Научная статья на тему 'Основные характеристики правового регулирования и реализации права'

Основные характеристики правового регулирования и реализации права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1441
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / LAW REALIZATION BEHAVIOR / ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / SEPARATION OF POWERS PRINCIPLE / ПРАВОРЕАЛИЗУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / IMPLEMENTATION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Решетов Ю. С.

Автором данной статьи исследуются основные характеристики правового регулирования и реализации права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key features of legal regulation and the right

The author of this article examines the main characteristics of the regulation and implementation of the law.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики правового регулирования и реализации права»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Основные характеристики правового

РЕГУЛИРОВАНИЯ и РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Ю.С. Решетов

доктор юридических наук, профессор

Легко сказать, что правовое регулирование тесно связано с реализацией права. Но довольно трудно разобраться в характере этого взаимодействия. В отечественной теории права реализация прав и обязанностей обычно рассматривается в качестве элемента, стадии правового регулирования1. Есть и иное мнение в соответствии с которым сводить реализацию права к элементу механизма правового регулирования будет ошибкой, так как этот механизм в целом и есть реализация права2. А это побуждает обратиться к основным характеристикам правового регулирования и реализации права, к конкретизации представлений об их взаимодействии.

Анализ правового регулирования предполагает соотнести его с действием права. Правовое регулирование является особой составляющей действия права. Место правового регулирования в механизме действия права определяется социальной ролью права. Право призвано регулировать общественные отношения. Поэтому регулятивная функция предстает в качестве определяющей функции права. Она отличается от иных функций права (информационной, воспитательной, ценностно-ориентационной). Можно определенно сказать, что правовое регулирование выступает в качестве специально-юридической составляющей действия права. Такая трактовка правового регулирования несомненно важна для его понимания. Однако она не дает ответа на вопрос из чего состоит правовое регулирование, каково его содержание. Один из возможных вариантов ответа на данный вопрос - выделение в правовом регулировании соответствующей деятельности и прямо связанных с ней правовых средств. Правовое регулирование - деятельностный процесс. В нем нет места для пассивного поведения, бездействия. Этим правовое регулирование отличается, в частности, от реализации права, которая

складывается из поведения, выступающего в качестве действия и бездействия. Немаловажно и следующее. Деятельность, которая входит в механизм правового регулирования отличается специальной юридической направленностью. Она предстает как упорядочение общественных отношений, направление поведения участников организуемых общественных отношений. При этом правовое регулирование осуществляется по-разному. Оно бывает односторонне-властным, вертикальным и договорным, горизонтальным. Эти виды правового регулирования не исключают, а дополняют друг друга, что позволяет довольно полно использовать его организующий потенциал. Таким образом обогащается содержание правового регулирования, расширяется круг его участников, совершенствуются способы правового регулирования, разнообразнее становятся его результаты. Примечательно и следующее. Односторонне-властное и автономно-договорное правовое регулирование обладают относительной самостоятельностью. Они отличаются друг от друга. Первое связано с прямым государственно-властным регулированием общественных отношений. Взаимообусловленность функционирования государства и права воплощается здесь наиболее глубоко и последовательно. Односторонне-властное, вертикальное регулирование завершается изданием нормативных и индивидуальных (правоприменительных) актов. При этом процесс создания таких юридических актов облекается в особые правотворческие и правоприменительные правовые отношения. Автономное, горизонтальное правовое регулирование осуществляется на базе соглашений. Субъекты, находящиеся в автономном положении по отношению друг к другу и заключающие разного рода нормативные и индивидуальные правовые договоры регулируют не только

1 См., например: Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995. С. 216; Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Спарк, 2004. С. 439; Теория государства и права: курс лекций /под ред. Н.И. Ма-тузова и А.В. Малько. - М., 1997. С. 627.

2 См.: Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции). - М.: Изд. дом «Право и государство», 2003. С. 250.

01 Z

во о о

N

U U О о.

d

со

H

и о

X

и п

Е

о

M ф

в

о a

о ф

г s

S о

X

о a

m

S ф

ч:

п

к <

X

s

X H

и ф

со

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

собственное поведение, но и устанавливают взаимные права и обязанности. Причем осуществление правовых договоров имеет немалое своеобразие. Оно, в частности, может порождать особую деятельность по обеспечению выполнения принятых сторонами обязательств. Наука международного права уделяет пристальное внимание имплемента-ции норм международного права. Ведь это проблема полной реализации принятых государствами в соответствии с международным правом обязательств.

