Научная статья на тему 'Основные идеи формирования норм толерантных отношений обучающихся'

Основные идеи формирования норм толерантных отношений обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные идеи формирования норм толерантных отношений обучающихся»

Библиографический список

1. Новое качество образования в современной России. Труды Исследовательского центра / Под ред. Н. А. Селезневой. - М.: ИЦГ1КПС, 1995.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка./ С. И. Ожегов. - М., 1988.

3. Певцова, Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права - 2004. - № 3.

4. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. -М., 1995.

5. Почтарь, Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. ... канд.юрид.наук / Т. М. Почтарь. - М., - 2001.

6. Шишова, С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования / С. Е. Шишова, В. А. Кальней. - М., 1998.

7. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. -М., 2000.

УДК37.013.21: 316.647.5

Т. М. Петрова

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Начало третьего тысячелетия характеризуется обострением различных противоречий в жизни общества. В частности, в последнее десятилетие отмечается феномен, который называют этническим парадоксом современности. Он заключается в том, что большинство сформированных в прошлом идеологий утверждают, что межэтнические противоречия должны уйти в прошлое в результате интернационализации экономики и культуры. Но происходит обратный процесс - нарастание противоречий и конфликтов на межэтнической основе.

Также к наиболее острым проблемам современности относятся региональная политика и процессы глобализации. Обе проблемы тесно связанны с общением людей, их способностью вести диалог друг с другом. Не случайно B.C. Библер подчеркивает что «проблема диалога - это не только и не столько проблема обмена информацией, но, прежде всего - проблема диалога культур» [2, с. 7]. Он ставит её в один ряд с экологическими проблемами и считает не менее важной для выживания человечества. Региональные проблемы назрели в результате отсутствия у членов общества навыков толерантного поведения, что повлекло за собой непонимание, агрессию и конфликт, а глобализация же способствует развитию таких качеств личности, которые помогают мирно сосуществовать в едином, мультикультурном

пространстве. Каким образом государства могут решить назревшие проблемы, какие механизмы необходимо задействовать для этого?

Одним из наиболее эффективных средств воздействия на общественные процессы, по мнению А. Колодина, и с ним нельзя не согласиться, «всегда была и остается политика в сфере образования... деполитизация образования приводит к утере нравственных ориентиров, к идеологическому вакууму» [6, с. 66]. Более того, «если общество не тратит усилия на образование, не работает целенаправленно и систематически, чтобы с помощью образовательных мер уменьшать насилие и развивать миролюбие, оно не имеет мира», - утверждает М. Липман [12, с. 109].

Мысль о важной роли образования в деле формирования толерантности не нова и своими корнями уходит в глубины человеческой культуры. Римские мыслители Плутарх, Сенека, Сократ и Платон высказывали педагогические идеи, связанные с толерантностью. Именно они заложили основы гуманизма, расцвет которого пришелся на эпоху Возрождения.

Наиболее яркими представителями этой эпохи были Франсуа Рабле и Ян Амос Коменский, чьи взгляды во многом опирались на позиции сенсуализма.

Я. А. Коменский разработал универсальную программу воспитания всего человеческого рода и обосновал возможность обучать всех и всему с точки зрения антропологии. Он же акцентирует мысль на том, что необходимо формировать у детей умение жить в мире с другими, уважать и любить людей.

По мере развития общества все большее количество философов, педагогов и общественных деятелей проникаются идеями о возможности формирования толерантности (Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий и др.).

Вторая половина XX - начало XXI вв. ознаменовались активным выявлением стратегических основ педагогики толерантности. Педагоги совместно с учеными аналитическим путем попытались выявить общие черты «в нравственном воспитании каждого человека, независимо от его конфессиональной принадлежности, семейных традиций» [6, с. 70]. Если нравственность рассматривать с точки зрения морали (мораль от лат. тогаНБ - нравственный), то последнюю, согласно А. Колодину, можно дифференцировать на следующие виды: практическую, духовную, профессиональную и мораль современного гражданского общества.

Дадим краткую характеристику этим видам морали.

• Практическая мораль вбирает в себя идеалы добра и зла, что отражается в народном эпосе, фольклоре, «и в принципе мало зависит от этнических различий» [6, с. 70].

