Казначейское исполнение бюджета
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В 2009 ГОДУ
Е. А. ФЕДЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанского государственного университета
В ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) закреплено, что при нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом. Таким образом, Минфин России должен установить порядок учета бюджетных обязательств для получателей средств федерального бюджета.
Статьей 219 БК РФ предусмотрено, что бюджетные учреждения принимает бюджетные обязательства путем заключения договоров, контрактов с физическими и юридическими лицами или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в пределах доведенных ему в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
С целью реализации требований БК РФ Минфин России с 01.01.2009 приказом № 98н от 19.09.2008 «О порядке учета органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» устанавливает:
• порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета;
• порядок учета изменений, вносимых в бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета;
• порядок перерегистрации бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета в новом финансовом году;
• порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, возникающих на основании исполнительных документов;
• порядок представления информации о бюджетных обязательствах получателей средств федерального бюджета, учтенных в органах Федерального казначейства;
• бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Основные изменения с 01.01.2009 при учете
бюджетных обязательств заключаются в следующем:
• в органах Федерального казначейства бюджетные обязательства по государственным контрактам и иным договорам учитываются на основании сведений, предоставляемых бюджетным учреждением;
• обязательства отражаются на лицевом счете для учета операций получателя средств федерального бюджета и лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя средств федерального бюджета.
До 1 января2010г. предусматриваются следующие особенности учета бюджетных обязательств:
• учет бюджетных обязательств (за исключением бюджетных обязательств по исполнительным документам) осуществляется только на основании документов, представленных для оплаты денежных обязательств.
После 1 января 2010 г. предусматриваются следующие особенности учета бюджетных обязательств:
• бюджетные обязательства учитываются отдельно на текущий финансовый год, на первый и второй год планового периода, третий, четвертый и пятый год после текущего финансового года и на последующие годы, на основании сведений о принятых бюджетных обязательствах, предоставляемых получателями средств федерального бюджета. При этом бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным правовым актом или без договора, учитываются на основании документов, представленных для оплаты денежных обязательств.
Каждому государственному контракту, договору соответствует одно бюджетное обязательство, включая расшифровку сумм по кодам бюджетной классификации и источникам средств. Источники средств, за счет которых могут исполняться бюджетные обязательства:
• средства федерального бюджета,
• средства, полученные от приносящей доход деятельности,
• средствадополнительного бюджетного финансирования.
Одно бюджетное обязательство может исполняться за счет средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Бюджетное обязательство учитывается в органах Федерального казначейства независимо от результатов контроля на непревышение свободных остатков лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), свободных остатков сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
Порядок учета бюджетных обязательств в органах Федерального казначейства
• Документ Сведения о принятом бюджетном обязательстве (Сведения об обязательстве) формируется получателем средств федерального бюджета и служит основанием для регистрации бюджетного обязательства в органах Федерального казначейства. Других подтверждающих документов для регистрации
бюджетного обязательства предоставлять не требуется.
• Информация об источнике образования задолженности формируется получателем средств федерального бюджета — должником и считается основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по исполнительным документам.
• Документ Заявка на внесение изменений в бюджетное обязательство формируется получателем средств федерального бюджета и служит основанием для регистрации изменений бюджетного обязательства в органах Федерального казначейства.
• Изменения в информацию об изменении источника образования задолженности по исполнительным документам формируется получателем средств федерального бюджета и является основанием для внесения изменения в ранее учтенное бюджетное обязательство по исполнительному документу.
• Документ Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства формируется получателем средств федерального бюджета для уточнения изменений бюджетного обязательства при перерегистрации неисполненной части бюджетного обязательства в органах Федерального казначейства в следующем после отчетного финансовом году.
• Информация о неисполненной части бюджетного обязательства по исполнительным листам формируется получателем средств федерального бюджета и является основанием для перерегистрации обязательства в объеме неисполненной его части в следующем после отчетного финансовом году.
