Научная статья на тему 'Основные критерии социализации экономики. Гуманизация экономического роста'

Основные критерии социализации экономики. Гуманизация экономического роста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
570
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ГУМАНИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ECONOMY SOCIALIZATION / HUMANIZATION / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистобаева Юлия Александровна

В статье выявлены основные критерии социализации экономики, определены показатели качества жизни, обозначена роль социально ориентированного государства. Как основной из критериев социализации экономики выделен принцип гуманизации экономического роста, даны его основополагающие факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC CRITERIA OF SOCIALIZATION OF ECONOMY. A HUMANIZATION OF ECONOMIC GROWTH

In article the basic criteria of socialization of economy are revealed, indicators of quality of life are defined, the role of social focused state is designated. As basic of criteria of socialization of economy is allocated a principle of a humanization of economic growth, its basic factors are given.

Текст научной работы на тему «Основные критерии социализации экономики. Гуманизация экономического роста»

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ.

ГУМАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Ю. А. ЧИСТОБАЕВА

В статье выявлены основные критерии социализации экономики, определены показатели качества жизни, обозначена роль социально ориентированного государства. Как основной из критериев социализации экономики выделен принцип гуманизации экономического роста, даны его основополагающие факторы.

Ключевые слова: социализация экономики, гуманизация, качество жизни.

Говоря о приоритетных направлениях реформирования экономической системы в наше время, правительство в первую очередь выделяет модернизацию экономики, основанную на индустриализации. Здесь, на наш взгляд, необходимо заглянуть в историю. В России разрушение старых жизненных укладов всегда протекало особенно противоречиво и болезненно, несмотря на то, что на этом пути российское общество подчас добивалось впечатляющих результатов, сделавших Россию одной из ведущих стран мира.

Российский опыт модернизации экономики нельзя не признать неоднозначным. Исторические факты подтверждают, что индустриализация страны была оплачена многими миллионами жизней и утратой духовных ценностей.

Характерной особенностью российской истории стали периодические срывы модернизации, мощные откаты назад, приводящие к варварскому уничтожению ресурсов и аннулированию достижений.

На данном этапе развития, несмотря на то, что достижения современной России в плане социально-экономического развития достаточно скромны, ее граждане в целом оптимистично воспринимают перспективы модернизации: значительное большинство россиян сходятся на том, что процесс модернизации выведет страну на новый, существенно более высокий, чем в прошлом и настоящем, уровень развития и благосостояния, но надо отметить, что мнения населения по поводу модернизации отличаются очень сильной социальной окрашенностью.

Это связано с большим расколом сегодняшнего общества на «богатых» и «бедных». Малообеспеченные слои населения не вписываются в виртуальную рыночную модель российского образца. В сознании правительства уж возник

мифический средний класс, для него принимаются решения и создается правовая основа повседневного бытия.

В результате такого отрыва от реальной действительности деятельность правительства в ближайшей перспективе приведет к сохранению и увеличению необъективно высокого уровня имущественного расслоения, к превращению 30 % населения страны в низший класс [4].

Но все слои общества сходятся в таких требованиях к властям, как: обеспечение реального равенства граждан перед законом, борьба с коррупцией, гарантия прав и свобод, закрепленных в Конституции, повышение благосостояния населения, т. е. повышения качества жизни.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Улучшение качества жизни - это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. Во многих зарубежных странах под качеством жизни, кроме вышеуказанных критериев понимается финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое [5].

К основным сферам качества жизни относятся:

- трудовая жизнь;

- сфера развития способностей людей;

- семейная жизнь;

- быт и поддержание здоровья;

- жизнь нетрудоспособных;

- досуг;

- окружающая среда;

- жизнь в экспериментальных экономических ситуациях [6].

Настоящая, «успешная модернизация», в соответствии с представлениями россиян, - это когда Россия сможет зарабатывать не на природных богатствах, инфраструктуре или выгодном геополитическом положении, а на производстве интеллектуального продукта.

Трансформация социально-экономических отношений в России перешла в фазу поиска новых путей их рационализации, которые многие исследователи связывают с необходимостью социализации экономики. Современный тип постиндустриального общества характеризуется переходом к новому уровню общественного развития, основным фактором которого являются инновации, воплощенные в материальных и человеческих капитальных ресурсах. Здесь человек представляет собой не только решающий фактор экономики, но и важнейший источник инноваций, двигатель всякого развития и саморазвития в социально-экономических системах общества. Именно поэтому особое место среди социальноэкономических регуляторов социального благополучия населения занимает инвестирование в человеческий капитал. С экономической позиции человеческий капитал может быть определен как собственность работника, приносящая доход и выраженная в физической силе, здоровье, умственных и предпринимательских способностях или принадлежащем работнику интеллектуальном продукте [7].

