Научная статья на тему 'Основные методические подходы к формированию цены на молоко-сырье'

Основные методические подходы к формированию цены на молоко-сырье Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1043
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / МОЛОКО-СЫРЬЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / РЫНОК / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СПРОС / ЦЕНА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PRICE / AGRICULTURE / RAW MILK / EFFICIENCY / DEMAND / SUPPLY / MARKET / QUALITY / PERFORMANCE / DEVELOPMENT / COMPETITION / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Надежда Владимировна, Шуварин Михаил Владимирович, Шуварина Наталья Александровна

Введение. Важность ценообразования в современной макрои микроэкономической жизни требует основательного и глубоко анализа всех связанных с этим процессом факторов и проблем, требует аккумулирования современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств, социологии и многих других дисциплин. Ценообразование это сложный механизм, который состоит из целого ряда определенных аспектов, и нельзя руководствоваться только расчетом прибыли и издержек. Материалы и методы. Рассмотрены общеэкономические и макроэкономические факторы, которые оказывают значительное влияние на формирование цены. Особенно эти факторы являются существенными для компаний, которые отправляют свою продукцию на экспорт. Для предприятий, которые работают с малыми объемами производства, общеэкономические и макроэкономические факторы не являются особо значительными. Результаты. В результате исследования сделаны выводы, что методика образования цены более приемлемая для сельскохозяйственных предприятий, и более справедлива. В таком случае молоко-сырье, следуя по пути от производства до переработки, включая хранение и транспортировку продукта, имея хорошее качество, будет иметь и хорошую цену, что способствует эффективности деятельности для предприятий, производящих эту продукцию. Обсуждение. Можно сказать, что если молоко-сырье имеет возможность реализовываться по высокой цене, то это молоко хорошего качества. Если говорить о конкуренции этого продукта на рынке, то нужно брать во внимание эффективный менеджмент качества продукта, модернизацию предприятий, производящих этот продукт, государственную поддержку этих предприятий. Заключение. Для выявления проблем функционирования и развития агропродовольственного рынка необходимо разработать и обосновать новые не до конца изученные подходы исследования. Например, влияние институциональных условий на формирование и развитие рынка молока и молочных продуктов и ценообразования на эту продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисова Надежда Владимировна, Шуварин Михаил Владимирович, Шуварина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF PRICES FOR MILK-RAW MATERIALS

Introduction. The importance of pricing in contemporary macro and micro economic life requires a thorough and deep analysis of all related process factors and issues that require the accumulation of modern knowledge economy, accounting, financial management, marketing, tax and customs legislations, sociology and many other disciplines. Pricing is a complex mechanism that consists of a number of specific aspects and it is impossible to be guided only by profit and cost. Materials and methods. It is considered the General economic and macroeconomic factors that have a significant impact on price formation. Especially these factors are essential for companies who send their products for export. For businesses that operate with small production volumes, General economic and macroeconomic factors are not particularly significant. Results. The study concluded that the methods of formation of the prices are more reasonable for agricultural enterprises, and more equitable. In this case, raw milk, following the path from production to processing, including storage and transportation of product, having good quality, will have a good price that contributes to the efficiency of companies manufacture this product. Discussion. We can say that if raw milk has the ability to be sold at high price, then this milk is of good quality. If to speak about competition of this product in the market, you need to take into account effective management of product quality, modernization of enterprises producing this product, state support for these companies. Conclusion. To identify problems of functioning and development of the agricultural market it is necessary to develop and justify new under-explored research approaches, for example, the influence of the institutional environment on the formation and development of the market of milk and dairy products and pricing for these products.

Текст научной работы на тему «Основные методические подходы к формированию цены на молоко-сырье»

prises), avtoref. dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni d.e.n.. N. Novgorod : NGTU. 2008. 25 p.

7. Guseva I. B. Instrumental'naya baza kontrollinga (chast' 1) (Instruments of controlling (part 1)), Kontrolling. 2007. № 4 (24). pp. 20-29.

8. Guseva, I.B. Instrumental'naya baza kontrollinga (chast' 2) (Instruments of controlling (part 2)), Kontrolling. 2008. № 1 (25). pp. 16-25.