• С целью контроля и учета бюджетных обязательств органы Федерального казначейства осуществляют регистрацию бюджетного обязательства и их изменений, в том числе перерегистрацию бюджетного обязательства в очередном финансовом году.
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета в органах
Федерального казначейства
• Получатель бюджетных средств предоставляет в орган Федерального казначейства Сведения об обязательстве, в котором содержится вся необходимая информация о госконтракте или договоре с поставщиком товаров, работ и услуг, включая расшифровку сумм в разрезе кодов бюджетной классификации расходов и с указанием источника средств, за счет которого будет оплачиваться бюджетное обязательство.
При регистрации бюджетных обязательств в органе Федерального казначейства осуществляются следующие основные проверки:
• актуальность используемых кодов бюджетной классификации (и другие проверки на соответствие НСИ);
• соответствие содержания предмета бюджетного обязательства указанным в Сведениях для учета бюджетных обязательств кодам бюджетной классификации;
• суммы бюджетного обязательства по каждому КБК (коду бюджетной классификации) должны быть меньше или равны соответственно свободным остаткам ЛБО (лимитов бюджетных обязательств) по каждому году (отдельно для текущего финансового года, отдельно для первого и отдельно для второго годов планового периода) и/или свободным остаткам сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности или сметы по дополнительному бюджетному финансированию. Свободные остатки — это суммы ЛБО (БА)
или статей расходов сметы по приносящей доход деятельности на лицевой счет получателя бюджетных средств за минусом сумм зарегистрированных бюджетных обязательств.
В случае, если бюджетное обязательство не проходитхотя бы один из видов контроля, такое бюджетное обязательство не учитывается в органе Федерального казначейства и возвращается для уточнения получателю средств федерального бюджета.
При положительном результате контроля орган Федерального казначейства присваивает бюджетному обязательству уникальный номер и учитывает бюджетное обязательство на лицевом счете получателя средств федерального бюджета.
Получатель бюджетных средств может вносить изменения в бюджетные обязательства, а также производить их аннулирование, предоставляя в орган Федерального казначейства Заявку на внесение изменений в обязательство.
Процедура внесения изменений в бюджетное обязательство аналогична процедуре учета нового бюджетного обязательства. При внесении изменений в бюджетное обязательство, учтенное в органах Федерального казначейства, получатель средств федерального бюджета указывает в Заявке на внесение изменений в обязательство номер этого бюджетного обязательства.
При внесении изменений в бюджетное обязательство органы Федерального казначейства осуществляют проверки, аналогичные проверкам при первичном учете бюджетных обязательств, и дополнительно осуществляется проверка:
• измененная сумма бюджетного обязательства по каждому КБКдолжна быть больше или равна суммы произведенного кассового расхода по соответствующему КБК в рамках данного бюджетного обязательства. Неисполненная часть бюджетных обязательств
получателя средств федерального бюджета на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации в следующем финансовом году. Для перерегистрации бюджетного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на перерегистрацию обязательства. Заявка предоставляется с уточненными реквизитами бюджетного обязательства, в том числе кодами бюджетной классификации и графиком платежей. Заявка на перерегистрацию обязательства может представляться вместе с документами для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам и иным договорам.
При перерегистрации неисполненной части бюджетных обязательств органы Федерального казначейства осуществляют виды контроля, аналогичные видам контроля при первичном учете бюджетных обязательств.
Для бюджетов субъектов и для местных бюджетов процесс может выполняться при обслуживании лицевых счетов участников бюджетного процесса, если это предусмотрено в Соглашении.
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета по исполнительным документам
• Получатель бюджетных средств предоставляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности, на основании которой орган Федерального казначейства формирует Сведения об обязательстве.
• Органы Федерального казначейства осуществляют проверки самостоятельно сформированных Сведений об обязательствах по исполнительным листам в соответствии с общим порядком регистрации бюджетных обязательств.
• Если Сведения об обязательстве соответствуют установленным требованиям, то орган Федерального казначейства присваивает номер бюджетному обязательству, и данное бюджетное обязательство учитывается на соответствующем лицевом счете получателя средств федерального бюджета — должника.
