Научная статья на тему 'Основные лингвокультурные характеристики британского дома'

Основные лингвокультурные характеристики британского дома Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
501
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИТАНСКИЙ ДОМ / ОБСТАНОВКА / ИНТЕРЬЕР / МЕБЕЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / BRITISH HOME / FURNISHINGS / INTERIOR / FURNITURE / SOCIAL CLASSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Головко Елена Вадимовна

Представлены лингвокультурные маркеры и дан обзор истории формирования британского жилища, типов английских домов и их интерьеров. Отмечается, что образ жилищного пространства характеризует социальный статус англичан через различные типы домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents lingocultural markers of British homes. The author gives an overview of the history of formation of British homes, types of housing in Britain and their interiors. It is noted that the image of various types of housing space characterizes the social status of the British.

Текст научной работы на тему «Основные лингвокультурные характеристики британского дома»

языкознание

Linguopragmatic aspect of speech behavior of communicators in everyday situations (based on English language)

The article explores the speech etiquette dialogue and the speech etiquette formulas of assumption. The authors identify and describe the ways of expressing the formulas under study in the colloquial speech of modern Americans. It was established that traditional English formulas of assumption in natural dialogue are actively complemented by nonstandard emotional conversational means of speech expressing the speaker's subjective modality.

Key words: dialogue, speech etiquette, speech etiquette formulas, modal category of assumption, American variant of English.

(Статья поступила в редакцию 18.12.2018)

Е.в. ГоловКо (самара)

ОСНОВНЫЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ британского

дома

Представлены лингвокультурные маркеры и дан обзор истории формирования британского жилища, типов английских домов и их интерьеров. Отмечается, что образ жилищного пространства характеризует социальный статус англичан через различные типы домов.

Ключевые слова: британский дом, обстановка, интерьер, мебель, социальные классы.

Целью данной статьи является выявление основных лингвокультурных маркеров британского дома. Задачи исследования - описать этапы формирования британского жилища на протяжении различных исторических временных рамок, а также рассмотреть интерьеры и типы английских домов представителей разных сословий.

Как известно, в последние десятилетия в науке наблюдается значительное повышение интереса к проблемам повседневной жизни человека, в частности жилищного пространства. Так, известный антрополог Я. Мортимер изучал вещи в домах средневековых тор-

О Головко Е.В., 2019

говцев Великобритании и выделял средства их номинации, отмечая при этом, что данные вещи отличаются не меньшим разнообразием, чем сами дома. В спальных комнатах можно было увидеть пуховые перины (duvets), сундуки с одеждой и утварь для мытья рук (в частности, тазики и кувшины, которые упоминались как basins and pitchers). Там также было немало льняных постельных принадлежностей и разнообразных столовых приборов - table-wares, начиная с оловянных тарелок (tin lates) и заканчивая бронзовыми графинами, называемыми словосочетаниями bronze carafes, и эмалированными позолоченными кубками, которые именовались enameled gilded goblets [7, с. 269].

Как показывает Я. Мортимер, низшие сословия не могли позволить себе роскоши. Поэтому за дверью следовал темный холл (hall) : его освещал только центральный очаг (hearth) , используемый для приготовления пищи и обогрева жилища. Мебели в доме большинства крестьян имелось сравнительно мало. Беднейшие слои населения, особенно сельского, жили в «коттеджах», которые скорее можно назвать лачугами (huts) . В хижинах крестьян можно было увидеть медный горшок для приготовления пищи - copper cooking pot, старый котел, называемый словосочетанием old caldron, и корзину (basket), в которой хранили домашнюю утварь. В подобном жилище домашнего уюта совсем не ощущалось [Там же, с. 270].

Согласно английскому исследователю, потребность отапливать дом послужила в дальнейшем толчком к изобретению величайшего архитектурного изобретения - дымохода (chimney). До появления дымохода люди топили помещение по-черному, чаще всего с удушливым дымом и копотью. И только в XIII-XIV вв. для удаления дыма стали пользоваться дымоходами [13, с. 254].

Вышеупомянутый ученый подчеркивает, что именно дымоход стал символизировать сердце дома. Благодаря этому изобретению стало возможным построение зданий в несколько этажей. Кирпичный дымоход становится центральным элементом строительной конструкции, позволяя обогревать сразу несколько этажей: комнаты, не имеющие своего очага, получают тепло от стен дымовой трубы. соответственно, в жилище появляются комнаты в разных целях: в одной готовят пищу, в других спят, в третьей - отдыхают. Именно последнее помещение стало выполнять функ-

цию гостиной, которую назвали и до сих пор называют лексемой lounge [13, с. 256].