В России социализация экономики находится на низком уровне, так как в социальной сфере сохраняется широкий круг проблем и противоречий, обусловливающих конфликт интересов как в системе «богатые - бедные», так и в триаде «общество - государство - бизнес», тормозящих развитие человеческого капитала. К таким проблемам относится слабая социальная основа развития человеческого капитала - относительно небольшой средний класс (от 16 до 40 %, по разным оценкам). В развитых странах стратификация общества по уровню доходов предполагает, что наибольшую часть общества составляет средний класс, получающий средние доходы, а доля населения с очень низкими и очень высокими доходами мала. В России такого среднего класса практически нет. При этом следует учитывать и то обстоятельство, что уровень развития российского среднего класса значительно ниже по сравнению со средним классом развитых стран и не только по материальному благосостоянию, но и по уровню образования, уровню культуры. Поэтому доля среднего класса пока не может выступать свидетельством социализации российской экономики.

Если учитывать западные стандарты, то в России около 80 % населения являются бедными и только 5 % - богаты.

Развитию человеческого капитала препятствует продолжающееся углубление дифференциации доходов населения России. Растущая поляризация общества по доходам вызывает конфликтность интересов между разными группами людей в нашем обществе. Одной из главных причин низкой социализации экономики является снижение доступности и качества социальных услуг (здравоохранения, образования). В России расходы на социальные нужды составляют менее 40 % всех расходов бюджета. Крайне низка доля расходов на здравоохранение и образование, наблюдается отставание и по абсолютным значениям государственных расходов на душу населения в год.

Все эти факты свидетельствуют о снижении жизненных шансов для развития человеческого капитала не только у низкодоходных групп населения, но и у среднедоходных.

На наш взгляд, социализация экономики предполагает в первую очередь человеческое развитие.

Концепция человеческого развития, разработанная экспертами ООН и изложенная в начатой в 1990 г. серией ежегодных всемирных докладов и с 1995 г. в национальных докладах, предусматривает переосмысление ряда теоретических разделов социальных наук, относящихся к социальному развитию, общественному воспроизводству, человеческому капиталу и его формированию. Полномасштабное обобщение и применение концепции развития человека осуществлено первоначально в 1990 г. в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций. В 1995 г. важнейшие ее положения были переосмыслены и обновлены в дальнейших ежегодных национальных докладах. Новые подходы предусматривают толкование развития человека как собственно цель и критерий общественного прогресса, без его прямой увязки с экономическим ростом и увеличением благосостояния. Здесь человек рассматривается как цель реализации единого сбалансированного взаимоувязанного набора мер экономической, социальной и экологической политики государства.

Развитие человеческого капитала осуществляется в результате прямых (непосредственно в человека через прямые субсидии, доплаты, премии, компенсации и т. д.) или косвенных (в системный инновационный механизм развития человеческого потенциала: науку, образование, здравоохранение, культуру и т. д.) инвестиций, а так-

же в результате привлечения ранее сформированных трудовых способностей населения. Исходя из этого определения, процесс развития человеческого потенциала проявляется в перспективном и реально накопленном видах.

Развитие перспективного человеческого потенциала - это развитие запаса здоровья, физических и образовательно-профессиональных способностей человека, знаний, профессиональной квалификации, умений и навыков, культуры и нравственности, которые могут быть использованы в экономических целях для получения дохода, но по тем или иным причинам в данный период времени не используются. То есть перспективный человеческий потенциал - это совокупный человеческий потенциал неработающих членов общества в виде совокупных общественно необходимых знаний, умений, навыков, способностей, мотиваций.

Развитие реально функционирующего (экономически накопленного) человеческого потенциала -это развитие обобщенных характеристик компетенций работников в форме профессиональных знаний, трудовых способностей, умений, навыков, опыта и образования занятого населения [1].