В концепцию правового регулирования органично входит вопрос о его предмете. Предметом правового регулирования является то, на что оно направлено. Поэтому можно предположить, что предмет находится вне правового регулирования, отделен от него. Однако такой взгляд можно принять применительно к общественным отношениям, которые в результате правового регулирования лишь становятся правовыми, приобретают юридическую форму, оставаясь фактически экономическими, семейными, управленческими, трудовыми и т.д. Иное происходит с общественными отношениями (налоговыми, пенсионными, процессуальными и др.), существование которых нельзя представить без права. Порождаемые государственно-правовой действительностью эти отношения предстают как чисто юридические. Здесь правовое регулирование осуществляется изнутри. Такая трактовка предмета правового регулирования позволяет понять, каким образом правовая деятельность становится относительно самостоятельной, выявить ее место в системе общественных отношений.

В структуре правового регулирования можно выделить нормативный и индивидуальный компоненты. Нормативное правовое регулирование связано с правотворческой деятельностью. Современное правотворчество - сложное, многогранное явление. В нем можно выделить основную и производную составляющие. Что имеется в виду? Правотворческой деятельностью занимаются разные субъекты. Основу же правотворчества ныне составляет законодательная деятельность. В создании и изменении общеобязательных правовых велений и заключается смысл этой деятельности. Здесь уместно заметить, что нормативность является одним из признаков закона. Превращать закон в акт индивидуального правового регулирования -значит не учитывать закономерности современного правового регулирования. Именно закон представляет собой удачно вылепленный сосуд, из которого, прежде всего, вынимаются нормы права. Поэтому закон нельзя

ставить в один ряд с другими нормативными правовыми актами. Хорошо известно, что есть две трактовки понятия законодательства - широкая и узкая. При широком понимании законодательства в него включают не только законы, но и подзаконные нормативные правовые акты (указы, постановления и др.). Узкое же понимание законодательства означает, что в него входят лишь законы, обладающие высшей юридической силой. Советская политическая и правовая практика свидетельствует, что широкое понимание законодательства ведет к принижению роли закона. А, следовательно, расходится с курсом формирования Российского правового государства. Поэтому как в теории, так и на практике следует отказываться от широкой трактовки законодательства. Примечательно, что ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 3) исключает указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти из состава гражданского законодательства. При характеристике законодательного и правового регулирования, их соотношения стоит учитывать следующее. Не всякое законодательное регулирование в содержательном плане можно признать правовым. Законотворческий опыт свидетельствует, что законы не всегда согласуются с положениями естественного права, правовыми принципами, адекватно воплощают общечеловеческие идеалы и ценности. Такие законы трудно признать правовыми. Встречается и нарушающая правовые законы деятельность. Принимаются как нормативные, так и индивидуальные юридические акты, противоречащие законам. Поэтому взаимодействие законодательного и правового регулирования предстает как актуальная проблема.

Строение правового регулирования ныне в немалой степени зависит от принципа разделения властей. Из этого принципа вытекает, что для обеспечения нормального развития и функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти. Обычно выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, судебная -суду. Впервые принцип разделения властей в нашей стране получил конституционное оформление в 1993 году. Конституция Российской Федерации в ст. 10 закрепила, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это позволяет сказать, что органы законодательной власти призваны заниматься, прежде всего, нормативным правовым регулированием, органы исполнительной власти подзаконным нормативным и индивидуальным правовым регулированием, а суды применением норм права. Свой вклад в дело разделения властей в России должен внести федерализм. Эта форма государственного устройства позволяет дополнить горизонтальное разделение власти ее разделением по вертикали и тем самым стать важным элементом отечественной «системы сдержек и противовесов». Немаловажно и следующее. На основе разделения власти по вертикали можно выделить следующие уровни правового регулирования: федеральный, региональный и местный (муниципальный). На федеральном уровне правовое регулирование осуществляется Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, правительством РФ, министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, федеральными судами. На региональном уровне правовым регулированием занимаются соответствующие органы законодательной, исполнительной и судебной власти. На местном (муниципальном) уровне этим делом занимаются, прежде всего, органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Разделение властей обеспечивает оптимальное взаимодействие нормативного и индивидуального правового регулирования.

Характерная качественная определенность реализации права воплощается в том, что это правомерно - поведенческий процесс. Поведенческий срез исследования обеспечивает теории реализации права широкую социальную перспективу, ставит ее на прочную философскую основу. Поведение относится к разряду общенаучных категорий. В них сочетаются как философские, так и специально - научные знания.

