Научная статья на тему 'Основные категории современного медиатекста'

Основные категории современного медиатекста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
544
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Деминова М.А.

В данной статье представлен анализ основных категорий современного медиатекста на примере одного и того же журналистского материала, опубликованного в разных форматах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные категории современного медиатекста»

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАТЕКСТА

Деминова М.А. ©

Кандидат филологических наук, доцент Алтайского государственного университета

В данной статье представлен анализ основных категорий современного медиатекста на примере одного и того же журналистского материала, опубликованного в разных форматах.

«Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР» [3] Вячеслава Козлова размещен на Интернет-сайте РБК — ведущей российской компании, работающей в сферах масс-медиа и информационных технологий.

«Самый депрессивный год» [5] того же автора опубликован в ежедневной деловой Интернет-газете РБК, это электронная версия печатного издания.

Проанализируем медиатексты с позиции основных категорий. В научных исследованиях последнего десятилетия представлены различные толкования современного медиатекста, в рамках определенных направлений исследования выделены основные категории медиатекста. Современные исследователи в качестве основных выделяют следующие его признаки: медийность, массовость, многомерность и многоплановость, особое языковое наполнение, динамический характер, социально-регулятивную природу (см, например, Добросклонская Т.Г., Засурский Я.Н., Рогозина И.В., Сметанина Н.И., Солганик Г.Я., Чичерина Н.В. и др).

Медийность. Говоря о медийности медиатекста, следует отметить его определенную детерминированность каналом коммуникации. Медиатекст характеризуется особым набором медийных признаков, которые оказывают существенное влияние на лингвоформатные свойства текста. Возможности Интернет-сайта в передаче информации практически не ограниченны, это многоканальная передача, границы текста подвижны. Использованы вербальный, визуальный и аудио-визуальный компоненты текста. Интернет-газета все же демонстрирует возможности печатного издания. Использованы вербальный и визуальный компоненты.

Массовость. Интернет-направление РБК было основано в 1995 году с создания портала деловых новостей www.rbc.ru. В настоящее время портал «РБК» занимает позицию лидера среди деловых ресурсов российского интернета. Аудитория в сентябре 2014 года составила 12,5 млн. пользователей. Газета «РБК» является лидером среди ежедневных деловых изданий в Москве: средняя аудитория одного номера составила 117 тыс. читателей, по данным исследования TNS, проведенного за период с марта по июль 2014 года.

Информация в материале рассчитана на массовую аудиторию, вступающую в ретиальное, опосредованное, социально ориентированное общение. Например, «Индекс положения дел в России, с которым ознакомился РБК, основан на социологических исследованиях Левада-центра, посвященных массовым настроениям, оценкам и тенденциям 2015 года. Он будет презентован директором Левада-центра Львом Гудковым на открывающейся в четверг, 4 февраля, итоговой конференции социологической службы».

Многомерность, многоплановость, гетерогенность.

Два медиатекста демонстрируют разные возможности, обусловленные именно форматом издания.

Материал Интернет сайта компании РБК «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР» подает новостную информацию объемно, вербальный компонент подкреплен фото и видеорядом, проиллюстрирован инфографикой. Использованные способы подачи информации образуют одно структурное, смысловое и функциональное целое, обеспечивающее его комплексное, прагматическое воздействие на адресата.

© Деминова М.А., 2016 г.

Материал Интернет-газеты «Самый депрессивный год» не содержит видеокомпонента, однако вербальный компонент имеет четкую графическую разбивку материала - в заглавие каждого раздела вынесена основная мысль, что облегчает восприятие текста.

Мы, действительно, имеем дело с «полифоническим коммуникационным продуктом», в котором большой объем информации четко структурирован для облегчения восприятия и осмысления содержания.

Языковое наполнение.

Специфика языка медиатекстов определяется прежде всего тем, что они рассчитаны на массовую аудиторию.

В вербальном выражении анализируемые медиатексты идентичны, информация адресуется широкому кругу лиц, она общественно значима и оперативна.

Заголовки точны и полностью отражают тему материала: «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР» «Самый депрессивный год»

Ключевые слова материала заключены в первых двух абзацах, учитывая особенности восприятия. Информация представлена легко осмысливаемыми фрагментами. Нет длинных предложений.

Лексические и синтаксические средства организации медиатекста обусловлены техническими (необходимость «прокручивать» текст) и психологическими особенностями читателей (большая, по сравнению с печатными СМИ демократичность и раскованность, просмотровое чтение).

