Научная статья на тему 'Основные маркеры категории образа автора в блогах'

Основные маркеры категории образа автора в блогах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
655
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / БЛОГ / КАТЕГОРИЯ ОБРАЗА АВТОРА / СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / CATEGORY OF AUTHOR'S IMAGE / VIRTUAL DISCOURSE / BLOG / SUBJECTIVE MODALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козлова Наталья Степановна

В виртуальном пространстве формируется принципиально новый тип автора, основная речевая деятельность которого направлена на выражение собственного мнения по разным вопросам. Статья посвящена определению понятия виртуального дискурса, блога как типа виртуального дискурса и средств конструирования виртуальной идентичности автора. Рассматриваются основные лексические маркеры присутствия авторской точки зрения и способы ее субъективного выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new type of the author is formed in virtual space the main speech activity of which is directed to express personal opinion on various subjects. The article focuses on the theoretical bases of the definition of the virtual discourse, blog as the type of the virtual discourse and means of constructing the author's virtual identity. The basic lexical markers of the presence of the author's viewpoint and the ways of its subjective expression are considered.

Текст научной работы на тему «Основные маркеры категории образа автора в блогах»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 2 (256).

Филология. Искусствоведение. Вып. 62. С. 50-52.

Н. С. Козлова

ОСНОВНЫЕ МАРКЕРЫ КАТЕГОРИИ ОБРАЗА АВТОРА В БЛОГАХ

В виртуальном пространстве формируется принципиально новый тип автора, основная речевая деятельность которого направлена на выражение собственного мнения по разным вопросам. Статья посвящена определению понятия виртуального дискурса, блога как типа виртуального дискурса и средств конструирования виртуальной идентичности автора. Рассматриваются основные лексические маркеры присутствия авторской точки зрения и способы ее субъективного выражения.

Ключевые слова: виртуальный дискурс, блог, категория образа автора, субъективная модальность.

В начале XXI столетия Интернет уже не рассматривается лишь как хранилище сверхбольших объемов информации. Темп современной жизни постоянно ускоряется, и без помощи компьютеризированных средств человек уже не успевает соответствовать этому ритму жизни. В Интернете люди совершают покупки, работают, знакомятся и т. д. Удовлетворяя разнообразные потребности языковой личности, Всемирная паутина закладывает новые основы конструирования человеческой идентичности в виртуальной среде.

Отсюда возникает большой интерес к Интернету у психологов, социологов, философов, лингвистов. Для лингвистов Интернет представляет собой особое место реализации языка, никогда ранее не существовавшее. Интернет -это не только сеть компьютеров, но и сообщество людей, что позволяет говорить о нем как о социальной виртуальной реальности. Таким образом, Интернет представляет собой особый вид дискурса - виртуальный.

В последние годы одним из самых популярных вариантов общения и выражения авторского «Я» в Интернете являются блоги. Блог (англ. blog, сокр. web log. «сетевой журнал или дневник событий») - это веб-сайт, основное содержание которого - регулярно добавляемые записи (посты), изображения или мультимедиа, отсортированные в обратном хронологическом порядке и доступные для чтения и обсуждения широкой аудиторией1.

Пост в блоге - это речевое произведение. под которым понимается «продукт речевой деятельности некоторой протяженности, выполняющий коммуникативную функцию, безотносительно к его фактуре (устной или письменной), формату (монолог или диалог), функционально-стилевой принадлежности и

характеру протекания речевой деятельности (спонтанному или аранжированному)2.

Согласно определению дискурса В. И. Карасика, посты в блоге можно рассматривать как виртуальный дискурс, т. к.:

1) они представляют собой динамическую модель языка, основывающуюся на коммуникации, т. е. на совместной деятельности людей, которые пытаются выразить свои чувства, обменяться идеями и опытом;

2) общение происходит в коммуникативных ситуациях, которые рассматриваются в культурном контексте;

3) центральная роль в коммуникативной ситуации принадлежит людям, а не средствам общения;

4) коммуникация включает докоммуника-тивную (написание текста) и посткоммуника-тивную (комментарии) стадии3.