К числу критериев социализации рыночной системы следует отнести гуманизацию общественно-экономических отношений и прежде всего «очеловечение» производства и его целей. Классический рыночный механизм базируется на естественном стремлении к максимизации прибыли как определяющем мотиве производственной деятельности хозяйствующих субъектов. На современном этапе экономического развития указанная цель хотя и продолжает оставаться доминирующей, но отнюдь не единственной: человеческий фактор становится средством функционирования системы и все более отчетливо превращается в ее главную цель. Общество предпочитает иметь больше свободного времени как основы развития личности и стремится к его максимизации, создавая тем самым предпосылки для удовлетворения невиданного ранее многообразия потребностей, отвечающих природе человека, его социальной сущности. В этих условиях смысл социализации заключается в том, чтобы предоставить каждому индивиду возможность выбирать демократическим путем набор тех потребностей, которые могут быть удовлетворены соответствующим распределением ресурсов.

На наш взгляд, необходимо выделить такие факторы гуманизации экономики, как:

- улучшение среды обитания человека. Процесс социализации рыночной экономики

включает в себя реализацию комплекса мер по достижению экологического благополучия населения и перехода к ноосферному типу развития. Среди них особая роль на современном этапе отводится использованию безотходных и ресурсосберегающих технологий, практическому внедрению идеальной промышленной структуры производства, основанной на многоразовом потреблении, созданию экологически чистых производств, экологическому страхованию от аварий и бедствий, формированию системы экономического воздействия на экологизацию производства, осуществлению увеличивающегося финансирования экологических программ.

- формирование гражданского общества;

- сочетание эффективного экономического роста и социальной стабильности. Для эффективного экономического развития необходимо наличие эффективной системы социальной защиты, включающей в себя социальное обеспечение (социальное страхование и социальная помощь) и социальную поддержку (социальные гарантии и льготы). Ее главная функция состоит в том, чтобы предоставить каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и активной реализации его способностей. Модернизация института социальной защиты, предполагающая создание интегрированной многоуровневой системы социальной защиты (государственные органы - местные органы власти - предприятия - общественные организации), действенной на всех уровнях, с четким определением прав, ответственности и функций каждого.

Принципами института социальной защиты должны стать: законодательное определение и разграничение финансовой ответственности между работником, работодателем и государством не на основе государственной благотворительности, а как совокупности государственных гарантий, предоставляемых каждому и обеспечивающих соблюдение прав человека; организация системы социальных гарантий на основе страховых выплат вместо налоговых; соотнесение страховых тарифов с наступлением страховых случаев; налаживание действенных механизмов контроля сбора и расходования страховых средств;

- личная и национальная безопасность;

- политические и экономические свободы.

Перечень критериев социализации рыночного

общества будет неполным без рассмотрения отношений планомерности, зародившихся в его недрах. Гибкое вмешательство государства и различных институциональных субъектов в лице

профсоюзов, объединений предпринимателей, ассоциаций потребителей в современную экономику служит свидетельством неспособности рынка в полной мере осуществлять свои саморегулирующие функции, в результате чего он вынужден включать в механизм своего функционирования, по существу, чужеродные элементы, которые являются для него деструктивным средством.

Под воздействием процесса социализации собственности товарные отношения, оставаясь господствующими, перестают быть единственным способом поддержания отношений между хозяйствующими субъектами. Их противоположностью выступает приобретающая все большую устойчивость планомерность, предполагающая становление непосредственно общественных, прямых связей между различными экономическими единицами общества. Настойчивые попытки реализации концепции «меньше государства - больше рынка» не смогли ослабить объективные тенденции к накоплению элементов планомерности.

Государственная социальная политика является важной сферой его управленческой деятельности, она есть неотъемлемый элемент существования общества, обеспечения его стабильности, консолидации и развития [2].

Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Благодаря сбалансированной социальной политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству. Необходимо создать механизмы, регулирующие разработку и проведение социальноэкономической политики в интересах общества:

1. Выявление индивидуальных, групповых и общественных интересов и предпочтений.

2. Согласование индивидуальных, групповых и общественных интересов с учетом нравственно-этических принципов.

3. Выбор средств реализации экономических и социальных интересов общества, закрепленных в государственных программных документах.

4. Реализация стратегии государственной социально-экономической политики.

5. Независимая социальная экспертиза выполненных мероприятий социально-экономической политики, для чего следует предусмотреть

обеспечение доступности информации о ее проведении для общества [1].

