Научная статья на тему 'Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде'

Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
884
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / COMMUNICATIVE BEHAVIOR / СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ / NETWORK ANALYSIS / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / SOCIAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пильгун Мария Александровна

Данное исследование посвящено анализу различных форм коммуникативной активности русскоязычных граждан в сети Интернет. Анализируются специфические коммуникации в виртуальных сообществах, формирующие своеобразные виртуальные идентичности, которые невозможно и даже нежелательно проявлять в реальной жизни. В результате анализа коммуникативного поведения в онлайн-взаимодействии было выявлено пять основных коммуникативных паттернов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Communication Pattern in Russian Network Environment

This study focuses on the analysis of the various forms of communicative activity of Russian citizens on the Internet. Examines specific communication in virtual communities, forming a kind of virtual identity, which is impossible and even undesirable to perform in real life. The analysis of communicative behavior in online interactions identified five basic communication patterns.

Текст научной работы на тему «Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде»

М.А. Пильгун

УДК 81'23

ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПАТТЕРНЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ СЕТЕВОЙ СРЕДЕ1

Данное исследование посвящено анализу различных форм коммуникативной активности русскоязычных граждан в сети Интернет. Анализируются специфические коммуникации в виртуальных сообществах, формирующие своеобразные виртуальные идентичности, которые невозможно и даже нежелательно проявлять в реальной жизни. В результате анализа коммуникативного поведения в онлайн-взаимодействии было выявлено пять основных коммуникативных паттернов.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, сетевой анализ, социальные

медиа.

Maria A. Pilgun

This study focuses on the analysis of the various forms of communicative activity of Russian citizens on the Internet. Examines specific communication in virtual communities, forming a kind of virtual identity, which is impossible and even undesirable to perform in real life. The analysis of communicative behavior in online interactions identified five basic communication patterns.

Keywords: communicative behavior, network analysis, social media.

This research was supported by a Marie Curie International Research Staff Exchange Scheme Fellowship within the 7th European Community Framework Programme (grant no: PIRSES-GA-2012-318961).

В статье представлены результаты исследования различных форм коммуникативной активности российских граждан в сети Интернет. Особый интерес вызывают те формы коммуникации, которые характерны исключительно для интернета. Речь идет о специфических коммуникациях в виртуальных сообществах, формирующих своеобразные виртуальные идентичности, которые невозможно и даже нежелательно воплощать в реальной жизни.

Последствиями таких виртуальных идентичностей, стилей коммуникации и социальной активности нередко становятся: пренебрежение социальной активностью в реальном мире, поверхностность в восприятии и использовании информации, восприятие самых существенных социальных, экономических и политических проблем как информационных шоу, определённая архаизация, мифологизация и мистификация сознания, социальной нормой становится калейдоскопная клиповая форма личности и, соответственно, социума.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что за 6 лет - с 2008 г. по 2014 г. - активная аудитория Рунета (ежедневное использование Интернета) выросла с 13% до 51% (данные ФОМ). Доля активной аудитории (выходят в Сеть хотя бы раз за сутки) сейчас составляет 59,9 млн. человек. Годовой прирост интернет-пользователей,

1 Исследование поддержано грантом РГНФ № 15-36-12000/15.

BASIC COMMUNICATION PATTERN IN RUSSIAN NETWORK ENVIRONMENT

которые выходят в сеть не менее раза в месяц, составил 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 13% (данные ФОМ, 29 декабря 2014).

Структура пользователей Интернета по типам населенного пункта (% от пользователей).

Тип населенного пункта % от пользователей

Москва 11

Санкт-Петербург 4

Города 1 млн. и более 12

Города 500 тыс.чел.-1 млн. 7

Города 100 тыс. чел.- 500 тыс. чел. 19

Города менее 100 тыс. чел 26

Села 21

Таким образом, прирост пользователей происходит сейчас в основном за счет малых городов, население которых менее 100 тыс. чел. (26 % от числа пользователей) и сел (21 % от числа пользователей). Значительную динамику пророста аудитории показывают и города с населением 100 тыс. - 500 тыс. чел. (19 % от числа пользователей) (данные ФОМ, декабрь 2014).