• Если в органе Федерального казначейства ранее было зарегистрировано бюджетное обязательство, по которому представлен исполнительный
документ, то в представленной получателем средств федерального бюджета — должником в орган Федерального казначейства информации должна быть указана ссылка на ранее зарегистрированное бюджетное обязательство для внесения в него соответствующих изменений.
• Получатель бюджетных средств может предоставлять в орган Федерального казначейства информацию об изменении источника образования задолженности, в соответствии с которыми орган Федерального казначейства вносит изменения в ранее учтенное бюджетное обязательство по исполнительному документу аналогично порядку учета нового бюджетного обязательства.
• Неисполненное на конец отчетного финансового года бюджетное обязательство подлежит перерегистрации и учету в объеме неисполненной его части в следующем после отчетного финансовом году:
— по исполнительным документам по единовременным выплатам — на основании представленной получателем средств федерального бюджета — должником информации о неисполненной части бюджетного обязательства, в которой, в том числе, должна быть указана ссылка на ранее зарегистрированное бюджетное обязательство;
— по исполнительным документам по выплатам периодического характера — без представления информации получателем средств — должником (в случае, если КБК, по которым бюджетное обязательство было поставлено на учет в органе Федерального казначейства, являются действующими). В противном случае — получатель средств — должник представляет в орган Федерального казначейства информацию в порядке, аналогичном порядку представления информации для перерегистрации бюджетного обязательства, возникающего на основании исполнительного документа по единовременным выплатам.
На основании представленной информации орган Федерального казначейства формирует Заявку на перерегистрацию обязательства. На основании сформированной Заявки на перерегистрацию обязательства орган Федерального казначейства осуществляет перерегистрацию бюджетного обязательства, и данное бюджетное обязательство учитывается на соответствующем лицевом счете получателя средств федерального бюджета — должника.
Номер бюджетного обязательства состоит из 16 разрядов:
Номера разрядов 1 2 3 — 7 8 — 11 12 — 16
• 1-й и 2-й разряды — код органа Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет, по Ведомственному классификатору территориальных органов Федерального казначейства;
• с 3-го по 7-й разряды — код получателя средств федерального бюджета по Сводному реестру;
• с 8-го поИ-й разряд — год постановки на учет;
• с 12-го по 16-й разряды — порядковый номер бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета в рамках одного календарного года.
Номер бюджетного обязательства считается уникальным и не подлежит изменению при изменении отдельных реквизитов бюджетного обязательства или его перерегистрации.
Сведения об обязательстве — это документ в электронном виде либо на бумажном носителе, представленный бюджетным учреждением в орган Федерального казначейства по месту обслуживания.
Дополнительно представляются (при наличии) реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта, или реквизиты исполнительного документа.
Заявка на внесение изменений в обязательство содержит информацию, аналогичную Сведениям об обязательстве, только в части изменений бюджетного обязательства. Дополнительно в этом документе может быть указан статус завершения договора (завершен/расторгнут). Заявка на перерегистрацию обязательства содержит информацию, аналогичную Сведениям об обязательстве, только по неисполненной части бюджетного обязательства, которое перерегистрируется.
Также необходимо еще раз отметить, что в полном объеме данный порядок вступает в силу с 1 января 2010 г. С 1 января 2009 г. все обязательства (кроме возникших по исполнительным документам) будут регистрироваться в порядке, предусмотренном для учета денежных обязательств (то есть без представления документа Сведения об обязательствах).
Порядок учета бюджетных обязательств В органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами, заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
Бюджетные обязательства учитываются на лицевом счете получателя бюджетных средств или на лицевом счете для учета операций по переданным
полномочиям получателя бюджетных средств, открытых в установленном порядке в органах Федерального казначейства (далее — соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств).
