным образом влияет на процесс социально-психологической адаптации.

2. Нарушения двигательной активности могут служить сильнейшим стрессовом фактором, в результате которого происходят изменения на уровне Я-концепции личности. Одним из доминирующих компонентов Я-концепции, который в большей степени влияет на процесс адаптации, является образ телесного Я.

3. Образ телесного Я у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата проявляется в восприятии себя и своей жизни через призму физической неполноценности; в негативной оценке себя и окружающего мира, в склонности к депрессивным и тревожным переживаниям, в представлениях об окружающих как непонимающих, безразличных, не готовых к установлению межличностной коммуникации; выражены тенденции к самоизоляции, избеганию и избирательности контактов.

4. Знания о своеобразии образа телесного Я у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (врожденного и приобретенного генеза) должны учитываться во время выполнения коррекционных, реабилитационных мероприятий, которые, в первую очередь, могут быть направлены на формирование более адекватных (конструктивных) представлений о себе, своем собственном месте в обществе, а также на оптимизацию процесса социально-психологической адаптации.

Литература:

1. Rasskazova, E. Illness representation as a factor of quality of life in youth with mental illnesses / E. Rasskazova, A. Spivakovskaya, A. Tkhostov // European Psychiatry. - 2017. - №41(S1). - P. 183. - DOI: 10.1016/j.eurpsy.2017.01.2097. (In Eng.).

2. Гольцов, А.В. Взаимосвязь образа физического «Я» и механизмов психологической защиты личности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / А.В. Гольцов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. -Т. 8. - №2(2). - С. 94-97. - DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-94-97.

3. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при ДЦП / Э.С. Калижнюк. - Киев: Высшая школа, 1987. - 309 с.

4. Колесникова, Г.Ю. Изучение когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов Я-концепции молодых людей с нарушением двигательной сферы / Г.Ю. Колесникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №49-1. - С. 45-50

5. Колесникова, Г.Ю. Субъективный мир личности с нарушениями двигательной сферы: диссертация канд. психол. наук: 19.00.10 / Колесникова Галина Юрьевна. - Москва: РГБ, 2012. - 189 с.

6. Крыжко, Е.В. Влияние психологической коррекции на личность подростков с церебральным параличом / Е.В. Крыжко // Известия Уральского отделения РАО. Приложение № 3. Образование и наука. - 2007. - С. 37-40

7. Овчинникова, И.В. Особенности когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов Я-концепции у лиц с нарушениями функций двигательной сферы на этапе ранней реабилитации / И.В. Овчинникова, Е.В. Пчелинцева // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2016. - Т. 21. - №3. - С. 14-19

8. Поставнева, И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (на материале работы с детьми 6 лет): Автореф. диссертации ... канд. психол. наук / Поставнева Ирина Васильевна. - Москва, 1996.

9. Тимофеева, И.В. Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом / И.В. Тимофеева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - №1. URL: http://www.vestnik.adygnet.rU/files/2012.1/1550/timofeeva2012_1.pdf

10. Фаустова, А.Г. Сотношение категорий «образ тела» и «концепция тела» в трудах зарубежных ученых / А.Г. Фаустова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2018. - №3.

11. Шмелева, С.В. Особенности образа физического «Я» у инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / С.В. Шмелева, А.В. Гольцов // Ученые записки государственного социального университета. - 2016. - Т. 15. - № 3(136). -С. 87-95

12. Ясперс, К. Общая психопатология. Пер. с нем. Л.О. Акопяна / К. Ясперс. - М.: Практика, 1997. - 1056 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.