Границы правореализующего поведения не лежат на поверхности. Они определяются глубинными факторами жизнедеятельности общества. Определить их четко сложно. Поэтому эти границы очерчиваются не одинаково. Остановлюсь вначале на характеристике поведения, которое представляет собой неиспользование субъектами права своих прав. Думается, что такими поступками не реализуются нормы права. Почему? Во-первых,

реализация нормы права, устанавливающей соответствующее право, происходит тогда, когда последнее используется соответствующим субъектом. Если же он не использует свое субъективное право, норма права не реализуется. Во-вторых, нельзя утверждать, что в таких случаях лицо реализует право на неиспользование права. Законодательство не знает права на неиспользование права или свободы. В-третьих, таким поступкам не дается юридическая оценка, они не влекут за собой юридических последствий. Поэтому неиспользование права нельзя оценивать в качестве правомерного или противоправного поступка. Это юридически нейтральное поведение.

Иногда же границы поведения, из которого складывается реализация права, необоснованно сужаются. Утверждается, что несовершение преступления нельзя расценивать как осуществление той или иной нормы3. Это означает, что реализация норм уголовного права почти всегда сопровождается государственным принуждением. Санкция, таким образом, предстает в качестве единственного и отправного, а не вторичного уровня реализации уголовно-правовой нормы. Однако осуществление санкций правовых норм нельзя отрывать от реализации их диспозиций. Это субординационно-структурные уровни реализации права, которые не существуют друг без друга. Реализация уголовно-правовых санкций обеспечивает в порядке обратной связи поведение, представляющее собой воздержание от совершения запрещенных правом действий. Такое пассивное правомерное поведение составляет содержание реализации диспозиций запрещающих норм права. Это свидетельство способности механизма реализации права сохранять устойчивое внутреннее состояние, поддерживать правореализационный процесс в равновесии, исключающем его распад. Здесь уместно сказать о следующем. Механизм реализации российского права переживает сложный период. Однако в нем самом содержатся компоненты, воплощающие оптимальный ход реализации права, и компоненты, обеспечивающие такой ход. Поэтому механизм реализации российского права в состоянии пройти этот трудный период и выйти на качественно новые рубежи в своем развитии.

По пути сужения границ реализации права идут и те ученые, которые рассматривают применение права в качестве предпосылки, юридического факта по отношению к

См.: Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. - М., 1972. С. 171.

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

Е ф

Ч

п

к <

X X X н

и ф

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ol

Z

во о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S S о

X

о а

т

S ф

:

п

а <

X S X н

и ф

со

использованию, исполнению и соблюдению правовых установлений, формы организации определенного поведения, а не формы реализации права4. В связи с этим отметим следующее.

1. Правоприменению присущи черты, отличающие его от таких форм реализации права, как использование, исполнение и соблюдение. Применение права не стоит в одном ряду с ними. Но это не означает, что правоприменение ни есть форма правореа-лизующей деятельности. Правоприменение принимает прямое, непосредственное участие в созидании системных свойств реализации права. Именно взаимодействие правоприменения с использованием, исполнением и соблюдением правовых норм создает механизм реализации права, порождает те качественные особенности, которые присущи ему как целому.

2. Рассуждения о том, что применение права это лишь предпосылка, форма организации, а не сама реализация права, трудно принять и по следующим основаниям. Среди правовых норм есть такие, реализация которых заключается в их применении. Что же это за нормы права, применение которых не влечет за собой их последующей реализации? Среди них следует назвать такие, которые стимулируют социально-активное поведение. Поощрительные правовые нормы вообще не осуществляются без их применения. Реализация же некоторых из них заключается полностью в их применении. Правоприменением завершается реализация нормы права при властном признании соответствующим органом наличия или отсутствия определенных юридических фактов, при назначении лица на соответствующую должность, а также при применении некоторых процессуально-правовых норм. Такое положение наблюдается и при реализации определенных правовых санкций. Так, наложение административного наказания в виде предупреждения, дисциплинарного в виде выговора не влекут за собой иных действий по осуществлению норм права, на основе которых появились названные акты. Всем этим актам присуще нечто общее. Они не предусматривают каких-либо вариантов для последующей реализации примененных правовых норм. Данными актами устанавливается определенное правовое состояние физических лиц, констатируется наличие или отсутствие того или другого юридического факта. Эти акты непосредственно

ориентированы на личность. В них дается государственно-властная оценка деятельности личности в прошлом. Такая оценка непосредственно сказывается на правовом состоянии человека. Она вызвана необходимостью обеспечить оптимальное сочетание интересов личности и государства.

