Научная статья на тему 'Основные источники по истории преподавательской корпорации санкт-петербургскогот университета 1884-1917 гг'

Основные источники по истории преподавательской корпорации санкт-петербургскогот университета 1884-1917 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGH SCHOOL HISTORY / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ST.PETERSBURG UNIVERSITY / УЧЕНОЕ СООБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ / THE ACADEMIC COMMUNITY AND THE AUTHORITIES / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / SOURCE STUDIES / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ростовцев Евгений Анатольевич, Сидорчук Илья Викторович

Статья посвящена рассмотрению основных источников по истории преподавательской корпорации Санкт-Петербургского университета за период с 1884 по 1917 г. Авторы анализируют проблемы выявления источниковой базы по данной теме, а также рассматривают виды, особенности, значение и степень востребованности различных источников на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ростовцев Евгений Анатольевич, Сидорчук Илья Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN SOURCES FOR THE HISTORY OF THE ACADEMIC COMMUNITY OF ST. PETERSBURG UNIVERSITY FROM 1884 TO 1917

The article considers basic sources for the history of the academic community of St. Petersburg University for the period from 1884 to 1917. The Authors analyze the problem of the identification of the historical sources on the topic. They also consider the kinds of features, the value and relevance of different sources at the present stage.

Текст научной работы на тему «Основные источники по истории преподавательской корпорации санкт-петербургскогот университета 1884-1917 гг»

УДК 94(47)"188/191"

Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ КОРПОРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1884-1917 ГГ.*

Eugene A. Rostovtsev, Ilia V. Sidorchuk

THE MAIN SOURCES FOR THE HISTORY OF THE ACADEMIC COMMUNITY OF ST. PETERSBURG UNIVERSITY FROM 1884 TO 1917

Аннотация

В статье анализируются проблемы выявления источниковой базы по данной теме, до сих пор остающиеся нерешенными как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Рассмотрены виды и особенности нарративных источников, посвященных истории одного из ведущих дореволюционных научных и культурных центров страны. Отличительной особенностью статьи является попытка определения путем детального исследования работ по истории университета подлинного значения и степени востребованности различных источников на современном этапе. Представлены мало используемые исследователями источники, в частности периодическая печать, «Протоколы заседаний Совета Санкт-Петербургского университета» и «Обозрения преподавания наук в Санкт-Петербургском университете». Проведен анализ общедоступных оцифрованных источников, что является первой попыткой подобного рода в историографических исследованиях отечественных специалистов.

Ключевые слова

ИСТОРИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, УЧЕНОЕ СООБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Abstract

The article devoted to the analysis of problems of the identification the source base on the subject, still outstanding both in domestic and in foreign historiography. The authors describes the types and characteristics of narrative sources on the history of one of the leading pre-revolutionary scientific and cultural centers of the country. A distinctive feature of the article is an attempt on the basis of detailed research work on the history of the university determine the true meaning and extent of the demand for different historical sources at present. Researchers presented many underutilized sources, in particular, the periodical press, "the Protocols of the meetings of the Board of the St. Petersburg Imperial University" and "Ferris teaching of Sciences in St. Petersburg Imperial University". The analysis of digitized public sources is the first attempt of it's kind in historiographical studies of domestic experts.

Keywords

HIGH SCHOOL HISTORY, ST. PETERSBURG UNIVERSITY, THE ACADEMIC COMMUNITY AND THE AUTHORITIES, SOURCE STUDIES, HISTORY OF EDUCATION.

* Статья подготовлена при поддержке проектов «Российская высшая школа и Петербургский университет в Х1Х—ХХ веках: наука и политика, интеллектуальная элита и власть» и «История Санкт-Петербургского университета в контексте истории

российского государства и общества» НИР СПбГУ. Авторы выражают глубокую признательность доценту исторического факультета СПбГУ Т.Н. Жуковской за помощь в написании статьи.

Исследование академической корпорации Петербургского университета рубежа XIX—XX веков — активно развивающееся направление научных штудий современных исследователей. При этом, несмотря на большое количество работ по данной проблематике, целый ряд важных источников так и не попал в сферу рассмотрения историков или изучался лишь фрагментарно. Особенно актуальным является исследование проблемы в обозначенных хронологических рамках — начиная с принятия нового университетского устава в 1884 году и заканчивая началом масштабных социальных потрясений в 1917 году.

