Мишина О.В.
основные меры противодействия коррупции с позиций отечественного законодательства
цель: Исследование специфики организации противодействия коррупции в Российской Федерации.
Методология: Использовался формально-юридический метод.
результаты: В данной статье анализируются основные особенности организации противодействия коррупции в контексте современного российского общества. Обращается особое внимание на зависимость мер по борьбе с коррупцией от развития институтов гражданского общества, повышения информированности общества и открытости властных институтов. Эффективность антикоррупционных мер ставится в зависимость от общего уровня развития правовой культуры в российском обществе.
новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью, так как освещает актуальную для современного российского общества тему противодействия коррупции. Это позволяет развить и усовершенствовать методы работы правоохранительных органов страны в направлении борьбы с коррупцией.
ключевые слова: коррупция, власть, государство, антикоррупционная деятельность, гражданское общество.
Mishina O.V.
THE MAIN ANTI-cORRupTION MEAsuREs FROM THE sTANDpOINT OF THE NATIONAL LEGisLATION
purpose: To study the specificity of the organization of anti-corruption in the Russian Federation.
Methodology: We used a formal-legal method.
Results: This article analyzes the main features of the organization of anti-corruption in the context of modern Russian society. Pay particular attention to the dependence of measures to combat corruption on the development of civil society and participation, raise public awareness and transparency of government institutions. The effectiveness of anti-corruption measures is made dependent on the general level of development of legal culture in Russian society.
Novelty/originality/value: This article has scientific value, as the lights relevant to the modern Russian society the topic of combating corruption. This allows us to develop and improve the working methods of law enforcement bodies of the country in the direction of the fight against corruption.
Keywords: corruption, power, government, anti-corruption activities, civil society.
Проблема коррупции стоит в современной России очень остро. Вопросы организации противодействия коррупции неоднократно обсуждались на высшем государственном уровне. Несомненна и научная актуальность изучения противодействия коррупции. В отечественной юридической науке существует большое количество исследований, посвященных проблеме противодействия коррупции. Можно отметить работы Т.Я. Хабриевой [4], В.Е. Севрюгина [3], С.Е. Нарышкина [2] и других авторов, в которых рассматриваются различные аспекты противодействия коррупции в государственном управлении Российской Федерации.
Нормативно-правовой основой для противодействия коррупции является федеральное законодательство, в частности ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Однако следует отметить, что действующие правовые акты формулируют запреты для государственных и му-
ниципальных служащих. В частности, нельзя находиться на государственной гражданской службе или быть принятым на нее в случае, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью близкому родственнику (в том числе в отношении детей супругов или супругов детей - в соответствии с п. 1 статьи 16 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»). Чиновники ограничены и в предпринимательской деятельности, в некоторых случаях они не имеют права приобретать определенные ценные бумаги, однако обязаны отчитываться об уровне своих доходов, решать конфликты интересов и сообщать в соответствующие органы о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Как видно, подобные формулировки не исключают разночтений.
Любые ограничения недействительны без соответствующих санкций, однако санкции не-
евразийская -
> 1 (26) 2017 <
- адвокатура
возможно применить, если правонарушения не выявляются. В соответствии с действующими нормами законодательства проверкой и надзором в сфере противодействия коррупции занимаются многие правоохранительные органы, включая структуры Генеральной прокуратуры, Следственного комитета России, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел РФ.
Необходимо отметить, что в России выстроена система контроля и надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства федеральными государственными служащими и муниципальными служащими. Утрата доверия к государственному или муниципальному служащему - причина для его увольнения (освобождения от должности) и привлечения к административной или уголовной ответственности. Список преступлений, за совершение которых можно привлечь лицо к уголовной ответственности, велик: это и злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса РФ), и любое участие во взяточничестве (получение или дача взятки, посредничество в этом процессе -статьи 290-292 УК РФ).
Важную психологическую роль в противодействии коррупции играет само наказание. Так, к примеру, получение взятки в крупном размере может привести к лишению свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки. В отношении этого преступления в пользу бюджета может быть отдельно взыскан штраф в размере «от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет».
