Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287).
Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 98-102.
Р. Ю. Турсунова
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются процессы реформирования, связанные, прежде всего, с духовной сферой жизни общества в переходный период. В качестве объекта исследования были рассмотрены основные концепции духовного развития через призму общечеловеческих ценностей. За основу исследования были взяты наиболее распространенные концепции ХХ века, которые остаются в центре внимания ученых, занимающихся вопросами, связанными с культурой, религией и духовной жизнью, национальным самосознанием, национальной идентичностью, мульти-культурным обществом, ступенями цивилизаций и т. д.
Ключевые слова: духовность, национальное самосознание, мультикультурное общество, концепции, цивилизация, ценности.
Процессы реформирования, охватившие страны СНГ, во многом вызваны качественными сдвигами, произошедшими в конце прошлого века во всех новообразовавшихся государствах. Политико-экономические преобразования переходного периода оказались столь сложными и противоречивыми, что в ходе своей реализации сопровождались ростом социальной и политической конфликтности, которая могла бы привести к серьезным последствиям, но в современной картине политических реалий не последнюю роль стала играть философия духовной жизни государства, востребованная различными слоями населения и реагирующая на качественные изменения, происходящие в обществе, а потребность в духовном обновлении стала особенностью современных политических процессов.
Духовное развитие общества - многогранный феномен, который изменяется наряду с экономической, политической и социальной сферами жизнедеятельности человечества. В новом историческом переломном «круговороте» духовность нуждается в теоретико-методологическом исследовании, так как именно она составляет основу любой национальной структуры, в том числе государства.
В трактовке европейской философской школы под духовностью подразумевают, прежде всего, религию и деятельность служителей религиозных культов, что, на наш взгляд, дает узкое представление об этом понятии. В западной философии трактовка духовности совпадает с теологической основой. Так, в философии нового времени преобладает рационалистическая трактовка души и духа человека как проявления мышления, разума, сознания.
В отличие от западных трактовок, в Центральноазиатском регионе термин «духовность» трактуют в более широком смысле.
Духовность (с араб. - смысл, свод смыслов) - социальное явление, ставшее неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, народа и общества, которая всегда соприкасается с материальной стороной жизни.
В узбекском языке, по утверждению А. Эр-каева, в категории «духовность» содержится понятие «маънавият», которое имеет емкое и многогранное значение, которое формировалось на протяжении нескольких исторических эпох. На него оказали влияние философия ислама, калам, позже суфизм. Позднее содержание понятия «маънавият» (как и «духовность» по-русски) еще более расширилось, обогатилось и приобрело светский смысл в отличие от узко религиозного в предыдущие эпохи1.
Изучая феномен «духовность», А. Эркаев предлагает еще один буквальный перевод «ру-хият» (или «рухоният»), однако чаще используется все-таки термин «маънавият».
Как известно, духовная сфера первой реагирует на общественные процессы и изменения. Можно предположить, что, являя собой пеструю картину этнокультурных, социально-экономических и политических явлений, современное мировое сообщество испытывает качественно новое состояние трансформации, основным содержанием которой является соприкосновение, а порой и столкновение цивилизаций.
Понятие «духовность» только в рамках философии может быть изучено в гносеологическом, онтологическом, общесоциологическом, аксиологическом аспектах с применением различных методов, в том числе структуралистских и функциональных. Только всесторонне
и полно поняв содержание духовности с помощью различных наук, в частности, теории и истории культуры, социальной психологии, педагогики, религиоведения, эстетики, искусствоведения и других, мы сможем осмыслить ее как категорию2.
Таким образом можно утверждать, что духовность - особое феноменологическое свойство мыслящего человека, которое пронизывает всю его систему ценностей: этику, эстетику, деловую активность, образованность, отношение к истории, к Родине, к семье, к окружающим, к обществу. Она означает обладание знаниями, представлениями, иллюзиями, чувствами, настроениями, которые составляют внутренний мир человека. Она определяется духовным наследием, совпадает с общечеловеческой культурой, включает понятие о материальных и духовных ценностях, обеспечивается просвещением и включается в общегосударственную идеологию.
