УДК 615.322
ОСНОВНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
Представлены результаты маркетингового анализа ассор-тимента лекарственных средств растительного происхождения на фармацевтическом рынке России. С применением экономико-математических методов изучена динамика регистрации этих средств в Российской Федерации за период 2000-2010 гг. по раз-личным показателям, в т. ч. по широте, структуре. Определены статистические показатели мониторинга качественных и количе-ственных характеристик рыночного сегмента средств раститель-ного происхождения. Доказан факт увеличения за десятилетний период ассортимента данной продукции, применяющейся для лечения, профилактики болезней и ведения здорового образа жизни.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, маркетинговый анализ, лекарственные средства растительного происхождения, лекарственное растительное сырье, ассортимент. В последние десятилетия среди населения пользуется спросом группа лекарст-венных средств (ЛС), содержащих комплексы биологически активных веществ (БАВ) из лекарственного растительного сырья (ЛРС). Комплекс БАВ из ЛРС обеспечивает мягкое, умеренное действие, низкую токсичность, практическое отсутствие аллергиче-ских реакций, комплексное воздействие на организм, минимальные побочные дейст-вия, постепенное, медленное развитие терапевтического эффекта, пероральное введе-ние или наружное применение [4]. Метод лечения - фитотерапия с применением ЛС растительного происхожде-ния (РП) - официально включен в раздел натуротерапии с начала двухтысячных го-дов, что явилось мотивацией развития ее ассортимента [3, 6]. По расчетным данным ВОЗ, около 80% из более чем 4 млрд жителей мира в рамках системы первичной меди-ко-санитарной помощи пользуются главным образом средствами растительного про-исхождения. Основную долю всех ЛС для самолечения составляют растительные сред-ства, имеющие длительную историю безопасного применения в традиционной и со-временной медицине [5]. В наших исследованиях начала нового века были изучены особенности ассор-тимента ЛС РП, доступного для российского потребителя, составляющего сегмент рос-сийского фармацевтического рынка. Предложена иерархическая потребительская классификация ЛС РП (Дремова Н.Б., Коржавых Э.А., Афанасьева Т.Г., 2002) [2], в ко-торой представлены группы средств с растительными комплексами и отдельными ве-ществами. Для исследования, представленного в настоящем сообщении, взята группа «готовые лекарственные средства», анализ ассортимента которой проведен нами в 1999-2002 гг. [1]. Исходная база информации по характеристикам этого сегмента фар-мацевтического рынка позволяет провести сравнительный анализ динамики ассорти-мента и выявить основные маркетинговые тенденции его формирования за десятилет-ний период 2000-2010 гг. Цель исследования: маркетинговый мониторинговый анализ развития сег-мента ЛС РП российского фармацевтического рынка за 2000-2010 гг. Объект исследования: ассортимент ЛС РП, зарегистрированных в Государст-венных реестрах ЛС 1999, 2000, 2002, 2008, 2010 годов издания. Методы исследования: контент-
Т.Г. АФАНАСЬЕВА, Н.Б.ДРЕМОВА2
i Воронежский государственный университет a Курский государственный медицинский университет e-mail: [email protected]
анализ, наблюдение, анализ рядов динами-ки, сравнительный анализ, ранжирование, графический, структурный, средних вели-чин, индексный.
Результаты исследования. Маркетинговый анализ ассортимента осуществ-лялся согласно концепции, разработанной в исследованиях профессора Н.Б. Дремо-вой. Параметрами оценки ассортимента служили следующие количественные и каче-ственные характеристики: - широта ассортимента (количество зарегистрированных ЛС); - структура (по составу ЛС, по производителям); - динамика регистрации (среднее значение, темпы и коэффициенты роста). Результаты анализа динамики показателей ассортимента ЛС РП на российском фармацевтическом рынке за 2000-2010 гг. представлены в таблице.
