Научная статья на тему 'Основные методические подходы к переподготовке бывших военнослужащих в области использования средств ИКТ'

Основные методические подходы к переподготовке бывших военнослужащих в области использования средств ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫВШИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / СРЕДСТВА ИКТ / EX-SERVICEMEN / INDIVIDUAL APPROACH / INFORMATION TRAINING / ICT RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев П. А.

Целью статьи является выявление основных методических подходов к переподготовке бывших военнослужащих по информационному профилю, обоснование необходимости и возможности индивидуального подхода к обучению данной социальной группы и адаптации средств ИКТ для этой переподготовки в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE RETRAINING OF FORMER MILITARY PERSONNEL IN THE USE OF ICT TOOLS

The aim of the article is to reveal the main methodological approaches to the retraining of former military personnel on the information profile, the rationale and opportunities of individual approach to the education of this social group and adaptation of ICT tools for this retraining in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Основные методические подходы к переподготовке бывших военнослужащих в области использования средств ИКТ»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.025 Лазарев П.А.

Аспирант кафедры социальной и педагогической информатики, Российский государственный социальный университет ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЕРЕПОДГОТОВКЕ БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ

Аннотация

Целью статьи является выявление основных методических подходов к переподготовке бывших военнослужащих по информационному профилю, обоснование необходимости и возможности индивидуального подхода к обучению данной социальной группы и адаптации средств ИКТ для этой переподготовки в современных условиях.

Ключевые слова: бывшие военнослужащие, индивидуальный подход, информационная переподготовка, средства ИКТ.

Lazarev P.A.

Russian State Social University, Postgraduate student of Department of Social and Educational Informatics, BASIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE RETRAINING OF FORMER MILITARY

PERSONNEL IN THE USE OF ICT TOOLS

Abstract

The aim of the article is to reveal the main methodological approaches to the retraining of former military personnel on the information profile, the rationale and opportunities of individual approach to the education of this social group and adaptation of ICT tools for this retraining in modern conditions.

Keywords: ex-servicemen, individual approach, information training, ICT resources.

Следует отметить, что на начальном этапах военной реформы широкомасштабное сокращение ВС РФ происходило на фоне неподготовленности государственных структур к осуществлению всего комплекса мер, связанных с обеспечением социальной адаптации увольняемых военнослужащих и членов их семей, к новым условиям жизнедеятельности[5].

В условиях рынка труда без привычной гарантированной занятости военнослужащие, формально получившие диплом, качественно не освоившие новую гражданскую профессию и объективно не готовые к ней, очень скоро оказываются в числе безработных. Так, анализ специалистов показывает, что только шесть—восемь процентов офицеров, прошедших переподготовку, в дальнейшем закрепляются на соответствующих рабочих местах. Для остальных же она оборачивается очередным, еще более суровым разочарованием, а для государства — серьезными экономическими потерями. Смена профессии, переквалификация — явления неизбежные для некоторых категорий военнослужащих, но они не могут осуществляться в массовом порядке без профессионального самоопределения в гражданских профессиях (учет индивидуальных возможностей, направленности личности, обеспечение логики и преемственности в профессиональном развитии военнослужащего является ни отделимой часть сегодня). [6]

Такой метод рассматривает [5]:

• во-первых, организацию переквалификации по гражданским специальностям, в том числе методом дистанционного обучения с использованием индивидуального подхода;

• во-вторых, содействие создания индивидуальной деятельности и развитию новых рабочих мест не забывая особенностях данной социальной группы;

• в-третьих, увеличивает роль органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации в вопросах социальной адаптации указанных членов общества, приближение обучения (с использованием ИКТ) непосредственно к потребностям региональных рынков труда.

Военнослужащие, уволенные в запас, крайне редко и неохотно обращаются за помощью в органы службы занятости. Это можно объяснить следующими причинами:

• недостаточная информированность военнослужащих запаса о наличии вакансий и возможностях службы занятости;

• отсутствие необходимого количества вакансий, которые удовлетворяли бы потребности офицерского состава, как по форме работы, так и по ее содержанию и оплате труда;

• определенное психологическое состояние лиц офицерского состава, которое нередко является сдерживающим фактором их обращения в службу занятости и проявлением стремления решать свою судьбу самостоятельно;

• усиление конкурентной борьбы за рабочие места вследствие несоответствия спроса и предложения рабочей силы;

• неумение отдельных специалистов службы занятости работать с данной категорией граждан, а в ряде случаев — формализм в работе и незнание законодательства по вопросам социальной защиты военнослужащих;

• более высокий возрастной показатель офицеров запаса и наличие у большинства из них пенсионного обеспечения.

