Научная статья на тему 'Основные источники загрязнения атмосферы на территории Карачаево-Черкесии'

Основные источники загрязнения атмосферы на территории Карачаево-Черкесии Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
637
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Чомаева Мадина Назировна, Джуртубаев Расул Юсуфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные источники загрязнения атмосферы на территории Карачаево-Черкесии»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ТЕРРИТОРИИ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Чомаева Мадина Назировна

Канд. пед. наук, доцент кафедры экологии и природопользования, г. Карачаевск

Джуртубаев Расул Юсуфович

Магистрант КЧГУ

Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В настоящее время из всех форм деградации природной среды в Карачаево-Черкесии именно загрязненность атмосферы вредными веществами является наиболее опасной. Особенности экологической обстановки в Карачаево-Черкесии, возникающие проблемы обусловлены местными природными условиями и характером воздействия на них промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Степень загрязнения воздуха зависит, как правило, от степени урбанизированности и промышленного развития территории (специфика предприятий, их мощность, размещение, применяемые технологии), а также от климатических условий, которые определяют потенциал загрязнения атмосферы.

Основными источниками загрязнения воздуха в Карачаево-Черкесии являются промышленность, транспорт, отходы, мусор, ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве. В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих в Карачаево-Черкесии. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу значительное количество твердых несгоревших частиц (зола, сажа, копоть, пыль) и вредных газов (диоксид и оксид углерода, углеводороды, соединения серы, оксиды азота и пр.). [1].

В атмосферу, с технологическими выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, выхлопными газами автотранспорта поступают пыль, зола, оксиды серы, углерода, азота, фенол, тяжелые металлы и другие вещества. Часть соединений серы и азота выпадает из атмосферы в виде аэрозолей и пыли, другая - растворяется в водяных каплях и в виде кислотных дождей загрязняет почву, реки, озера, растения.

Загрязнители, попадающие в атмосферу, разносятся воздушными течениями, реагируют с другими загрязнителями, перемешиваются, в результате чего в некоторых случаях их воздействие на окружающую среду и здоровье человека оказывается более сильным, чем действие каждого из них в отдельности. Задымление воздуха ведет к ухудшению микроклимата городов, увеличивается коли-

чество туманных дней, уменьшается прозрачность атмосферы, снижается освещенность, уменьшается ультрафиолетовая радиация.

Особенно неблагоприятно действуют на организм человека попадающие в атмосферу тяжелые металлы. Они являются, как правило, ядами широкого спектра действия, т.е. поражают центральную нервную систему, печень, почки обладают мутагенными и канцерогенным действиям. Наиболее опасными среди них являются свинец, ртуть и хром. Токсичными являются цинк, медь, марганец и др.

В выбросах промышленных предприятий и автотранспорта имеется большое число ЗВ. Практически из всех источников в атмосферу выбрасывается пыль, диоксид серы (сернистый газ) ^02), оксид углерода (угарный газ) (СО), оксиды азота (N0, N02). Очень много Зв образуется при сжигании топлива. Например, тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу около половины сернистых соединений, много угарного газа, оксидов азота, сажи и золы.

Загрязнение атмосферы - одно из основных отрицательных последствий индустриализации современного мира. Основными источниками загрязнения воздуха являются промышленность, транспорт, отходы, мусор, ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу значительное количество твердых несгоревших частиц (зола, сажа, копоть, пыль) и вредных газов (диоксид и оксид углерода, углеводороды, соединения серы, оксиды азота и пр.).

Одним из значительных источников загрязнения атмосферного воздуха городов республики остается автотранспорт. Это связано не только с увеличением частных транспортных средств, но и с некачественным топливом и использованием устаревших автомобилей. Для снижения загрязнений от автотранспорта, на крупных предприятиях республики, уже в течение ряда лет, проводятся обязательные предрейсовые технические осмотры, ограничивается движение автотранспорта по селитебным территориям.

Выбросы загрязняющих веществ в воздух от автотранспорта составляют 78% от всех выбросов загрязняющих веществ по республике. Большую опасность представляют выбросы, образующиеся при работе различных видов транспорта, особенно автомобилей. В выхлопных газах автомобилей содержится более 100 наименований различных вредных веществ.

При сжигании твердого и жидкого топлива происходит также выброс в атмосферу таких веществ, как хлористый натрий и магний, оксиды железа, ванадий, оксиды никеля и кальция, ртуть и ряд других загрязнений воздуха.

При сжигании газообразного топлива в атмосферу поступают в основном оксиды азота. Если газ сжигается при недостаточном количестве воздуха, в атмосферу выбрасываются углеводороды, при этом могут выделяться и полиароматические углеводороды (ПАУ), некоторые из них относятся к сильным канцерогенам.

Большую опасность представляют выбросы, образующиеся при работе различных видов транспорта, особенно автомобилей. В выхлопных газах автомобилей содержится более 100 наименований различных вредных веществ.