Бюджетные обязательства, принятые на текущий финансовый год, на первый и второй год планового периода, третий, четвертый и пятый год после текущего финансового года и на последующие годы, учитываются отдельно. Получатели средств федерального бюджета и органы Федерального казначейства, участвующие в документообороте по учету бюджетных обязательств с использованием электронных документов в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми между ними, используют для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи (далее — ЭЦП) уполномоченных лиц.
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета
Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам считаются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (далее — Сведения об обязательстве), оформленные по форме КФД 0531702, представленные получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания после заключения государственного контракта, иного договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам.
Бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.
Документы для оплаты денежных обязательств представляются в соответствии с утвержденным Министерством финансов РФ порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Порядок санкционирования).
Орган Федерального казначейства учитывает бюджетное обязательство отдельно в сумме принятого денежного обязательства.
Сведения об обязательстве, представленные в электронном виде с применением ЭЦП (далее — в электронном виде), либо при отсутствии технической возможности на бумажном носителе с одновременным представлением документа на машинном носителе (далее — на бумажном носителе), подлежат проверке уполномоченным работником органа Федерального казначейства на наличие следующей информации:
• полного или при наличии сокращенного — сокращенного наименования получателя средств федерального бюджета, соответствующего реестровой записи по сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Сводный реестр);
• кода получателя средств федерального бюджета по Сводному реестру;
• номера соответствующего лицевого счета получателя бюджетных средств;
• кода (кодов) классификации расходов федерального бюджета, по которому принято бюджетное обязательство;
• предмета принятого бюджетного обязательства по каждому коду классификации расходов федерального бюджета;
• кода валюты по Общероссийскому классификатору валют (ОКБ), в которой принято бюджетное обязательство (далее — код валюты бюджетного обязательства);
• суммы бюджетного обязательства в валюте бюджетного обязательства по государственному контракту, иному договору;
• источника исполнения бюджетного обязательства по видам средств для исполнения обязательств: средства федерального бюджета, средства дополнительного источника бюджетного финансирования за счет арендных платежей (далее — средства дополнительного бюджетного финансирования), средства от приносящей доход деятельности (далее — вид средств) и по каждому коду классификации расходов федерального бюджета;
• суммы бюджетного обязательства по каждому коду классификации расходов федерального бюджета в валюте государственного контракта, иного договора;
• реквизитов государственного контракта, иного договора, заключенного с поставщиком товаров, исполнителем работ или услуг (далее — контрагент);
• наименования и банковских реквизитов контрагента, с которым заключен государственный контракт, иной договор;
• графика оплаты бюджетных обязательств в валюте бюджетного обязательства, в разрезе кодов классификации расходов федерального бюджета и видов средств (с разбивкой по годам для долгосрочных бюджетных обязательств, и с разбивкой по месяцам для обязательств, принятых в рамках текущего финансового года);
• информации о возможности осуществления получателем средств федерального бюджета авансового платежа и расчет авансового платежа (процент или общая сумма). Сведения об обязательстве должны быть подписаны руководителем получателя средств федерального бюджета или уполномоченным им лицом, с отражением расшифровки подписи, содержащей фамилию и инициалы, должности уполномоченного лица, и даты подписания документа, оформленной словесно-цифровым способом.
Орган Федерального казначейства в течение двух рабочих дней после получения Сведений об обязательстве проверяет наличие в нем реквизитов, а также соответствие показателей друг другу, реестровым записям Сводного реестра.