Закономерно, что в специальной литературе существуют различные интерпретации отдельных аспектов онлайн- коммуникации [Дзялошинский, Пильгун 2011; Медиаконвертация, которая изменила мир? 2014; Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытки осмысления 2013; Пильгун 2012; Etling, Alexanyan, Kelly, Fans, Palfrey & Gasser 2010; Fuchs 2014; Prasad 2013 и др.].

Цель данного исследования - выявление основных коммуникативных паттернов и доминирующего паттерна в русскоязычных социальных сетях.

При анализе коммуникативного поведения в российской сетевой среде представляется целесообразным рассматривать весь спектр социальных медиа, разнообразный публичный пользовательский контент, представленный в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Однокласники, YouTube, Instagram и пр.), блогах и микроблогах (Twitter, LiveJournal, Blogspot, Блоги@Mail.Ru, Blogger. Com и пр.), на форумах (Babyblog.ru, Auto.ru, Ixbt.com и пр.), на сервисах отзывов (Яндекс.Маркет, otzyv.ru, iRecommen.ru, Yell.ru и пр.), на тематических сайтах и порталах (в том числе и в электронных СМИ), а также в комментариях к онлайн-публикациям, поскольку аудиторию социальных медиа составляют 90-100 % пользователей интернета [Социальные сети в России... Цифры и тренды 2014, 2015; Интернет в России 2014].

В статье представлены промежуточные результаты 1 этапа исследования.

Методология

1 этап.

Опрос 500 респондентов (Таблица 1).

Посты блогеров, входящий в Top 2000 Живого журнала (декабрь 2013 г. - 28 000 человек).

Посты наиболее популярных русскоязычных социальных сетей: Вконтакте 43 млн. пользователей в день, Одноклассники.т - 40 млн. обращений в сутки, Мейл.ги -26,8 млн. обращений в день, а также данные русскоязычной сети Фейсбук. Динамика количества постов - неделя, месяц, год (2 этап).

2 этап.

Методологическая основа исследования

1.Сбор и анализ данных в Интернете.

Разработка и наполнение аналитического хранилища.

Сбор данных из социальных сетей.

Сбор данных из блогосферы.

2.Моделирование медиапространства.

Базовые единицы анализа:

• концепт

• конвергентный текст

• контекст

• актор

Методы, алгоритмы, программы

• контент-анализ

• дискурс - анализ

• интент -анализ

• семантический анализ

• метод координационного управления смыслом (coordinated management of meaning - CMM) (B. Pearce, V. Cronen) - для анализа конвергентного текста

• метод компонентного анализа, оппозиций, графов, комбинаторный метод - для анализа структуры семантико-коммуникационных полей

• Formal Concept Analysis (FCA), теория решеток, семантические сети, нейронные сети и др. - для структурирования смыслов

• Анализ социальных сетей - для построения сетевых моделей

• Программы: Xanalys Link Explorer, RCO Fact Extractor, ONTOS - для анализа текстов

3.Интеллектуальный анализ данных (Data Mining).

Полученные в результате исследования данные также анализировались с помощью Brand Anafytics (http://br-analytics.ru/). Результаты были обработаны с помощью статистической программы обработки социологических данных SPSS.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования 1-го этапа были выделены основные паттерны использования онлайн-коммуникации российскими пользователями (Таблицы 2,3,4,5):

1.Информативно-аналитический

Данный паттерн используют продвинутые пользователи, которые имеют аккаунты не менее чем в пяти социальных сетях и не менее чем в 2-х блогах и микроблогах, активно участвуют в различных форумах, читают и пишут отзывы, редко читают и практически не пишут комментариях к публикациям в электронных СМИ, активно применяют весь спектр имеющихся возможностей блогосферы, используют технически сложные сервисы (программирование RSS, настройка интерфейса, media-сервисы, рассылки, календари событий, динамическое меню и пр.), интересуются новыми функциями и активно применяют их.