Военнослужащие запаса стремятся найти работу, которая бы их удовлетворила во всех отношениях (моральном, финансов, статусном). Реально этого добиваются немногие. Наиболее распространенными предложениями для военнослужащих запаса, как правило, выступают должности охранника, экспедитора грузов, инкассатора и другие подобного рода, связанные с владением оружием. При этом нанимателей совершенно не интересует наличие диплома или специальных знаний у их будущего работника, хотя у многих есть диплом о вашем образовании . Ситуация на рынке труда совершенно не соотносится с реальными установками военнослужащих, уволенных в запас. Вот как реально, например, представляют увольняемые военнослужащие возможную сферу своей деятельности: работа в коммерческих структурах — 27 %, на государственных предприятиях и в учреждениях — 16 %, в сфере транспорта и связи — 8 %, в структурах МВД, прокуратуры, таможни и налоговой инспекции — 5%, в сельском хозяйстве — 4 %, в

сфере образования — 4 %, бытовом обслуживании — 3 %, строительстве — 2 %, торговле и общественном питании — 2 %. Следует отметить, что в среднем каждый четвертый затруднился назвать желаемую с их точки зрения область применения своих способностей [9].

В целом по Российской Федерации только 42 % бывших военнослужащих в различной степени удовлетворены характером своей работы. В различных регионах удовлетворенность новой трудовой деятельностью граждан, уволенных с военной службы в запас и отставку, существенно различается: от 65 % вСеверном и Северо -Западном районах, до 38 % в Сибири, на Дальнем Востоке и до 32 % в Центральном и Волго-Вятском районах. Каждого второго не в полной мере удовлетворяет уровень оплаты труда (52 %), а каждый четвертый хотел бы занимать должность, в наибольшей степени соответствующую своим возрасту, знаниям и опыту. Среди других наиболее распространенных причин неудовлетворенности трудовой деятельностью чаще всего указываются: род деятельности, которым вынужден заниматься (32 %), отсутствие возможностей для творчества (15 %), характер взаимоотношений с начальством (13 %), большие физические и умственные нагрузки (по 6 %) и отношения с коллегами по работе (2 %) [6].

Увольняемые в запас военнослужащие — как правило, трудоспособные люди, обладающие высокой профессиональной подготовкой и деловыми качествами которые так важны в большинстве сфер деятельности (инженерия, преподавание и т.д.). Они могут эффективно трудиться и внести значительный вклад в процесс реформирования российской экономики. Вместе с тем опыт реализации программ социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, показывает, что наиболее острой является проблема обеспечения их занятости так как им предлагают работу не удовлетворяющею их запросу, несмотря на уровень образования, и профессиональной квалификации, и сегодня на рынке труда они становятся социальной группой риска. Эти обстоятельства вызывают необходимость комплексного подхода к проблеме социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что должно предусматривать [7]:

• во-первых, организацию подготовки по гражданским специальностям, в том числе методом дистанционного обучения;

• во-вторых, содействие развитию предпринимательской деятельности и созданию новых рабочих мест; повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах социальной адаптации указанных граждан, приближение обучения непосредственно к потребностям региональных рынков труда.

Профессиональная переквалификация отставных военнослужащих представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.

Программа переподготовки, предоставляемая специализированными центрами переподготовки, не может дать хороший процент усвоения знаний у данной категории граждан так как, у преподавателей центров чисто физически не хватает времени на ответы на все вопросы у слушателей. В таких центрах за один день проходит переподготовку 2 -3 группы граждан, что влечет в этих условиях за собой накапливание вопросов у слушателей по курсу, и, как результат, внутренней неудовлетворённости. Все это нередко приводит к отвержению получаемой профессии и дальнейшему обучению в целом.