9. Dalekin P. I., Guseva I. B., Kovyrzina I. B. NIOKR na predpriyatiyakh OPK: sovremennye prob-lemy (R & d in defence industry enterprises: contemporary issues), Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy Akademii Nauk. 2016. № 2. pp. 100-114.

10. Goncharenko L. P., Arutyunov YU. A. Inno-vatsionnaya politika (Innovation policy), Moskva, 2012.352 p.

11. Dalekin P. I. Guseva I. B., Kovyrzina K. V. Voprosy upravleniya i kontrolya proektov gosobo-ronzakaza predpriyatiy OPK s uchastiem kontrollinga (The management and control of projects of the state defense order of the defense enterprises with the participation of the controlling), Ekonomika. Upravlenie. Pravo. Vypusk 6(63) Noyabr'-Dekabr'. 2015. pp. 3-7.

12. Kolesov K. I., Plekhanova A. F., Iva-nov A. A., Ivanova N. D. Analiz riskov predpriyatiy obo-ronno-promyshlennogo kompleksa pri strategiches-kom planirovanii (Risk analysis of the enterprises of the military-industrial complex in strategic planning), Funda-mental'nye issledovaniya. № 8-3. 2014. pp. 671-676.

13. Kuznetsova V. A., Semenov S. S. Sushch-nost' i napravleniya ekonomicheskoy politiki predpriyatiy (The essence and directions of economic policy of the enterprises), Vestnik SibGAU. № 3 (29). 2010. pp. 204-209.

14. Lavrichev O. V. Upravlenie riskami pred-priyatiy OPK v novoy sisteme koordinat (Risk management of defense industry enterprises in the new co-

ordinate system), Sotsial'no-ekonomicheskie i tekhni-cheskie problemy oboronno-promyshlennogo komp-leksa: istoriya, real'nost', innovatsii: materialy III Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. N. Novgorod : NGTU. 2016. pp. 13-18.

15. Esaulov V. N. Razvitie oboronno-promish-lennogo kompleksa Rossii v usloviyah modernizatsii ekonomiki (Development of the military-industrial complex of Russia in the conditions of economy modernization), Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Ekonomika. 2012. No. 4 (20). pp. 16-27.

16. Fal'ko S. G. Kontrolling dlya rukovoditeley i spetsialistov (Controlling for managers and specialists), monografiya. Moskva : Finansy i statistika, 2013. 271 p.

17. Fal'ko S. G. Transformatsiya instrumentov kontrollinga v sovremennykh usloviyakh (The transformation of the instruments of controlling in modern conditions), Kontrolling. 2014. № 1 (51). pp. 3-7.

18. Fal'ko S. G., Ivanova N. Yu. Missiya kontrollinga i problemy klassifikatsii ego ob"ektov (The mission of controlling, and the problems of classification of objects), Kontrolling. 2010. № 1. pp. 36-43.

19. Funtikova E. S. Kontrolling v sisteme menedzhmenta organizatsii (Controlling in the management system of the organization), Teoriya i praktika sovremennoy nauki. 2016. № 4 (10). pp. 758-764.

20. Shigaev A. I. Kontrolling strategii razvitiya predpriyatiya (Controlling the development strategy of the enterprise), uchebn. posobie. Moskva : YuNITI-DANA, 2008. 351 p.

21. Yusupova S. Ya., Yusupov O. R. Kontrolling - innovatsionnaya baza upravleniya predpriyatiem (Controlling is an innovative database management company), FGUScience. 2016. № 2 (8). p. 170-173.

Дата поступления статьи в редакцию 16.05.2017, принята к публикации 10.07.2017.

08.00.05 УДК 338.43

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕНЫ НА МОЛОКО-СЫРЬЕ

© 2017

Денисова Надежда Владимировна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Шуварин Михаил Владимирович, к.э.н., доцент кафедры «Охрана труда и БЖД» Шуварина Наталья Александровна, аспирант

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение. Важность ценообразования в современной макро- и микроэкономической жизни требует основательного и глубоко анализа всех связанных с этим процессом факторов и проблем, требует аккумулирования современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств, социологии и многих других дисциплин. Ценообразование - это слож-

ный механизм, который состоит из целого ряда определенных аспектов, и нельзя руководствоваться только расчетом прибыли и издержек.