В последние годы транспортные загрязнения составляют около 40% от общих выбросов. С выхлопными газами автомобилей ежегодно в воздух попадает 250 тыс. т. свинца. Кроме того, в атмосферу попадают твердые частицы: пыль, копоть, сажа. Только при производстве цемента почти пятая его часть, а это более ПО млн. т, выбрасывается в атмосферу в виде пыли.

Большое количество топлива используется автомобильным, железнодорожным, автотранспортом. С выхлопными газами двигателей в воздушную среду выбрасывается угарный газ, оксиды азота, различные углеводороды, в том числе и канцерогенные и другие загрязнения воздуха. Двигатели, работающие на бензине, «обогащают» атмосферу свинцом, хлором, бромом. При работе дизельных двигателей образуется много сажи.

Атмосфера обладает способностью к самоочищению. Концентрация загрязняющих веществ через распыление его в воздухе, оседания твердых частиц под действием силы гравитации, выпадение различных примесей с осадками (дождь интенсивностью 1 мм /ч за 45 мин вымывает из воздуха 28% частиц пыли диаметром 10 мкм). Однако от множества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу сегодня, она не успевает самоочищаться. Так, при сжигании в год 2100000000 т каменного угля и 0,8 млрд.т бурого в окружающую среду попадает 225 тыс. т мышьяка, 225 тыс. т германия, 153 тыс. т кобальта и, кроме того, миллионы тона пыли из металлургических заводов, почти 1/5 часть мирового производства цемента. [2].

Производство цемента и строительных материалов может являться источником загрязнения атмосферы различной пылью. Основными технологическими процессами этих производств являются процессы измельчения и

термическая обработка шихт, полуфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов, что связано с выбросами пыли в атмосферный воздух. По отчетным данным предприятий в атмосферу поступают загрязняющие вещества 152 наименований, из них: 1-го класса опасности 4 наименования с годовым выбросом 0,3тонны; 2-го класса опасности 30 наименований с годовым выбросом 3547,5 тонн. [1]

В отраслевом разрезе наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия следующих отраслей (от стационарных источников загрязнения): промышленность стройматериалов - 74%; теплоэнергетика - 6%; сельское хозяйство (с Государственным унитарным предприятием «Совхоз комбинат «Южный») -5%; прочие - 4%. [1]

К числу наиболее значительных антропогенных изменений в атмосфере относятся: парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, фотохимический смог.

На мой взгляд, основные способы борьбы с загрязнением атмосферы:

- контроль за качеством атмосферного воздуха. Контроль за содержанием пыли, двуокиси серы, окислов серы, окиси углерода;

- внедрение безотходных и малоотходных производств;

- внедрение газоочистных и пылеулавливающих установок на промышленных предприятиях;

- уменьшение вредных выбросов автотранспорта в атмосферу;

- применение автоматизированных систем управления (АСУ) городским транспортом, таким образом, решение проблемы загрязнения атмосферы - сложная задача, требующая больших средств, проведения целого ряда комплексных мероприятий.

Список литературы:

1. Государственный доклад «Об экологической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике за 2013 год» - Черкесск, Управление охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики, 2014 г.-76 с.

2. http://ogorod.net/referats/183/42159

ОЦЕНКА АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ В БАССЕЙНЕ РЕКИ ШУ

Кирейчева Людмила Владимировна

д.т.н., профессор, зам. директора по науке ГНУ ВНИИГиМ, им. А.Н. Костякова,г. Москва

Козыкеева Алия Тобажановна

д.т.н., профессор кафедры Мелиорация и агрономия, ТарГУ, им. М.Х.Дулати, г. Тараз, Казахстан

Даулетбай Салтанат Даулетбайкызы

докторант PhD, ТарГУ им. М.Х. Дулати, г. Тараз, Казахстан

Трансграничная река Шу протяженностью 1067 км протекает западнее котловины озера Иссык-Куль и является крупнейшей в Северном Тянь-Шане, площадь бассейна составляет 62500 км2. Она образуется при слиянии рек Джуванарык и Качкар, берущих начало из ледников в хребтах Кыргызский и Терскей-Алатоо [1-4]. Долина реки приурочена к широким межгорным понижениям (Кочкор-ская, Иссык-кульская впадины), соединяющимися глубокими каньонами. При выходе из Боомского ущелья река Шу принимает справа свой самый крупный приток реки

Чон-Кемин и входит в Шуйскую долину. При этом Шуйская долина является частью долины реки Шу, расположенного в ее среднем течении, от Боомского ущелья на Юго-востоке до восточной окраины песков Мойынкум на Северо-западе в пределах Кыргызской Республики и Республики Казахстан. Морфологической границей Шуской впадины с юга служит Кыргызский хребет (4894 м) и холмистая песчаная равнина Мойынкум, понижающаяся на западе от 660 до 200 м, на севере кулисообразно сменяющие друг друга и понижающееся в северо-западном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.