Научная статья на тему 'Основные компоненты программы развития одаренности в дошкольном возрасте'

Основные компоненты программы развития одаренности в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / GIFTEDNESS / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROGRAM / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Сергеевна

Статья посвящена проблеме развития одарённости в дошкольном возрасте. Рассматриваются основные компоненты программы развития одаренных дошкольников. Подчёркивается важность соответствия программы возрастным и индивидуальным особенностям одарённого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные компоненты программы развития одаренности в дошкольном возрасте»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

The main components of the giftedness development program

in preschool age Belova E. (Russian Federation) Основные компоненты программы развития одаренности в дошкольном возрасте Белова Е. С. (Российская Федерация)

Белова Елена Сергеевна /Belova Elena - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник,

лаборатория психологии одарённости, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Психологический институт РАО, г. Москва

Аннотация: статья посвящена проблеме развития одарённости в дошкольном возрасте. Рассматриваются основные компоненты программы развития одаренных дошкольников. Подчёркивается важность соответствия программы возрастным и индивидуальным особенностям одарённого ребенка.

Abstract: the article is devoted to the problem of giftedness development in preschool age. The main components of the development program of gifted preschoolers are presented. The need for the program to correspond to the age and the individual characteristics of a gifted child is emphasized.

Ключевые слова: одаренность, программа развития, дошкольный возраст. Keywords: giftedness, development program, preschool age.

Проблема развития детских способностей и дарований является одной из значимых и актуальных проблем в современной психологии и педагогике.

Специалистов, работающих с одаренными дошкольниками, часто спрашивают: «Какая лучшая программа для маленьких детей, которые проявляют одаренность?» Однако одной программы, которая бы лучше всего подходила для каждого ребенка, просто не может быть. Лучшей программой является та, которая разработана в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами ребенка, а также программа, которая учитывает возрастные особенности дошкольников.

Исследователи часто отмечают несоответствия в развитии одарённых детей: высокий уровень развития той или иной сферы психики может сочетаться с относительно низким уровнем развития другой сферы или в пределах одной сферы уровень способностей различается. У неординарных детей могут выявляться трудности развития [1, 2, 3, 5].

Программы для одаренных и очень способных дошкольников должны быть сбалансированы: отражать интересы и потребности одаренного ребенка и цели, задачи преподавателя. Обучение умственно одаренных предполагает следующие важные аспекты: создание развивающей среды, развивающий диалог, принятие решений; интеграция знаний [4]. При разработке и реализации программы особое внимание необходимо уделить следующим основным её компонентам: интегрированному учебному плану, текущей оценке и участию родителей.

Интегрированный учебный план

В развивающей программе для одаренного дошкольника должны учитываться особенности неравномерного развития, а также формирование новых знаний, навыков.

Модификации учебных программ для дошкольников с высокими способностями включают: обогащение, чтобы обеспечить глубину и широту знаний; формирование научно -исследовательских навыков и решение творческих задач; ускорение. Однако ускорение обязательно предполагает, что учебная программа будет дифференцирована.

Существуют различные точки зрения в отношении ускорения обучения одаренных дошкольников. Высказывается часто опасение, что ускорение и сверхраннее обучение может спровоцировать появление трудностей в обучении и личностном развитии в последующие годы. Вместе с тем есть и другая точка зрения: ускорение может быть эффективным для детей, которые действительно созрели для этого. Тем не менее, решения об ускорении (особенно в отношении перевода в группу более старших по возрасту детей, раннее поступление в школу) лучше принимать на индивидуальной основе и руководствоваться результатами разностороннего анализа.

Использование широких тем и проблем также позволит углублённое изучение академических областей знаний. Для одаренных детей дошкольного возраста содержание должно охватывать несколько областей знаний, в том числе относящихся к эстетической, познавательной, аффективной, речевой, физической и социальной сферам. Для одаренного ребенка-дошкольника можно дифференцировать содержание в каждой из этих областей. Учитель может предлагать детям для изучения сложные или абстрактные темы, которые являются уникальными для дисциплин или областей исследования. Например, отдельные темы, такие как деньги или температура, как правило, рассматриваются в детском саду поверхностно, детям предлагается посчитать монеты и определить температуру с помощью термометра.

Процесс познания, включающий в себя этапы проверки гипотез и экспериментов, особенно хорошо подходит для обучения одаренных дошкольников. Изучение тем, связанных с взаимодействием человека и окружающей среды, животных и среды их обитания вызывают всегда большой интерес у неординарных детей.