Будучи непосредственной реализацией одних норм права, данные правоприменительные акты одновременно выступают в качестве юридического средства, актуализирующего деятельность по реализации иных норм права. С этими актами связано движение разнообразных правомерных действий, играющих видную роль в механизме реализации права. А это позволяет расценить такие акты в качестве особой составляющей в системе актов применения правовых норм.

3. В отечественной юриспруденции довольно обстоятельно и убедительно сказано о государственно-управленческой природе применения норм права. Данная примечательная особенность правоприменения проявляется в том, что правоприменитель направляет, организует, стимулирует поведение других участников реализации права. Он юридически задает направленность действий этих субъектов и осуществляет контроль над ними. А это означает, что применение права выступает в качестве необходимого звена управленческого блока, присущего механизму реализации права как большой социальной системе. Поэтому выводить правоприменение за рамки механизма реализации права - значит лишать его важной управленческой составляющей.

Изложенное позволяет сказать, что правоприменительную деятельность можно правильно понять в контексте учения о реализации права. Реализацию права и применение права нельзя отождествлять. Правоприменение занимает свое место как в правовом регулировании, так и в реализации права. Понятие «реализация права» по своему объему шире понятия «применение права». И это отнюдь не прошлые, как иногда подчеркивается, терминологические разноречия5.

Познание реализации права, модействия с правовым предполагает рассмотреть нии правореализующего выделения основных составляющих этого поведения очертим три относительно самостоятельных аспекта его рассмотрения. Во-первых, реализацию права можно рассмотреть в плане выделения целостного участка

ее взаи-регулированием вопрос о строе-поведения. Для

4 См.: Рабинович П.М. Общетеоретические вопросы реализации советского права // Вестник Львовского ун-та, 1983. - Вып.22. С.8-10.

5 См.: Лифшиц Р.З. Теория права: учебник. - М., 1994. С. 129.

правомерного поведения граждан, их организаций, являющихся непосредственными участниками общественных отношений, урегулированных правом. Причем конкретный характер этого правомерного поведения проистекает из природы общественных отношений, регулируемых различными правовыми нормами. Анализ реализации права в этом аспекте позволяет уяснить, каким образом непосредственно достигается ее результат. Такой подход вскрывает активную роль самих участников общественных отношений в их движении, стабилизации, осуществлении. Здесь происходит саморегулирование участниками общественных отношений собственного поведения, поскольку последнее согласуется с предписаниями правовых норм по воле самих этих субъектов без непосредственного вмешательства каких-либо властных структур. Таким образом, происходит воплощение в жизнь прямо заданной общественной программы, зафиксированной в нормах права и направляющей поведение людей по каналам прямой связи. Во-вторых, реализацию права целесообразно рассмотреть в аспекте выделения целостного участка правомерной деятельности соответствующих субъектов, которые осуществляют индивидуальное правовое регулирование. Это позволяет выяснить, как, каким образом стимулируется, направляется, организуется, обеспечивается правомерное поведение участников реализации права. В данном случае дается правовое обоснование поведения определенных субъектов реализации права, задается направленность их действий и осуществляется внешний контроль над ними. Реализация норм права предстает здесь как осуществляемое индивидуальное правовое регулирование. Трактовка реализации права под этим углом зрения предполагает учитывать особенности тех общественных отношений, движение которых связано с индивидуальным правовым регулированием. Третий, относительно самостоятельный аспект рассмотрения реализации права фиксирует целостный участок правомерного поведения, представляющего собой реализацию индивидуальных правовых актов. Данный участок реализации права тесно связан с индивидуальным правовым регулированием, благодаря которому он актуализируется, проявляется в действительности.

Четкое разграничение указанных планов рассмотрения правореализующего поведения позволяет выделить в его составе следующие части, компоненты: 1) целостный участок правомерного поведения, представляющего собой саморегулирование

участниками реализации права своего поведения; 2) целостный участок правомерной деятельности субъектов, осуществляющих индивидуальное правовое регулирование; 3) целостный участок правомерного поведения, представляющего собой реализацию индивидуальных правовых актов.