То, что духовность, идеология и национальное самосознание оказались так востребованы, вовсе не случайно, особенно для стран, выбравших независимый путь развития, каковыми являются государства СНГ. Духовная жизнь общества особенно сильно влияет на происходящие в обществе изменения в переходные периоды, когда происходят глубинные масштабные трансформации.
Духовность признана фундаментом культурных ценностей, одновременно она подпитывает интеллектуальную и эмоциональную среду всей общественной жизни общества. В этой связи возникает необходимость рассмотреть основные концепции духовного развития и национального самосознания через призму общечеловеческих ценностей в международном политическом континууме.
За основу исследования были взяты наиболее распространенные концепции, появившиеся в ХХ веке, которые остаются в центре внимания ученых, занимающихся вопросами, связанными с культурой, религией и духовной жизнью, национальным самосознанием, национальной идентичностью, мультикультурным обществом, ступенями цивилизаций и т. д.
Исследованные нами концепции условно можно разделить на две группы. В первую группу вошли концепции второй половины XIX века, выдвинутые Арнольдом Тойнби («Круговорот локальных цивилизаций»), Фридрихом Ницше («Так говорил Заратустра» - о «сверхчеловеке»); во вторую группу вошли
концепции второй половины ХХ века, в том числе предложенные Саидом Мухаммадом Хотами («Диалог цивилизаций: путь к взаимопониманию»), Френсисом Фукуямой («Конец истории и последний человек»), С. Хантингтоном («Столкновение цивилизаций?» и «Модель грядущего конфликта»).
Во второй четверти ХХ века Арнольд Тойнби предложил концепцию круговорота локальных цивилизаций, которая стала огромным прорывом в социологии того времени. Он использовал обширный фактологический материал, что сделало его труд общепризнанной фундаментальной научной работой.
Важно отметить, что объектом исследования Тойнби стали локальные цивилизации, которые отличает специфическая культура, традиции, обычаи и менталитет. Особый интерес представляет обоснование автора происхождения локальных цивилизаций, которые возникали, по утверждению ученого, при наличии творческого меньшинства и такой среды, которая стала не слишком неблагоприятной, не слишком благоприятной.
Что касается механизма зарождения цивилизаций, то он представляет собой взаимодействие вызова - энергетического импульса, исходящего от окружающей среды и направленного ко всему человечеству, - и ответа на этот вызов. Вызовы и ответы постоянно чередуются, и, таким образом, общество постоянно находится в движении, которое способствует формированию цивилизации. Ответа на вызов может и не последовать; слишком слабый или, наоборот, слишком сильный вызов может привести не к появлению новой цивилизации, а к гибели старой3.
В итоге Тойнби вычленил в истории человечества 26 цивилизаций, указав на то, что 18 уже прекратили свое существование, а 8 находятся на грани исчезновения или слияния с другими, прежде всего, с западной.
Исследуя локальные цивилизации, А. Тойнби уделил внимание вопросу, связанному с религиями. Так, он предположил активизацию в обозримом будущем ислама: «Панисламизм пассивно дремлет, но мы должны считаться с возможностью того, что спящий проснется, стоит только космополитическому пролетариату вестернизированного мира восстать против засилья Запада и призвать на помощь антизападных лидеров. Этот призыв может разбудить воинственный дух ислама, даже если он дремал дольше, чем «Семеро Спящих». Ибо он может пробудить отзвуки легендарной героической эпохи»4.
А. Тойнби утверждал, что именно в период глобализации может произойти смешение цивилизаций, что в итоге вызовет две реакции: или некие синтезированные преобразования, или неизбежный взрыв, что дестабилизирует обстановку в мировой сообществе. Само столкновение цивилизаций ученый трактует как движущую силу всей истории. Именно духовное, а не материальное единство составит будущее мирового пространства. На наш взгляд, именно эта мысль является наиболее привлекательной в процессе изучения приведенной выше концепции Тойнби.