• Духовная мораль отражает внутренние установки человека и исходит из того, что «каждый человек является самостоятельной и уважаемой сущностью» [6, с. 70]. Но каждая религия отличается от других форма-

ми духовной морали. Здесь чаще всего и происходит, на наш взгляд, столкновение мнений, идей, принципов.

• Профессиональная мораль представляет собой профессиональную этику, она позволяет сохранять конкурентноспособность на рынке труда и имеет слабовыраженный конфликтогенный характер.

• Мораль гражданского общества несет в себе «идеи коллективизма и соревновательности, идеал отрицания конформизма и отчуждения. Поэтому знание правил и требований морали, умение построить собственное поведение в соответствии с этими нравственными нормам входит составной частью в понятие «нравственная культура личности» [6, с. 70]. Мы считаем, что именно на этом необходимо делать акцент в воспитательно-образовательном процессе, так как «моральное равнодушие и правовое невежество, социальный нигилизм и бессмысленная агрессивность, вандализм и жестокость, к сожалению, стали повседневными реалиями нашей жизни» [12, с. 106].

Основы морали (нравственности) закладываются в раннем детстве, еще в семье, и в образовательные учреждения ребенок приходит уже имея, определенный опыт толерантного или интолерантного поведения. Поэтому, по мнению Г. В. Безюлевой и Г. М. Шеламовой, «важно сконструировать такую развивающую среду образовательных учреждений (с дошкольных учреждений до учреждений высшего профессионального образования), которая служила бы образцом для становления нравственной сферы обучающихся и способствовала бы развитию гуманистической направленности личности» [1, с. 96]. Но следует добавить, что это будет возможным только в том случае, если педагоги, да и общество в целом будут работать над реализацией единых образовательных идей и придерживаться ведущих принципов толерантности, сформулированных в Декларации принципов толерантности [5, с. 62].

Определение идей образовательной политики позволяет целенаправленно двигаться по пути формирования единой образовательной среды, в рамках которой должен осуществляться и процесс воспитания. Именно воспитание, согласно Декларации принципов толерантности «является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других» [5, с. 64].

Происходит это в общем контексте формирования толерантного сознания. В отечественной науке и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха, т. е. в педагогике толерантности.

Существуют разные понимания педагогики толерантности. С одной стороны, данное понятие подразумевает объединительный принцип всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных

учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организациях образовательной среды. А с другой стороны, это самостоятельное направление педагогической работы, организуемое с учетом ряда принципов: во-первых, определение методической базы терпимости и толерантности, где раскрывается их гуманистические ценности; во-вторых, рассматриваются психологические условия их развития, определяются принципы терпимого и толерантного взаимодействия.

Часто в литературе можно встретить еще один синоним термина, определяющего данное направление в педагогике - это «педагогика ненасилия», она возникла в отечественной науке как движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения детей и юношества. Педагогика ненасилия опирается на принцип личностного подхода. Технологии, которые ставят в центр школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные бесконфликтные и безопасные условия для её развития, обеспечивают реализацию всех её природных потенциалов, называют антропоцентрическими.

По мнению В. С. Кукушина и А. В. Болдыревой-Вараксиной, в центре внимания педагога должна быть «целостная личность ребенка, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях» [7, с. 299]. Хочется дополнить, что окружающее общество должно с уважением относиться к данному выбору личности, так как иметь способность к осознанному выбору, и его реализация не тождественны друг другу.

У истоков отечественной педагогики толерантности стоят такие прогрессивные педагоги XX в. как Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенко-ва, В. Ф. Шаталов. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли А. Г. Козлова, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. Они выдвигают перед образованием и обществом два взаимосвязанных блока задач:

® первый блок включает в себя задачи, связанные с воспитанием у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия; развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством развития способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждым».

• второй блок включает задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей; организацию работы по переподготовке кадров руководителей образовательных учреждений, педагогов, всех, кто имеет отношение к образованию: развитие профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений.

Основная цель педагогики толерантности заключается в воспитании подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Е. В. Головинская,

несколько расширяет данную цель, предлагая включить в неё «бережное отношения ко всему живому» [4, с. 41].