Таблица
Динамика показателей ассортимента сегмента лекарственных средств растительного происхождения российского фармацевтического рынка
Показатели 2000 г. 2002 г. 2008 г. 2010 г. Среднее Рост
К-во К-во К-во К-во К-во К-во
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Всего 572 100,0 623 100,0 695 100,0 901 100,0 698 100,0 57,5 1,57
а) произв-во
- отечествен. 281 49,1 130 20,9 243 35,0 344 38,2 250 35,8 22,4 1,22
- зарубежное 291 50,9 493 79,1 452 65,0 557 61,8 448 64,2 91,4 1,91
б) состав
- однокомп. 182 31,8 322 51,7 417 60,0 704 78,1 406 58,2 287,0 3,86
- многокомп. 390 68,2 301 48,3 278 40,0 197 21,9 292 41,8 -49,5 0,50
В процессе исследования в форме мониторинга динамики ассортимента ЛС РП на фармацевтическом рынке России выявлены следующие основные маркетинговые тенденции. 1. За десятилетний период количество зарегистрированных в России ЛС РП воз-росло в полтора раза - коэффициент роста составляет 1,57 (рассчитывается как отношение последнего известного показателя - 901 (колонка 8) к базовому - 572 (колонка 2); в относительных показателях (в процентах) рост составляет 57,5% (показа-тель последний делится на показатель базовый, далее вычитается единица и получен-ная величина умножается на 100%). С учетом регистрации новых и снятия с производства устаревших ЛС обновле-ние ассортимента за десятилетний период составило 329 ЛС (колонка 8 минус колонка 2), что составляет 36,5% от ассортимента 2010г. В среднем величина показателя широты ассортимента за исследуемый период составляет 698 ЛС, причем, если рост в абсолютных показателях за первые 8 лет равен 123 ЛС (колонка 6 минус колонка 2), то только за последние 2 года он составил 206 ЛС (колонка 8 минус колонка 6). На наш взгляд, полученные результаты статистически подтверждают факт ин-тереса фармацевтических производителей к данному сегменту рынка ЛС, расширению производства известных и разработке новых готовых ЛС из ЛРС. Данная тенденция обусловлена важной ролью в лекарственной терапии и профилактических и оздоровительных мероприятиях ЛС РП. 2. Анализ структуры ассортимента ЛС РП по производственному признаку по-казал, что доля отечественных ЛС несколько снизилась с 49,1% на начало исследуемого периода (колонка 3) до 38,2% на конец периода (колонка 9): значительное снижение на 28,2% произошло в 2002г. (колонка 3 минус колонка 5), однако затем постепенно эта доля стала возрастать, коэффициент роста составляет 1,22 (колонка 13); в среднем она составляет 35,8% (колонка 11), т. е. примерно треть ассортимента ЛС РП произво-дится отечественными предприятиями. В число известных отечественных производи-телей ЛС РП входят (без указания формы собственности предприятия): «Красногорск-лексредства», «СТ.-Медифарм», «Вифитех», «Фитофарм», «Фармцентр ВИЛАР» и др.
3. Соответственно, сегмент ЛС РП зарубежного производства развивался более благоприятно, хотя в начале исследуемого периода его доля была примерно аналогична по величине сегменту отечественных ЛС: 50,9% (колонка 3) в общей структуре (раз-ница всего в 10 ЛС: 291-281, колонка 2). Затем отмечается значительный рост доли до 79,1% (колонка 5) в 2002г.; в 2008-2010гг. она снизилась до 65-61,8% (колонки 7 и 9). Вместе с тем, в абсолютных величинах количество ЛС в 2010г. возросло
до максимума за исследуемый период - 557, т. е. рост составил 1,91 раза (колонка 13). На российском рынке присутствуют ЛС РП производства следующих зарубеж-ных компаний: Bionorica AG, Natur Product Europe B.V., Dr. Theiss Naturwaren GmbH, Herbion Pakistan Private Lim., KRKA, «Борисовский завод медпрепаратов» и др. 4. Классификационный показатель «состав» или «сложность» подразумевает следующие ЛС РП: -однокомпонентные (монокомпонентные) - содержат индивидуальные хими-ческие вещества и лекарственные растительные комплексы из одного растения; -многокомпонентные (суммарные или комбинированные ЛС) - содержат ком-плекс индивидуальных химических веществ и лекарственных растительных комплек-сов из нескольких видов растений. Как следует из табл.1, в динамике развития ассортимента отмечается значи-тельный рост доли монопрепаратов, содержащих вещества из одного растения: со 182 до 704 ЛС на начало и конец периода соответственно, т.е. рост составляет 3,86 раза (колонка 13) и 287% (колонка 12). Что касается многокомпонентных ЛС РП, то анализ выявил тенденцию обрат-ную, нежели у монопрепаратов: отмечается снижение количества зарегистрированных ЛС с 390 в 2000 г. до 197 в 2010 г., доли в структуре соответственно с 68,2% до 21,9%, снижение вполовину - коэффициент роста составил 0,58 и снижение на 49,5% (колон-ки 12 и 13). Известно, что присутствие в растениях комплекса действующих веществ обеспе-чивает не только основное фармакологическое действие, но и ценные сопутствующие эффекты, что способствует повышению результативности терапии. Однако установ-ленная в процессе мониторинга динамики ассортимента тенденция свидетельствует о значительном росте предложений монокомпонентных ЛС РП, что позволяет лучше отслеживать терапевтический эффект. Кроме того, комплекс действующих веществ из разных растений может спровоцировать аллергические реакции, не позволяющие ус-тановить точно вещество, на которое отреагировал такой реакцией организм человека. 5. Анализ состава ЛС РП по признаку фармакологического действия показал, что десять лет назад в ассортименте преобладали средства антисептические, желче-гонные, общетонизирующие, противовоспалительные, кардиотонические, спазмоли-тические. По истечении исследуемого периода ассортимент в фармакологическом ас-пекте несколько изменился: сейчас преобладают отхаркивающие, седативные, диуре-тические, общетонизирующие. Такие изменения ассортимента обусловлены, на наш взгляд, во-первых, расширением ассортимента химических ЛС, которые назначаются врачами и приобретаются потребителями самостоятельно; во-вторых, изменением ме-тодов лечения и профилактики ряда заболеваний, которые неплохо лечатся с помо-щью ЛС РП. 6. По содержанию действующих веществ из ЛРС преобладают ЛС из мяты и эв-калипта, камфарного дерева, солодки, тимьяна, шалфея, облепихи и др. Всего зареги-стрировано 250 видов растений. 7. Из видов лекарственных форм в данном сегменте фармацевтической продук-ции преобладают жидкие - около 40%; чуть меньше - твердые: примерно 37%; доля мягких: 12%; на долю остальных приходится около 11%. Полученные результаты обу-словлены особенностью технологии изготовления ЛС из ЛРС.