Проверяемые реквизиты и показатели Сведений об обязательстве должны соответствовать следующим требованиям:
• дата формирования документа в заголовочной части документа должна быть оформлена словесно-цифровым способом (например, «15 июня 2008»);
• дата формирования документа в кодовой зоне заголовочной части документа должна быть оформлена в формате «день, месяц, год» (00.00.0000);
• дата формирования в заголовочной части документа должна соответствовать дате, указанной в кодовой зоне заголовочной части документа;
• наименование получателя бюджетных средств в заголовочной части Сведений об обязательстве должно соответствовать полному (сокращенному) наименованию получателя средств федерального бюджета, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• номер лицевого счета должен соответствовать номеру соответствующего лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого в органе Федерального казначейства получателю бюджетных средств;
• наименование главного распорядителя бюджетных средств в заголовочной части должно
соответствовать полному (сокращенному) наименованию главного распорядителя средств федерального бюджета, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• код главного распорядителя средств федерального бюджета по бюджетной классификации РФ (далее — код главы по бюджетной классификации) должен соответствовать коду главного распорядителя средств федерального бюджета, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра;
• полное (сокращенное) наименование органа Федерального казначейства в заголовочной части должно соответствовать полному (сокращенному) наименованию органа Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств;
• код органа Федерального казначейства в кодовой зоне заголовочной части Сведений об обязательстве должен соответствовать коду органа Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств;
• указанные в Сведениях об обязательстве коды классификации расходов федерального бюджета, по которым принято бюджетное обязательство, должны соответствовать кодам классификации расходов федерального бюджета, утвержденным в установленном порядке Министерством финансов РФ, действующим на момент представления Сведений об обязательстве (далее — действующие коды);
• предмет бюджетного обязательства, указанный в Сведениях об обязательстве, должен соответствовать указанному по соответствующей строке коду классификации расходов федерального бюджета.
При приеме от получателя средств федерального бюджета Сведений об обязательстве на бумажном носителе также проверяется:
• соответствие формы представленных Сведений об обязательстве;
• отсутствие в представленных Сведениях об обязательстве на бумажном носителе исправлений (далее — несоответствующие исправления);
• идентичность реквизитов и показателей, отраженных в Сведениях об обязательстве на бумажном носителе, реквизитам и показателям, содержащимся в Сведениях об обязательстве, представленных на машинном носителе. Ошибки в документе на бумажном носителе
исправляются путем зачеркивания неправильного
текста (числового значения) и написанием над зачеркнутым текстом (числовым значением) исправленного текста (исправленного числового значения). Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.
Исправления в документе на бумажном носителе оговариваются надписью «исправлено» и заверяются лицами, подписавшими документ, с указанием даты исправления.
Орган Федерального казначейства не позднее двух рабочих дней после представления получателем средств федерального бюджета Сведений об обязательстве, в которых отсутствуют реквизиты, подлежащие заполнению получателем средств федерального бюджета, а также при обнаружении несоответствия между реквизитами или несоответствие реквизитов Сведений об обязательстве реестровым записям в Сводном реестре, а также несоответствия формы представленных Сведений об обязательстве утвержденной форме, при наличии в Сведениях об обязательстве на бумажном носителе несоответствующих исправлений:
• регистрирует в установленном порядке Сведения об обязательстве в Журнале регистрации неисполненных документов (код формы по КФД 0531804);
• возвращает получателю средств федерального бюджета представленные на бумажном носителе Сведения об обязательстве (и прилагаемые к ним документы при их наличии) с приложением протокола (код формы по КФД 0531805) либо направляет получателю средств федерального бюджета протокол в электронном виде, если Сведения об обязательстве представлялись в электронном виде.
В протоколе указывается причина возврата без исполнения Сведений об обязательстве.
При постановке на учет бюджетного обязательства орган Федерального казначейства осуществляет проверку на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета сумме:
• неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств (далее — бюджетные данные), отраженным в установленном порядке на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода;
• неиспользованных утвержденных объемов расходов по смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности (далее — сметные назначения), в случае если в Сведениях об обя-
зательстве получателем средств федерального бюджета указаны в качестве источника исполнения бюджетного обязательства средства от приносящей доход деятельности. В случае принятия получателем средств федерального бюджета бюджетного обязательства в иностранной валюте осуществляется проверка непревышения суммой бюджетных данных суммы бюджетного обязательства, пересчитанной органом Федерального казначейства в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка РФ надень постановки на учет бюджетного обязательства.