В 30-40-е годы прошлого века Фридрихом Ницше была разработана концепция «сверхчеловека», которая стала идеологией национал-социалистов Германии. Автор выбрал Заратустру (по-гречески Зороастр) не случайно: это знаменитая в истории личность, основавшая древнейшую религию зороастризм, доминирующую в Центральной Азии доисламского периода. По происхождению Заратустра принадлежал к так называемым арийцам5.
По мнению Ницше, человек - промежуточный этап на пути развития человечества, ибо есть высшая цель - сверхчеловек: «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель»6. В этой связи миссия человека - подготовить землю к пришествию сверхчеловека7. Его отличает от толпы духовный мир, он имеет свои моральные ценности, устои.
Автор вычленил три стадии такого превращения: уход в себя, полное одиночество; освобождение и завоевание свободы; перерождение с новыми жизненными устремлениями и ценностями.
К сверхчеловеку приходит идея силы власти, стремление к ней. Ницше оправдывал войну, если без нее нельзя прийти к власти. Более того, он считал, что войны в мировой истории сделали больше, нежели периоды мирного сосуществования.
Еще одна концепция цивилизаций появилась в XX веке и принадлежит она доктору философии, бывшему президенту Ирана Саиду Мухаммаду Хотами. Рассматривая противоречия, он утверждал: «В человеке сосредоточена душа Востока (терпимость, великодушие) и разум Запада. Чтобы мы и европейцы пошли навстречу друг другу, нам потребуется та черта характера, которую впервые в Европе признали и оценили итальянцы - терпимость, которую они переняли от Востока со времен крестовых походов.. ,»8.
Данная концепция не нашла широкой поддержки у западной аудитории, у которой есть свое видение учения исламских философов.
События, которые произошли уже в XXI веке, мало чем напоминают «диалог цивилизаций». Так, в сентябре 2005 года одна из европейских газет «Юлландс-Постен» опубликовала карикатуры на пророка Мухаммада. Несмотря на поднявшуюся волну недовольства приверженцев ислама, еще ряд европейских газет (в Норвегии, Швеции, Германии, Франции, Исландии, Испании, Италии, Австрии, Нидерландах, Швейцарии) также опубликовали те же карикатуры, считая, что религиозные фундаменталисты, которые якобы не видят разницы между сатирой и богохульством, будут иметь проблемы со всем западным миром9. Позже, в феврале 2008 года, «подливая масло в огонь», датские СМИ вторично перепечатали карикатуры на пророка Мухаммада. Данное действие также было активно поддержано другими европейскими издательствами.
Приведенный пример является лишь подтверждением раскалывающегося мира не только на основе разницы культурной планки, но и религиозной принадлежности.
Наиболее интересную концепцию развития цивилизаций, на наш взгляд, выдвинул Френсис Фукуяма, американский политолог. Его концепция «конца истории» вызвала острые дискуссии среди специалистов всего мира. Многие эксперты, прежде всего из стран СНГ, воспринимают концепцию «конца истории» Фукуямы как пропаганду американского образа жизни. Такое видение может быть воспринято с первого взгляда, хотя, если изучить теорию глубже, то можно отметить, что автор склонен критиковать современную демократию развитых обществ.
По его мнению, со второй половины ХХ века начался упадок духовных ценностей, и это коснулось, прежде всего, института семьи, отношений между членами общества, усиления алкоголизма, наркомании, преступности. Из всех указанных деградаций особую опасность, по мнению ученого, представляет те, что касаются семьи. Это не только увеличение числа разводов, рождение детей вне брака, но и упадок рождаемости, которую демонстрируют страны Европы. Изученные проблемы Фукуяма назвал «великий разрыв», т. е. рост аномии, потери ориентации в жизни, некоей «промежуточности», когда старые нормы деформированы или разрушены, а новых еще нет. Общество фрагментизи-руется, превращаясь в толпу одиночек10.
