Научная статья на тему 'Основные метапроекты культуры народа мари'

Основные метапроекты культуры народа мари Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
208
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОД МАРИ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭКОЦЕНТРИЗМ / НЕОКЛАССИЦИЗМ / ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ГУМАНИЗМ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО / THE MARI PEOPLE / ETHNOCULTURE / ECOCENTRISM / NEOCLASSICISM / ETHNOCULTUROLOGY / HUMANISM / FOLK ARTS / CULTURE-MAKING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Токпулатов Владимир Геннадьевич

На фоне экологических и экономических проблем, испытываемых народом мари, в первую очередь ярко проявляется мировоззренческий кризис. Один из вариантов его разрешения обнаруживается в исторически известных общих представлениях об идеальной социокультурной системе метапроектах культуры, в том, что очеловечивало, помогало выжить народу, понять самих себя и окружающий мир. В этой связи актуализируется выявление и изучение основных метапроектов марийской культуры: классического, неклассического и неоклассического (этнокультурологического), который строится на синтезе этнокультурных практик и глобальных научно-технологических достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN METAPROJECTS OF CULTURE OF THE MARI PEOPLE

Against the background of environmental and economic problems experienced by the Mari people the world outlook crisis is pronounced in the first place. One of the variants of its resolution is found in historically known general ideas about the ideal socio-cultural system the metaprojects of culture, which made it human, helped people survive, understand themselves and the world around them. In this regard, the identification and study of the main metaprojects of the Mari culture is actualized: classical, nonclassical and neoclassical (ethno-culturological), which is built on the synthesis of ethno-cultural practices and global scientific and technological achievements.

Текст научной работы на тему «Основные метапроекты культуры народа мари»

Токпулатов Владимир Геннадьевич

ОСНОВНЫЕ МЕТАПРОЕКТЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДА МАРИ

На фоне экологических и экономических проблем, испытываемых народом мари, в первую очередь ярко проявляется мировоззренческий кризис. Один из вариантов его разрешения обнаруживается в исторически известных общих представлениях об идеальной социокультурной системе - метапроектах культуры, в том, что очеловечивало, помогало выжить народу, понять самих себя и окружающий мир. В этой связи актуализируется выявление и изучение основных метапроектов марийской культуры: классического, неклассического и неоклассического (этнокультурологического), который строится на синтезе этнокультурных практик и глобальных научно-технологических достижений.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-4M5.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 178-180. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 008.2; 130.2 Философские науки

На фоне экологических и экономических проблем, испытываемых народом мари, в первую очередь ярко проявляется мировоззренческий кризис. Один из вариантов его разрешения обнаруживается в исторически известных общих представлениях об идеальной социокультурной системе - метапроектах культуры, в том, что очеловечивало, помогало выжить народу, понять самих себя и окружающий мир. В этой связи актуализируется выявление и изучение основных метапроектов марийской культуры: классического, неклассического и неоклассического (этнокультурологического), который строится на синтезе этнокультурных практик и глобальных научно-технологических достижений.

Ключевые слова и фразы: народ мари; этнокультура; экоцентризм; неоклассицизм; этнокультурология; гуманизм; народное искусство; культуротворчество.

Токпулатов Владимир Геннадьевич, к. филос. н.

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола lidemir@mail.ru

ОСНОВНЫЕ МЕТАПРОЕКТЫ КУЛЬТУРЫ НАРОДА МАРИ

Работа подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-34-00006 «Семантика "вещного мира " в народном искусстве (по материалам марийской традиционной культуры)».

Результаты социологических исследований фиксируют экономический, этнодемографический упадок в Республике Марий Эл, в других регионах проживания народа мари и предрекают скорое сокращение носителей марийских языка и традиций [9]. Однако в духовной сфере народа выявляется «метапроект культуры» -идеальная модель социокультурной системы, на основе которой этническая общность выживала, выстраивала взаимоотношения между собой и с окружающей средой, эволюционировала и консолидировалась вообще: философско-культурологическая разработка данной идеальной модели есть выход из сложившихся экономического, экологического, мировоззренческого и иных кризисов. Методологической основой исследования служат компаративистский метод и философско-культурологический подход, используемые для исследования культуры народа мари [8; 11; 12]. В результате применения компаративистского метода выявляются и сравниваются три «версии» культуры марийского этноса: классическая (традиционалистская), неклассическая (реформистская и национальная), неоклассическая (этнокультурологическая).