Материалы и методы. Рассмотрены общеэкономические и макроэкономические факторы, которые оказывают значительное влияние на формирование цены. Особенно эти факторы являются существенными для компаний, которые отправляют свою продукцию на экспорт. Для предприятий, которые работают с малыми объемами производства, общеэкономические и макроэкономические факторы не являются особо значительными.

Результаты. В результате исследования сделаны выводы, что методика образования цены более приемлемая для сельскохозяйственных предприятий, и более справедлива. В таком случае молоко-сырье, следуя по пути от производства до переработки, включая хранение и транспортировку продукта, имея хорошее качество, будет иметь и хорошую цену, что способствует эффективности деятельности для предприятий, производящих эту продукцию.

Обсуждение. Можно сказать, что если молоко-сырье имеет возможность реализовываться по высокой цене, то это молоко хорошего качества. Если говорить о конкуренции этого продукта на рынке, то нужно брать во внимание эффективный менеджмент качества продукта, модернизацию предприятий, производящих этот продукт, государственную поддержку этих предприятий.

Заключение. Для выявления проблем функционирования и развития агропродовольственного рынка необходимо разработать и обосновать новые не до конца изученные подходы исследования. Например, влияние институциональных условий на формирование и развитие рынка молока и молочных продуктов и ценообразования на эту продукцию.

Ключевые слова: государственное регулирование, качество, конкуренция, молоко-сырье, показатели, предложение, развитие, рынок, сельское хозяйство, спрос, цена, эффективность.

Для цитирования: Денисова Н. В., Шуварин М. В., Шуварина Н. А. Основные методические подходы к формированию цены на молоко-сырье // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 73-79.

BASIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF PRICES FOR MILK-RAW MATERIALS

© 2017

Denisova Nadezhda Vladimirovna, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Economics and automation of business processes» Shuvarin Mikhail Vladimirovich, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Labour protection and life safety» Shuvarina Natalia Aleksandrovna, the post-graduate student Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)

Annotation

Introduction. The importance of pricing in contemporary macro and micro economic life requires a thorough and deep analysis of all related process factors and issues that require the accumulation of modern knowledge economy, accounting, financial management, marketing, tax and customs legislations, sociology and many other disciplines. Pricing is a complex mechanism that consists of a number of specific aspects and it is impossible to be guided only by profit and cost.

Materials and methods. It is considered the General economic and macroeconomic factors that have a significant impact on price formation. Especially these factors are essential for companies who send their products for export. For businesses that operate with small production volumes, General economic and macroeconomic factors are not particularly significant.

Results. The study concluded that the methods of formation of the prices are more reasonable for agricultural enterprises, and more equitable. In this case, raw milk, following the path from production to processing, including storage and transportation of product, having good quality, will have a good price that contributes to the efficiency of companies manufacture this product.

Discussion. We can say that if raw milk has the ability to be sold at high price, then this milk is of good quality. If to speak about competition of this product in the market, you need to take into account effective management of product quality, modernization of enterprises producing this product, state support for these companies.

Conclusion. To identify problems of functioning and development of the agricultural market it is necessary to develop and justify new under-explored research approaches, for example, the influence of the institutional environment on the formation and development of the market of milk and dairy products and pricing for these products.

Key words: price, agriculture, raw milk, efficiency, demand, supply, market, quality, performance, development, competition, government regulation.

Введение

Эффективное ценообразование - эта проблема всегда остро стояла в народном хозяйстве Российской Федерации, причем как в целом по стране, так и в отдельных отраслях. В свою очередь, именно ценообразование на сельскохозяйственную продукцию - это один из главных и мощных рычагов управления экономикой. От этого зависит, насколько будет крепким главное (центральное звено агропромышленного комплекса и насколько будет удовлетворена потребность населения в основных продуктах питания, каков будет их уровень и качество жизни. Существует определенный путь, который сельскохозяйственная продукция преодолевает с места, где идет ее производство, до места, где и кем будет потребляться эта продукция. Есть даже такая формулировка этого процесса «поле-магазин». Именно в ходе этого процесса формируется цена на продовольственный товар и определяется спрос этого товара [1, с. 71].