8. В заключение уместно привести некоторые результаты из наших исследова-ний потребителей ЛС. Получены данные, что 27,1% потребителей, помимо готовых ЛС, предпочитают средства из ЛРС домашнего приготовления. О способах приготовления ЛС они осведомлены из разных источников: собственные рецепты - 38,9%, знакомые и родственники - 21,8%, рекомендации врачей и аптечных работников - 33,7%, специальная литература - 12,9% опрошенных. В то же время они отмечают недостаточность знаний в области качества и технологии приготовления настоев и отваров из ЛРС в до-машних
условиях, правил и длительности хранения, визуальной проверки качества. По-требители предпочитают (77%) растительные сборы и чаи: в фильтр-пакетах в общей упа-ковке - 63,6%, весовые в коробках или пакетах - 32,8% и брикеты с насечками - 23,4%; из фитопродукции им также нравятся сиропы и коктейли РП - 21,8%. Производителям ЛС РП следует учитывать эту тенденцию и создавать новые продукты-полуфабрикаты для использования в домашних условиях, а также сопровождать подобные продукты подробными инструкциями по способам использования и хранения. Выводы. Лекарственные средства растительного происхождения на современ-ном этапе являются ресурсом, обеспечивающим реализацию мероприятий серьезного
направления в медицине - фитотерапии. На российском фармацевтическом рынке имеется значительный ассортимент таких средств, постоянно пополняющийся новой фитопродукцией. В
наших маркетинговых мониторинговых исследованиях выявлены основные тенденции формирования ассортимента данного целевого сегмента, свиде-тельствующие о положительной динамике, что в конечном итоге способствует укреп-лению здоровья населения страны.
Литература
1. Дремова, Н.Б. Лесная поляна на аптечном прилавке / Н.Б. Дремова, Т.Г. Афанасьева // Аптечное дело. - 2003. - январь - С. 20-21.
2. Дремова, Н.Б. Маркетинговые исследования лекарственных средств растительного происхождения : учеб.-метод. пособие / Н.Б. Дремова, Т.Г. Афанасьева. - Воронеж : ВГУ, 2003. -74 с.
3. Ефимова, Т.Я. Фитотерапия: история и современность / Т.Я. Ефимова // Здоровье. - 2008. - № 12. - С. 8-11.
4. Кисилева, Т.Л. Краткая энциклопедия современной фитотерапии с основами гомео-патии. Справочник практического врача / Т.Л. Киселева [и др.]. - М. : Изд-во профес. ассоциа-ции натуротерапевтов, 2010. - 592 с.
5. Мироненко, Т.А. Аптечный ассортимент: фитопрепараты / Т.А. Мироненко // Новая аптека. -2000. - № 8. - С. 50-53.
6. Никонов, Г.К. Основы современной фитотерапии / Г.К. Никонов, Б.М. Мануйлов. - Медицина, 2005. - 520 с.
KEY MARKET TRENDS FOR A TYPICAL HERBAL MEDICINES ON RUSSIAN
PHARMACEUTICAL MARKET
T.G. AFANASEVA1 N.B. DREMOVA2 1 Voronezh State The article presents the results of marketing analysis University 2 Kursk State Medical University mail: of herbal medicines assortment in the [email protected] pharmaceutical market in Russia. The dynamics of
the state registration of the Russian Federation using economic and mathematical methods for the period 2000-2010 on various parameters, including the breadth and structure is analysed. We defined statistical indicators for monitoring the qualitative and quantitative characteristics of the market segment of herbal medi-cines. We proved the increase in the range of herbal medicines that are used for treatment, disease prevention and healthy lifestyles. Key words: pharmaceutical market, market analysis, herbal me-dicinal products, herbal drugs, range of drugs.