Научная статья на тему 'Основные конкурентные преимущества Новосибирской области и максимальное их использование'

Основные конкурентные преимущества Новосибирской области и максимальное их использование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2211
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / REGION COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGES / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронова Ольга Ивановна

Рассматривается конкурентоспособность регионов. Приведены конкурентные преимущества Новосибирской области. Выявлены основные направления развития конкурентоспособности Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN COMPETITIVE ADVANTAGES OF NOVOSIBIRSK REGION AND THEIR MAXIMUM USE

Competitiveness of the regions is considered. Competitive advantages of Novosibirsk region are shown. Main directions for the region competitiveness development are emphasized.

Текст научной работы на тему «Основные конкурентные преимущества Новосибирской области и максимальное их использование»

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И МАКСИМАЛЬНОЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Ольга Ивановна Воронова

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102 г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, старший преподаватель кафедры Экономической теории, тел. (382)69-8284; Сибирская государственная геодезическая академия, 630108 г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры Экономики и менеджмента, тел. (383)361-01-24, е-mail: ola100@mail.ru

Рассматривается конкурентоспособность регионов. Приведены конкурентные преимущества Новосибирской области. Выявлены основные направления развития конкурентоспособности Новосибирской области.

Ключевые слова: конкурентоспособность региона, конкурентные преимущества, развитие экономики.

MAIN COMPETITIVE ADVANTAGES OF NOVOSIBIRSK REGION AND THEIR MAXIMUM USE

Olga I. Voronova

Senior lecturer, , department of Economics, Siberian State University of Telecommunication and Informatics, 86 Kirov st., 630102 Novosibirsk, phone: (382)69-8284; department of Economics and Management, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo, 630108 Novosibirsk, phone: (383) 361-01-24, е-mail: ola100@mail.ru

Competitiveness of the regions is considered. Competitive advantages of Novosibirsk region are shown. Main directions for the region competitiveness development are emphasized.

Key words: region competitiveness, competitive advantages, economic development.

Устойчивое развитие Российской Федерации возможно только в условиях устойчивого развития всех ее регионов. Среди наиболее актуальных тенденций, характеризующих процесс глобализации в современной России, является усиление межрегиональной конкуренции.

Конкуренция, по сути, есть состязательный процесс и выигрывают в нем субъекты, обладающие конкурентоспособностью, т.е. имеющие в наличии ряд свойств, создающих им преимущества перед другими субъектами экономического соревнования. Носителями конкурентных преимуществ могут выступать как различные виды продукции, отличающиеся качеством и ценой, так и отдельные страны или их территориальные образования (регионы), обладающие природно-климатическими, политическими, этнокультурными преимуществами, ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений.

Конкурентоспособность регионов, неотъемлемая черта развития экономики, присущая, в основном, странам с федеральным государственным

устройством. Регионам - субъектам Российской Федерации свойственны элементы конкурентных отношений на федеральном уровне за предоставление благоприятных экономических условий, привлечение квалифицированной рабочей силы и внешних инвестиций, установление международных экономических связей и т.д.

Под конкурентоспособностью региона понимается, прежде всего, наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

Конкурентоспособность формируется на различных уровнях: товара (услуги), компании, отрасли (рынка), региона, страны. В связи с этим следует различать соответственно конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность может определяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими.

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым: конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать, опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером. Конкурентоспособность региона — продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов. По аналогии с методикой Всемирного банка благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения: по размеру ВРП, по величине производственных ресурсов (основные фонды и т.д.), по величине природных ресурсов, по величине человеческих ресурсов (уровень образованности). Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в России, большой износ основных фондов (физический и моральный), важное значение приобретает обеспечение в национальной экономике воспроизводственного

процесса на современной технологической и инновационной основе, что требует инвестиций. Поэтому следует добавить к названным выше такую характеристику, как уровень прямых инвестиций в экономику региона с учетом необходимого для воспроизводства объема, в том числе и в наукоемкое производство. Конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов.

В рамках задачи формирования конкурентоспособности региона это понятие может быть определено, как способность создавать условия для устойчивого развития региона.

Для оценки факторов формирования конкурентной способности региона в целом и возможности воздействия региональных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером для страны. Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «региональный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.

По мере роста экономической силы и политического влияния регионов, процесс конкурентоспособности переходит на межрегиональный уровень, обуславливая процесс конкуренции между регионами, как в рамках страны, так и в международном масштабе. Развитие региональной конкуренции полезно тем, что заставляет провести основательный анализ социально-экономического развития региона, дает возможность выявить взаимоотношения с существующими и возможными партнерами и конкурентами, позволяет на основе анализа выбрать профиль, где у региона есть будущее.