Проблемы выявления источниковой базы по данной теме в определенной степени затрагивались еще в трудах дореволюционных историков, представителей официальной историографии, — А.И. Георгиевского [1] и С.В. Рождественского [2]. Обширная делопроизводственная документация, мемуары и периодика оказались в сфере внимания в ходе работы юбилейной комиссии по истории Петербургского университета 1910—1919 годов [См.: 3]. Менее широкий характер носило исследовательское поле представителей радикального направления в историографии, хотя их заслугой является привлечение документов по истории освободительного движения и источников личного происхождения.

Интенсивное введение в научный оборот архивных материалов по теме проходило со второй половины 1960-х по 1980-е годы, что было связано с возрождением интереса к истории революционного движения в стенах университета. Несмотря на то что оно носило скорее иллюстративный характер по отношению к господствующей историографической концепции, именно в этот период произошло освоение наиболее важных архивных фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Развитию исследований в области университетской истории также поспособствовала систематизация архивных материалов по истории ЛГУ, проведенная в начале 1960-х годов под руководством С.Н. Валка. Она создала предпосылки для постепенного расширения источниковой базы научных исследований [См.: 4]. Однако

историками советского периода недостаточно использовались такие источники, как пресса и многочисленные издания университета [См.: 5]. Примечательно, что почти не использовался даже такой источник, как «Протоколы заседаний Совета Санкт-Петербургского университета» [См.: 6, 22].

Историографическая ситуация 1990-2000-х годов способствовала введению в научный оборот нового корпуса источников личного происхождения, прежде всего мемуарной литературы, значительно расширился и справочный инструментарий историка [5, 7, 8]. Существенно изменило информационную ситуацию создание сетевого ресурса «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве» (2011), предпринятое силами коллектива Центра истории СПбГУ. Важно, что помимо опубликованных источников на сайте представлена «Библиография истории СПбГУ» и «Архивная коллекция» (оцифрованные документы Архива Музея СПбГУ) [9]. Значительную помощь в эвристических изысканиях исследователей также могут оказать электронные ресурсы Росархива, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), РГИА, ЦГИА СПб и других отечественных архивохранилищ.

Основой для реконструкции социального контекста, жизненного мира, ментально-сти преподавательской корпорации, разумеется, являются нарративные источники. По заявленной теме к таким источникам можно отнести публицистические тексты, периодическую печать, источники личного происхождения, историографические источники и др. Герменевтический инструментарий для работы с ними разнообразен, связан со спецификой конкретного типа источника. Особенно важно задействовать противоречивые показания мемуаров и дневников [См.: 10], а также эпистолярных источников, которые в советской литературе использовались не часто (а целый ряд публикаций появился уже в постсоветскую эпоху) или давались в сокращенном, цензу-рированном виде, тем более, что некоторые стороны университетской жизни (например, история повседневности или корпоративная история) без учета этих источников с трудом поддаются реконструкции [См., например: 11]. К нарративным источникам особого типа

(которые, кстати, также не задействованы в литературе) следует отнести и значительную часть делопроизводственной документации, например стоит обратить внимание на особые мнения профессоров, которые часто показывают неоднородность и неоднозначность позиций ученого университетского сообщества по тем или иным вопросам.

Среди публицистических нарративов особое значение имеют издания, ведущими авторами которых являются сами универсанты, — это в основном образовательная периодика. В ней могут быть представлены различные политические взгляды — от консервативно-националистических до революционных. Из революционно настроенных публицистов можно выделить А. Дьяконова, чья книга «1905 и 1906 годы в Петербургском университете» [12] полна острой критики правительства с крайне левых позиций. Нельзя не сказать и о работах В.И. Ленина, также затрагивавших ситуацию в университетах [См. наиболее яркие из них: 13—15]. Следует отметить, что дореволюционная публицистика рассматривает университетскую проблему в рамках трех дискурсов: консервативного, либерального и радикального, причем ведущим из них является либеральный. Главные объекты обсуждения — проблема «университетской автономии», революция 1905—1907 годов, студенческие беспорядки, противостояние профессуры с правительством [16]. Преимущественно этим же проблемам были посвящены материалы, содержащиеся в периодической печати. Из-за их многочисленности данные источники в значительной степени до сих пор остаются неизвестными исследователям, однако именно в газетных и журнальных статьях жизнь университетов освещена достаточно подробно. Стоит выделить такие издания, как «Голос» (1863—1884), «Петербургский листок» (1864—1917), «Санкт-Петербургские ведомости» (1863—1917), «Новое время» (1868-1917), «Речь» (1906-1917), «Свет» (1882-1916), «Русское знамя» (1905-1917), «Русские ведомости» (1863-1917, Москва), «Пролетарий» (1905-1909, 1917), «Правда» (1912-1914, 1916). Эти издания отражают всю палитру политических и идеологических установок в подходе к университетскому вопросу: правительственный официоз, консерватизм, либерализм, радикализм и т. п. Анализ матери-