Согласно точке зрения Я. Мортимера, холл (hall) являлся важным местом в жилище во времена Елизаветы, но он не служил местом сбора семьи; эту обязанность приняла большая комната, которую стали именовать словосочетанием sitting room. Это помещение, в которое обычно поднимаются по лестнице в дальней части холла, чем-то напоминает гостиную [6, с. 279].

В Викторианскую эпоху особое место в жилищном обустройстве знати занял загородный дом (country house), который стал предметом критики в том случае, когда его архитектура отражала стремление хозяина продемонстрировать свое богатство; когда из дома, в котором живут, он превращался в средство, целью которого было поразить и подавить окружающих. Однако люди в это время полюбили загородный дом, который отражал их благосостояние, представление о покое и семейном счастье. Разветвленная система номинации различных типов загородных жилищ (собственный замок - castle, особняк - mansion, коттедж - cottage) демонстрирует социальную стратификацию британского общества и приверженность к определенному образу жизни, который можно назвать типично викторианским [14, p. 65].

М.В. соколова пишет, что на протяжении викторианского времени наблюдается соотношение фасадного декора дома и его интерьер-ного убранства. Интерьер остается пространством частной жизни британцев, средоточием того самого частного бытия, право на которое утверждает знаменитая английская пословица My home is my castle. Поэтому соотношение экстерьера и интерьера достаточно точно отражает викторианский образ жизни, где двойственность «быть и казаться» создает иногда едва заметное, а нередко и весьма резко бросающееся в глаза противоречие [11, с. 46].

Согласно Ч. Мак-Коркодейл, типичным для британского буржуазного жилища середины и второй половины XIX в. становится так называемый викторианский интерьер - Victorian interior. Он не терпит свободного пространства, его преследует страх пустоты, поэтому дом забит всякой всячиной, в том числе разнообразной мебелью, где отдельные вещи достаточно дорогие, но почти не сочетаются друг с другом. Изобилие разных мелких вещей, часто антикварных, располагается на этажерках, полках и столиках. В кругах аристо-

кратии это считалось превосходным вкусом [4, с. 127].

Другой культуролог М.И. Козьякова расшифровывает язык гостиной XIX в., описывая одну из комнат дома в районе Мейфэр. В помещении, представлявшем собой модернизированный аналог вытянутой галереи с фамильными портретами, стояли столы с бархатными скатертями (tables with velvet tablecloths), по углам висели причудливой формы полки (shelves) , и все свободное пространство занимали фотографии (framed photos) в тяжелых серебряных или сафьяновых рамках [2, с. 87].

В работе М.И. Козьяковой показано, что в XIX в. классицизм достигает своего расцвета, превращаясь в официальный стиль - ампир. Излюбленный материал - красное дерево (mahogany). Важнейшими предметами интерьера становятся секретеры (secretaries), шкафы (cupboards), комоды (chests of drawers) ; популярны большие напольные зеркала -псише (cheval mirrors) , которые были небольшие по размерам и обычно ставились на туалетные столики (dressing tables). Элегантна мебель для сидения, особенно стилизованные разновидности длинной узкой кушетки и ме-ридиенна (long narrow couch), где спинка, подлокотник и ножка образуют одну плавную линию [Там же, с. 35].

В середине второго десятилетия XIX в. К.А. Буровик выделяет еще один оригинальный стиль - бидермайер, который проявился прежде всего в интерьере, мебели, предметах декоративно-прикладного характера. Интерьер в этом стиле создает атмосферу мира и покоя. Помещения светлые, просторные, потолки белого или серого цвета. Как правило, полы деревянные, обычно очень простые по рисунку. Непременным украшением интерьера служат комнатные растения (houseplants) , цветы (flowers), размещенные в горшках (pots) или вазах (vases) . на стенах развешивают гравюры (engravings), акварели (quarelles), живописные полотна (picturesque canvases). Скатерти, покрывала, портьеры часто имеют яркие узоры, украшаются вышивкой, бахромой, оборками [1, с. 82-83].

В обстановке дома обязательно присутствуют незначительные предметы, такие как этажерки, именуемых словосочетанием canterburies, шкафчики (ambries), подставки (racks). В жилище состоятельных людей есть, как правило, небольшое механическое пианино, называемое спинетом, - spinnet [10, с. 167].