Чтобы определить стоимость товара, нужно определить, сколько затрат было заложено при его производстве, переработке и реализации. Так из чего же будет состоять цена продукции? Как правило, формирование цены происходит следующим образом.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать следующие моменты. Например, оценить материально-техническое обеспечение предприятий, которые занимаются производством данного товара. Определить, насколько этот товар конкурентоспособен, и проследить - как, где и кем идет реализация этого товара. Таким образом, образуется своего рода цепь формирования цены на продукцию. Но в этой цепи не мало противоречий. Полученные в итоге средства за продукцию должны быть распределены между тремя объектами. Теми, кто производит продукцию, теми, кто занимается переработкой этой продукции и теми, кто продает эту продукцию [2, с. 63].

В свою очередь, промышленные товары стоят несоразмерно дорого по сравнению с продукцией сельхозпроизводства. В разы стоимость товара указанной категории превышает и цена на электроэнергию и ГСМ. Для сельской местности - это проблема номер один. Согласно статистическим данным за последние лет двадцать стоимость энергоресурсов

выше стоимости товаров сельхозпроизводства в пять раз.

Вторая проблема эффективного ценообразования - это равномерное распределение экономического результата деятельности между всеми участниками процесса. И опять предприятия, специализирующиеся на производстве сельхозпродукции, остаются в невыгодном положении.

А ведь именно от цены зависит доход и прибыль предприятия. И если закупочные цены на товары сельхозпроизводства предрасположены к повышению, то это стимулирует сельхозпредприятия к развитию, например к увеличению поголовья, увеличению посевных площадей.

Материалы и методы

Имеется множество разных факторов, влияющих на образование цен. Есть несколько мнений на этот счет. Например, когда выделяют внешнюю и внутреннюю группу. Эти группы состоят из факторов, оказывающих влияние на стоимость товара.

Попытаемся определить эти группы и проанализировать. И так, ценоопределяющие факторы подразделяются на такие группы, как: общеэкономическая, конкретно экономические, специфические и специальные.

- общеэкономическая - в нее входят факторы, состоящие из экономического цикла, совокупности спроса и предложения, зависят они и от инфляции.

На формирование цены значительное влияние оказывает и покупательская способность. Какой будет у покупателя спрос и что им может предложить производитель, от этого зависит цена на продукцию.

Рассмотрим общеэкономические и макроэкономические факторы, которые оказывают значительное влияние на формирование цены. Именно они влияют на ценовую политику на внешних рынках с учетом объемов продаж.

Особенно эти факторы являются существенными для компаний, которые отправляют свою продукцию на экспорт. Для предприятий, которые работают с малыми объемами производства, общеэкономические и макроэкономические факторы не являются особо значительными.

На ценообразование влияет и не соответствие спроса и предложения. Особенно, когда идет искажение фактов. Например, если спрос на какую-либо

продукцию будет повышен, то на рынок пойдет поступление этого вида товара, но сомнительного качества, стоимость того товара будет определена по национальным меркам, такова же она будет и на мировом рынке, причем цена будет выше предельной [3, с. 37].

Можно рассмотреть и случай, когда цены назначают покупатель и продавец. На один и тот же товар она будет разной, продавец представит более высокую, а покупатель оценит продукцию по минимальной стоимости. Чтобы прийти к единому мнению, им нужно то и дело торговаться, поэтому цены на мировом уровне будут меняться и соответственно требовать регулярного анализа и наблюдения.

При установлении цены нужно учитывать, какие издержки понес производитель при производстве продукции, в каких условиях производился товар, какова прибыль. Эти факторы называются конкретно экономическими. Наилучшая цена на товар приобретается при поддержке рекламы.

Нельзя при формировании цены не учитывать и роль государства, которое предлагает производителям возмещение расходов на производство при улучшении качества товара. Положительно влияют на формирование цены и государственные закупки сельхозпродукции. Например, закупка молока. Закупка этой продукции производится согласно сортности, цена устанавливается принудительно с учетом затрат. И хорошо, если эти затраты окупаемы, иначе сельхозтоваропроизводитель несет значительные убытки и может оказаться на грани разорения [5, с. 184].