К главным проблемам Фукуяма относит отставание неформальных культурных ценностей и норм от новых требований. Чтобы подчеркнуть важность неформального «социального порядка», Фукуяма использует понятие «социальный капитал». Именно духовные ценности, которыми руководствуются люди в повседневной жизни, являются основой доверия и сотрудничества. Поэтому, по мнению Фукуямы, становление, укрепление и упадок моральных ценностей приводят к своеобразной цикличности общественной жизни.
Для промышленно развитых обществ, по утверждению Фукуямы, становится важной проблема индивидуализма, именно он приводит к разрыву отношений между людьми. В азиатских странах, где доминируют коллективистские ценности, такая проблема пока не возникла, однако и азиатским странам с их коллективистскими ценностями вряд ли удастся уберечь свои национальные духовные ценности. Для этих стран также будет неизбежен «Великий разрыв».
Концепция Фукуямы, казалось бы, глубоко пессимистична, однако он утверждает, что культурный прогресс способен к самоорганизации: «Социальный порядок, однажды подорванный, стремится переустроиться заново»11.
Самой амбициозной концепцией развития человечества, по признанию многих экспертов, стала концепция С. Хантингтона «Модель грядущего конфликта». Он утверждал, что основным источником конфликтов будет не идеология и не экономика, а культура. Нация-государство останется главным действующим актором в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов12.
Именно конфликт между цивилизациями претендует стать последним глобальным конфликтом в мировом сообществе. Еще несколько десятков лет назад конфликты, в основном, происходили между главами государств, т. е. королями, императорами и другими монархами, они возникали из-за политических, экономических и территориальных амбиций. В XX веке конфликты порождались принадлежностью к разным идеологиям - коммунизму, фашизму, национализму, расизму и т. д. Кульми-
национным моментом стало противостояние двух супердержав во время «холодной войны».
С. Xантингтон выделяет черту духовной жизни, отличающую ее от экономической и политической сфер жизни общества. Концепция Xантингтона появилась в начале 90-х годов прошлого века, спустя 20 лет отдельные ее признаки, указанные Xантингтоном, подтвердила практика. Попытки Запада распространить свои ценности - демократию и либерализм - на все человечество, сохранить духовное превосходство и утвердить свои экономические интересы наталкиваются на сопротивление других цивилизаций. В основе конфликтов продолжает оставаться борьба за сферы влияния, энергетические ресурсы, контроль над международными организациями и т. д. Правительствам и политическим группировкам все реже удается мобилизовать население и сформировать коалиции на базе идеологий, и они все чаще пытаются добиться поддержки, апеллируя к общности религии и цивилизационных устоев12.
В XXI веке противостояние будет возникать между «западом» и «незападными цивилизациями». Автор предлагает группировать страны не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев. Цивилизация, по С.Xантингтону, - это некая культурная общность, что отличает один регион от другого, этническую группу и даже народы друг от друга. Большую роль в ее формировании играет географическое положение региона. Уместнее всего употреблять понятия «западная цивилизация», «восточная», «арабская», «китайская» и др.
Цивилизация развивается во времени и пространстве. Она может быть многочисленной или малочисленной, включать целый регион или отдельно взятую страну. Xантингтон составил собственную характеристику понятия «цивилизация».
С. Xантингтон четко обосновал причины так называемого разлома, указав на отличия, которые кроются в истории, языке, культуре, традициях, религиозной принадлежности. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на одни и те же события. И если в «европейской» цивилизации в отношении к религии в обществе наблюдается четкая грань, то в «арабской» цивилизации религия присутствует во всех сферах жизни общества.
Отличия накапливались веками. Большую роль в разрыве цивилизаций играют взаимопроникновение и соприкосновение, что, в
свою очередь, приводит к формированию так называемого цивилизационного самосознания.