Технические возможности необходимы для наиболее полного и оперативного получения актуальной информации, поэтому особое значение в блогосфере приобретает обращение к профайлам других пользователей, поиск по тематике записей, возможность динамического построения меню. Диалогическая стратегия проявляется

в различных формах и носит преимущественно прагматический характер. Для этого используют пересылку и размещение аудио- и видеофайлов, размещение фотографий, звонки между собеседниками.

Пользователи данной группы активно создают события в социальных сетях, комментируют публикации, оценивают их (используя кнопку-ссылку «Мне нравится»), пишут личные сообщения и переписываются в чате, «подмигивают», пишут «на стене» других пользователей, поздравляют со значимыми датами, отмечают друзей в видеозаписях, на фотографиях, в заметках и пр., т.е. успешно используют возможности блогосферы и социальных сетей для решения различных задач в различных сферах: в профессиональной деятельности, бизнесе, творчестве, в общественной деятельности, в работе со СМИ, в личном общении (для поддержания старых и налаживания новых контактов), для языковой практики, для активного и пассивного отдыха, туризма и под.

2.Коммуникативно-гедонистический

Данный паттерн применяют пользователи, которые имеют аккаунты не менее чем в трех социальных сетях и не менее чем в 2-х блогах и микроблогах, активно участвуют в различных форумах, преимущественно только читают отзывы, очень редко пишут комментарии к публикациям в электронных СМИ.

Паттерн характерен для людей с высокой потребностью в общении, считающие медиапространство важной формой социальной коммуникации (для поддержания старых и налаживания новых контактов). Пользователи применяют технический инструментарий для поддержания статуса коммуникативно-активного человека, «тусовщика», светского льва/львицы.

Коммуникативно-гедонистический паттерн предполагает активное использование разнообразных функций для максимального расширения круга общения и поучения удовольствия от коммуникации: пользователь может переслать свои фото, видеосюжеты, создавать профайлы, сообщения, писать комментарии и т.д. Кроме того, такой пользователь обычно проявляет интерес к профайлам других пользователей, читает чужие записи, звонит собеседникам.

3.Презентативный

Данный паттерн применяют продвинутые пользователи, которые имеют аккаунты не менее чем в пяти социальных сетях и не менее чем в 3-х блогах и микроблогах. Пользователи участвуют в определенных форумах, выборочно читают и пишут отзывы, редко читают и практически не пишут комментарии к публикациям в электронных СМИ.

Использование презентативной стратегии предоставляет широкие возможности для поддержания или создания имиджа в медиапространстве, который может значительно расходиться или даже быть противопоставлен реальному коммуникативному поведению пользователя.

Презентативный паттерн сконцентрирован на наиболее эффективных, по мнению автора, способах использования различных функций онлайн-форматов для создания нужного имиджа. Закономерно, что внимание у пользователя обращено главным образом на создание своего профайла: данная группа уделяет этому максимальное количество времени и усилий. Пользователи активно создают и распространяют свои видео, аудио, текстовые материалы и фотографии, содержащие имплицитную оценку информации.

Проблема заключается в том, что часто внутренняя оценка автора профайла и

реакция на него других пользователей не совпадают. Стремление к коммуникативному доминированию дополняется ожиданием эмоционального одобрения. Пользователи данной группы ждут от онлайн-собеседников только позитивной оценки и практически не готовы к критической коммуникации.

4.Имитационный

Данный паттерн применяют пользователи, которые имеют аккаунты не менее чем в одной социальной сети и не менее чем в 1-м блоге или микроблоге, участвуют в различных форумах, очень редко читают и оставляют отзывы, комментарии к публикациям в электронных СМИ.

Данную стратегию применяют пользователи разных типов для решения самых разнообразных коммуникативных задач: для получение оперативной ответной реакции, для замены/имитации offline общения, получения эмоциональной поддержки и т.д. Довольно активно пользуются видеозвонками и просматривают чужие профайлы, могут создавать и распространять собственные тексты и комментарии, подписываться на блоги других пользователей, пересылать сообщения, размещать аудио-, видео- и фотоматериалы и обмениваются ими.