Многие экономисты отмечают множество недостатков при установлении цены на продукцию сельхозпроизводства.

Цены на промышленные товары гораздо выше, чем продукция сельхозпроизводства, особенно высоки энергозатраты. Для сельскохозяйственной отрасли нашей страны это губительные обстоятельства.

Что же делать, чтобы изменить создавшуюся ситуацию? М. А. Шипоша и А. В. Махова предлагают несколько способов. Одним из них является льготное кредитование, или выдача кредитов сельхозпроизводителям с минимально низкими процентными ставками, минимальными для этого вида производителей должны быть и налоговые ставки [7, с. 149-162].

Кстати, над решением этих вопросов работают и другие ученые-экономисты нашей страны. Свою исследовательскую деятельность они направили на изучение вопроса ценообразования на продукцию сельхозпроизводства. В числе этих ученых

А. И. Алтухова, Г. И. Бондаренко, К. И. Виноградова, С. В. Киселёва, И. К. Салимжанова, Е. Н. Шалевич, В. Г. Андрийчука, К. И. Виноградова, М. П. Козлова, В. Е. Лукьяненко, Н. И. Хорунжий и другие.

Результаты

Молочная продукция является одним из самых потребляемых и востребованных товаров у населения. Цена на эту продукцию формируется с учетом стоимости на молоко-сырье. В свою очередь, цена на молоко-сырье формируется путем нескольких подходов. В России отсутствует единая система формирования на молоко, при закупке молока каждый переработчик устанавливает закупочную цену исходя из личных интересов.

В одном случае цену на молоко-сырье устанавливают переработчики молока, но такой расклад не выгоден секльхозтоваропроизводителям, при установлении цены их интересы во внимание не берутся.

Есть способ установления цены, когда учитывается качество продукта. Существуют нормы, определяющие, каким должно быть молоко-сырье. На территории Российской Федерации они регламентируются Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2013 г. № 267-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31449-2013, который введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г. [4].

Последний вариант установления цены на молоко-сырье более выгоден для работников сельскохозяйственной отрасли. Ведь если оценивают качество их работы, а следовательно продукции, то значит и учитывают их интересы. Таким образом, производить хорошую продукцию становится выгодно и сельхозтоваропроизводителям.

Был проведен анализ нескольких молокопере-рабатывающих предприятий Нижегородской и Московских областей на предмет сотрудничества с сельхозпроизводителями.

На сегодняшний день в Нижегородской области цена на молоко-сырье определяется при использовании такой формулы:

ПЖ ПБ

ЦФ = КС ■ (40% • Ц ■- + 60% • Ц ■-) (1)

3,4 3,0 '

где ЦФ - фактическая цена молока, руб./т; Ц - договорная цена (в соответствии с протоколом согласования цен и базовой жирности), руб./т.; ПЖ -фактическая массовая доля жира в молоке; ПБ -фактическая массовая доля белка в молоке; КС -коэффициент сортности в зависимости от норм по

качеству молока представлен в таблице 10; 3,4 -базисная общероссийская норма массовой доли жира в сырье; 3,0 - базисная норма массовой доли белка в сырье; 40 % - ценовая составляющая жира; 60 % - ценовая составляющая белка [6, с. 7; 8].

Если проанализировать подробнее каждый показатель и получаемый результат, то видно, что эта формула ориентирована на усредненные значения и эти показатели имеют влияние на показатели перерабатывающих компаний, но в этой формуле отсутствуют сведения о плотности и кислотности молока, не учитывает она и качество молока в целом.

Выше уже было упомянуто, что многие российские ученые исследованию ценообразования посвятили не мало своих научных трудов. А. С. На-

рынбаева сделала выводы, что цены на внутреннем и внешнем рынке устанавливаются с учетом стандарта и качества [5, с. 184]. И это относится как закупочным, так и розничным ценам и даже импортным. Так же при формировании цены, считает она, должны учитываться такие показатели, как коровье молоко первого сорта, второго сорта и не сортовое молоко. Соответственно эти коэффициенты должны равняться 1; 0,94; и 0,81.