Каждый блог личностен, так как у него есть автор. В содержательном плане блог -это чаще всего летопись частной жизни автора, включающая элементы рассуждений на интересующие блоггера темы4. Следовательно, блог является инструментом отстраивания собственного «Я» индивида в виртуальном пространстве. По словам В. В. Виноградова, «голос» автора очень важен для понимания содержания текста и его композиции, поскольку образ автора является гарантом целостности текста5.

Блог существует в контексте личности автора и служит средством выражения его мыслей, мнений, чувств, желаний, т. е. его «ego».

Вслед за Ж. Лаканом под «ego» (от лат. ego - я) мы понимаем направленность на собственное «Я». «Я» употребляется для обозначения говорящим самого себя, для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности,

самого себя как личности, индивидуума, а также для обозначения субъекта6.

Поскольку блог привязан ко времени, он стремится к максимальной новизне, а поскольку он личностен, новые события осмысляются и получают определенную интерпретацию с точки зрения автора.

Для блога характерно повествование в форме 1-го лица единственного числа (Ich-Erzahlung). В данной повествовательной форме рассказчик диегетический, т. е. участвует в изображаемых событиях в большей или меньшей степени.

Исходя из этого, категория автора в блогах представлена одним из маркеров автора - личным местоимением «я / ich» и вариативными формами «Я-парадигмы»: мне / mir, меня / mich, а также притяжательным местоимением мой / mein, которые указывают на непосредственное присутствие автора в посте блога. Например:

1. Ich habe mich durch die einzelnen Programme gezappt und habe nichts Sehenswertes gefunden [piroschka.blog.de].

2. Meine Mutter lehrte mich Demut, Respekt und Zuruckhaltung in Situationen, in denen offen-bar Andere mehr Ahnung haben als ich [faulit. blog.de].

Использование автором личного местоимения «я / ich» и его форм свидетельствует

о выражении субъективной авторской точки зрения. Указывая на субъект речи, т. е. на собственное «Я», автор, конструируя свой образ, создает контакт с читателем, придавая изложению личностный характер.

Следующим маркером автора в блоге, отражающим его эмоциональное состояние и содержащим личную оценку сказанного, являются глаголы в форме 1-го лица единственного числа. Данную группу глаголов представляют в первую очередь глаголы ментального плана, выражающие мнение автора по обсуждаемому вопросу:

1. Ich finde es namlich fies von Mutter Natur, dass die mutterliche Brust eine so tolle Funktion hat, wahrend er bei maximal mit dem Brustpelz kuscheln kann [ich-werde-papa.blog.de].

2. Eine sehr angenehme Ausnahme davon, und ich betone, dass ich bisher erst wenige Hotlines anrief... [faulit.blog.de]

Следующую группу глаголов составляют глаголы волитивного плана, выражающие желания и волеизъявление:

1. Ich wunsche mir ein niveauvolles Fernseh-programm, bei welchem ich mein Wissen erwei-

tern und meinen Horizont bereichern kann [pi-roschka.blog.de].

2. Das war letzte Nacht und ich hoffe schon den ganzen Tag, dass dieser Traum wiederkommt [http ://www.tagebuchland.de/tagebuch/BwP-787]

Обширную группу представляют глаголы чувственного восприятия, отражающие отношение автора к описываемым событиям, его душевное состояние и чувства:

1. Ich empfinde es fast wie eine Verachtung des Publikums [piroschka.blog.de].

2. Ich freue mich, mit Ihnen sprechen zu dur-fen... [faulit.blog.de].

Очень часто используются модальные глаголы, которые передают оттенки уверенности, вероятности, сомнения, недоумения и предположения:

1. Oder sollte ich mal wieder ins Kino gehen? [piroschka.blog.de]

2. Deshalb mag ich auch Telefonieren nicht so gerne, weil die Leute dabei gerne hasten. An-dererseits mag ich gemachliche Telefonate mit Freunden doch recht gerne, wenn ich mich bei ei-ner Tasse Tee hinsetzen und gesprochene Sprache ohne jeglichen Storfaktor genieBen kann [faulit. blog.de].