Учебный план для одаренных должен включать задачи социального и эмоционального развития: развитие эмпатии, адекватного самовосприятия, навыков межличностного общения. Это поможет детям интерпретировать поведение и чувства свои и других, узнать об индивидуальных различиях, помочь понять их собственное отличие.

Учебный план для одаренных на уровне дошкольного сада включает игровую деятельность и взаимодействие в группе детей. Одаренные дети должны иметь возможность взаимодействовать с другими одаренными детьми того же возраста, даже если для этого им нужно будет ездить в другое место. Полезна также и разнородная группировка, так как дети не обязательно одаренные и талантливые во всех областях и должны быть как с детьми такого же возраста, так и с детьми такого же интеллектуального развития. Этот тип группировки также в большей степени способствует развитию позитивной самооценки, чем однородная группировка.

Учителя и родители, как правило, имеют высокие ожидания в отношении одаренных и обычно думают, что учебная программа для одаренных детей должна быть расширенной. Тем не менее, для детей этого возраста игра остается важным моментом стратегии развития одаренного дошкольника и может быть включена во все виды занятий.

Текущая оценка

Одним из аспектов поддержания и гарантии качества программы для одаренных дошкольников является систематическая оценка. Первым шагом в обеспечении качества является разработка миссии дошкольного учреждения. В заявлении о миссии должны быть четко представлены цели программы, предполагаемые результаты и способы, методы их оценки.

Программа для маленьких одаренных детей должна быть оценена с помощью анализа образовательных продуктов и материалов, ресурсов.

Приглашение внешних экспертов необходимо для того, чтобы оценить все аспекты программы.

Другим аспектом оценки программ является оценка развития персонала. Руководитель дошкольного учреждения должен иметь профессиональную подготовку в сфере обучения одаренных детей и организовать непрерывное профессиональное обучение персонала. Необходим полный и всесторонний учет продвижений детей, результатов программы.

Следует отметить, что когда сотрудники и родители работают вместе, чтобы создать и спланировать программу и индивидуальные цели, прогресс более легко оценивается. Участие родителей

Исследователи подчёркивают, что нет ничего важнее, чем участие родителей в развитии ранних детских дарований.

С момента рождения ребенка, пока он или она не ходит в детские дошкольные учреждения, семья несет ответственность за развитие навыков и раскрытие талантов. Поэтому для родителей полезно иметь информацию о многих характеристиках одаренных детей. Родитель, который осознает эмоциональные и социальные потребности маленького одаренного ребенка, поможет их развить. Детские интеллектуальные и творческие занятия можно организовывать и в домашних условиях. Обращая внимание на физическое пространство ребенка, родители могут побудить его наблюдать, изучать и думать.

Большинство родителей признают уникальные способности своего ребенка и, естественно, стремятся обеспечить обогащение его развития с помощью книг, экскурсий в музеи, оживленных бесед. Все это имеет гораздо больший воспитательный эффект для малышей, чем просто подтверждение высокой оценки IQ или отдельных дарований в определенной сфере.

Когда ребенок начинает ходить в дошкольное учреждение, семья продолжает играть важную роль в раскрытии одаренности. Особенно важно для родителей, работать в тесном сотрудничестве с профессионалами, чтобы совместно определить цели развития для ребенка.

Родители должны ценить и любить ребенка в целом, а не только его успехи в учебе. Родители и педагоги должны слушать одаренных детей. Они должны позволить им иметь время, чтобы подумать и поиграть, и обеспечить возможности для детей, чтобы раскрыть в самом полном объеме их специфические способности и дарования.

В заключение следует отметить: в современных программах развития одаренного дошкольника, несмотря на разнообразие определяющих их подходов, и используемого инструментария, внимание к возрастным и индивидуальным особенностям ребенка является определяющим. Вместе с тем можно выделить ряд проблемных моментов, которые требуют дальнейших исследований: отсутствие единой концепции одаренности дошкольника как теоретической основы технологических решений, недостаточная надежность диагностического инструментария, слабая проработанность этапа оценки эффективности программ и технологий сопровождения одаренных дошкольников.

Литература

1. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: Когито-Центр, 2014. 132 с.

2. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 212 с.

3. Belova E. Classification of the development difficulties of gifted preschool children // International Scientific Review, 2016. № 2 (12). P. 308-311.

4. Edwards S. Children's learning and developmental potential: Examining the theoretical informants of early childhood curricula from the educator's perspective // Early Years, 2005. 25. 67-80.

5. Silverman L. Giftedness 101. N.Y.: Springer Publishing Company, 2012. 308 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.