1. Традиционалистский метапроект культуры народа мари (классический) - вариант культуры, базирующейся на традиционной религии. Абсолютом - вечной неизменной первоосновой мира древних мари являлась Природа - Пуртус (с мар. дословно - лик бога). По меркам данного периода, марийская традиционная религия - это аналог культуры. В такой социокультурной системе каждое природное явление обожествлялось, в то же время человек стремился преодолеть жесткую зависимость от природной среды. Традиционной религии принадлежала функция, организующая мировоззрение, функция спасения души человека. Основной акцент в социокультурном развитии делался на взаимодействии с природой: освоение, расселение на новых землях, расширение границ, владений. Властью и знаниями, важными для выживания народа, в основном обладали жрецы и вожди: человек в данной иерархической системе в большей степени подчинялся традиции.

На примере Черемисских войн XVI века (черемисы - старое название народа мари) видим, что социально-политический кризис этносу удачно преодолеть не удалось. Таким образом, назрел кризис традиционалистского метапроекта марийской культуры, стало возрастать значение социальных детерминаций.

2. В истории народа мари наблюдается два неклассических метапроекта культуры: 1) реформистский и 2) национальный, которые почти противоположны традиционалистскому.

Реформистский метапроект особенно актуализировался в период конца XIX - начала XX в.: связан с просветительской деятельностью общественников и духовных лидеров движения «Кугу сорта» («Большая свеча»). Марийская традиционная религия подверглась серьёзным реформам: полный отказ от всяческих войн и жертвоприношений; более сильная сплочённость общин; исключительно здоровый образ жизни, аскетический; собственное производство предметов быта и хозяйства [1]. Приверженцы данной системы в большей степени были нацелены на общину и принятые религиозные правила. С одной стороны, такие общины были более самодостаточны и автономны, с другой - довольно замкнуты, что, видимо, и привело их к упразднению.

Также в данный период, но уже другая часть народа стала ориентироваться на национальную интеллигенцию и образованную ими политическую структуру. Успешность создания Марийской автономной области, утверждённой декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 4 ноября 1920 года «Об образовании автономной области марийского народа», доказывает, что национальный метапроект культуры уже учитывает национально-политические условия. Его ключевые положения подробно описаны в исторических трудах профессора К. Н. Санукова («Марийская автономия» и др.) [7].

В начале XX в. I, II Съездами народа мари (1917-1918) и общественными организациями была сформирована система социокультурных учреждений, «сконструирована» национальная культура [8]. Особое внимание марийской интеллигенции занимал вопрос паттернового аспекта этнокультуры - расширения границ марийской культуры и включения в неё всех сфер социальной реальности.

ISSN 1997-292X

№ 12 (86) 2017, часть 4

179

Кроме структурных усложнений марийской культуры наблюдаются тенденции системного обновления и модернизации. Удачный пример изображается художественным языком марийского классика, основоположника марийской драматургии Я. П. Майоровым-Шкетаном в романе «Эренер»: деревня отождествляется с заводом, а священная роща (кусото - место молений) преобразуется в парк с домом культуры и детским садом. Так в представлениях писателя функции религиозные постепенно перерастают в функции социокультурные (заметим, священная роща всегда была сакральным местом) [5].

Пример зарождения марийской интеллигенции в начале XX в. демонстрирует, что национальный мета-проект культуры содержит в себе стремление народа разрушить различные социальные ограничения для того, чтобы стать просветлённым, образованным, преодолеть укладность, оформиться конституционно. В данном метапроекте общество, так же как и в традиционалистском, - все ещё иерархия, но человек полагается уже не на религию, а на власть.