В зависимости от характера излагаемого материала, стремления языковой личности к убеждению адресата автор прибегает к использованию глаголов, отражающих его настроение, желания, убеждения.

Огромное значение для формирования образа автора имеет структура предложения, выражающая чувства и эмоции.

В. В. Виноградов в своем труде «Исследования по русской грамматике» придерживается концепции о том, что предложение выражает отнесенность (отношение) к действительности, поэтому с предложением тесно связана категория модальности. Каждое предложение включает в себя модальное значение, т. е. содержит в себе указание на отношение к действительности. Так как это отношение выражает субъект речи, то можно говорить о субъективной модальности.

Субъективная модальность представляет собой важнейший аспект модальности, связанный с позицией автора, предполагающий оценочное, эмоциональное отношение говорящего к предмету речи, к сообщаемому им факту, событию.

Наличие в тексте языковых средств, репрезентирующих субъективную модальность, отражает стремление автора быть правильно по-

нятым и эффективно воздействовать на адресата. Отношение говорящего к предмету речи отличается сложностью и многосторонностью, так как на его содержание и выражение накладывает отпечаток речевая ситуация, форма общения, характер адресата и т. д.

Субъективная модальность выражается лексическими средствами, к которым относятся лексические единицы с оценочной семантикой и лексемы, передающие всевозможные эмоциональные переживания, эмоциональные реакции на события действительности. Следовательно, лексические единицы субъективной модальности являются маркером выражения авторской точки зрения. Например:

I. Глагол (+ прилагательное / наречие):

1. Ich hoffe allerdings sehr, dass Herr Z. nicht Mitglied der Grammatik-Untergrund-Szene ist, und diesen Blogeintrag jetzt liest [lilyofthefields. blog.de].

2. Habe mich sehr gefreut, dass von ihm was kam [www.tagebuchland.de/tagebuch/Katie].

II. Конструкция sein + прилагательное /наречие:

1. War sehr schon, wir haben uber funf Stun-den gequatscht und waren beide ganz uberrascht, dass die Zeit so schnell vorbeiging... [tagebuch-land.de/tagebuch/Katie]

Ш.Прилагательное, выражающее оценку:

1. Witzig ist nur, dass ich, seitdem ich als Kommarevoluzzer gelte, mehr Seitenzugriffe pro Tag habe, als fruher manchmal im ganzen Monat [lilyofthefields.blog.de].

2. Dumm im Betrieb ist, dass die Sachen im Computer total hirnrissig und durcheinander hin-terlegt sind... Dumm ist auch, dass die Chefin vom Hotel wenig Ahnung hat, aber alles regelt ... Und das Dummste ist, dass die eine Angestellte sich nicht traut die regularen Zeiten aufzuschreiben [tagebuchland.de/tagebuch/Rabe].

Как видно из примеров, субъективная модальность служит для выражения намерения, которое имеет в виду говорящий, планируя высказывание, цели высказывания (вопрос с целью получения ответа, побуждение, просьба и т. д.), позитивного или негативного представления говорящим содержания, оценивания говорящим характера и степени реализации содержания высказывания.

Подводя итоги, следует признать, что присутствие авторского мнения в тексте выражается с помощью таких средств, как личные местоимения, глаголы в форме первого лица единственного числа и средства выражения субъективной модальности. Данные средства служат для выражения степени уверенности автора в достоверности, истинности содержания высказывания, для оценивания вероятности описываемой ситуации, для эмоциональной оценки данной ситуации и т. д.

Примечания

1 http://www.wikipedia.ru

2 Бергельсон, М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестн. Моск. гос. унта. Сер. 9. Философия. 2002. № 6. С. 56.

3 См.: Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. С. 29-30.

4 См.: Михеева, Л. Психоаналитические аспекты автопрезентации в блоге. иЯЪ : http://www. digitalicons.org.

5 См.: Падучева, Е. В. Виноградов и наука о языке художественной прозы // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1995. Т. 54, № 3. С. 39-48.

6 См.: Лакан, Ж. О бессмыслице и структуре бога // Метафизические исследования. Вып. 14 / пер. с фр. А. К. Черноглазова. СПб., 2000.

С. 218-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.