В случае если бюджетное обязательство превышает неиспользованные доведенные бюджетные данные или утвержденные и неиспользованные сметные назначения по расходам, орган Федерального казначейства принимает на учет такое бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджетаи не позднее двух рабочих дней после получения Сведений об обязательстве доводит информацию о данном превышении до получателя средств федерального бюджета и распорядителя (главного распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета (далее — вышестоящий (главный) распорядитель средств федерального бюджета), путем направления Уведомления о превышении бюджетным обязательством свободных остатков, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности (далее — Уведомление о превышении обязательством свободных остатков) по форме КФД 0531703).
Представление Уведомлений о превышении обязательством свободных остатков осуществляется в порядке, установленном соглашением по обмену информацией, заключенным между соответствующими органом Федерального казначейства и получателем Уведомления.
При положительном результате проверки соответствия Сведений об обязательстве, а также при положительном результате проведенной проверки при санкционировании оплаты денежных обязательств орган Федерального казначейства присваивает номер бюджетному обязательству, учитывает его на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств с отражением в Выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств (код формы по КФД 0531759), представленной в установленном порядке получателю средств федерального бюджета.
Учетный номер бюджетного обязательства считается уникальным и не подлежит изменению при изменении отдельных реквизитов бюджетного
обязательства или его перерегистрации. Учетный номер бюджетного обязательства имеет следующую структуру, состоящую из шестнадцати разрядов. Порядковый номер бюджетного обязательства присваивается органом Федерального казначейства в рамках одного календарного года.
Одно поставленное на учет бюджетное обязательство может содержать несколько позиций с разными кодами классификации расходов федерального бюджета. Бюджетное обязательство, принятое получателем средств федерального бюджета в иностранной валюте, учитывается органом Федерального казначействе в сумме рублевого эквивалента бюджетного обязательства, рассчитанной по курсу Центрального банка РФ, установленного на день постановки на учет бюджетного обязательства.
Бюджетные обязательства, поставленные на учет в органе Федерального казначейства на определенную дату, подлежащие исполнению в текущем финансовом году и в плановом периоде, отражаются в Журнале действующих в текущем финансовом году бюджетных обязательств (далее — Журнал действующих обязательств), по форме КФД 0531704).
При внесении изменений в бюджетное обязательство по государственным контрактам и иным договорам получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на внесение изменений в бюджетное обязательство (далее — Заявка на внесение изменений в обязательство), оформленную по форме КФД 0531705).
Заявка на внесение изменений в обязательство может представляться вместе с документами для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам и иным договорам. В наименовании Заявки на внесение изменений в обязательство указывается порядковый номер, присвоенный данному документу в пределах текущего рабочего дня получателем средств федерального бюджета, и учетный номер бюджетного обязательства, присвоенный органом Федерального казначейства при постановке на учет бюджетного обязательства.
Орган Федерального казначейства в течение двух рабочих дней со дня представления Заявки на внесение изменений в обязательство осуществляет ее проверку. Дополнительно проверяется соответствие учетного номера бюджетного обязательства, указанного в Заявке на внесение изменений в обязательство, номеру бюджетного обязательства, отраженному на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств.
В случае отсутствия в Заявке на внесение изменений в обязательство реквизитов, подлежащих
заполнению получателем средств федерального бюджета, а также при обнаружении несоответствия между реквизитами или несоответствие реквизитов реестровым записям в Сводном реестре, несоответствия формы представленной Заявки на внесение изменений в обязательство утвержденной форме, при наличии в Заявке на внесение изменений в обязательство на бумажном носителе несоответствующих исправлений, орган Федерального казначейства не позднее двух рабочих дней после представления Заявки на внесение изменений в обязательство получателем средств федерального бюджета:
• регистрирует в установленном порядке Заявку на внесение изменений в обязательство в Журнале регистрации неисполненных документов;
• возвращает получателю средств федерального бюджета представленную на бумажном носителе Заявку на внесение изменений в обязательство (и прилагаемые к ней документы, при их наличии) с приложением Протокола, в котором указывается причина возврата Заявки на внесение изменений в обязательство без исполнения, либо направляет получателю средств федерального бюджета Протокол в электронном виде, если Заявка на внесение изменений в обязательство представлялась в электронном виде.