Постепенно к концу XX века природные и социальные границы были преодолены и условия для формирования культурного типа личности вполне достигнуты. Однако основная масса мари занята преимущественно в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг (связь, питание, бытовое обслуживание, общественное питание), т.е. в отраслях, где меньше всего требуются высококвалифицированные специалисты [9, с. 54]. Кроме того, известно, что около 1/3 народа находится на грани нищеты или живет в ней. Таким образом, преобладающая часть мари бытует в состоянии выживания, аврала, т.е. в состоянии, когда духовный рост и культура «отвергаются». Реформистский и национальный метапроекты марийской культуры в изменившихся условиях дали брешь.

3. Этнокультурологический метапроект культуры народа мари синтезирует традиционные экологические практики народа, единую научную картину мира (ЕНКМ) и современные технологии. Фундаментальная основа неоклассического метапроекта закладывается в исследованиях доктора культурологии Г. Е. Шкалиной, где традиционная культура переоткрывается и согласовывается с финно-угорскими, восточными и западноевропейскими мировоззренческими системами [11; 12].

В ЕНКМ культура рассматривается как следующая стадия после цивилизации, как альтернатива войне; культура объединяет все организации, народы и человечество в целом, а иные варианты, наоборот, разъединяют и «откидывают» в варварское состояние; свободный доступ к современным технологиям, научным знаниям, образованию, воспитанию, занятию художественным творчеством обуславливают становление культурного типа личности; неумение людей согласовать свою жизнь с идеей культурного развития человечества выливается в состояние безумия, злокачественную агрессию. Идею доброкачественного роста удачно выразил зачинатель неоклассической мысли Э. Фромм: для того чтобы «обрести чувство дома, уверенности в себе, ощутить себя хозяином своей жизни», необходимо развивать свой разум, вести созидательный труд, быть «в состоянии по-человечески переживать мир природы и мир людей» [10, с. 508]. В современной ЕНКМ человек впервые значится как основная ценность и «существо самодетерминирующееся» [4, с. 413] (в том числе через познание истины научными методами, с помощью науки), а не функция экономики, религии, политики и т.д.; этнос - уже не иерархия, как в предыдущих версиях метапроектов, а гетерархия. В этом контексте принцип «высокие технологии - душевный комфорт» является верным [6, с. 63]. Таким образом, основная ценность вообще - это «жизнь», а гуманизм - критерий социокультурного развития, где главная ценность -человек: с этого положения, собственно, и разворачивается этнокультурологический метапроект.

Каким образом данная методология разрешает частные экологические и экономические проблемы? Мы обнаруживаем и открываем близкие и соответствующие этнокультурологическому метапроекту уже имеющиеся разработки, и это главное преимущество, возникающее при руководстве предлагаемой философско-культу-рологической методологией. Например, конкретный алгоритм решений социально-экономических и экологических проблем имеется не только в научной литературе, но и в государственных программах, направленных на развитие социально-экономической среды: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в пунктах: 2) инновационная и социальная ориентация регионального развития; 5) развитие культуры и средств массовой информации; 7) повышение доступности жилья и т.д. [3]. Градостроительный кодекс России (2004 г.) содержит следующие предложения: а) благоустройство территорий, создание искусственных водоёмов, парков, аллей и т.п.; б) создание локальных источников возобновляемой энергии; в) архитектурный облик зданий согласовывается с особенностями местного ландшафта, национальными традициями; г) совместные мероприятия: постройка новых домов для членов сообщества; уборка территорий, посадка деревьев; организация местных рынков и бартерных отношений; д) развитие полноценной местной экономики в рамках небольших сообществ и малого бизнеса, обеспечивающего разнообразие и самодостаточность [2]. Власть обозначает «народное искусство» и этнокультуру в качестве основного ресурса развития региональной экономики, а народный мастер, зодчий, деятель культуры в контексте предлагаемой стратегии развития регионов - это истинный государственник, патриот.

Резюме

Духовная сфера жизни народа мари содержит три основных версии культуры. Общее для всех марийских метапроектов - культурный код народа - экоцентризм (от др.-греч. 01ко^ - дом, хозяйствование) - стремление сделать пригодным и уютным для человеческой жизни природу и общество в широком смысле: в классическом метапроекте культурные формы в основном отсеивались по принципу одомашнивания природной среды (природосообразности), а в неклассическом - социальной среды. Этнос в рамках классического и неклассического метапроектов есть иерархия, т.к. в большей степени руководствовался религией, правилами общины, властью. В данном контексте марийская мифология, традиционная религия, национальная культура начала XX в. - это культурные системы, ранее адаптирующие народ.