Проанализируем процесс переквалификация отставных военнослужащих на примере деятельности Московской академии рынка труда и информационных технологий (МАРТИТ):

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана и регламентируется расписанием занятий.

Режим занятий: 2 дня в неделю по 8 часов.

Недельная нагрузка: 16 часов в неделю.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Учебно-материальная база для реализации Программы представляет комплекс материальных и технических средств (компьютерный класс), включающих учебные помещения (аудитории), библиотеку, мультимедийный проектор, аудиовизуальные средства, оргтехнику.

На период обучения слушателям предоставляется возможность круглосуточного дистанционного индивидуального доступа к электронно-библиотечной системе (http://www.iqlib.ru) и электронной библиотечной системе издательства «ЛАНЬ» (http://eianbook.com/) из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Применяемые технологии обучения таковы: в обучении слушателей используется кейс-метод (разбор конкретных задач), круглые столы, мастер-классы, семинарские занятия, работа с компьютерными программами: «Техэксперт»; «Стройтехнолог».

Могут быть сделаны следующие выводы по методическим особенностям учебного курса, который предлагается академией МАРТИТ для данной категории граждан. Можно видеть - предлагается в качестве технологии кейс-метод (разбор конкретных задач), круглые столы, но, при этом, не учитывается, что для данной категории слушателей общепринятые методы в обучении не всегда подходят в силу их психологических особенностей и личностных, профессиональных качеств. Помимо активного вовлечения в образовательный процесс можно заметить, как мало времени отводит данная академия на занятие с конкретной группой людей. Из-за чего возможно накопление вопросов и увеличение не усвоенного материала что приводит к отторжению полученных знаний для конкретной профессии. Также для бывших военнослужащих очень важным является аспект активного вовлечения в деятельность, то есть интегрирования большей части теоретических знаний в практику путем постановки интересных для обучающихся задач, тестов, практических работ. Поэтому ограниченность эмоционального контакта между преподавателем и взрослым переносится легче. Однако, ограниченный контакт даже приветствуется, так как взрослые более требовательны к личности педагога и его стилю преподавания, то есть для многих бывших военнослужащих не приемлемо чтобы им рассказывал, а тем более исправлял совсем юный педагог. Еще одной важной причиной может являться отсутствие возможности посещать курсы в назначенное время, а перевод из одной группы в другую практически не возможен, это тоже приводит к отторжения к обучению (переподготовки) у данной категории людей.

А возможность проходить переподготовку не отрываясь от поиска работы, то есть в любом удобном месте с возможностью выхода в интернет делает курс более востребованным. Многие учебные центры начинают задумываться над вопросом, который становиться наиболее острым на сегодняшний момент, вопрос перехода на дистанционной образование большей части слушателей включая данную социальную группу.

Учитывая данные особенности, были выявлены основные методические подходы к проведению занятий с бывшими военнослужащими в области использования средств ИКТ, сложившиеся в настоящее время. [8]

Важно подчеркнуть, что занятия по предлагаемой компанией Аскона программе основаны на активном вовлечении слушателей в процесс освоения практических навыков работы на персональном компьютере, но помимо активного вовлечения данная компания не забывает интегрировать функцию подсказок в практикумы и это помогает усваивать теоретический курс тоже.

Реализуется следующая программа курсов.

Все проводимые занятия делятся на 2 блока: теоретическая часть (демонстрация нового материала) и практическая.

Основной дидактической функцией демонстрации является сообщение слушателям новой учебной информации.

Теоретическая часть урока строится следующим образом. Используя один из компьютеров в классе, преподаватель объясняет новую тему, проводя демонстрацию нового материала непосредственно на компьютере. При этом слушатели наблюдают за его действиями и составляют краткий конспект урока, но по большей части конспект урока не столь востребован, из-за того что на практической работе задания выстроены, так что бы слушатель мог шаг за шагом выполнить поставленную перед ним задачу, которая демонстрировалась в теоретической части.