Показательно, что для представителей данного паттерна более чем для других групп характерно стремление к визуализации - вероятно, потому, что именно визуализация позволяет минимизировать затраты на интерпретацию информации.

5.Потребительский

Данный паттерн применяют пользователи, имеющие аккаунт в одной социальной сети и в 1-м блоге или микроблоге (не всегда), не участвующие в форумах, а только читающие отзывы и комментарии к публикациям в электронных СМИ. Паттерн используется для пассивного присутствия пользователя в медиапространстве; он позволяет получать информацию, отслеживать события, односторонне участвовать в онлайн-взаимодействии.

Представители указанного паттерна отличаются крайней пассивностью, пользуются самыми простыми техническими сервисами, изредка размещают свои фото- и текстовые материалы, знакомятся с профайлами других пользователей, просматривают календарь событий. Размещение собственной информации происходит крайне редко.

Данный паттерн характеризует людей, которые либо незначительно вовлечены в онлайн-коммуникацию либо используют виртуальные ресурсы для сбора информации. Они хотят или должны номинально присутствовать в сетевой среде, но не хотят или не могут предоставлять о себе информацию.

Дискуссия

Семантико-коммуникационные поля

Представляется целесообразным признать, что семантическая структура медиапространства устроена аналогично лексической системе живого языка, следовательно, для описания медиапространства можно принять аналогичные понятия, сформировать аналогичный терминологический аппарат.

Понятие «семантическое поле», «лексико-семантическое поле» имеет различные трактовки в лингвистической литературе. Первоначальное теоретическое осмысление поля связано с именами Й. Трира и Г. Инсена. Так, Й. Трир, применив полевой подход к анализу лексической системы языка, на материале немецкого языка раскрыл внутреннюю форму языка. Именно Й. Трир ввел понятие «семантическое поле»,

сформированное на базе смыслового и понятийного родства слов и возникающее в сознании носителя языка при произнесении того или иного слова. Такие «понятийные ассоциации» образуют совокупность, представляющую собой расчлененное целое [Trier 1931].

К настоящему времени достаточно подробно описаны: структура лексического значения и семантической структуре полисеманта, типы полисемии и особенности семантической деривации (см. работы Ю. Д. Апресяна, Д. Н. Шмелева, М. В. Никитина, Л. А. Новиков и др.), системный характер лексики на микро- и макроуровнях (термины В. Г. Гака), семантические группировки (Ю. Н. Караулов, Э. В. Кузнецова, Л. Г. Бабенко, А. П. Чудинов, А. П. Евгеньева, Г. Н. Скляревская, и др.).

Предлагается принять в качестве одной из форм структурирования медиапространства семантико-коммуникационное поле - совокупность вербальных и невербальных единиц конвергированного текста, объединенных общностью содержания (иногда общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений.

Таким образом, по аналогии с полем в лингвистической традиции семантико-коммуникационное поле характеризуется связью отдельных компонентов, его составляющих, системным характером этих связей, их взаимозависимостью и взаимоопределяемостью, относительной автономностью семантико-коммуникационного поля, непрерывностью смыслового пространства, обозримостью и психологической реальностью для среднего пользователя.

Например, сегмент медиапространства «Качество жизни» или «Достойная жизнь» содержит следующие семантико-коммуникационные поля:

1) высокий уровень технической грамотности

2) мобильность; отсутствие закрепленного рабочего места

3) дистанционное обучение

4) мультикультурализм

5) сниженный уровень агрессии

6)забота о здоровье

7) высокий уровень технической грамотности.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате анализа коммуникативного поведения в онлайн-взаимодействии было выявлено пять основных коммуникативных паттернов.

Для «сетевого поколения» преобладающими коммуникативными паттернами являются информативно-аналитический, коммуникативно-гедонистический, имитационный. Для старшего поколения - презентативный, потребительский и имитационный (Таблица 5).