Наблюдаемая усредненность языковой нормы подчеркнута общественно-политической лексикой в высказываниях: россияне, политическая система, социологические исследования, массовые настроения, последствия экономического кризиса, падение доходов, девальвация рубля, санкции, пик пораженческих настроений, обесценивание рубля, преобразования, перестройка, развал СССР, либеральные реформы, кризис, массовое сознание; специальной терминологией: конференция, социологическая служба, индекс положения дел в стране, уровень депрессивных настроений, социологический опрос, электоральные рейтинги; эмоционально-оценочными и экспрессивными высказываниями: агрессия, ожесточение, страх, обида, отчаяние, зависть, депрессия, астения, усталость, растерянность, одиночество, удовлетворенность, самоутверждение, надежду, уверенность и другие приятные и созидательные чувства, агрессивная антиукраинская кампания и др.

Автор медиатекста проявлен исключительно в отборе материала, казалось бы, обезличенная форма подачи материала обладает воздействующей силой.

В материале «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР» автор практически не проявлен, отсутствуют элементы субъективного восприятия действительности, автор стремится к объективности, комментируя отчет Левада-центра.

В газетном материале «Самый депрессивный год» автор новостного материала анализируя данные, предоставленные Левада-центром, в заголовках разделов, формулируя основную мысль раздела, дает оценку: усталость и одиночество, назад в СССР, Россия не Европа, кругом враги, - тем самым демонстрируя субъективное восприятие действительности.

Новостному журналисту не свойственно явно выражать в тексте свое отношение к действующим лицам, а также творчески переосмысливать имеющиеся данные, придавая им определенную окраску. Это ограничение накладывается специально — эмоциональные новости почти всегда читаются хуже, чем бесстрастные, потому что на новостной сайт идут не за ценными эмоциями журналиста, а за информацией.

С одной стороны, тексты сетевых медиа содержат признаки публицистических текстов печатных СМИ, а с другой, - тексты сетевых СМИ обладают специфическими лингвостилистическими чертами, связанными в основном с техническими особенностями

функционирования сетевых СМИ и особенностями восприятия этих СМИ интернет-пользователями.

Динамический характер.

Динамический характер медиатекста связан с незаконченностью, процессуальностью и открытостью.

Событие, о котором заявлено в материале, отчет только анонсируется директором Левада-центра Львом Гудковым. Материалы отчета будут представлены на итоговой конференции социологической службы. РБК заранее ознакомился с Индексом положения дел в России и информирует аудиторию до официального представления материалов социологического опроса. Это означает, что появятся и другие материалы, раскрывающие суть этого события и в общем информационном потоке, и, возможно, в материалах автора.

Если, говорить об открытости в связи с интертекстуальностью, то она, безусловно, присутствует, поскольку автор ссылается на отчет Левада-центра, который, по сути, уже является вторичным текстом. В цепочке: опрос россиян - результаты (отчет) - медиатекст, медиатекст конструкт третьего порядка.

Кроме того, интертекстуальность поддерживается включением чужой речи -приводится цитата директора Левада-центра Льва Гудкова: «Завистливые и закомплексованные образы мышления превалируют. Завидуют в первую очередь коррумпированным чиновникам, которые благодаря своей близости к власти смогли урвать жирный кусок. Отсюда же и ощущение проигравших. Но концентрация на прошлом — это не желание вернуться туда, а лишь форма критики власти». Его мнение становится последней точкой, видимо, автор солидарен с Гудковым.

Графический материал, представленный в медиатекстах, также заимствован из отчета Левада-центра, несет всю смысловую нагрузку в материале. Основной текст, конечно, графический. Вербальный компонент и видеоряд обрамляют график. Комментируют факты. Социально-регулятивная природа медиатекста.

Анализируемый материал, безусловно, имеет социально-регулятивную природу, представляя результаты социологического опроса, автор выносит выводы в заголовки «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР» «Самый депрессивный год»

Факты, представленные в медиатексте в инфографике, способны повлиять на индивидуальную картину мира членов общества - поддержать, изменить, трансформировать в зависимости от установок самого реципиента, в зависимости от значимости информации для потребителя. В тексте также содержится комментарий специалиста, объясняющего положение вещей, и если установки эксперта совпадут с позицией реципиента, то существенных изменений в сознании не произойдет.

Итак, выделенные категориальные признаки, универсальные для всех медиатекстов, имеют некоторую специфику, обусловленную способом передачи информации.

Литература

1. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учебное пособие. М.: Флинта Наука, 2008. 264 с.

2. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - С. 7-13.

3. «Кризис вызвал у россиян депрессию и ностальгию по СССР» [http://www.rbc.ru/politics/04/02/2016/56b241cb9a79470482dfe5bd]

4. Рогозина И.В. Функции и свойства медиатекста как гетерогенной когнитивной структуры //Медиатекст: стратегии - функции - стиль: коллективная монография / Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов, Т.В. Чернышова - Орёл: ООО «Горизонт», 2010. - с. 119 - 128.

5. «Самый депрессивный год» [http://www.rbc.ru/newspaper/2016/02/05/56ba1ee99a79478429f1e817]

6. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века): Научное издание. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

7. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2005. - № 2. - С. 7-15.

8. Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. - М.: 2008. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.