В таблице 1 представлена методика формирования цены на молокоперерабатывающих комбинатах Нижегородской и Московских областей. Стоимость молока-сырья определяется с учетом базовой цены, учитываются скидки и сортность молока [9; 10; 11; 12; 13].

Таблица 1 - Критерии оценки качества молока-сырья на типичном молокоперерабатывающем предприятии Московской области

Критерий Высший сорт Европейский сорт Стандартный сорт Первый сорт Второй сорт

Соответствие молока-сырья качеству 15 % 15 % 10 % 0 % Скидка 10 %

За превышение массовой доли жира в молоке-сырье За каждый 0,1 % доли жира устанавливается надбавка к базовой цене молока-сырья в размере 1 % Надбавка за содержание в молоке-сырье жира сверх 4,5 % и белка сверх 4 % не выплачивается При массовой доле жира в молоке-сырье менее 3,4 % и белка менее 3 % применяется скидка в размере 10 % от базовой цены молока-сырья

За превышение массовой доли белка в молоке-сырье За каждый 0,1 % доли белка устанавливается надбавка к базовой цене молока-сырья в размере 2 %

Исходя из данных таблицы, напрашиваются выводы, что методика образования цены более приемлемая для сельскохозяйственных предприятий, и более справедливой.

В таком случае молоко-сырье, следуя по пути от производства до переработки, включая хранение и транспортировку продукта, имея хорошее качество, будет иметь и хорошую цену, что способствует эффективности деятельности для предприятий, производящих эту продукцию.

Но и у этой, даже выгодной методики, есть свои минусы, процесс производства и поддержания качественной продукции - процесс очень хлопотный и трудоемкий.

Есть еще один метод формирования закупочной цены на молоко-сырье, он осуществляется с использованием следующей формулы:

Цз = Щсорт + (Ц%Ж ■ (Жф - Жн))+ (Ц%Б ■ (Бф - Бн))+ Кн

+ (%/оТ-—) + (%г / И Пф - Пн)) (2)

Кф

где Цр/оЖ - цена молока за 1 % жирности; Жф - фактическая жирность молока; Жн - нормативная жирность молока (3,4 %); Ц1%Б - цена молока за 1 % белка; Бф - фактическая доля белка в молоке; Бн -нормативная доля белка в молоке (3,0); Ц^т - цена молока за 10 Тернера кислотности; Кф - фактическая доля кислотности; Бн - нормативная доля кислотности в молоке (17,0); Ц1кг/л п - цена молока за 1 кг/л плотности; Пф - фактическая доля плотности; Пн - нормативная доля плотности в молоке (1027) [14, с. 56].

Применение этой формулы позволит организациям, занимающимся переработкой, производить свою продукцию из более качественного молока, а сельхозтоваропроизводителям будет материальный стимул поставлять им такое сырье.

Обсуждение

Таким образом можно сказать, что если молоко-сырье имеет возможность реализовываться по высокой цене, то это молоко хорошего качества. Если говорить о конкуренции этого продукта на рынке, то нужно брать во внимание эффективный

менеджмент качества продукта, модернизацию предприятий, производящих этот продукт, государственную поддержку этих предприятий [15, с. 84].

Можно еще рассмотреть методику ценообразования на молоко-сырье на договорной основе, когда сельхозтоваропроизводителям даются гарантии, что их продукция будет востребована. Эти гарантии и отношения между производителями и переработчиками регулируются договорами поставки молока и договорами закупки молока [16, с. 228; 17, с. 364; 18, с. 308; 19, с. 73].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Одной из приоритетных задач, которую предстоит решить в ближайшие годы, в нашей стране является наращивание в АПК Российской Федерации производства молока и молочной продукции до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность страны (не менее 90 % от общего потребления населения). В настоящее время этот показатель составляет немногим более 76 % [20, с. 46].

Рынок молока и молочной продукции является товарным рынком и одним из важнейших сегментов агропродовольственного рынка России.