Позитивное отношение к жизни в российском обществе связано с новым поколением молодых людей, которые представляют социально и экономически активную часть населения. Значительное расслоение в материальном и социальном положении нивелируется тем, что данную группу объединяет активное онлайн-взаимодействие: все входящие в нее - активные пользователи Интернета. Более того, именно продвинутый уровень использования возможностей Интернета, в частности на мобильных устройствах, осознается ими как залог успеха, как основное средство повышения качества жизни и достижения целей во всех сферах жизнедеятельности: профессиональной, социальной, гражданской, личной.

Из пяти выделенных стратегий использования онлайн-коммуникации российскими пользователями следует выделить информативно-аналитическую. Именно высокая степень владения инструментарием веб-коммуникации рассматривается молодой частью российского общества как основное средство повышения качества жизни и достижения жизненных целей.

Показательно, что самый динамично растущий ресурс в России -Twitter - в наибольшей степени соответствует менталитету современного молодого поколения, а наиболее популярная сеть ВКонтакте становится не только сетью для друзей, превращаясь в медийно-развлекательный портал и площадку для дискуссий. Доминирующие еще недавно диалогическая и полилогическая коммуникативные стратегии в современном русскоязычном веб-пространстве постепенно вытесняются монологической.

Коммуникативные паттерны пользователей в блогосфере и социальных сетях во многом совпадают, хотя общение в социальных сетях, как правило, происходит в среде людей, которые знают друг друга не только виртуально. Про блоги можно сказать обратное: аудитория подписчиков, как правило, формируется из незнакомых людей.

Дальнейшие исследования виртуального коммуникативного пространства предлагается проводить с учетом того, что семантическая структура медиапространства устроена аналогично лексической системе живого языка. Анализ семантико-коммуникационных полей, структурирующих медиапространство, позволит открыть в исследовательской парадигме новые перспективы

Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Медиатекст: особенности создания и функционирования. Монография. - М.: АПК и ППРО, 2011. - 377 с.

Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014. - 136 с.

Медиаконвертация, которая изменила мир? (г. Москва, РГГУ 9 апреля 2014 г) в рамках дискуссионной платформы «Новые медиа в гуманитарном образовании». Ред. и сост. М. Корнев. - М.: РГГУ, 2014 - 137 с.

Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытки осмысления (http://worlddocuments.org/docs/index-2431.html; 03.01.2015).

Пильгун М.А. Формирование контента в современном коммуникационном пространстве. Монография. - М.: РГСУ, 2012. - 212 с.

Социальные сети в России. Зима 2014. Цифры и тренды. Brend Analytics (c) 2014. (http://habrahabr.ru/company/palitrumlab/blog/248645/; 05.09.2014).

Социальные сети в России. Зима 2014-2015. Цифры и тренды. Brend Analytics (c) 2015. (http://habrahabr.ru/company/palitrumlab/blog/248645/; 05.01.2015).

Etling B., Alexanyan K., Kelly J., Faris R., Palfrey J., and Gasser U. Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization. Harvard University Berkman Center Research Publication. - No. 2010-11. October 19, 2010.- 46 р. (http://cyber.law.harvard.edu/publications/2010/Public_Discourse_ Russian_Blogosphere, ; 07.02.2015).

Литература

Fuchs С. Social Media. A Critical Introduction. - London: Sage, 2014. - 289 р. Prasad K. (Ed.). Transforming International Communication: Media, Culture and Society in the Middle East. - New Delhi: B. R. Publishing Corporation, 2013. pp.159182.

Trier J. Der deutsche Wortschatz im Sinnebezirk des Verstandes: Die Geschichte eines sprachlichen Feldes. Bd.1. Von den Anfängen bis zum Beginn des 13. Jahrhunderts. - Heidelberg: Winter, 1931. - 20 S.

Таблица 1.