Опираясь на высказывание древних философов: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения», а также на мнение современных авторов (А. Г. Асмолов, Р. Р. Валитова, С. Ю. Головин, А. В. Зим-були, В. М. Золотухин, Ю. А. Ищенко, В. Г. Маралов, А. В. Петрицкий, Г. У. Солдатова и др.), сформулируем основные идеи формирования норм толерантных отношений обучающихся:

1) согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

2) воспитательно-образовательный процесс должен способствовать распространению позитивного подхода к этническим вопросам и предотвращению любых проявлений расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера);

3) работа образовательного учреждения должна содействовать привитию детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;

4) образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятных условий для культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.

Спорным на сегодняшний день остается вопрос о том, когда, с какого возраста следует начинать формировать нормы толерантных отношений. Одни исследователи (Т. В. Болотина, М. Липман, Н. С. Юлина и др.) предлагают начинать этот процесс в раннем возрасте «в особенности в период от 4 до 8 лет, то есть до того, как агрессивность приобретает характер стойкой привычки и закрепится в стереотипах поведения» [12, с. 106]. Он «должен носить непрерывный характер, начиная с дошкольного образования »,-считает Т. В. Болотина [3, С. 3-7].

Другие авторы (Г. В. Клокова, 11. Степанов, У. Эко), считают наиболее целесообразным начинать воспитывать толерантность в подростковом возрасте, так как в этот период идет формирование чувства культурной принадлежности.

По мнению П. Степанова, «именно в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому» [10, с. 153].

Итальянский писатель и философ У. Эко утверждает что «приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этическим и религиозным причинам, - только терять время», и призывает бороться с «дикарской нетерпимостью» в ранней юности [11, с. 38].

Основоположники педагогики толерантности менее категоричны в данном вопросе и воспитательный процесс выстраивают, исходя из особенностей каждого возрастного периода. Они предлагают начинать формирование данного личного свойства с дошкольного детства через тренировку и развитие выдержки, в младшем школьном возрасте - через формирование элементов терпимости, в подростковом и старшем школьном возрасте - через развитие терпимости. Б. Риэрдон считает что «в начальной школе процесс обучения должен быть направлен на создание и сохранение дружественного коллектива, где царит дух человеческой солидарности. Уже в средней школе нужно воспитывать у детей конструктивное гражданское сознание» [9, с. 182].

Становление толерантной личности очень сильно растянуто во времени, так как любая жизненная позиция складывается на основе жизненного опыта человека. Система образования может только заложить основы, создать базу, на основе которой будут формироваться и развиваться отношения к общечеловеческим ценностям, негативное или позитивное видение человеком мира.

Библиографический список

1. Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Бюзелева, Г. М. Шеламова. - М.: Вербум - М, 2003. - 168 с.

2. Библер, В. С. Диалог и коммуникация - философские проблемы // Вопросы философии. - 1989. - № 7. - С. 3-16.

3. Болотина, Т. В. Проблема прав человека в содержании образования // Педагогика. - 1999. - № 2. - с. 3-7.

4. Головинская, Е. В. Воспитание толерантности подростков в процессе меж-культурного общения (на примере ассоциированных школ ЮНЕСКО) Дис.... канд. пед. наук. - М., 2005. - 234 с.

5. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. - 2001. - № 1. С. 62-68.

6. Колодин, А. Поиск взаимных компромиссов // Высшее образование в России. - 2002. - № 2. - С. 66-74.

7. Кукушин, В. С., Болдырева-Вараксина, А. В. Педагогика начального -Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.

8. Мириманова, М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - 2002. -№ 2. - С. 104-115.

9. Риэрдон, Б. Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001. - 304 с.

10. Степанов, П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. - 2001. - № 6. - С. 152-158.

11. Эко, У. Пять эссе на темы этики. - Библиотека Альдебаран: http:// lib.aldebaran.ru. — С. 41-56.

12. Юлина, Н. С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Лип-мана//Вопросы философии, - 1995.-№2.-С. 106-110.

УДК 784.6/7+152

Н. В. Куликовских

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Сегодня востребована личность с чёткой жизненной позицией, независимым поведением, готовая к свободному жизненному выбору и способная отстаивать свое право на него. Необходимыми нормами успешной социализации стали: широкий кругозор, социальная активность, разнообразные коммуникативные навыки, умения принимать оптимальные решения в критических ситуациях на основе творческого подхода; высокая социальная и профессиональная мобильность и культура; психическое и физическое здоровье.

Современный специалист должен быть не исполнителем, а творцом, так как жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Воспитание творческого человека под силу только творческому учителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.