Особенную актуальность при исследовании данной темы имеет разработка методов повышения эффективности развития агропродовольственного рынка, когда действуют продовольственные санкции, ограничивающие импорт сельскохозяйственной продукции.

Для выявления проблем функционирования и развития агропродовольственного рынка необходимо разработать и обосновать новые, не до конца изученные подходы исследования. Например, влияние институциональных условий на формирование и развитие рынка молока и молочных продуктов и ценообразование на эту продукцию.

Исследованием принципа ценообразования занимались во все времена, актуальна эта тема и сегодня. Цена имеет широкое и узкое понимание. В широком смысле (макропонимании) цена значительно влияет на результативность действий предприятий, народное хозяйство и даже подсобные хозяйства и фермерства. Экономические измерения имеют тесную взаимосвязь с социальными, политическими аспектами. Микро-понимание цены - это экономическая деятельность предприятия. Успех предприятия зависит от правильного формирования цены на свои товары и услуги.

Когда говоришь о ценообразовании, нельзя руководствоваться только расчетом прибыли и издержек. Ценообразование - это сложный механизм, который состоит из целого ряда определенных аспектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баймухомедова Г. С. Особенности формирования ценообразования на сельхозпродукцию в рыночных условиях // Аграрный вестник Урала. 2015. № 7. С. 71-74.

2. Винничек Л. Б., Фудина Е. В. Методические подходы ценообразования на молоко-сырьё // Аграрный научный журнал. 2011. № 8. С. 63-65.

3. Галяутдинова Д. Ф., Шибалкин А. Е., Ка-гирова М. В. Статистико-экономический анализ ценообразования на продукцию сельского хозяйства в разрезе регионов Российской Федерации // Международный научный журнал. 2014. № 3. С. 36-39.

4. ГОСТ 31449-2013 Молоко коровье сырое. Технические условия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200102731

5. Нарынбаева А. С. Унифицированные методы ценообразования в АПК стран Единого экономического союза // Вестник НГАУ. 2016. № 4. С. 183-190.

6. Стрекозов Н. И., Чинаров В. И., Баути-на О. В. Ценообразование на рынке молока и его роль в повышении конкурентоспособности молочного скотоводства // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2011. № 1. С. 6-8.

7. Шипоша М. А., Махова А. В. К вопросу о государственном регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию // Экономика, социология и право. 2016.№ 11. С. 149-162.

8. Цены на молоко в Москве и по России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //tsenomer.ru/produkti/moloko/

9. Динамика цен и объемов предложения на рынке молока РФ // Статья [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://agroinfo.com/itogi-2014-goda-i-prognoz-rynka-moloka-na-2015 -god/

10. Рынок молока в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.souzmoloko.ru/ rinok-moloka/

11. Министерство Сельского хозяйства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.ru

12. Баутин В. М., Шаталов М. А. Интеграция предприятий пищевой промышленности и сопряженных отраслей на основе кластерного подхода // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015. № 1 (63). С.210-216.

13. Арутюнов Ю. А., Киселева М. М. Истина в цене. Ценообразование на инновационную продукцию // Креативная экономика. 2009. № 9. С. 109-115.

14. Борисова О. В. Ценообразование в коммерческой деятельности. М. : Академия, 2012. 176 с.

15. Герасимова Б. И., Воронкова О. В. Цены и ценообразование. М. : Форум, 2011. 208 с.

16. Григорьев М. Н. Маркетинг. М. : Юрайт, 2014. 464 с.

17. Котлер Ф. Основы маркетинга. М. : Вильяме, 2011. 496 с.

18. Маркетинг / Под общ. ред. Н. М. Кондратенко. М. : Юрайт, 2014. 542 с.

19. Резник Г. А. Введение в маркетинг. М. : Инфра-М, 2014. 208 с.

20. Шаховская Л. С., Чигиринская Н. В., Чигиринский Ю. Л. Ценообразование. М. : КноРус, 2014.258 с.

REFERENCES

1. Baymuhomedova G. S. Osobennosti formi-rovaniya tsenoobrazovaniya na sel'hozproduktsiyu v rinochnih usloviyah (The peculiarities of price formation for agricultural products under market conditions), Agrarniy vestnik Urala. 2015. No. 7. pp. 71-74.