Общие характеристики опрошенных

Характеристики % к числу опрошенных

Пол

Мужской 48,2

Женский 51,8

Возраст

18 - 20 года 12,2

21 - 26 года 67,1

27 - 34 года 10,8

35 - 55 лет 7,8

Больше 55 лет 3,1

Образование

Общее среднее 13,8

Среднее специальное 18,2

Высшее 26,3

Незаконченное высшее (студенты) 36,2

Имею ученую степень 5,5

Вид деятельности

Промышленность (в т.ч. транспорт, связь, строительство) 5,2

Сельское хозяйство 1,6

Торговля, общепит, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание 4,5

Здравоохранение, социальное обеспечение 4,5

Образование 11,7

Культура 6,8

Кредитование, финансы и банковский бизнес 5,4

Органы власти и управления 3,8

Общественные организации 4,3

Средства массовой информации 8,5

Неработающие пенсионеры 4,2

Учащиеся высших и средних учебных заведений 31,1

Армия, органы правопорядка 3,2

Временно неработающие, домохозяйки, находящиеся в отпуске по уходу и пр. 3,1

Другая сфера 2,1

Таблица 2. Создание контента

Типы коммуникативных паттернов Функция Информативно-аналитический Коммуникативно-гедонистический Презентативный Имитационный Потребительский

Создание профайла 1,11 1,20 1,58 0,97 0,65

Создание и распространение собственных текстов 1,06 1,29 1,22 1,15 1,06

Создание комментариев 0,97 1,10 1,23 1,19 1,35

Перевод интерфейса на иностранные языки 0,46 0,42 0,24 0,46 0,50

Размещение аудио-файлов 1,52 0,82 2,25 1,24 0,69

Размещение фотографий 1,50 0,90 1,05 1,38 1,66

Размещение видео-файлов 2,03 1,03 1,25 1,47 0,60

Размещение рекламы 0,43 0,46 0,63 0,51 0,25

Таблица 3.

Использование технических ресурсов

Типы коммуникативных паттернов Функция Информативно-аналитический Коммуникативно-гедонистический Презентативный Имитационный Потребительский

Трансформация внешнего интерфейса 1,01 0,61 0,53 0,70 0,67

Настройка RSS 0,75 0,58 0,54 0,54 0,44

Потенциальные уровни доступа 0,62 0,54 0,34 0,36 0,35

Позиции в рейтингах 1,61 1,39 0,57 0,38 0,39

Динамическое построение меню 1,64 0,49 0,76 0,64 1,14

Возможность подключения различных модулей 0,84 0,65 1,13 0,92 0,81

Календарь событий 1,10 0,71 0,78 0,90 1,07

Поиск по тематике записей 1,64 0,61 0,99 0,43 1,03

Кросспостинг 0,81 0,78 0,96 0,71 0,77

Таблица 4.

Коммуникативное взаимодействие

\Типы коммуникативных паттернов Функция Информативно-аналитический Коммуникативно-гедонистический Презентативный Имитационный Потребительский

Подписка на чужие блоги 0,85 0,42 0,71 1,31 1,26

Обмен видео-файлами 1,23 1,33 1,33 1,30 1,73

Обмен аудио-файлами 2,04 0,69 0,43 1,16 0,33

Обмен фотографиями 1,48 2,25 ,42 1,37 0,68

Видео-звонки 0,29 0,08 0,46 2,74 0,37

Звонки между собеседниками 1,88 1,46 0,64 1,44 0,87

Пересылка сообщений 1,52 1,37 1,29 1,49 1,53

Просмотр чужих профайлов 2,19 1,53 0,43 1,57 ,31

Таблица 5.

Преобладающие коммуникативные паттерны для различных возрастных

групп

Типы коммуникативных паттернов Возраст Информативно-аналитический Коммуникативно-гедонистический Презентативный Имитационный Потребительский

18 - 20 года 25,2 45,1 15,2 5,2 12,2

21 - 26 года 57,1 35,2 15,8 15,8 15,8

27 - 34 года 10,8 12 20,8 20,8 18,8

35 - 55 лет 5,8 6,8 47,1 42,1 28,1

Больше 55 лет 2,1 1,9 2,1 17,1 26,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.