алов дореволюционной прессы, посвященных Санкт-Петербургскому университету, позволяет не только получить новый фактологический материал, но и ознакомиться с оценкой, данной современниками различным процессам, связанным с университетами. За 1905 год нами было выявлено 454 газетных материала, а за 1911 год - 931.

К актовым источникам по истории университета можно отнести нормативные и делопроизводственные, включая нормативные акты и делопроизводственную документацию, связанные как с высшей школой Российской империи в целом, так и с отношениями между властью и столичным университетом. В литературе в некоторой степени уже дана характеристика различных типов источников этой группы: законодательных актов, журналов Совета министров, циркуляров Министерства народного просвещения (МНП), деловой переписки, материалов различных совещаний по университетскому вопросу, стенограмм заседаний Государственной думы и т. п. [17]. В качестве основы для выявления и группировки законодательных документов можно принять «Свод законов Российской империи» (1893) и «Продолжения» к нему (1906, 1908-1910, 1912-1914), а также «Полное собрание законов Российской империи». Кроме этого, использовались издания, публиковавшие текущие законодательные акты, решения министерства и правительства [18-20 и др.]. Нормативные акты позволяют дать характеристику институциональным особенностям устройства университета, составу его коллегии, студенчества, системе управления академической корпорацией и политике власти в отношении высшей школы. Количество нормативных документов по данной проблематике позволяет говорить о высокой активности власти в университетском вопросе. Ее ключевыми сферами были регулирование внутреннего устройства университета, национальный и женский вопросы, оплата труда преподавательского состава и т. п. К группе нормативных документов стоит также отнести и подзаконные акты - постановления и распоряжения министра народного просвещения, которые не требовали высочайшего утверждения. Они касались назначения и увольнения отдельных профессоров, отправления их в научные экспедиции и т. д.

Делопроизводственные источники носят массовый характер и в большинстве своем не опубликованы. Среди опубликованных важнейшим источником являются периодические «Обозрения преподавания наук в Санкт-Петербургском Императорском университете» [21], которые содержат список личного состава, а также перечень лекционных курсов и практических занятий по факультетам, т. е. дают основной материал для восстановления хода учебной жизни университета.

Анализ «Протоколов заседаний Совета Санкт-Петербургского университета» помогает более полно осмыслить картину университетской политики. Этот источник является одним из основных для реконструкции стратегии отношений с властью и студентами, которой придерживалась профессорская коллегия. Протоколы показывают все богатство и многогранность университетского политического и идеологического мира. В них охвачены практически все сферы интересов профессуры. Много материалов посвящено проблемам взаимоотношений ученого сообщества и власти, вопросам финансирования, изменений устава университета. Протоколы заседаний Совета университета за интересующий нас период опубликованы, однако в ряде случаев необходимо обращение к архивным оригиналам [22, 23].

Схожим с рассмотренным выше источником является такой источник, как «Отчеты университета», данные которых, хотя и широко, но, как нам представляется, довольно односторонне использовались в литературе. Отчеты позволяют не только исследовать особенности научной жизни университета, но и понять содержание его общественной жизни и бытовых сторон деятельности. В частности, они позволяют существенно дополнить биографии ряда выдающихся отечественных ученых — Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, С.Ф. Платонова, С.Ф. Ольденбурга, Н.Я. Марра, М.И. Ростовцева и др.