начиная с середины XIX в. британские журналы посвящали статьи и целые рубрики

оформлению дома, постепенно преобразовывая его пространство и формируя новые вкусы и ценности. Как указывает Е.М. Михайлова, предметы жилищного пространства подчеркивают устоявшиеся взгляды британцев о семье, домашнем уюте, комфорте как важнейших ценностях британского общества [5, с. 161].

В конце века ситуация меняется, и в результате появляется новый стиль - модерн. Он ставил своим предназначением создать новую художественную среду, которая окружает человека, и поэтому стремился к гармоничному единству предметного мира, органике и простоте. На рубеже XIX-XX вв. меняются бытовые привычки и ритм жизни. Мебель немногочисленная, присутствуют отдельные японские вещи, называемые словосочетанием с широкой семантикой - Japanese things [2, с. 56].

Как известно, Англия всегда была государством с очень развитой классовой системой, и дома всегда являлись показателем принадлежности к тому или иному сословию. В современной Англии существует следующая классовая иерархия: upper class («высшие классы», к которым социологи относят аристократию и крупную буржуазию), upper middle class (так называемая верхушка среднего класса, которую составляют квалифицированные специалисты), lower middle class (мелкая буржуазия, интеллигенция, средние слои чиновников) и working class (трудовые слои населения, производственные рабочие). К. Фокс, выделяет также и особый класс nouveaux riches - класс нуворишей, т. е. сословие недавно разбогатевших людей [1, с. 95].

Всем известно, что многие дома англичан оформлены со вкусом и служат примером для подражания другим народам. Существуют различные типы домов, которые отличаются своим внешним и внутренним видом. Рассмотрим эволюцию британских жилищ с точки зрения классовых показателей и соответствующие средства их номинации. Так, в Англии выделяют три основных типа домов.

Как утверждает В.В. ощепкова, первым из самых известных жилищ считается отдельный дом на одну семью, так называемый detached house, окруженный со всех сторон собственным земельным участком. Люди, которые живут в таком доме, обычно изолированы от соседей, что создает идеальные условия для садоводов. Это наиболее роскошный и, как следствие, один из наиболее дорогих вариантов недвижимости Англии, который характерен для высших классов, получивших название upper class, к которым, как было упомянуто, социо-

логи относят аристократию и крупную буржуазию. Престиж этого типа жилья поясняется тем, что такие дома представляют собой отдельные особняки - detached houses, расположенные на просторных земельных участках, а не стена к стене по отношению к соседним домам. Поэтому этот дом получил название aristocratic luxury, что в переводе на русский язык означает «аристократическая роскошь». В таком доме обычно расположены три спальни, которые называются bedrooms, и одна-две гостевые комнаты (guest rooms) на втором этаже - upstairs, одна и более гостиных комнаты (guest rooms), столовая, получившая название dining room, и кухня (kitchen), которые расположены на первом этаже (downstairs) [3, с. 8].

Второй тип дома, который англичане называют «отдельным уютным домиком» - это semi-detached house, или semi. Такое жилище, как правило, состоит из двух половин двухквартирного дома с двумя входами (дом разделен вертикально). Это два дома, объединенные общей центральной стеной. В каждой половине жилища обычно расположены две или три спальни. Особенно много домов такого вида было построено частными компаниями в 1920-1930-х гг. Это наиболее популярный тип жилья в Великобритании, в котором до сих пор проживают не только представители верхушки среднего класса или квалифицированные специалисты, получившие название upper middle class, но и мелкая буржуазия, интеллигенция, чиновники средней руки (lower middle class) [8].

Следует особо отметить и третий тип жилища. Как правило, британцы любят жить в доме-террасе или «городском доме» - terrace house (или terraced house, terrace, row house, linked house, townhouse). он представляет собой соединение нескольких домов, между которыми нет промежутков, т. е. непрерывный ряд двухэтажных домов вдоль улицы, как бы слепленных друг с другом. Первый и последний дом в такой цепочке жилья называются end terrace, и они являются самыми большими по площади. Подобные дома-террасы бывают 3- и 4-этажными, с довольно просторными комнатами. В конце XIX - XX в. в таких домах проживали в основном простые рабочие (working class), трудившиеся на заводах или фабриках. И поныне свыше четверти семей Великобритании живет в «домах-террасах». Англичане предпочитают называть их английскими та-унхаузами (English town-houses) [Там же].