Практические задания даются слушателям устно после каждой пройденной темы и состоят в последовательном воспроизведении действий преподавателя по своему конспекту. Выполнение их даёт возможность закрепить пройденный материал и оценить усвоение нового материала. При изучении отдельных тем программы (например, по теме Компас 3Б) каждому слушателю раздаются лабораторные задания с дублированием информации по использованию определенных кнопок, что позволяет слушателю в несколько раз быстрее усвоить тему и научиться правильно, использовать программный продукт.[4]

Дидактическое назначение практических заданий заключается в закреплении пройденного материала, объясненного преподавателем, либо проверка усвоения полученных знаний путем небольшого теста по ключевым моментам пройдённой темы. В ходе практической работы преподаватель наблюдает за достижение обучающихся, оказывает им помощь или направляя обучающихся (слушателе) на верное решение их проблемы. При необходимости приглашает всех слушателей к обсуждению основных вопросов, указывая на типовые ошибки, допущены в ходе самостоятельной работы и отвечает на вопросы.

Цель курса: дать самые нужные навыки работы в профессиональных программных продуктах, представление о структуре программного продукта, основных принципах его работы, о методах получения информации из Интернета и способов её фильтрации и об основных его информационных ресурсах. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение двух месяцев по полтора часа. Итого 12 часов (8 лекций по 1 часу и 8 практических занятий по 0,5 часа), с использованием дистанционных средств, таких как канал на УоиТиЪе, 8куре для проведения консультации по вопросам и ошибкам. Данное программное обеспечение очень удобно, так как слушатели могут находиться за сотни километров от самого преподавателя.

На первом вводном занятии проводится инструктаж по общей работе персонального компьютера, так и профессиональных программ, так и системные требования которые для них нужны пользователю (слушателю курса), чтобы он понимал можно ли инсталлировать данное программное обеспечение на персональный компьютер.

Данный курс, разработанная в соответствии с предложениями обучающихся и временными возможностями, по мнению автора статьи, является наиболее полной и проработанной в методическом плане, как в части включения тематик курса, так и по формам проведения занятий. Данный вариант программы может быть значимой основой для информационной переподготовки, бывших военнослужащих в сегодняшних условиях труда.

Дистанционное обучение с использованием современных средств ИКТ дает возможности для развития всех необходимых информационных навыков, включая навыки работы на ПК, портативных устройствах (планшетах, смартфонах, ноутбуках и т.д.).

Так, например, Векслером В.А. разработан авторский курс дистанционного обучения отставных военнослужащих. [1]

Основная задача курса - в выполнении социального заказа сегодняшнего общества, направленного на подготовку отставных военнослужащих к полноценной жизни в условиях глобальной информатизации современного мира.

Основная цель обучения по курсу компьютерной грамотности состоит в формировании у обучающихся представления о современных средствах автоматизированного сбора, хранения, обработки и передачи информации и в применении основных программных продуктов и средств телекоммуникации в повседневной жизни.

Курс обучения дает основные сведения:

• по устройству компьютера,

• по хранению различных видов информации в компьютере,

• о способах работы с информационными потоками (поиск необходимой информации, её анализ, способы преобразования),

• о возможностях современных информационных технологий и глобальной информационной сети Интернет, которая позволяет получать самую разнообразную актуальную социальную, образовательную и развлекательную информацию,

• об использовании современных профессиональных программ в свой новой профессиональной деятельности.

При проведении занятий используются две формы работы:

• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения преподавателя и наблюдают за экраном компьютера преподавателя;

• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Технологии и формы обучения: теоретические занятия и практические занятия.

Промежуточный результат отслеживается путем проведения устного опроса обучающихся в конце каждого занятия.

Занятия проводятся: 3 раза в неделю по 2 академических часа (итого 2 часа в неделю, 36 часов за курс).

Ожидаемые результаты освоения программы.

После завершения курса обучения обучающийся будет знать:

• Назначение клавиш на клавиатуре и мыши;

• Основные понятия и составные части ЭВМ;

• Методы настройки Windоws;

• Структуру окна Wоrd и назначение его основных элементов; редактирования, порядок набора, оформления и печати документа;

• Основные правила архивирования файлов;

• Основные методы поиска информации в сети Интернет;

• Основные методы работы с электронной почтой;

• Основные социально-значимые сайты, их функции и назначение.

• Основные профессиональные программные продукты (Компас 3D, Photoshop, AutoCAD и т.д.).