Изложенное стоит дополнить следующим. Требования правовых норм строго регламентированы, их выполнение нельзя представить без внешних побудительных сил. Существуют субъекты права, которые принимают непосредственное участие в проведении правовых норм в жизнь, поддерживают их своей властью и влиянием, контролируют их выполнение, применяют санкции. Однако внешняя заданность в процессах реализации права сочетается с саморегуляцией. Регулирование и саморегулирование не исключают, а дополняют друг друга в ходе реализации права. Это вытекает, в частности, из единства права и нравственности. Связь внешних и внутренних факторов, их дополнительность выступают, по-видимому, в качестве важного ориентира при изучении реализации права.

Изложенная теоретическая концепция строения реализации права побуждает высказать некоторые конкретизирующие ее положения.

1. Саморегулирование участниками реализации права своего поведения, индивидуальное правовое регулирование и реализация индивидуальных правовых актов - содержательные части процессов реализации права, которые облекаются в соответствующие им формы.

Поведение, представляющее собой саморегулирование участниками реализации права собственного поведения, отличается определенным своеобразием в правовом опосредовании. В отечественной теории права существуют два мнения о роли в реализации права правовых отношений. Первое - право как специфическое средство социального регулирования обладает единственной формой реализации - правовыми отношениями. Второе - реализация права происходит в рамках правоотношений и вне правоотношений. Следует заметить, что в понятии «реализация норм права вне правоотношений» мыслится не отрицание признаков соотносительного положительного понятия «реализация норм права посредством правоотношений», а только отличие видового признака первого от видового признака второго при наличии одного и того же родового признака у обоих понятий.

Реализация норм права вне правоот-

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

Е ф

Ч

п

к <

X X X н

и ф

со

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

ношении - часть лишь первого компонента правореализующего поведения. И это не случаИно. Ибо лишь путем саморегулирования можно непосредственно воплотить в жизнь нравственно-правовые программы, воздействующие на людей по каналам прямой связи. Так, глубокую нравственную основу имеет под собой поведение людей, реализующих диспозиции запретительных норм права. Назначение правовых запретов - в общем предупреждении асоциальных поступков. Указанная цель достигается путем установления всеобщих юридических обязанностей не совершать определенных действий. Реализация такого вида обязанности не предполагает конкретной, индивидуализированной связи между лицами, наделенными определенными правами и обязанностями. При трактовке реализации диспозиций, запрещающих норм права через правовые отношения, нельзя практически определить отраслевую принадлежность таких правоотношений. Нет никаких оснований утверждать, что при воздержании от запрещенных нормами уголовного права действий субъекты права вступают в уголовные правовые отношения.

Понять деятельность, представляющую собой индивидуальное правовое регулирование, отвлекаясь от правоотношений, нельзя. Индивидуальное правовое регулирование сопрягается с разными правоотношениями: регулятивными и охранительными, вертикальными и горизонтальными, договорными и правоприменительными. Характер правоприменительных правоотношений позволяет отграничить их от правоотношений, существование которых связано с индивидуально-договорным правовым регулированием. Здесь правоотношения возникают между субъектами, положение которых отличается их юридическим равенством.

2. При анализе правореализующего поведения нужно учитывать присущие ему взаимосвязи внутренних и внешних составляющих. Внутренние побудительные силы должны становиться более значимыми в осуществлении российского права. Но это не исключает внешних форм государственного контроля за реализацией права. В современных условиях эти формы хотя и трудно, но преобразуются, открывая больший простор для инициативы и самостоятельности участников реализации права. Это вызвано потребностями перехода к рыночной экономике, гражданскому обществу, правовому государству.

3. Оптимальный ход реализации права предполагает оптимальное развитие ее первичной и вторичной структур. Вторичная

структура механизма реализации права отражает наличие управленческих отношений, присущих ему как сложной системе. В этой структуре воплощаются функции по управлению поведением, составляющим основную структуру реализации права. В функциональном плане реализация управленческих полномочий направлена на обеспечение оптимального проведения в жизнь правовых норм. Это достигается путем изучения, проверки и оценки процессов осуществления норм права, выявления их действенности и допускаемых отклонений от юридических требований. Вскрывая эти отклонения и их причины, соответствующие органы и должностные лица определяют пути и способы их преодоления.