Общеизвестен факт, что в 1951 г. был возведен самый первый многоквартирный дом в

городе Харлоу в графстве Эссекс. Сначала такие многоэтажки, получившие название tower blocks, были очень популярны, главным образом благодаря великолепным видам, которые открывались из окон.

Однако со временем дома износились, уровень преступности в застроенных ими районах возрос, и эти высотки считаются жильем для низшего класса. В 1968 г.,после частичного разрушения 22-этажной башни - Ronan Point в районе Ньюхэм вследствие взрыва бытового газа, популярность этих многоэтажек окончательно сошла на нет. Теперь их чаще всего называют council houses и считают бесплатным жильем, которое предоставляется муниципальными властями малообеспеченным слоям британского населения [8].

В своей знаменитой книге Watching the English: The Hidden Rules of English Behavior современный британский антрополог и культуролог К. Фокс подробно описывает британский дом как эстетический, социо- и лингво-культурный феномен и правила английского быта, принятые в Великобритании [15].

Как показывают социологические опросы, многие люди мечтают иметь собственный одноэтажный дом на одну семью, построенный в индийском стиле, который называется бунгало (bungalow). Такой вид жилища впервые появился в Великобритании в 1860-х гг. (когда страна видела множество колоний по всему миру), а к 1920 г. уже распространился по всему миру - особенно в США, где их численность с каждым годом растет до сих пор. но в Британии из-за недостатка земли под строительство бунгало утратило свою популярность и обычно встречается в сельской местности. Такие дома особенно ценятся состоятельными пожилыми людьми, которым трудно подниматься и спускаться по лестнице [13].

К. Фокс выделяет некоторые очевидные особенности классовой принадлежности, отраженные в интерьере британских современных домов и в названиях деталей интерьеров. Так, одним из основных признаков сословия является стена почета - brag wall, т. е. специально отведенное место на стене, на которой висят, например, фото хозяина дома рядом со знаменитыми людьми или же какие-то призы, которые он когда-то выиграл в соревнованиях. Как правило, если человек относится к среднему сословию или более низкому, то такие вещи будут гордо выставлены в гостиной или в другом видном месте. У представителей среднего класса и аристократии подходящим

местом для таких вещей служит прихожая на нижнем этаже дома [15, p. 192-193].

Следующая особенность интерьера состоит в том, что окна гостиных в домах низших слоев среднего класса и верхушки рабочего часто занавешены тюлем net curtains (который весьма точно указывает на социальный статус хозяина дома) [15, p. 196].

Для молодежи средних классов характерны не загроможденные мебелью гостиные, имеющие название living rooms, а намеренная простота и лаконичность обстановки. Скудость интерьера они компенсируют широкоэкранным телевизором, называемым TV (телевизор) или telly (телик), который всегда стоит на самом видном месте (показывает как минимум шесть программ о доме и домоводстве), и современным музыкальным центром с большими колонками. В домах представителей верхушки среднего класса имеются большие телевизоры и стереосистемы, но они обычно находятся в других гостиных, которые хозяева иногда называют back room (букв. «задняя комната») или family room (букв. «семейная комната»), но ни в коем случае не music room (букв. «музыкальная комната»). По терминологии верхушки среднего класса, music room -это комната, в которой стоит пианино, а не стереосистема [Ibid., p. 193].

Еще один надежный показатель классовой принадлежности - подставки под бокалы с напитками (coasters /drink mats), предотвращающие порчу столов. они не будут стоять на столах среднего сословия и аристократии. Такие подставки под бокалы можно увидеть в домах нижних слоев среднего и верхушки рабочего класса [Ibid., p. 187].

Статус хозяина дома очень легко определить, обратив внимание на пол в гостиной комнате, которую англичане называют lounge. В домах людей, которые принадлежат к среднему классу, в гостиной очень часто встречается ковровое покрытие -fitted carpet, нувориши предпочитают настил с высоким ворсом (deep pile carpeting). Гостиные тех, кто стоит выше по сословию, как правило, отличаются отсутствием чего-либо на полу, т. е. пол без покрытия (bare floor boards), причем нередко очень старый. Это свидетельствует о том, что англичане любят «дома с историей» (houses with history), презирая новоделы нуворишей [Ibid., p. 48].