Обучающиеся будет уметь:

• Пользоваться устройствами ввода информации;

• Применять программы навигации («проводник» и основные файловые менеджеры);

• Применять текстовый процессор Microsoft Office Wоrd;

• Архивировать и разархивировать файл используя различное программное обеспечение(WinRAR, 7zip и т.д.);

• Использовать поиск и фильтрацию информации в сети Интернет;

• Общаться с использованием электронной почты и почтовых клиентов (Microsoft Outlook, the BA^ т.д.);

• Использовать профессиональные программы (Компас 3D, Photoshop, AutoCAD и т.д.).

Данная структура лабораторных работ признается автором статьи наиболее оптимальной для информационной переподготовки военнослужащих на сегодняшний день по следующим причинам:

1). Все темы сопровождаются блоками советов и примечаний.

Советы и примечания структурированы в соответствии с теоретической частью урока, что позволяет слушателям самостоятельно выполнять данные работы без помощи преподавателя, благодаря этому уровень усвоения материала становиться в разы выше.

2). Рабочий текст для редактирования выделен цветом, что делает его более читабельным, а также составлен таким образом, чтобы закрепить навыки работы слушателей с мышью, клавиатурой и повторить материал предыдущих тем.

3). Лабораторные работы позволяют обучающимся не составлять конспектов уроков и для закрепления пройденного материала.

Проведение практической части урока с помощью разработанных лабораторных работ позволило: облегчить труд преподавателя, приучить слушателей к самостоятельной работе, наиболее подготовленным слушателем самостоятельно выполнять дополнительные задания повышенной сложности, то есть данный вид переподготовки показывает наиболее высокий процент усвоения материала и готовности обучающегося к самостоятельной работе без помощи педагога. Из этого следует, что вариант дистантное обучения с использованием новейших средств ИКТ является одним из самых успешных на сегодняшний день.

В качестве выводов представляется важным отметить, что компьютерная грамотность в области информационных технологий стала одним из обязательных элементов образования, в том числе дополнительного, как никогда важно дать необходимый запас знаний и умений всем, кто стремится не отставать от стремительного развития техники. А что бы идти в ногу со временем создание себе наиболее удачных условий в саморазвитии личности путем усвоения материала с применением новейших дистантных средств ИКТ. Данная переподготовка также поможет данной социальной группе самостоятельно и правильно искать нужную информацию.

Большинство образовательных организации предлагают на образовательном рынке свои услуги в освоении информационных технологий, включая бывшим военнослужащим. У всех организации есть свои достижения и трудности в данном аспекте. Поэтому многие организации стали задумываться о возможности проводить дистанционное обучение (переподготовку), но в этом есть своя сложность большинство педагогов не знакомы с современными технологиями в сфере дистанционного обучения, но так же за счет чего можно увеличить количество слушателей в одной группе (потоке). Именно из-за этого данная тема становиться очень актуальной в современных условиях. [4]

Цель любой системы компьютерной подготовки - качественный результат обучения и усвоения пройденного материала. Эффективное обучение бывших военнослужащих может быть достигнуто благодаря выполнения приведенных выше автором методических подходов к процессу обучения, рассмотренных в данной статье.

Литература

1. Векслер В.А. Содержание и организация обучения взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования: региональный аспект: дис. ... канд. пед.наук: 13.00.08. - Комсомольск-на-Амуре, 2009.

2. Военнослужащие запаса стремятся найти работу // Независимое военное обозрение URL: www.nvo.ng.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иващенко А. В. Проблемы социально профессиональной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы//Ученые записки РГСУ, 2010, №11 - С. 44 - 47.

4. Кривошеев А.О., Сечкина Г.Ю., Сидоров С.И., Фомин С.С. Реализация виртуального дистанционного практикума для системы повышения квалификации в области ИКТ//Труды конференции Телематика'2010. - СПб., 2010. - С. 135 -137.

5. Лагункина В. И., Панков Н. А., Кочетков С. В. Информационный бюллетень № 3 ГБУ СО МО «Центр САВ». — Ногинск, 2008.

6. Методические рекомендации // Аскон URL: http://ascon.ru

7. Постановление Правительства РФ от 5 июня 1997 г. № 674 «О Программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания».