2. Vinnichek L. B., Fudina E. V. Metodicheskie podhodi tsenoobrazovaniya na moloko-sir'yo (Methodological approaches of pricing for raw milk), Agrarniy nauchniy zhurnal. 2011. No. 8. pp. 63-65.

3. Galyautdinova D. F., SHibalkin A. E., Kagi-rova M. V. Statistiko-ekonomicheskiy analiz tsenoob-razovaniya na produktsiyu sel'skogo hozyaystva v raz-reze regionov Rossiyskoy Federatsii (Statistical-economic analysis of pricing of agricultural products across the regions of the Russian Federation), Mezhdu-narodniy nauchniy zhurnal.2014. No. 3. pp. 36-39.

4. GOST 31449-2013 Moloko korov'e siroe. Tehnicheskie usloviya [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/1200102731

5. Narinbaeva A. S. Unifitsirovannie metodi tsenoobrazovaniya v APK stran Edinogo ekono-micheskog osoyuza (Uniform method of pricing in agriculture of the countries of the Single economic Union), VestnikNGAU. 2016. No. 4. pp. 183-190.

6. Strekozov N. I., Chinarov V. I., Bautina O. V. Tsenoobrazovanie na rinke moloka i ego rol' v pov-ishenii konkurentosposobnosti molochnogo skotovod-stva (Pricing on the milk market and its role in enhancing the competitiveness of dairy cattle breeding), Vest-nik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta. 2011. No. 1. pp. 6-8.

7. Shiposha M. A., Mahova A. V. K voprosu o gosudarstvennom regulirovanii tsen na sel'skoho -

zyaystvennuyu produktsiyu (To the question of state regulation of prices for agricultural products), Ekono-mika, sotsiologiya i pravo. 2016. No. 11. pp.149-162.

8. Tseni na moloko v Moskve i po Rossii [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://tsenomer.ru/ produkti/moloko/

9. Stat'ya «Itogi 2014 goda i prognoz rinka mo-lokana 2015 god» [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://agroinfo.com/itogi-2014-goda-i-prognoz-rynka-moloka-na-2015 -god/

10. Rinok moloka v Rossii [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.souzmoloko.ru/rinok-moloka/

11. Ministerstvo Sel'skogo hozyaystva Rossii [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mcx.ru

12. Bautin V. M., SHatalov M. A. Integratsiya predpriyatiy pischevoy promishlennosti i sopryazhennih otrasley na osnove klasternogo podhoda (Integration of the food industry and related sectors on the basis of cluster approach), Vestnik Voronezhskogo gosudarst-vennogo universiteta inzhenernih tehnologiy. 2015. No. 1 (63). pp. 210-216.

13. Arutyunov YU. A., Kiseleva M. M. Istina v tsene. TSenoobrazovanie na innovatsionnuyu produktsiyu (The truth is in the price. Pricing for innovative products), Kreativnaya ekonomika. 2009. No. 9. pp.109-115.

14. Borisova O. V. Tsenoobrazovanie v kom-mercheskoy deyatel 'nosti (Pricing in commercial activities), M. : Akademiya, 2012. 176 p.

15. Gerasimova B. I., Voronkova O. V. Tseni i tsenoobrazovanie (Prices and formation of prices), M. : Forum, 2011. 208 p.

16. Grigor'ev M. N. Marketing (Marketing), M. : YUrayt, 2014. 464 p.

17. Kotler F. Osnovi marketinga (Principles of marketing), M. : Vil'yams, 2011. 496 p.

18. Marketing (Marketing), Pod obsch. red. N. M. Kondratenko. M. : YUrayt, 2014. 542 p.

19. Reznik G. A. Vvedenie v marketing (Introduction to marketing), M. : Infra-M, 2014. 208 p.

20. SHahovskaya L. S., CHigirinskaya N. V., CHigirinskiy YU. L. Tsenoobrazovanie (Formation of prices), M. : KnoRus, 2014. 258 p.

Дата поступления статьи в редакцию 22.05.2017, принята к публикации 26.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.