Отдельную группу печатных изданий источников составляют многочисленные публикации документов по истории общественного движения в России, политических партий и организаций. К этой группе источников тесно примыкает публицистика разного времени, связанная как с «университетским вопросом», так и с отношениями ученых к различным аспектам политической жизни [См., например: 24—30].

Как видим, печатные издания источников по теме исследования охватывают значительную часть тематики работы, однако, с другой стороны, нельзя не отметить различный характер репрезентативности печатных материалов. Если издания нормативных актов (законов, подзаконных актов МНП и университета) имеются практически для всего изучаемого периода, то издания источников иных типов (в том числе касающихся огромного университетского производства) носят эпизодический характер, что составляет одну из основных проблем источниковой базы при исследовании истории университета. Следует также указать на единичный характер научных изданий по теме. В этом контексте необходимо особо подчеркнуть значение таких архивохранилищ, как ГАРФ, РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб, Объединенный архив СПбГУ. Так, в ГАРФ хранится свыше тысячи дел по теме исследования. Большинство фондов относится к государственным учреждениям, но присутствуют и фонды личного происхождения. В наибольшей степени представлены периоды, являвшиеся кризисными или переломными для университета, например 1899 год. Значительная часть дел связана с историей студенческого революционного движения [См., например: 31]. В РГИА можно выделить шесть фондов, среди которых наиболее важное место занимает фонд № 733 (Департамент народного просвещения). В ЦГИА СПб также хранится большое количество дел, относящихся к истории Петербургского университета, и прежде всего в фонде № 14 (Петербургский / Петроградский университет). Кроме этого, стоит выделить фонд № 139 (Канцелярии попечителя Петербургского / Петроградского учебного округа, 1803—1918), фонд № 569 (Канцелярии Петербургского / Петроградского градоначальника, 1871—1917) и фонд № 113 (Петербургские / Петроградские высшие женские курсы, 1878—1918). Важные материалы содержатся в Архиве Музея истории СПбГУ [32] и т. д.

Отдельную группу источников, которая может быть привлечена для изучения обозначенной темы, составляют немногочисленные кинофотодокументы, относящиеся ко второй половине XIX — началу ХХ века, и изобразительные источники. Нельзя также не отметить необходимость обращения к сетевым источникам. Кроме упомянутых выше ресурсов, важные историографи-

ческие источники представлены на сайтах ведущих российских библиотек [См.: 33].

Таким образом, можно констатировать, что исследование преподавательской корпорации вполне обеспечено источниками разнообразного характера. Разумеется, уровень доступности комплексов разных источников для исследования предопределяет и степень сложности реконструкции тех или иных аспектов деятельности корпорации. Так, воссоздание условий жизни преподавательского сообщества облегчается тем, что основные нормативные акты по теме исследования опубликованы. Труднее обстоит дело с восстановлением внутреннего уклада корпорации, жизненного мира, профессиональных взаимоотношений, которое возможно только на основании анализа широкого

круга нарративных и актовых источников делопроизводственного характера. К настоящему моменту исследователи располагают лишь отдельными научными изданиями источников такого типа, большинство же из них остаются неопубликованными. Этот пробел частично компенсируется обращением к содержанию продолжающихся изданий университета. Публикации имеются как в печатной, так и в электронной форме. Особо отметим и то обстоятельство, что при всем внимании исследователей к прессе как источнику, близкому по своему характеру к публицистике, она до сих пор исследована недостаточно. Между тем пресса имеет особое значение, и прежде всего для изучения последнего этапа истории дореволюционного университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Георгиевский, А.И. Краткий исторический очерк правительственных мер и предначертаний против студенческих беспорядков [Текст] / А.И. Георгиевский. - СПб., 1890.

2. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 [Текст] / С.В. Рождественский. — СПб., 1902.

3. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 10427. О подготовке предстоящего в 1919 году празднования 100-летнего существования Санкт-Петербургского университета.

4. Материалы по истории Ленинградского университета. 1819—1917 годы [Текст] / сост. А.Х. Гор-функель, Л.А. Никулина, С.Н. Семанов; под ред. С.Н. Валка. — Л., 1961.

5. Библиографический указатель гуманитарных изданий Санкт-Петербургского — Ленинградского университета: сборники, монографии, учебные пособия (1819—1969) [Текст] / сост. Н.А. Шевченко, Л.А. Шилов, Н.Н. Кирикова; отв. ред. Н.А. Шеши-на. — СПб., 2000.