8. Тишкин Д.В. Некоторые особенности дистанционного обучения взрослых // Мат. XXV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» «ИТО-Троицк-2014», 25-26 июня 2014 года, г. Москва, г. о. Троицк. - М., 2014. - С. 397-399.

References

1. 1. Veksler V.A. Soderzhanie i organizacija obuchenija vzroslyh osnovam informacionnyh tehnologij v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija: regional'nyj aspekt: dis. ... kand. ped.nauk: 13.00.08. - Komsomol'sk-na-Amure, 2009.

2. Voennosluzhashhie zapasa stremjatsja najti rabotu // Nezavisimoe voennoe obozrenie URL: www.nvo.ng.ru

3. Ivashhenko A. V. Problemy social'no professional'noj adaptacii voennosluzhashhih, uvolennyh s voennoj sluzhby//Uchenye zapiski RGSU, 2010, №11 - S. 44 - 47.

4. Krivosheev A.O., Sechkina G.Ju., Sidorov S.I., Fomin S.S. Realizacija virtual'nogo distancionnogo praktikuma dlja sistemy povyshenija kvalifikacii v oblasti IKT//Trudy konferencii Telematika'2010. - SPb., 2010. - S. 135 -137.

5. Lagunkina V. I., Pankov N. A., Kochetkov S. V. Informacionnyj bjulleten' № 3 GBU SO MO «Centr SAV». — Noginsk, 2008.

6. Metodicheskie rekomendacii // Askon URL: http://ascon.ru

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 5 ijunja 1997 g. № 674 «O Programme perepodgotovki i obespechenija zanjatosti voennosluzhashhih, podlezhashhih uvol'neniju v zapas ili v otstavku, grazhdan, uvolennyh s voennoj sluzhby, i chlenov ih semej v mestah ih kompaktnogo prozhivanija».

8. Tishkin D.V. Nekotorye osobennosti distancionnogo obuchenija vzroslyh // Mat. XXV Mezhdunarodnoj konferencii «Primenenie novyh tehnologij v obrazovanii» «ITO-Troick-2014», 25-26 ijunja 2014 goda, g. Moskva, g. o. Troick. - M., 2014. - S. 397-399.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.066 Миронова С.Б.1, Зарубина Н.Л.2

1ORCID: 0000-0001-9639-3045, Кандидат педагогических наук, 2ORCID: 0000-0001-7221-4727, Старший методист, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Предложенная статья имеет целью детальное рассмотрение вопроса о формировании инновационной модели организации эффективного сопровождения участников образовательных отношений дошкольной организации. Модель позволит дополнить теоретические представления о кадровых технологиях, о формах работы с начинающими и опытными специалистами наряду со соискателями (студентами), о консультировании родителей, законных представителей (родителями) в контексте детско-взрослого взаимодействия.

Ключевые слова: наставничество, дошкольное образование, инновационная модель.

Mironova S.B.1, Zarubina N.L.2

1 ORCID 0000-0001-9639-3045, PhD in Pedagogy, 2ORCID: 0000-0001-7221-4727, Senior Methodologist, SII APE "Saratov Regional Institute of Education Development" TUTORSHIP AS A MODEL OF EFFECTIVE SUPPORT OF THE PARTICIPANTS OF SCHOOLING

PROCESS IN PRESCHOOL INSTITUTION

Abstract

The article under discussion examines the formation of an innovative model of the organization of an effective support of the participants of schooling process in preschool institution. The model helps to increase and clarify academic knowledge about staff technologies, ways of communication with the begginers and mature specialists as well as with students, consulting parents and legal representatives in the frames of children-parents interaction.

Keywords: tutorship, preschool education, innovative model.

Современная рыночная экономика и информационное общество ставят перед образованием стратегическую задачу непрерывного развития человеческих ресурсов. Необходимым становится не столько информационное и методическое, сколько организационное и кадровое совершенствование образовательной организации (Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года №497).

Проблемные зоны, связанные с кадровым вопросом и человеческим капиталом, согласно Концепции поддержки развития педагогического образования определены в трех следующих группах: проблемы входа в профессию, проблемы подготовки, проблемы удержания, компетентности и роста в профессии [1]. Минимизация всего комплекса

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.