Конкурентные преимущества Новосибирской области, определяющие специфику данного региона по сравнению с другими сибирскими территориями, состоят в следующем.

1. Концентрация научно- исследовательских институтов Российской академии наук.

2. Выгодное экономико-географическое положение Новосибирской области (расположение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций).

3. Новосибирская область обладает достаточно диверсированной структурой реального сектора экономики.

4. Новосибирская область имеет весьма сильные позиции не только на фоне других районов Сибири, но и в масштабе всей страны по производству продукции сельского хозяйства.

5. Выгодное экономико-географическое положение Новосибирской области поддерживается масштабным развитием транспортной отрасли и межрайонной транспортной инфраструктуры и логистики.

6. Более интенсивное развитие в последние 10-15 лет сферы услуг повлияло на то, что в новосибирской области стала весьма заметной роль предприятий малого и среднего бизнеса.

7. Новосибирская область обладает огромным потенциалом в сфере профессионального образования. Регион занимает 4-е место в РФ по числу студентов на 10000 населения.

8. Новосибирск является не только культурной столицей Сибири, но и 3 по значимости и масштабом культурным центром России.

9. Уже сегодня Новосибирская область имеет значительный потенциал строительного комплекса, при этом в последние годы идет массовое его наращивание.

10. В Новосибирской области сформирован мощный центр федеральной и межрегиональной значимости по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи.

11. По показателю насыщенности учреждениями банковской системы Новосибирск входит в десятку ведущих регионов по России и лидирует в Сибирском федеральном округе.

12. Новосибирской области принадлежит явное лидерство в Сибири по развитию 1Т - компаний.

13. Новосибирская область характеризуется в целом хорошими природноклиматическими условиями, благоприятной экологической и этнокультурной ситуацией.

Среди перечисленного можно выделить несколько основных конкурентных преимуществ Новосибирской области.

Первое конкурентное преимущество заключается в том, что наш регион -крупный транспортный узел, точка пересечения воздушных и речных путей, железных и автомобильных дорог. Такое местоположение стимулирует разработку и продвижение собственных товаров и услуг. Особенно благоприятные условия в регионе сложились для торговли (которая тесно связана с банковским сектором - 70% кредитного портфеля составляют кредиты торговым фирмам). Создается питательная среда для развития малых и средних предприятий - ведь им комфортнее всего работать именно в торговле. В нашем регионе предприятия найдут великолепные условия для сбыта своих товаров.

В области действует несколько программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Это, в частности, региональная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы». Финансирование получают фирмы, оказывающие поддержку

малому и среднему бизнесу, - организаторы бизнес-форумов (таких как Шегга), тематических семинаров (по инновациям, медицине и пр.).

С 2009 года действует Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. Кроме того, в 2010 году был создан Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь можно получить заем до 1 млн.. руб. по ставке небольше 10% годовых.

Также, не менее важное конкурентное преимущество Новосибирской области - это создание технопарка Новосибирского Академгородка, который практически полностью развивается за счет частных инвестиций. Резидентами этого технопарка могут стать организации, работающие в сфере высоких технологий. Этим фирмам сдаются в аренду специализированные офиснолабораторные и производственные помещения, а также предоставляется доступ к технологической и сервисной инфраструктуре технопарка. В 2010 году объем вложений в технопарк Академгородка составил 410 млн.. руб., в I квартале 2011-го - 70 млн.. Всего же за этот год в него будет вложено больше 1,3 млрд.. руб. частных инвестиций. В прошлом году резиденты технопарка выпустили продукции на 366 млн.. руб., а за один только I квартал нынешнего - на 333 млн.. Технопарк рассчитан больше чем на 90 предприятий.

Таким образом, среди регионов Сибирского федерального округа, Новосибирская область объективно характеризуется сегодня самым мощным институциональным, инновационным, инфраструктурным и культурным потенциалом. Усиливающаяся конкуренция будет стимулировать администрацию Новосибирской области к поиску новых управленческих решений по максимальному использованию основных преимуществ региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Селезнев, А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России [Текст] / А.З.Селезнев.— М.: Юристъ, 1999. — 384 с.

2. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М.Портер. — М.:

Международные отношения, 1993. - 896с.

3. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до2025года [Электронный ресурс],2007. - Режим доступа: http://www.gosbook.ru

4. Генеральный директор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bcgroup.su>NSO_Shmeleva/

5. Шеховцева, Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания [Текст] / Л.С.Шеховцева. - Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №4.-С.11-16.

© О.И. Воронова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.