Научная статья на тему 'Основные каналы формирования имиджа региона в Интернете'

Основные каналы формирования имиджа региона в Интернете Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
894
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный имидж / интернет-технологии / каналы формирования имиджа / сетевой характер имиджа / regional image / Internet-technologies / chan-nels of image-forming / network character of the image

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лашова Светлана Николаевна, Клочко Константин Александрович

В статье рассматриваются основные каналы формирования имиджа региона в Интернете. Авторы работы считают, что в настоящее время имидж региона формируется как некий коммуникативный поток, в котором участвуют как официальные, так и неофициальные субъекты коммуникации. В статье анализируются такие основные каналы формирования имиджа региона в Интернете, как сетевые дневники и социальные сети. По мнению авторов работы, именно в силу своей интерактивности эти каналы формирования имиджа об-разуют, во-первых, тот имидж региона, который наиболее затребован его жителями; во-вторых, в сети происходит формирование реального, а не идеального (официального) имиджа территории. В конце работы делается вывод о том, что необходимо выстраивать официальный имидж с учетом того, как позиционируется регион в стихийных коммуникативных потоках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лашова Светлана Николаевна, Клочко Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR CHANNELS OF FORMING THE IMAGE OF A REGION ON THE INTERNET

The article highlights the major channels of forming the image of a region on the Internet. The authors suppose that today the image of a region is formed as a certain communicative stream, with participation of both official and unofficial subjects of communication. The article analyzes such major channels of forming the image of a region on the Internet as blogs and social network. As stated by the authors, the abovementioned channels shape, firstly, the image which is expected by the people; secondly, the Internet forms the real but not the ideal (official) image of the territory. In conclusion it is pointed out that the official image should be formed considering the positioning of a region in spontaneous communica-tive streams.

Текст научной работы на тему «Основные каналы формирования имиджа региона в Интернете»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 070

ЛАШОВА Светлана Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин

КЛОЧКО Константин Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин

ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНА В ИНТЕРНЕТЕ

В статье рассматриваются основные каналы формирования имиджа региона в Интернете. Авторы работы считают, что в настоящее время имидж региона формируется как некий коммуникативный поток, в котором участвуют как официальные, так и неофициальные субъекты коммуникации. В статье анализируются такие основные каналы формирования имиджа региона в Интернете, как сетевые дневники и социальные сети. По мнению авторов работы, именно в силу своей интерактивности эти каналы формирования имиджа образуют, во-первых, тот имидж региона, который наиболее затребован его жителями; во-вторых, в сети происходит формирование реального, а не идеального (официального) имиджа территории. В конце работы делается вывод о том, что необходимо выстраивать официальный имидж с учетом того, как позиционируется регион в стихийных коммуникативных потоках.

Ключевые слова: региональный имидж, интернеттехнологии, каналы формирования имиджа, сетевой характер имиджа.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-157-159

LASHOVA Svetlana, Candidate of Philology, Associate Professor, Chair for Advertising, Public Relations, and Humanities

KLOCHKO Konstantin, Candidate of Philology, Associate Professor, Chair for Advertising, Public Relations and Humanities

MAJOR CHANNELS OF FORMING THE IMAGE OF A REGION ON THE INTERNET

The article highlights the major channels of forming the image of a region on the Internet. The authors suppose that today the image of a region is formed as a certain communicative stream, with participation of both official and unofficial subjects of communication. The article analyzes such major channels of forming the image of a region on the Internet as blogs and social network. As stated by the authors, the abovementioned channels shape, firstly, the image which is expected by the people; secondly, the Internet forms the real but not the ideal (official) image of the territory. In conclusion it is pointed out that the official image should be formed considering the positioning of a region in spontaneous communicative streams.

Key words: regional image, Internet-technologies, channels of image-forming, network character of the image.

Одним из инструментов развития территорий является успешное позиционирование региона. Эффективная имиджевая политика региона позволяет успешно реализовывать многие цели, направленные на развитие региона как такового: привлечение инвестиций, расширение рынков сбыта региональной продукции, распределение средств федерального бюджета и др.