4. В отечественной юридической литературе довольно часто пишут об исполнении правоприменительного или индивидуального правового акта, о реализации судебного решения, исполнении приговора и т.д. Представляется, что все названное охватывается понятием «реализация индивидуальных правовых актов». Это позволяет сказать, что реализация норм права и правореализация не совпадают по объему. Правореализация включает в себя как реализацию норм права, так и реализацию индивидуальных правовых актов. Но в этом нет ничего странного. Так, правовую систему нельзя представить без права. Но правовая система и система права не тождественные понятия. В правовую систему кроме права входят и иные элементы (правосознание, юридическая практика и др.). Хорошо известно, что юридические нормы, составляющие содержание права, регулируют общественные отношения. Поэтому собственно право связано с нормативным правовым регулированием. Индивидуальное же правовое регулирование непосредственно связано с индивидуальными правовыми актами. Следовательно, правовое регулирование шире понятия «регулирование правом». При реализации индивидуальных правовых актов возникает иногда необходимость в их толковании. Но это уже не толкование норм права. И здесь возможно усмотреть нечто аналогичное. Правотолкование предстает более емким процессом, чем толкование права.

В завершение исследования правового регулирования и реализации права можно сделать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Характеристика норм права и правоотношений в качестве элементов механизма правового регулирования отнюдь не исключила их самостоятельного исследования. В отечественной юриспруденции продолжают

разрабатываться учения о правовых нормах и правовых отношениях. Не в меньшей мере нужны самостоятельные исследования и реализации права. Правовая абстракция «осуществление права» имеет самостоятельное значение. Это подтверждается и тем, что она, как отмечал А.М. Васильев, имеет свои понятийные ряды. При этом категории «законность», «правоотношение» выступают в понятийных рядах абстракции «осуществление права» как один из моментов ее кон-кретизации6. Реализация или осуществление права получает специфическую конкретизацию и через такие правовые категории, как правосознание, юридическая ответственность, правопорядок.

2. Сложность решения вопроса о взаимодействии правового регулирования и реализации права объясняется, в частности, тем, что нормы права, являясь средством юридического воздействия на людей, сами реализуются по каналам внешних и внутренних форм регуляции поведения. Особенность же их состоит в том, что они представляют собой ответную реакцию на нормативно-организационное опосредование общественных отношений, являющееся основным направлением правового воздействия на поведение людей. Не менее важно и то, что формы регуляции поведения есть различные составляющие процессов реализации права. Причем эти процессы формируются и развиваются под влиянием не только правовых норм, но и реальных экономических, социальных, политических и духовных условий жизни людей.

3. Во взаимодействии правового регулирования и реализации права свою роль играет правотворчество. В ходе правотворчества происходит нормативное правовое регулирование, устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права. Реализация же права охватывает собой поведение людей и их организаций по претворению норм права в жизнь. Сказанным проводится размежевание правотворчества и реализации права. Но значимо и то, что это постоянно взаимодействующие процессы. Их нельзя представить друг без друга. Правотворчество создает

нормы права для их реализации, ибо только в ней они обретают смысл и действенность.

Ведущее направление, в рамках которого происходит воздействие на реализацию права со стороны правотворческой деятельности, - это ее результаты. Эти результаты воплощаются в установленных правовых нормах. Будучи относительно стабильной системой правовые нормы призваны отражать постоянное развитие общественных отношений. Но это лишь одно из проявлений реагирования правовой системы на изменения в жизни общества. Такое реагирование происходит и путем совершенствования реализации права. Правореализация обладает и своими, относительно самостоятельными возможностями в преобразовании общества.

4. В реализации права концентрируются результаты как специально-юридического, так и информационного, воспитательного и ценностно-ориентационного воздействия права. А это дополнительный довод в обоснование тезиса, что правореализация не поглощается правовым регулированием.

5. Правовое регулирование и реализация права представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани правовой жизни, связанной с функционированием права. Благодаря этому общему они многими переходами связаны друг с другом. Нормы права, являясь средством юридического воздействия на людей, реализуются через внешние и внутренние формы регуляции поведения. Поэтому действия участников реализации права, которые завершаются изданием индивидуальных правовых актов, входят в правовое регулирование. Поведение же участников реализации правовых норм, которое не получает институционного воплощения в виде средств правового воздействия и отличается саморегулятивными началами, не входит в правовое регулирование.

Таким образом, будучи связанным с проблемой правового регулирования вопрос о реализации права, его механизме предстает как самостоятельная теоретическая проблема.

01 Z

во о о

N

U U О о.

d

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

S о

X

о а

т

6 См.: Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы теории права. 1976. С. 175.

■ М.,

S Ф

ч:

п

к <

X X X н

и ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.