УДК 334.76 Шибзухова Л.А., Токмакова Р.А., Шибзухов Т.А.
Шибзухова Л.А.
магистрант 2-го года обучения Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)
Токмакова Р.А.
канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)
Шибзухов Т.А.
студент 4-го курса Государственный университет управления (г. Москва, Россия)
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Аннотация: в статье рассмотрены основные критерии и показатели инновационной деятельности высших учебных заведений. Система мониторинга инновационной деятельности вуза, реализованная на основе комплексной интегрированной информационной системы, обеспечивает прослеживаемость результативности и эффективности управления инновационной деятельностью вуза.
Ключевые слова: инновации в образовании, показатели, инновационная деятельность, наука, вуз, оценка.
В условиях перехода России на инновационный тип развития одной из основных проблем является нехватка, а в отдельных случаях и полное отсутствие квалифицированных кадров. Решению данной проблемы способствуют высшие учебные заведения, которые ориентированно на инновации. Основными задачами, стоящими перед ВУЗами, являются - содействие в формировании инновационного пути развития российской промышленности, активное участие в реализации инновационных научно-исследовательских проектов, постоянная ориентация на разработки сложной научно-технической продукции в соответствии с потребностями экономики.
Цель исследования: оценка критериев результативности инновационной деятельности вузов.
Результаты исследования. В качестве обобщающей оценки научно-технического потенциала применяются накопленные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) разных сроков старения, фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Крупные компании разных стран мира ежегодно вкладывают в НИОКР огромные средства. Это связано с тем, что быть конкурентоспособным на современном рынке, не будучи при этом технологически развитым, невозможно [1, с. 26].
Количественные показатели охватывают: объемы используемых затрат на НИОКР по секторам и отраслям науки и по отраслям национальной экономики, численность занятых в сфере НИОКР по секторам науки (фундаментальная, прикладная ВУЗовская, заводская), по отраслям науки и по научным специальностям, а также по отраслям национальной экономики.
Финансовое обеспечение научно-технической деятельности не является в полном смысле составляющей научно-технического потенциала, хотя и характеризует его. Оно отражает возможности, создаваемые экономическими факторами развития, и способствует росту научно-технического потенциала и его отдельных составляющих [2, с. 42].
Оценка кадровой составляющей осуществляется по следующим показателям: общая численность лиц, связанных с НИОКР, численность
персонала по видам деятельности (фундаментальные и прикладные исследования), численность лиц по квалификационным группам (доктора и кандидаты науки, научные работники без ученых степеней), распределение численности по должностной структуре.
В настоящий момент не существует известного критерия, а также интегрального или универсального индикатора инновационной деятельности [3, с. 992]. Исследователи выделяют следующие разновидности инновационной деятельности:
- доля прикладных инновационно-ориентированных НИР, технические задания, которые основаны на маркетинговых исследованиях, от общего числа выполняемых ВУЗом тем - это рекомендуемый уточняющий показатель составляющей научно-инновационной деятельности. Его использование позволило бы учесть потенциальное наличие такого свойства будущих инноваций, как их коммерческую применимость,
- доля НИР, представляющих собой дополнительные исследования для превращения научно-технического результата в инновацию, либо для ее «доводки», от общего числа выполняемых НИР - это показатель такой важнейшей составляющей научно-инновационной деятельности, как непосредственное создание инноваций средствами научной деятельности,
- отношение числа создаваемых и/или совершенствуемых экспериментальных образцов к количеству тем НИР - это еще один возможный показатель такой важнейшей составляющей научно-инновационной деятельности ВУЗа, как непосредственное создание инноваций средствами научной деятельности,
- данные о приобретенном производственном оборудовании и инструменте (либо только об уникальном оборудовании) могут быть использованы для оценки такой грани ИП как наличие материальных предпосылок к выпуску нового продукта. Возможный показатель для их адекватного отражения - это отношение стоимости таких закупок к общему объему финансирования НИР,
- данные о наличие маркетинговой службы, а также о проведении научно-информационным подразделением целенаправленной популяризационно-рекламного сопровождения созданных в организации новшеств и инноваций в определенной степени отражали бы такую грань инновационного потенциала, как способность к успешному продвижению технических решений на рынок,
- данные о развитии международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности приемлемо характеризует инновационный потенциал только в том случае, если в них приведены сведения о деятельности, направленной на зарубежную продажу лицензий, другой международной рекламно-маркетинговой деятельности, объектом которой была бы интеллектуальная собственность. Такие сведения отразят такую грань инновационного процесса, как способность к успешному продвижению технических решений на внешний рынок.
Выводы. Сегодня инновационная деятельность в образовании - это необходимое условие для достижения качества образования, подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста. Обеспечивают инновационную деятельность ВУЗа преподаватели и специалисты, обладающие современным мышлением, владеющие новыми образовательными, информационно-коммуникационными технологиями, готовые эффективно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях. Система мониторинга инновационной деятельности вуза должна быть реализована на основе комплексной интегрированной информационной системы и обеспечивать прослеживаемость результативности и эффективности управления инновационной деятельностью вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Милова Ю. Ю. Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения // Экономика, управление, финансы. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 25-27;
2. Ермаков А. С. Оценка инновационной деятельности ВУЗов. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. - С. 41-42;
3. Ефремова П. В. Показатели оценки эффективности развития инновационной деятельности ВУЗов // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - №3. - С. 989-1010.
Shibzukhova L.A., Tokmakova R.A., Shibzukhov T.A.
Shibzukhova L.A.
Kabardino-Balkarian State University (Nalchik, Russia)
Tokmakova R.A.
Kabardino-Balkarian State University (Nalchik, Russia)
Shibzukhov T.A.
State University of Management (Moscow, Russia)
MAIN CRITERIA FOR EVALUATING EFFECTIVENESS OF UNIVERSITY INNOVATION ACTIVITIES
Abstract: the article considers the main criteria and indicators of innovation activity of higher educational institutions. The university's innovation monitoring system, implemented on the basis of a comprehensive integrated information system, ensures traceability of the effectiveness and efficiency of the university's innovation management.
Keywords: innovations in education, indicators, innovative activity, science, university, assessment.