Безусловно, на формирование имиджа региона, прежде всего на его позиционирование оказывает влияние широкий спектр различных факторов. К числу объективных факторов можно отнести следующие: географическое положение региона, обеспеченность природными ресурсами, развитость инфраструктуры и коммуникаций, интеллектуальный и инновационный потенциал территории, уровень развития социальной сферы. К числу субъективных факторов, на наш взгляд, относятся коммуникативные потоки в интернет-пространстве, опирающиеся на оценку территории отечественными и иностранными политиками, предпринимателями, туристами и, безусловно, оценку территории жителями этого региона.

По словам Д.П. Гавры, сегодня творец и убийца региональных имиджей - поисковые системы, которые питаются отзывами. Как отмечает исследователь, на новом этапе развития общества «имидж из ригидной структуры превращается в поток, и смысл этого превращения связан с принципиальным изменением информационной среды» [1, с. 24]. И если до появления и распространения блогов, социальных сетей, форумов имидж регионов формировался вследствие восприятия информации из СМИ (медиа-имидж), то в настоящее время огромную актуальность приобретает так называемый сетевой имидж территории.

В связи с этим цель нашего исследования - анализ основных каналов формирования имиджа региона в Интернете.

К одному из основных каналов формирования имиджа региона в Интернете относятся широко распространенные сетевые дневники - блоги. Благодаря такому качеству новых медиа, как интерактивность, пользователи сетевых дневников свободно высказывают свое мнение в режиме онлайн, комментируют все потенциально интересные события, происходящие в регионе, тем самым активно влияя на формирование его имиджа. В свою очередь при формировании официального имиджа региона, как мы считаем, крайне важно учитывать то, как позиционируется регион в сетевых дневниках, так как недопустимо недооценивать их роль в формировании реального, а не идеального (официального) имиджа территории. Как показывают данные проведенного ВЦИОМ социологического исследования «Блоги - или традиционные СМИ: чему

- 157 -

Социологические науки

Sociological Sciences

больше доверяет интернет-аудитория?» (2013 г.), 25% опрошенных в равной степени доверяют традиционным СМИ и блогам [2]. Весьма справедливым в этом плане представляется нам замечание Т.С. Яковлевой: «Блогеры становятся активными участниками информационных потоков, включаясь в те из них, которые им интересны, и дополняя их собственной информацией и комментариями» [3, с. 208].

На наш взгляд, большую роль в формировании имиджа регионов призваны сыграть блоги губернаторов. По данным Медиалогии [4], занимающейся мониторингом СМИ, на январь 2015 г. 20 губернаторов России вели собственные блоги. Необходимо отметить, что зачастую количество подписчиков измеряется десятками и сотнями тысяч человек (так у блога Р. Кадырова 600 тыс. подписчиков). Таким образом, учитывая широкий охват аудитории и высокий индекс цитирования, блог губернатора может стать эффективным инструментом позиционирования имиджа территории. По итогам 2014 г. наиболее цитируемыми блогерами среди глав регионов РФ являлись Рамзан Кадыров с индексом цитирования 3.213.36 (Чечня), Сергей Аксенов, индекс цитирования - 443.55, Александр Ткачев (Краснодарский край), индекс цитирования 249.01. Стоит подчеркнуть, что далеко не всегда блоги губернаторов работают именно на формирование имиджа региона: как показывает анализ записей наиболее «политизированных» губернаторов, большая часть контента направлена на формирование их самоимиджей как политиков и государственных деятелей. Но, несмотря на отмеченное свойство блогов губернаторов, необходимо учитывать то обстоятельство, что имидж региона представляет собой совокупность представлений о регионе, при этом имидж губернатора является одной из важнейших составляющих данной совокупности. В данном случае важно, чтобы позиционируемый губернатором образ не вступал в противоречие с позиционируемым образом территории.

Огромный потенциал для формирования имиджа региона представляет еще одна технология - социальные сети. Социальные сети позволяют оперативно информировать о событиях, находить или создавать группы по интересам, аккумулировать информацию. Социальная сеть регионального субъекта может предоставить возможности для общения жителей региона друг с другом и с жителями других регионов (обмен информацией, установление и поддержание контактов, поиск работы), а также для сотрудничества участников сети в достижении целей региона, организации социальной взаимопомощи участников сети, формирования имиджа региона. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что страницы в социальных сетях в силу своей интерактивности формируют тот имидж региона, который наиболее затребован его жителями.