отношение британцев к дорогой, новой мебели также характеризует их классовую принадлежность. Так, если новая мебель рассматривается хозяином дома как нечто шикар-

ное или роскошное, это говорит о том, что человек обладает более низким социальным статусом. Для истинного представителя аристократии новизна - это показатель безвкусия: различные новшества, как правило, не представляются для высшего класса интересными, они предпочитают старину авангарду, подлинность - стилизации. Это объясняется тем, что истинная аристократия - это семьи с очень давней историей. Предметы интерьера, которые они унаследовали от своих предков, являются для них самым дорогим, что есть в их доме, это то, что будет придавать особое очарование их жилищу [15, р. 189].

На сегодняшний день характерные особенности внутреннего убранства английских домов, будь то квартиры в центре Лондона или дома в пригородах Англии, - надежность, комфорт, аристократичность и наличие домашнего уюта. Общепризнанный факт, что англичане любят соблюдать вековые традиции и почитать их [12].

определенный интерес вызывает вопрос о том, какие атрибуты выделяются в английском традиционном интерьере. Здесь следует упомянуть обои, названные словом wallpapers, с классическими полосками, цветами или геральдическими рисунками. Цветовая гамма комнат всегда разная, она может быть бежевого цвета или ярких оттенков - зеленых или красных [8].

При этом классической деталью выступают также двухслойные шторы с ламбрекеном (double-layered curtains with pelmet). Часто в типичных британских домах можно увидеть абажуры настольных светильников, которые называют lampshades, декоративные подушки (pillows), покрывала (coverlets), скатерти (tablecloths), которые подбирают в единый тон. Потолок (ceiling) украшен хрустальной люстрой (chandelier). Если роль освещения в доме играют настольные лампы - table lamps, торшеры (standard lamps) и бра (sconce), то люстра создает атмосферу утонченности [Там же].

Необходимый элемент, передающий атмосферу консерватизма английского дома и добавляющий уюта холодными и дождливыми вечерами, - камин (fireplace), который сделан из резных панелей - carved panels - мраморных, деревянных или из известняка [там же].

На каминной полке (mantelpiece), располагаются высокие подсвечники (high candlesticks) и рамки с памятными фотографиями, которые называют frames with memorable photos. Все это помогает создать приятную атмосферу в английских жилищах [Там же].

Согласно точке зрения известных культурологов В.В. Ощепковой и А.П. Булкина, самым распространенным материалом, используемым для построения дома в Великобритании на протяжении многих веков, является кирпич - brick. Везде можно увидеть дома из красного кирпича (red brick), а в восточной части Англии - из желтого кирпича, который называют yellow brick. В последние десятилетия в качестве строительного материала используется железобетон - reinforced concrete [9, с. 44].

Исследователи утверждают, что в Великобритании много старинных домов, которые до сих пор плохо обогреваются, несмотря на возможности современных обогревательных систем и приборов. Отметим, что центральное отопление (central heating), имеется примерно в 75% домов. Отопление стоит очень дорого, поэтому предназначено в основном для обеспеченных людей. Кроме того, по традиции спальни не отапливаются, а вместо этого используются электрические одеяла - electrical blankets. Англичане уверены: слишком теплое помещение вредит здоровью, к тому же низшим сословиям центральное отопление часто приходится не по карману [Там же].

Итак, в данной статье представлен обзор истории формирования британского дома, основных типов британских домов представителей разных сословий, деталей интерьеров и внутреннего убранства. При этом особое внимание уделяется средствам номинации выделенного тематического слоя.

Данная работа может служить основой для дальнейшего исследования особенностей классовой принадлежности британцев через призму интерьеров, видов жилых помещений, а также типов их домов. Результаты, полученные в ходе исследования, могут применяться на семинарах по интерпретации и стилистике художественного текста, лингвокультуроло-гии и лингвострановедению.

Список литературы

1. Буровик К.А. Родословная вещей. М.,1991.

2. Козьякова М.И. Эстетика повседневности. Материальная культура и быт Западной Европы XV-XIX веков. М., 1996.

3. Макарова Е.А. Британский дом: Home, sweet home! Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

4. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990.

5. Михайлова Е.М. Английский дом середины XIX века - начала XX века как отражение ценно-

известия вгпу. филологические науки

стей Викторианской эпохи // Genesis: исторические исследования. 2017. № 10. С. 161.

6. Мортимер Я. Елизаветинская Англия: путеводитель путешественника во времени / пер. с англ. А.В. Захарова. М.: Эксмо, 2016.