В то же время исследователи отмечают высокую степень распространенности коррупционных преступлений в России. Это связывается с типом правовой культуры, укоренившейся в российском обществе [5]. В обществах с развитой правовой культурой и богатыми демократическими традициями уровень коррупции, как правило, ниже, чем в странах с авторитарным прошлым. На это обращают внимание многие отечественные и зарубежные ученые, например Д. Трейсмэн [1]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что одной из важнейших основ противодействия коррупции в
России является развитие правовой культуры и утверждение демократических ценностей.
Высокий уровень развития демократических свобод подразумевает, в том числе, максимальную гласность, что снижает для чиновников возможность коррупционных злоупотреблений. Однако в России до сих пор отсутствуют реальные рычаги гражданского контроля над государственными и муниципальными учреждениями. Власть не заинтересована в предоставлении информации о материальном благосостоянии своих представителей, поскольку значительная часть чиновников и членов их семей проживает явно не на трудовые доходы. Широкая огласка их материального положения оставит очень много вопросов, на которые будут обязаны реагировать правоохранительные органы.
В современном информационном обществе борьба с коррупцией возможна только в контексте реализации широкого комплекса мероприятий. Карательные меры в отношении коррупционеров должны сопровождаться созданием обстановки открытости и гласности, освещением уровня дохода и имущественного положения российских чиновников. В этой деятельности должны принимать участие не только правоохранительные органы, но и общественные организации, средства массовой информации.
Следует отметить, что постепенно Россия переходит к более высокому уровню контроля за деятельностью чиновничества. Позитивными последствиями может обладать создание общественных палат на федеральном и региональных уровнях. Так, при Общественной палате РФ была открыта «Горячая линия» по вопросам борьбы с коррупцией в органах власти. Благодаря созданию Общественной палаты РФ и аналогичных структур в регионах возросли возможности граждан сообщать о ставших известными фактах коррупции в органах власти.
Повышение эффективности антикоррупционной деятельности российского государства зависит от успеха комплексных мероприятий правового, политического, финансового, информационного характера. Антикоррупционные меры должны включать в себя не только борьбу со следствием, но и борьбу с факторами, обуславливающими коррупцию. Прежде всего, речь идет о повышении правовой культуры государственных служащих, уровня гражданской ответственности, об утверждении ценностей законности и порядка в российском обществе.
eurasian -
> 1 (26) 2017 <
- advocacy
Пристатейный библиографический список
1. Treisman D. The causes of corruption: a cross-national study // Journal of Public Economics. 2000. № 76. P. 456-457.
2. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование) // Журнал российского права. 2011. № 9. С. 5-12.
3. Севрюгин В.Е. Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2010. № 2.
4. Хабриева Т.Я. Коррупция и право: доктриналь-ные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. № 6. С. 5-17.
5. Шедий М.В. Коррупция в современной России: проблемы противодействия // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 242.
References (transliterated)
1. Treisman D. The causes of corruption: a cross-national study, Journal of Public Economics, 2000. № 76. P. 456-457.
2. Naryshkin S. E., Habrieva T. Ja. Mehanizm ocenki antikorrupcionnyh standartov GREKO (sravnitel'no-pra-vovoe issledovanie) // Zhurnal rossijskogo prava. 2011. № 9. S. 5-12.
3. Sevrjugin V.E. Problemy protivodejstvija korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby // Vestnik Tjumensk-ogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-jekonomi-cheskie i pravovye issledovanija. 2010. № 2.
4. Habrieva T. Ja. Korrupcija i pravo: doktrinal'nye podhody k postanovke problemy // Zhurnal rossijskogo prava. 2012. № 6. S. 5-17.
5. Shedij M.V. Korrupcija v sovremennoj Rossii: problemy protivodejstvija // Izvestija Tul'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2011. № 2. S. 242.
ШШРШМЖЖМ
[игетатэтг тгошшм прана
уважаемые читатели!
Мы рады представить вашему вниманию ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ПРАВА
Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.
Приглашаем вас к сотрудничеству!
Контактная информация Website: www.eurasniipp.ru E-mail: [email protected] телефон: +7-917-40-61-340