Так, в социальной сети «ВКонтакте» существует множество страниц, посвященных территориальным субъектам, все они позиционируют определенный имидж регионов. Например, Пермскому краю посвящены такие страницы, как «Пермь активная», у которой более 86 тыс. подписчиков, «Мой город Пермь» - более 196 тыс. подписчиков, «Пермь красивая» - более 28 тыс. подписчиков, «История Перми» - 25 тыс. подписчиков (по данным на 11.03.2015). Весьма показательно, что многие из этих страниц имеют постоянные темы для обсуждения. Так в рамках публичной страницы «Мой город Пермь» есть теги: «Приезжие о Перми», «Чистый город», «Медицина Пермского края», «Отдых в Перми», «Благотворительность» и т.д. В обсуждении этих тем участвует огромное количество подписчиков. И, безусловно, высказывания подписчиков оказывают большое влияние на формирование определенного имиджа территории.

Таким образом, необходимо отметить, что в условиях информационного общества, когда практически каждый представитель региональной общественности способен в той или иной степени оказывать влияние на формирование имиджа региона, все большее значение, наряду с абсолютными факторами объективной реальности, приобретают существующие коммуникативные потоки, в которые оказываются включенными самые разные субъекты.

На наш взгляд, крайне важно весьма внимательно относиться к тому, каким позиционируется регион в этих стихийных изданиях, и выстраивать официальный имидж с учетом этих корректировок и мнений. В противном случае несоответствие стихийного и официального имиджа приведет к нежизнеспособности позиционируемого властями имиджа региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гавра Д.П., Савицкая А.С. Структурная модель имиджа государства/региона. Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике. Вып. 4: Сб. статей / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. - СПб.: Роза мира, 2006. - С. 24-43.

2. Блоги - или традиционные СМИ : чему больше доверяет интернет-аудитория? Пресс-выпуск № 2345. - URL: http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=114305.

3. Яковлева Т.С. Блоги и комьюнити в российском интернете. К мобильному обществу: утопии и реальность / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - С. 207-214.

4. Рейтинг губернаторов-блогеров. Информационно-аналитическая система Медиалогия. - URL : http ://www. mlg. ru/com pany/pr/3322/

- 158 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

REFERENCES

1. Gavra D.P., Savickaja A.S. Structural model of state. region image [Strukturnaja model' imidzha gosudarstva. regiona Peterburgskaja shkola PR i reklamy: ot teorii k praktike. Vyp. 4: Sb. Statej. Otv. red. A.D. Krivonosov. Sankt-Peterburg: Roza mira, 2006. p. 24-43 (in Russ).

2. Blogs - or traditional media: which the web-audience trusts more? [Blogi - ili tradicionnye SMI: chemu bol'she doverjaet internet-auditorija? Press-vypusk № 2345]. Available at: http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=114305. (accessed 9.09.2015) (in Russ).

3. Jakovleva T.S. Blogs and communities in Russian Internet [Blogi i kom'juniti v rossijskom internete] K mobil'nomu ob-shhestvu: utopii i real'nost' / Pod red. Ja.N. Zasurskogo. Moscva.: Izdatelstvo Moskovskogo universitetata, 2009. p. 207-214. (in Russ).

4. The rating of governors-bloggers [Rejting gubernatorov-blogerov]. Informacionno-analiticheskaja sistema Medialogija. Available at: http://www.mlg.ru/company/pr/3322/(accessed 9.09.2015) (in Russ).

Информация об авторе Information about the author

Лашова Светлана Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Пермского института экономики и финансов, Пермь, Россия [email protected]

Клочко Константин Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Пермского института экономики и финансов, Пермь, Россия [email protected]

Получена: 24.08.2015

Lashova Svetlana, Candidate of Philology, Associate Professor, Chair for Advertising, Public Relations, and Humanities, the Perm Institute of Economics and Finance, Perm city, Russia. [email protected]

Klochko Konstantin, Candidate of Philology, Associate Professor, Chair for Advertising, Public Relations and Humanities, Perm Institute of Economics and Finance, Perm city, Russia [email protected]

Received: 24.08.2015

- 159 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.