Сегодня этнокультура стала основным ресурсом социально-экономического, экологического развития, условием формирования гетерархии - равнозначных, равноценных этнических и внутриэтнических групп. Культура становится мерилом процессов национальных, политических, религиозных, экономических, экологических и всех других, т.к. любая иная идея, где человек не является главной ценностью, ведёт к деструкции (именно культуре принадлежит функция воспитания и образования человека). В этой связи возникает наиболее важная необходимость современности - обсуждение и качественная разработка этнокультурологического метапроекта культуры народа мари - синтеза культурных достижений народа мари + ЕНКМ + инновационных технологий, применяемых человечеством.

Список источников

1. Васильев В. М. Марийская религиозная секта «Кугу сорта». Йошкар-Ола: Маробиздат, 1928. 84 с.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

[Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Изд-е 2-е, испр. М.: Смысл, 2003. 487 с.

5. Майоров-Шкетан Я. П. Эренер: роман. Йошкар-Ола: Мар. кн. издат., 1986. 223 с.

6. Нейсбит Д. Мегатренды. М.: АСТ, 2003. 380 с.

7. Сануков К. Н. Марийская автономия. Изд-е 2-е, доп. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2010. 176 с.

8. Токпулатов В. Г. Проектирование марийской национальной культуры: философско-культурологический анализ: автореф. дисс. ... к. филос. н. Йошкар-Ола, 2016. 27 с.

9. Финно-угорский проект: материалы сессий «Проекта по обучению представителей неправительственных организаций финно-угорских народов» / под ред. А. К. Конюхова. Сыктывкар, 2009. 288 с.

10. Фромм Э. Гуманистический психоанализ / сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

11. Шкалина Г. Е. Традиционная культура и современное самосознание народа мари: автореф. дисс. ... д. культурологии. Йошкар-Ола, 2003. 51 с.

12. Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари: монография. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003. 205 с.

THE MAIN METAPROJECTS OF CULTURE OF THE MARI PEOPLE

Tokpulatov Vladimir Gennad'evich, Ph. D. in Philosophy Mari State University, Yoshkar-Ola lidemir@mail. ru

Against the background of environmental and economic problems experienced by the Mari people the world outlook crisis is pronounced in the first place. One of the variants of its resolution is found in historically known general ideas about the ideal socio-cultural system - the metaprojects of culture, which made it human, helped people survive, understand themselves and the world around them. In this regard, the identification and study of the main metaprojects of the Mari culture is actualized: classical, non-classical and neoclassical (ethno-culturological), which is built on the synthesis of ethno-cultural practices and global scientific and technological achievements.

Key words and phrases: the Mari people; ethnoculture; ecocentrism; neoclassicism; ethnoculturology; humanism; folk arts; culture-making.

УДК 929

Исторические науки и археология

В статье рассматривается образ современной России, представленный в книге «Россия вчера и сегодня. Перекрестное восприятие» под редакцией А. Пино и К. Ревейярда. Автор дает рецензию на книгу «Россия вчера и сегодня. Перекрестное восприятие». Целью статьи является краткий анализ работ, входящих в данную книгу и посвященных русской литературе, истории, православию. Основное внимание автор акцентирует на взглядах французских исследователей на новейшую историю Российской Федерации, ее внешнюю и внутреннюю политику, в частности европейско-российские и франко-российские отношения.

Ключевые слова и фразы: Российская Федерация; история; литература; православие; Франция; французские исследователи; Европейский союз; европейская идея; внешняя политика; внутренняя политика; распад СССР.

Трифонова Елизавета Дмитриевна

Российский университет дружбы народов, г. Москва elizkin3@gmail. сот

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КНИГЕ «РОССИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ. ПЕРЕКРЕСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

Книга «Россия вчера и сегодня. Перекрестное восприятие» представляет собой сборник статей, авторами которых являются ведущие специалисты-россиеведы в области истории, политологии, литературы и русского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.