7. Мортимер Я. Средневековая Англия: путеводитель путешественника во времени / пер. с англ. А.В. Захарова. М.: Эксмо, 2015.

8. Основные типы жилья [Электронный ресурс]. URL: http://ruslondon.com>nedvizhimost/osno vnye-tipy-zhilja/ (дата обращения: 16.01.2019).

9. Ощепкова В.В., Булкин А.П. Великобритания: страна, люди, традиции. Книга для чтения по страноведению. М.: РТ-Пресс, 2000.

10. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: Сварог, 1995.

11. Соколова Т.М. Художественная мебель. Л.: Сов. художник, 1967.

12. Традиции английского интерьера [Электронный ресурс]. URL: http://www.westhome-invest. com/articles/traditsii_anglijskogo_interera/ (дата обращения: 16.01.2019).

13. Уорсли Л. Английский дом. Интимная история / пер. с англ. И. Новоселецкой. М.: Синбад, 2016.

14. Calder J. The Victorian Home, 1977.

15. Fox K. Watching the English: The Hidden

Rules of English Behaviour. London, 2014.

* * *

1. Burovik K.A. Rodoslovnaya veshchej. M., 1991.

2. Koz'yakova M.I. Estetika povsednevnosti. Ma-terial'naya kul'tura i byt Zapadnoj Evropy XV-XIX ve-kov. M., 1996.

3. Makarova E.A. Britanskij dom: Home, sweet home! Rostov n/D.: Feniks, 2012.

4. Mak-Korkodejl Ch. Ubranstvo zhilogo inter'era ot antichnosti do nashih dnej. M.: Iskusstvo, 1990.

5. Mihajlova E.M. Anglijskij dom serediny XIX ve-ka - nachala XX veka kak otrazhenie cennostej Vikto-rianskoj epohi // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2017. № 10. S. 161.

6. Mortimer Ya. Elizavetinskaya Angliya: pu-tevoditel' puteshestvennika vo vremeni / per. s angl. A.V. Zaharova. M.: Eksmo, 2016.

7. Mortimer Ya. Srednevekovaya Angliya: pu-tevoditel' puteshestvennika vo vremeni / per. s angl. A.V. Zaharova. M.: Eksmo, 2015.

8. Osnovnye tipy zhil'ya [Elektronnyj resurs]. URL: http://ruslondon.com>nedvizhimost/osnovnye-ti py-zhilja/ (data obrashcheniya: 16.01.2019).

9. Oshchepkova V.V., Bulkin A.P. Velikobritani-ya: strana, lyudi, tradicii. Kniga dlya chteniya po stra-novedeniyu. M.: RT-Press, 2000.

10. Sobolev N.N. Stili v mebeli. M.: Svarog, 1995.

11. Sokolova T.M. Hudozhestvennaya mebel'. L.: Sov. hudozhnik, 1967.

12. Tradicii anglijskogo inter'era [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.westhome-invest.com/arti-cles/traditsii_anglijskogo_interera/ (data obrashcheniya: 16.01.2019).

13. Uorsli L. Anglijskij dom. Intimnaya istoriya / per. s angl. I. Novoseleckoj. M.: Sinbad, 2016.

The main linguocultural characteristics of the British home

The article presents lingocultural markers of British homes. The author gives an overview of the history of formation of British homes, types of housing in Britain and their interiors. It is noted that the image of various types of housing space characterizes the social status of the British.

Key words: British home, furnishings, interior, furniture, social classes.

(Статья поступила в редакцию 17.01.2019)

т.м. шеховцева, е.а. камьшанченко

(Белгород)

метафорическая репрезентация концепта SOFT POWER в англоязычном политическом медиадискурсе

Представлен лингвистический анализ одного из концептов новых форм политической коммуникации - концепта SOFT POWER, представляющего собой политическую метафору. В фокусе внимания находятся механизмы его метафорической репрезентации. Анализируются история возникновения, энциклопедическая информация о данном концепте, а также ряд концептуальных метафор, вербализующих исследуемый феномен в англоязычном политическом медиадискурсе.

Ключевые слова: концепт, концептуальная метафора, политическая метафора, «мягкая сила», политический медиадискурс.

На сегодняшний день в фокусе внимания специалистов по когнитивной лингвистике находятся концепты как единицы сознания человека и их изучение с помощью лингвисти-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Шеховцева Т.М., Камышанченко Е.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.