6. Ростовцев, Е.А. «Борьба за автономию»: корпорация столичного университета и власть в 1905—1914 годах [Текст] / Е.А. Ростовцев // J. of Modem Russian History and Historiography. — 2009. — № 2. — С. 75—121.

7. Материалы по истории Санкт-Петербургского университета. 1917—1965. Обзор архивных документов [Текст] / сост. Е.М. Балашов, М.Ю. Ев-сентьев, Н.Ю. Черепнин; под ред. Г.А. Тишкина. — СПб., 1999.

8. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА СПб). Путеводитель [Текст]. В 2 т. / сост. Д.В. Надсадный, А.Г. Румянцев, А.В. Тихоцкая и др. — СПб., 2009.

9. Архивная коллекция [Электронный ресурс] // История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве. 06.07.2012. - Режим доступа: http://museum.pu.rU/history/part1/part1.2/arhiv.html.

10. Марголис, Ю.Д. Петербургский университет 1905-1907 годов в воспоминаниях современников [Текст] / Ю.Д. Марголис // Новое о революции 1905-1907 годов в России. - Л., 1989. - С. 18-27.

11. Александр Евгеньевич Пресняков. Письма и дневник. 1889-1927 [Текст] / рук. проекта и отв. ред. А.Н. Цамутали, сост. Т.Н. Жуковская. - СПб., 2005.

12. Дьяконов, А. 1905 и 1906 годы в Петербургском университете [Текст] / А. Дьяконов. - СПб, 1907.

13. Ленин, В.И. Шаг вперед, два шага назад [Текст] / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. В 55 т. Т. 8. - М., 1959.

14. Он же. Две тактики социал-демократии в демократической революции [Текст] / В.И. Ленин // Там же. Т. 11. - М., 1960.

15. Он же. Что делать? [Текст] / В.И. Ленин // Там же. Т. 6. - М., 1959.

16. Ростовцев, Е.А. Академическая корпорация столичного университета в фокусе историографии [Текст] / Е.А. Ростовцев, Д.А. Баринов, А.Ф. Кривоноженко, И.В. Сидорчук // Клио. - 2012. - № 7. - С. 47-62.

17. Он же. Университет столичного города (1905-1917) [Текст] / Е.А. Ростовцев // Университет и город в России (начало ХХ века) / под ред. Т. Мау-рер, А. Дмитриева. - М., 2009. - С. 207-210.

18. Сборник постановлений Министерства народного просвещения [Текст]. - Т. ЕХ-ХУП. - СПб., 1893-1904.

19. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения [Текст]. - Т. ХЕУ-ХУЕ. -СПб., 1904-1907.

20. Сборник законоположений и распоряжений по Министерству народного просвещения. Октябрь 1909 - октябрь 1911 года [Текст]. - Уфа, 1911.

21. Обозрения преподавания наук в Санкт-Петербургском Императорском университете [Текст]. — СПб.; Пг., 1884—1917.

22. Протоколы заседаний Совета Санкт-Петербургского университета [Текст]. — СПб.; Пг., 1884—1916.

23. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 11367. Протоколы заседаний Совета Петроградского Императорского университета за 1916 год.

24. Багалей, В.И. Экономическое положение университетов [Текст] / В.И. Багалей. — М., 1916.

25. Гримм, Д.Д. Видимость законности и скрытое усмотрение. К конфликту С.-Петербургского университета с Министерством народного просвещения [Текст] / Д.Д. Гримм // Вестн. Европы. — 1913. — Т. 48, № 2. — С. 271—288.

26. Энгель, Г. Из истории студенческого движения: 1899—1906 годы [Текст] / Г. Энгель, В. Горохов. — М., 1908.

27. Георгиевский, П.И. Реформа университетов в России [Текст] / П.И. Георгиевский. — СПб., 1909.

28. Гревс, И.М. Временные правила 27 августа 1906 года об управлении университетами и освобождении науки [Текст] / И.М. Гревс // Право. — 1905. — 1 сентября. — Стб. 2933—2938.

29. Менделеев, Д.И. Заветные мысли Д. Менделеева [Текст] / Д.И. Менделеев. — СПб., 1904.