В настоящее время Правительство РФ начало осуществлять ряд национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищной сфере, разворачиваются государственные инвестиции, связанные с повышением рождаемости. Но все это государство старается делать, не привлекая бизнес, а исключительно за счет бюджетных средств. В развитых странах корпоративная социальная ответственность является необходимым и обязательным условием осуществления бизнеса, в то время как в России она только начинает внедряться. Для стимулирования этого процесса необходима система мер со стороны государства, направленная на расширение круга участников социальной ответственности бизнеса.

Требования к социально ответственному бизнесу заключаются лишь в том, чтобы добросовестно выполнять свои прямые обязательства перед обществом и государством в соответствии с определенными условиями:

- регулярно выплачивать заработную плату, размер которой должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы различной квалификации;

- соблюдать нормы трудового законодательства;

- своевременно и в полном объеме уплачивать все положенные налоги;

- обеспечивать установленные стандартные качества продукции.

Более высокий уровень социальной ответственности связан с развитием партнерских внутрифирменных отношений и предполагает непосредственный учет интересов работников на основе переговорного процесса. Инвестиции этого уровня можно условно разделить на три группы:

1) инвестиции в профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала;

2) инвестиции в совершенствование организации и обогащение содержания труда, а также в охрану труда и здоровья работников;

3) социальные инвестиции, отдача от которых носит преимущественно косвенный характер и трудно поддается учету. Это, например, улучшение пенсионного и жилищного обеспечения, программы, направленные не на самого работника, а на членов его семьи [3].

Один из критериев проявления процесса социализации рынка - качественное изменение мотивационной деятельности человека. Технологический базис современного общества (снижение

роли материального производства и возрастание значения производства услуг и информации) приводит к усилению творческого характера деятельности и сопровождается реализацией стремлений человека к самовыражению. Большими темпами осуществляется процесс интеллектуализации общественного труда, проявляющийся в увеличении удельного веса занятых умственным трудом работников во всех сферах экономики. Потребности развития личности имеют тенденцию доминировать над материальными интересами. Поэтому мерой общественного богатства все больше становится не рабочее, а свободное время, необходимое человеку для его непрерывного развития.

Но говоря об экономической социализации нельзя не учитывать, что эволюция человеческого общества неизбежно порождает новые экономические явления и отношения, которые пополняют совокупность критериев социализации; уже существующие критерии социализации могут наполняться и наполняются новым содержанием, что придает им качественно иное состояние; меняется значимость отдельных социальных критериев.

Итак, для достижения социализации экономики необходимо, чтобы общественная система обладала такими характеристиками, как:

- отсутствие проблемы обеспечения населения страны жизненно необходимыми благами (пища, жилье и т. д.);

- создание благоприятной среды жизнедеятельности для физического здоровья;

- достаточное обеспечение свободного доступа человека к образованию, культуре, средствам коммуникации;

- создание условий для самовыражения личности;

- возможность участия всех граждан в общественной жизни;

- поддержание международного мира и сотрудничества.

Гуманизация экономического роста требует создания условий для гармоничного развития че-

ловека как носителя человеческого капитала, создателя новых знаний, технологий. На наш взгляд, главной характеристикой информационного общества является его социальная направленность. Именно по критерию социальности делаются выводы о степени социально-экономического развития отдельных организаций и общества в целом.

Литература

1. Быченко Ю. Г., Логинова Л. В. Социализация экономики в россии: проблемы и перспективы. М., 2008.

2. Лисовский Ю. П., Машезерская Л. Я. [и др.]. Механизмы защиты социальной сферы. М., 1992.

3. Любинин В. А. Социальная ответственность российского бизнеса // Российское предпринимательство. 2010. № 5 (2).

4. Прядченко Е. К. Специфика социализации рыночной экономики в России. М., 2005.

5. Ракитская Г. Я. Социально-трудовые отношения (Общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в современной России). М., 2003.

6. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2004.

7. Социальное государство. Краткий словарь справочник / под ред. Н. Н. Гриценко, Г. А. Николаева, Ф. И. Шаркова [и др.]. М., 2002.

* * *

THE BASIC CRITERIA OF SOCIALIZATION OF ECONOMY. A HUMANIZATION OF ECONOMIC GROWTH

Yu. A. Chistobaeva

In article the basic criteria of socialization of economy are revealed, indicators of quality of life are defined, the role of social focused state is designated. As basic of criteria of socialization of economy is allocated a principle of a humanization of economic growth, its basic factors are given.

Key words: economy socialization, humanization, quality of

life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.