Особую значимость, в том числе практическую, рассмотренные концепции приобрели в переходный период. Политические реформы оказали негативное влияние на нравственность, гражданское самосознание, на отношение человека к человеку, людей к обществу, государству, закону и труду.
При резкой смене ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры, особенно у молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, деформация традиционных моральных норм и нравственных установок.
Если в начальный период обретения независимости, когда происходил демонтаж старой, изжившей себя идеологии, наблюдалась угроза слепого копирования западных форм жизни, то через два десятилетия у каждого государства появилась и действует собственная модель духовного развития общества.
В современных реалиях многослойного общества с учетом ускоряющихся темпов научно-технического прогресса духовная составляющая заявляет о себе как наиболее значимая сила любой цивилизации. В понятие «духовность» включаются такие ценности, как толерантность, плюрализм, уважительное отношение к другой культуре, язык, традиции, религия, неоспоримый отказ от навязчивого внедрения и распространения элементов другой цивилизации, будь то западная или восточная.
В странах СНГ нарастает процесс взаимоо-богащения и проникновения культур, что обусловлено не только целями и темпами реформирования при переходе к рыночной экономике, но и задачами обеспечения национальной безопасности. Учитывая сложность решения проблем, касающихся построения гармоничных отношений между странами с различными ценностными системами и уровнями экономического, политического, социального и культурного развития, необходима разработка новых концепций взаимодействия и межциви-лизационного диалога.
Угроза насаждения ценностей, отторгаемых менталитетом народа, остается актуальной, и в этой связи проведенное рассмотрение концепций позволяет сделать некоторые выводы: упадок духовных ценностей второй половины XX века может привести человечество на грань конфликтов; движущей силой истории становится столкновение цивилизаций, которое
станет доминирующим фактором мировой политики; только построение диалога между цивилизациями может вывести человечество на качественно новую ступень развития; особую опасность в переходный период представляет так называемая «промежуточность», когда старые нормы деформированы или разрушены, а новых еще нет; мировое сообщество будет находиться в состоянии цивилизационного кризиса; в современных промышленно развитых обществах обостряется проблема индивидуализма, что приводит к разрыву отношений между людьми, внутри семьи, социума, государства; в азиатских странах, где доминируют коллективистские ценности, такая проблема пока не возникла, однако утверждать, что она не появится, преждевременно.
Примечания
1 См.: Эркаев, А. Духовность и развитие. Ташкент : Маънавият, 2008. С. 8.
2 См.: Там же. С. 61.
3 См.: http://kolianov.narod.ru/toinby.html.
4 Столкновение или диалог? Отношение Запада к исламу в условиях глобализации [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www.ideologiya.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=9633.
5 Несколько тысячелетий назад в долинах Северной Азии жила раса людей, называвших себя арийцами (слово «ариец» означает «благородный характер»). Они эмигрировали из этих областей на юг и пришли в страну, которая нам известна как Иран. Страна эта получила название «Арийское Ваеджо», что значит «Вход в страну ариев».
6 См.: http://www.allbest.ru/
7 См.: http://www.allbest.ru/
8 Столкновение или диалог? Отношение Запада к исламу в условиях глобализации [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www.ideologiya.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=9633
9 См.: Абидов, Д. Т. Государственная политика независимого Узбекистана в сфере религии и культура ее освещения в республиканской печати : автореф. дис. . д-ра полит. наук. Ташкент, 2007. С. 3.
10 См.: http://imc.rkc-74.m/dlrstore/2/261dbd52-b199-52a1-8e05-8d0c97f7fd32/1012385A.htm.
11 См.: http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/2/261dbd52-b199-52a1-8e05-8d0c97f7fd32/1012385A.htm
12 См.: Xантингтон, С. Столкновение цивилизаций? [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www. humanities.edu.ru/db/msg/41216.