30. Сергеевич, В.И. Реформа университетского преподавания [Текст] / В.И. Сергеевич. — СПб., 1908.

31. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 82. 3-е делопроизв. 1886. Д. 685. По сношению студента Санкт-Петербургского университета Александра Ульянова с лицами, высланными из Санкт-Петербурга за демонстрацию в день годовщины смерти Добролюбова.

32. Архив Музея истории СПбГУ. Ф. И.У. Оп. 1. Д. 447.

33. Внешние сетевые ресурсы по истории универ -ситета. Библиотеки [Электронный ресурс] // История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве. — Режим доступа: ЫГр://тшеит. pu.rU/history/part1/part1.5/Vneschnie_stranicy.html.

REFERENCES

1. Georgievskii A.I. Kratkii istoricheskii ocherk pravitel'stvennykh mer i prednachertanii protiv stu-dencheskikh besporiadkov. St. Petersburg, 1890. (rus.)

2. Rozhdestvenskii S.V. Istoricheskii obzor deiatel'-nosti Ministerstva narodnogo prosveshcheniia. 1802—1902. St. Petersburg, 1902. (rus.)

3. TsGIA SPb. F. 14. Op. 1. D. 10427. O podgotovke predstoiashchego v 1919 g. prazdnovaniia 100-letnego sushchestvovaniia S.-Peterburgskogo universiteta. (rus.)

4. Materialy po istorii Leningradskogo universiteta. 1819-1917. Sost. A.Kh. Gorfunkel', L.A. Nikulina, S.N. Semanov; pod red. S.N. Valka. Leningrad, 1961. (rus.)

5. Bibliograficheskii ukazatel' gumanitarnykh iz-danii Sankt-Peterburgskogo Leningradskogo universiteta: sborniki, monografii, uchebnye posobiia (1819-1969). Sost. N.A. Shevchenko, L.A. Shilov, N.N. Kirikova; otv. red. N.A. Sheshina. St. Petersburg, 2000. (rus.)

6. Rostovtsev E.A. "Bor'ba za avtonomiiu": korpo-ratsiia stolichnogo universiteta i vlast' v 1905-1914 gg. J. of Modern Russian History and Historiography, 2009, vol. 2, pp. 75-121. (rus.)

7. Materialy po istorii Sankt-Peterburgskogo univer-siteta. 1917-1965. Obzor arkhivnykh dokumentov. Sost. E.M. Balashov, M.Iu. Evsent'ev, N.Iu. Cherepnin; pod red. G.A. Tishkina. St. Petersburg, 1999. (rus.)

8. Tsentral'nyi gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (TsGIA SPb). Putevoditel'. V 2 t. Sost.: D.V Nadsadnyi, A.G. Rumiantsev, A.V Tikhotskaia i dr. St. Petersburg, 2009. (rus.)

9. Arkhivnaia kollektsiia. Istoriia Sankt-Peterburg-skogo universiteta v virtual'nom prostranstve. 06.07.2012.

Access mode: http://museum.pu.ru/history/part1/partL2/ arhiv.html. (rus.)

10. Margolis Iu.D. Peterburgskii universitet 19051907 gg. v vospominaniiakh sovremennikov. Novoe o revoliutsii 1905—1907gg. v Rossii. Leningrad, 1989. Pp. 18-27. (rus.)

11. Aleksandr Evgen'evich Presniakov. Pis'ma i dnevnik. 1889-1927. Ruk. proekta i otv. red. A.N. Tsamu-tali, sost. T.N. Zhukovskaia. St. Petersburg, 2005. (rus.)

12. D'iakonov A. 1905 i 1906 gody v Peterburgskom universitete. St. Petersburg, 1907. (rus.)

13. Lenin V.I. Shag vpered, dva shaga nazad. Poln. sobr. soch. V 55 t. T. 8. Moscow, 1959. (rus.)

14. Idem. Dve taktiki sotsial-demokratii v demokra-ticheskoi revoliutsii. Poln. sobr. soch. V 55 t. T. 11. Moscow, 1960. (rus.)

