ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Экономическая безопасность — состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов1.
В настоящее время к финансовым угрозам экономической безопасности России можно отнести:
• высокий уровень инфляции;
• кризис денежной и финансово-кредитной системы;
• низкий уровень инвестирования российской экономики.
Как свидетельствует мировой опыт, финансовая стабилизация наступает тогда, когда годовой рост цен не превышает 40%, а среднемесячный — 2,8%. Если он выше, то инвестиции в производство прекращаются, как и рост экономики и жизненного уровня населения. Повышение инвестиционной активности связано с развитием рынка ценных бумаг, который вместе с банковской системой становится механизмом трансформации финансовых ресурсов в инвестиции.
Обращает на себя внимание исключительно низкий вес банковских кредитов в финансировании инвестиций — 3,5% (без кредитов иностранных банков лишь 2,9%). При этом 30% предоставленных кредитов приходится на ссуды сроком более одного года. В сумме они составляют 20% по отношению к объему прямых инвестиций. Подавляющая часть кредитов идет, судя по всему, на кредитование оборотных средств и на иные операции.
Трансформация сбережений в инвестиции и межотраслевой перелив инвестиционных ресурсов по банковской линии чрезвычайно малы. Слабый фондовый рынок также не способен выполнять эти функции.
Трудно рассчитывать на то, что после глубокого спада инвестиции сразу пойдут в экономику широким потоком. Более того, с учетом низкого уровня использования производственных мощностей можно ожидать, что первоначально экономический рост будет достигаться в значительной мере за счет их более полной загрузки.
Компоненты инвестиционной безопасности должны занять основное место в формировании долговременной инвестиционной политики. Объектом анализа, оценки и прогноза на перспективу должна стать взаимозависимость между экономическими, правовыми, институциональными составляющими инвестиционной безопасности.
С точки зрения общей достаточности инвестиций наиболее важен показатель доли накопления в ВВП. Для стран с переходной экономикой мини-
мальное пороговое значение валовых инвестиций составляет 25%. В противном случае нарушается нормальный процесс воспроизводства основного капитала как фундамента постоянной модернизации и конкурентоспособности национальной экономики.
В табл. 1 показана структура использования валового внутреннего продукта России, в которой отмечен порог минимальной инвестиционной достаточности экономики в 2008 г. В 2009 г. доля накопления в ВВП существенно сократилась. Впервые за длительное время показатель валовых инвестиций был ниже инвестиций в основной капитал, что свидетельствует о возвращении экономики России к стадии недоинвестирования.
Таблица 1. Структура использования ВВП России,
% (в текущих рыночных ценах)
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Валовой внутренний продукт 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе: валовое накопление 20,1 20,7 20,9 20,2 21,5 24,6 25,5 -
валовое накопление основного капитала 18,0 18,3 18,4 17,8 18,6 21,4 (21,0) 21,9 (22,3) (20,1)
изменение запасов материальных оборотных средств 2,1 2,4 2,5 2,4 2,9 3,2 (3 (-2,2)
Источник: Российский статистический ежегодник, 2009. М.: Росстат, 2009. С. 318.
Государство в современной экономике должно выступать одновременно как инвестор и как регулятор инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение интересов общества в целом, на реализацию приоритетных целей его хозяйственного и социального развития. Баланс между увеличением объема инвестиционных ресурсов и их притоком в высокотехнологичные отрасли экономики способен обеспечить компоненты инвестиционной безопасности.
Поддержка инновационного сектора национальной экономики в данном случае необходима, так как доля расходов на НИОКР в России составляет
всего 1% ВВП (для сравнения: в Китае — 1,3%, в ЕС — 2%). В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусмотрен рост общих затрат на научные исследования и разработки до 3,5% ВВП к 2020 г. за счет бюджетных и частных источников2. При повышении эффективности управления финансовыми ресурсами должна активизироваться инновационная функция государственных закупок.
Государственные закупки выступают как механизм прямого бюджетного финансирования инновационных разработок. При этом необходимо обосновать цели, потребности и объем выделяемых средств, обеспечить контроль за их расходованием. Система государственных закупок используется как инструмент регулирования и стимулирования инновационной деятельности, поскольку государственные закупки влияют на разработку и распространение новых технологий посредством развития рынка инновационной продукции.
Увеличивая расходы на закупки, государство создает дополнительный спрос на товары и услуги, что приводит к росту ВВП. Хозяйствующие субъекты, получив деньги от государства за поставленную продукцию, наращивают расходы на основе собственной предельной склонности к потреблению, что способствует повышению общего спроса и росту ВВП. При увеличении частных инвестиций осуществляется рост государственных расходов. Это приводит к мультипликации национального дохода. Росту экономики и ее инновационному развитию должно содействовать государство, выступая субъектом экономической деятельности и осуществляя значительные объемы закупок для удовлетворения общественных потребностей. На поддержку инноваций государство в 2010 г. выделило 1,1 трлн руб., или свыше 10% федерального бюджета. Часть этих средств будет израсходована на государственные закупки. В марте 2010 г. на заседании правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям премьер В.В. 5Путин отмечал: «Потенциальные поставщики должны видеть, что государство намерено покупать современную продукцию и что доступ к бюджетному заказу в первую очередь будет открыт тем, кто занимается инновациями»3. Таким образом, государственный заказ на производство или поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд в условиях финансово-экономического кризиса для многих предприятий стал практически единственным источником гарантированного финансирования.
Примечания
1 Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. С. 8.
2 Там же. С. 33
3 Российская газета. 2010, 4 марта. С. 3.