Научная статья на тему 'Основные концепты исследований по внутренним коммуникациям'

Основные концепты исследований по внутренним коммуникациям Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
972
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ / СИСТЕМА ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ / INTERNAL COMMUNICATIONS / INTERNAL COMMUNICATIONS EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Херцан Светлана Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы актуальности внутренних коммуникаций. Сформулированы причины их недостаточного развития в нашей стране. Исследуется тематика по направлению «внутренние коммуникации» в Российской федерации и в зарубежных странах. Делаются выводы об особенностях развития внутренних коммуникаций в отдельных странах, возможности использования зарубежного опыта в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные концепты исследований по внутренним коммуникациям»

Основные концепты исследований по внутренним коммуникациям

Херцан С. С.

Херцан Светлана Сергеевна /Hercan Svetlana Sergeevna - студент, факультет государственного и муниципального управления,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы актуальности внутренних коммуникаций. Сформулированы причины их недостаточного развития в нашей стране. Исследуется тематика по направлению «внутренние коммуникации» в Российской федерации и в зарубежных странах. Делаются выводы об особенностях развития внутренних коммуникаций в отдельных странах, возможности использования зарубежного опыта в России.

Abstract: the article discusses the relevance of internal communications. Articulated the reasons for their underdevelopment in our country. Analysis of the themes in «internal communications» in the Russian Federation and in foreign countries. Conclusions are made about the characteristics of the development of internal communications within individual countries, the possibility of using foreign experience in Russia.

Ключевые слова: внутренние коммуникации, система внутренних коммуникаций, эффективность внутренних коммуникаций.

Keywords: internal communications, internal communications, internal communications efficiency.

Внутренние коммуникации - это «поток информации интеллектуального или эмоционального содержания, цель которого ослабление негативных моментов во взаимоотношениях руководства и служащих и усиление/поддержание позитивных» [16, с. 14-18].

С каждым годом внутренние коммуникации как самостоятельная сфера деятельности организации приобретают все большее значение, являясь основой жизнеобеспечения фирмы, предприятия, учреждения. Это позволяет эффективно использовать способности сотрудников для создания дополнительных ценностей и получения максимального результата. Хорошо отлаженная система внутренних коммуникаций делает организацию более управляемой, а значит, сокращает расходы. С построением эффективных внутренних коммуникаций создается единая система ценностей, единый язык и стандарты работы.

В настоящее время в отечественных организациях и компаниях остро ощущается потребность в более активном использовании ресурса внутренних коммуникаций. Основным препятствием здесь служит неопределенность статуса внутренних коммуникаций в сознании многих руководителей. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие результаты исследования, посвященного изучаемой теме: «41 % руководителей не готовы к активному участию во внутренних коммуникациях, 29 % - недооценивают роль внутренних коммуникаций, 12 % -ссылаются на особенности корпоративной культуры российских компаний, 12 % -винят нелояльность сотрудников, 6 % - выдвигают другие причины» [11, с. 16].

Совершенно иные установки по отношению к внутренним коммуникациям разделяют руководители зарубежных организаций. Так, например, «63 % английских, 73 % американских, 85 % японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности их организаций, причем сами руководители тратят на нее от 50 до 90 % своего времени» [6, с. 7].

Ввиду обозначенной актуальности автором было произведено исследование по различным источникам: законы и НПА, книги, монографии, статьи, авторефераты и диссертации, стандарты, Интернет-ресурсы. На основании чего, с точки зрения

степени повторяемости (табл. № 1), был выделен комплекс тем, исследуемый отечественными авторами по направлению «внутренние коммуникации».

Таблица 1. Тематика, исследуемая отечественными авторами по направлению «внутренние коммуникации»

Название темы Основные структурные элементы

Теория коммуникации Основные подходы и понятийная база [6, с. 31]

Коммуникационный процесс Основные элементы, принципы и стандарты построения внутренних коммуникаций; система внутренних коммуникаций в соответствии со стратегическими целями компании; виды и формы коммуникации, аудитория и сферы коммуникации, модели коммуникации, барьеры коммуникации [5 с. 8]

Коммуникации в конфликтных ситуациях Причины конфликтов, способы устранения конфликтных ситуаций при проведении внутренних коммуникаций [7, с. 2171

Коммуникативные технологии при внутренних коммуникациях Приоритетные и эффективные для компании каналы внутренних коммуникаций, методы оценки эффективности каналов внутренних коммуникаций [4, гл. 4.2]

Культура внутренних коммуникаций Стили внутренних коммуникаций, этика коммуникаций [1, с. 4171

Оценка эффективности внутренних коммуникаций компании Эффективность внутренних коммуникаций, проблемы ее измерения [6, с. 604]

Инструменты контроля за соблюдением принципов и стандартов внутренних коммуникаций Параметры выстроенных внутренних коммуникаций, причины отклонения от заданных параметров [8]

Источник: составлено автором на основании проведенного исследования

Кроме того, автору удалось выделить несколько проблем по степени актуальности, таких как:

1. Отсутствие отлаженной системы внутренних коммуникаций. Зачастую внутренние коммуникации понимают как односторонний процесс. В организации нет человека, который будет заниматься их выстраиванием. В процессе внутренних коммуникаций нет должного доверия, отсутствуют эффективные коммуникации между «руководитель - подчиненные», «подчиненные - подчиненные».

2. Трудность реализации внутренних коммуникаций. Выстраиванию внутренних коммуникаций зачастую препятствуют коммуникативные барьеры. Также не всегда используются оптимальные коммуникативные технологии.