При внесении получателем средств федерального бюджета изменений в бюджетное обязательство, учтенное органом Федерального казначейства, в Заявке на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), оформленной в установленном порядке, получатель средств федерального бюджета указывает ранее присвоенный органом Федерального казначейства номер бюджетного обязательства, подлежащего изменению.
При внесении изменений в бюджетное обязательство орган Федерального казначейства осуществляет проверку на непревышение суммой бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов сумм неиспользованных доведенных бюджетных данных отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода или утвержденных сметных назначений.
При этом в случае внесения получателем средств федерального бюджета изменений в бюджетное обязательство в иностранной валюте сумма измененного бюджетного обязательства пересчи-тывается органом Федерального казначейства в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка РФ на день внесения изменений в бюджетное обязательство.
В случае если измененное бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета в неисполненной части превышает неисполненные доведенные бюджетные данные или утвержденные сметные назначения, принимает на учет данное измененное бюджетное обязательство и доводит информацию о превышении до получателя средств федерального бюджета и вышестоящего (главного) распорядителя средств федерального бюджета Уведомлением о превышении обязательством свободных остатков.
При положительном результате проверки орган Федерального казначейства вносит изменения в учтенное бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета, с отражением в Журнале действующих обязательств. Для аннулирования неисполненной части бюджетного обязательства либо полного аннулирования бюджетного обязательства, поставленного на учет в органе Федерального казначейства, в связи с завершением государственного контракта или иного договора получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства Заявку на внесение изменений в обязательство.
Неисполненная часть бюджетного обязательства аннулируется без проведения проверки. Неисполненная часть бюджетного обязательства по государственным контрактам и иным договорам на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации и учету в очередном финансовом году. При этом, если коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым бюджетное обязательство было поставлено на учет в текущем финансовом году, в очередном финансовом году считаются недействующими, то перерегистрация бюджетного обязательства осуществляется по новым кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Для перерегистрации бюджетного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на перерегистрацию бюджетного обязательства (далее — Заявка на перерегистрацию обязательства), оформленную по форме КФД 0531706). Заявка на перерегистрацию обязательства может представляться вместе с документами для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам и иным договорам.
Орган Федерального казначейства в течение двух рабочих дней осуществляет проверку представленной Заявки на перерегистрацию обязательства. Дополнительно проверяется соответствие учетного номера бюджетного обязательства, указанного в Заявке на внесение изменений в обязательство, номеру, отраженному на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств.
В случае отсутствия в Заявке на перерегистрацию обязательства реквизитов, подлежащих заполнению получателем средств федерального бюджета, а также при обнаружении несоответствия между реквизитами или несоответствия реквизитов реестровым записям в Сводном реестре, несоответствия формы представленной Заявки на перерегистрацию обязательства утвержденной форме, при наличии в Заявке на перерегистрацию обязательства на бумажном носителе несоответствующих исправлений, орган Федерального казначейства не позднее двух рабочих дней после представления Заявки на перерегистрацию обязательства получателем средств федерального бюджета:
• регистрирует в установленном порядке такую Заявку на перерегистрацию обязательства в Журнале регистрации неисполненных документов;
• возвращает получателю средств федерального бюджета представленные на бумажном носителе Заявку на перерегистрацию обязательства (и прилагаемые к ней документы, при их наличии) с приложением Протокола, в котором указывается причина возврата Заявки на внесение изменений в обязательство без исполнения, либо направляет получателю средств федерального бюджета Протокол в электронном виде, если Заявки на перерегистрацию обязательства представлялись в электронном виде.
При положительном результате проверки орган Федерального казначейства осуществляет перерегистрацию бюджетного обязательства с отражением в Журнале действующих обязательств. Учет бюджетных обязательств в органах Федерального казначейства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.