15. Idem. Chto delat'? Poln. sobr. soch. V 55 t. T. 6. Moscow, 1959. (rus.)

16. Rostovtsev E.A., Barinov D.A., Krivonozhenko A.F., Sidorchuk I.V. Akademicheskaia korporatsiia stolichnogo universiteta v fokuse istoriografii. Klio, 2012, nr 7, pp. 47-62. (rus.)

17. Rostovtsev E. Universitet stolichnogo goroda (1905-1917). Universitet i gorod v Rossii (nachalo XXveka). Pod red. T. Maurer, A. Dmitrieva. Moscow, 2009. Pp. 207-210. (rus.)

18. Sbornik postanovlenii ministerstva narodnogo pro-sveshcheniia. T IX-XVII. St. Petersburg, 1893-1904. (rus.)

19. Sbornik rasporiazhenii po ministerstvu narodnogo prosveshcheniia. T. XIV-XVI. St. Petersburg, 1904-1907. (rus.)

20. Sbomik zakonopolozhenii i rasporiazhenii po ministerstvu narodnogo prosveshcheniia. Oktiabr' 1909 — oktiabr' 1911 g. Ufa, 1911. (rus.)

21. Obozreniia prepodavaniia nauk v Imperator-skom Sankt-Peterburgskom universitete. St. Petersburg; Petrograd, 1884-1917. (rus.)

22. Protokoly zasedanii Soveta Sankt-Peterburgskogo universiteta. St. Petersburg; Petrograd, 1884-1916. (rus.)

23. TsGIA SPb. F. 14. Op. 1. D. 11367. Protokoly zasedanii Soveta Imperatorskogo Petrogradskogo universiteta za 1916 g. (rus.)

24. Bagalei V.I. Ekonomicheskoe polozhenie uni-versitetov. Moscow, 1916. (rus.)

25. Grimm D.D. Vidimost' zakonnosti i skrytoe us-motrenie. K konfliktu S.-Peterburgskogo universiteta s Ministerstvom narodnogo prosveshcheniia. Vestnik Ev-ropy, 1913, t. 48, nr 2, pp. 271-288. (rus.)

26. Engel' G., Gorokhov V. Iz istorii studencheskogo dvizheniia: 1899-1906 gg. Moscow, 1908. (rus.)

27. Georgievskii P.I. Reforma universitetov v Rossii. St. Petersburg, 1909. (rus.)

28. Grevs I.M. Vremennye pravila 27 avgusta 1906 g. ob upravlenii universitetami i osvobozhdenii nauki. Pravo, 1905, 1 sentiabria, stb. 2933-2938. (rus.)

29. Mendeleev D.I. Zavetnye mysli D. Mendeleeva. St. Petersburg, 1904. (rus.)

30. Sergeevich V.I. Reforma universitetskogo prepodavaniia. St. Petersburg, 1908. (rus.)

31. GARF. F. 102. Op. 82. 3-e deloproizv. 1886. D. 685. Po snosheniiu studenta Sankt-Peterburgskogo universiteta Aleksandra Ul'ianova s litsami, vyslannymi iz Sankt-Peterburga za demonstratsiiu v den' godovshchiny smerti Dobroliubova. (rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Arkhiv Muzeia istorii SPbGU. F. I.U. Op. 1. D. 447. (rus.)

33. Vneshnie setevye resursy po istorii universiteta. Biblioteki. Istoriia Sankt-Peterburgskogo universiteta v vir-tual'nom prostranstve. Access mode: http://museum.pu.ru/ history/part1/part1.5/Vneschme_stranicy.html. (rus.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / AUTHORS

РОСТОВЦЕВ Евгений Анатольевич — доцент кафедры «История» Института гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доцент кафедры истории России до XXвека исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета; кандидат исторических наук.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 eugene.rostovtsev@gmail.com

ROSTOVTSEV Eugene A. - St. Petersburg State Polytechnical University. Politekhnicheskaya str., 29, St. Petersburg, 195251, Russia eugene.rostovtsev@gmail.com

СИДОРЧУК Илья Викторович — ассистент кафедры «История» Института гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, научный сотрудник исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета; кандидат исторических наук. Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 chubber@mail.ru

SIDORCHUK Ilia V. — St. Petersburg State Polytechnical University. Politekhnicheskaya str., 29, St. Petersburg, 195251, Russia chubber@mail.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.