3. Оценка результативности настройки внутренних коммуникаций.

Проблема заключается в поиске инструментов для оценки внутренних коммуникаций, с составлением различных критериев и показателей.

4. Управление конфликтами в процессе внутренних коммуникаций. Необходимо изучение не только причин конфликтов, но и оптимальных способов их разрешения, а также особенностей поведения в конфликтных ситуациях.

5. Низкая культура в процессе внутренних коммуникаций. Проблематичность состоит в оценивании коммуникативных способностей служащих, повышении коммуникационной грамотности и обучении коммуникативной этике.

Для более глубокого анализа автором была изучена не только российская система построения внутренних коммуникаций, но и проанализирован опыт других стран с целью заимствования каких-либо важных особенностей для построения эффективных коммуникаций применительно к нашей стране. Но следует сразу оговориться, что, изучив опыт других стран, не следует его слепо копировать без учета национальных

особенностей. Ведь то, что в одной стране эффективно прижилось, не обязательно подойдет другой без каких-либо изменений. Поэтому при анализе и изучении опыта построения внутренних коммуникаций в зарубежных странах стоит обращать внимание на российскую традиционность и менталитет.

На основе теоретического и практического осмысления опыта, накопленного в течение многих десятилетий другими странами по вопросам внутренних коммуникаций, общая тематика по внутренним коммуникациям, прослеживающаяся по зарубежному опыту на основе анализа источников, выглядит следующим образом:

— понятие, принципы внутренних коммуникаций, их сущность [9Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 8];

— модели и подходы внутренних коммуникаций [5Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 10];

— роль внутренних коммуникаций [9, с. 26];

— исторические вехи возникновения, развития коммуникации и становления коммуникологии [17, с. 7];

— классификация внутренних коммуникаций [174, с. 104];

— неформальные коммуникации [14, с. 152];

— эффективность внутренних коммуникаций и ее принципы [9Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 49];

— компетенции, способствующие эффективной коммуникации [5Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 11];

— типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией при внутренних коммуникациях [1, с. 176];

— коммуникативное поведение, культура и система корпоративных ценностей при внутренних коммуникациях [7, с. 419];

— особенности коммуникативного процесса [174, с. 349]

— средства, каналы и технологии коммуникации [13. с. 79];

— коммуникативные стили [2, с. 387];

— коммуникационные сети [2, с. 384].

Также удалось ознакомиться с особенностями и проблемами построения внутренних коммуникаций в конкретных странах, а именно - США, Великобритании, Франции, Японии. Из чего можно заключить, что и японские, и американские сотрудники высоко оценивают роль внутренних коммуникаций в успешном функционировании организации. Возможно, эффективной может оказаться для российских компаний система коллективного принятия решений, но для этого должны быть специалисты, способные решать широкий круг проблем разного характера.

В заключение хотелось бы отметить, что неважно - американские, японские или какие-либо другие методы будут использоваться при создании системы внутренних коммуникаций в России, хотя удачных примеров создания внутренних коммуникаций в других странах достаточно. Важно то, что в России стоит создать свою собственную философию внутренних коммуникаций, которая сейчас воспринимается только как набор внешних атрибутов. Перед сотрудником должна быть четкая цель и приоритеты, учитывающие его интересы. Также необходимы внутренние «идеологические» правила, которые бы он знал как заповеди, чтобы чувствовать себя неотъемлемой частью своей организации. Все это должно быть направлено на признание его способностей, поддержку и реализацию как профессионала.

Литература

1. Веснин В. Р. Управление персоналом: теория и практика. - М.: Кнорус. - 2009. - 517 с.

2. Веснин В. Р. Менеджмент. - М.: Проспект. - 2008. - 506 с.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ. -2003. - 528 с.

4. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. - М.: Эксмо. - 2010. - 400 с.

5. Зверинцев Коммуникационный менеджмент. - СПб. - 1997. - 32 с.

6. Каймакова М. В. Коммуникации в организации. - УлГТУ. - 2008. - 73 с.

7. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.:ИНФРА-М. - 2010. - 695 с.

8. КоноваленкоМ. Ю. Деловые коммуникации: учебник. - М.: Юрайт. - 2013. - 468 с.

9. Мельма В. А. Система внутренних коммуникаций в организации. // Провизор. - 2008.

- № 15.

10. Моисеева А. П. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие. - Томск: ТПУ. -2007. - 104 с.

11. Несмеева А. К. В борьбе за лояльность. // Сообщество внутренних коммуникаторов.

- 2014.

12. Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации. - Улан-Удэ: ВСГТУ. - 2004. - 274 с.

13. ПочепцовГ. Г. Теория коммуникации. - М.: ИНФРА. - 2010. - 656 с.

14. Роджерс Э., Агарвала - Роджерс Р. Коммуникации в организациях. - М.:. - 1980. -176 с.

15. Садовникова Н. О. Организационное поведение: учеб. тексты. - Екатеринбург. -2011. - 202 с.

16. Седова М. Проблемы внутренней коммуникации в российских компаниях. // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2003. - № 3. - с. 14-18.

17. Шарков Ф. И Коммуникология: основы теории коммуникации: - М.: Дашков и К. -2013. - 488 с.

18. Dance F., Larson C. The Functions of Human Communication: A Theoretical Approach. N. Y. Holt, Rinehart & Winston. - 1976.

19. Wood J.T. Interpersonal Communication: Everyday Ezicounters. — Belmont, CA: Wadsworth.- 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.