Научная статья на тему 'Основные характеристики формирования рыночной структуры производственных предприятий'

Основные характеристики формирования рыночной структуры производственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ВХОДНЫЕ БАРЬЕРЫ / ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЫНКИ / FACTORS OF A STRATEGIC NATURE / ENTRY BARRIERS / PRICE DISCRIMINATION / MONOPOLY POWER / CONTESTABLE MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниелян Артур Айказович, Корелин Кирилл Владимирович, Мирзоян Арфения Ашотовна

Независимо от различий теорий организации рынка, все они признают барьеры и ограничения входа на рынок и выхода из него в качестве доминирующих факторов рыночной структуры. Авторы статьи рассматривают различные теоретические предпосылки для смягчения барьеров и предлагают новые научные инструменты регулирования этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FEATURES OF FORMATION OF MARKET STRUCTURE OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Irrespective of the differences theories organization of the market, they all recognize the barriers and restrictions to market entry and exit as the dominant factors of the market structure. The authors consider different theoretical background to mitigate barriers and offer new scientific instruments regulating this process.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики формирования рыночной структуры производственных предприятий»

14

Проблемы социально-экономического _развития

Даниелян А.А., Корелин К.В., Мирзоян А.А.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. Независимо от различий теорий организации рынка, все они признают барьеры и ограничения входа на рынок и выхода из него в качестве доминирующих факторов рыночной структуры. Авторы статьи рассматривают различные теоретические предпосылки для смягчения барьеров и предлагают новые научные инструменты регулирования этого процесса.

Ключевые слова. Факторы стратегического характера; входные барьеры; ценовая дискриминация; монопольная власть; состязательные рынки.

Danielyan A.A., Karelin K.V., Mirzoyan A.A.

KEY FEATURES OF FORMATION OF MARKET STRUCTURE OF INDUSTRIAL

ENTERPRISES

Abstract. Irrespective of the differences theories organization of the market, they all recognize the barriers and restrictions to market entry and exit as the dominant factors of the market structure. The authors consider different theoretical background to mitigate barriers and offer new scientific instruments regulating this process.

Keywords. Factors of a strategic nature; entry barriers; price discrimination; monopoly power; contestable markets.

Факторы стратегического характера связаны со стратегией поведения предприятия на рынке и являются субъективными факторами рыночной структуры. К факторам стратегического характера относят согласованность ценовой политики предприятий; ценовую дискриминацию; дифференциацию продукта; горизонтальную и вертикальную интеграцию субъектов рынка; политику неплатежей, рыночные барьеры и ограничения и другие факторы [1].

Согласованность изменения цен предприятиями отрасли служит одной из важнейших характеристик рынка. При прочих равных условиях, чем существеннее изменение цены одного продавца влияет на цену другого продавца, тем выше взаимозависимость предприятий отрасли, тем выше роль взаимодействия продавцов в формировании параметров рыночного равновесия. Высокая согласованность направления и темпов изменения цен служит свидетельством взаимозависимости субъектов отрасли и в сочетании с ограниченным числом продавцов на рынке является одним из условий существования монопольной власти. Свидетельством реализации монопольной власти является относительная стабильность реальной цены товара.

Косвенным свидетельством наличия монопольной власти является ценовая дискриминация. Под ценовой дискриминацией понимают использование разных цен при продаже товара разным потребителям. Целью дискриминации является увеличение объема продаж и прибыли предприятия, обладающего монопольной властью [2]. Наиболее типичное проявление ценовой дискриминации — скидки с цены, в том числе для постоянных покупателей или в зависимости от объ-

ГРНТИ 06.81.12

© Даниелян А.А., Корелин К.В., Мирзоян А.А., 2015

Артур Айказович Даниелян - аспирант кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Кирилл Владимирович Корелин - аспирант кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Арфения Ашотовна Мирзоян - аспирант кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Мирзоян А.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921-902-53-81. E-mail: arfa@gmail.ru.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.

15

ема продаж. О наличии или отсутствии монопольной власти можно судить по тому, насколько часто предприятие практикует предоставление скидок покупателям. Специфичным для российской практики является такой вид ценовой дискриминации, как поставки продукции по одинаковой цене (ограничения по цене), хотя условия и издержки производства для разных производителей существенно различаются. Эта форма ценовой дискриминации характерна для многих рынков России.

На отраслевом уровне свидетельством ценовой дискриминации может служить разброс цен различных производителей и в особенности их изменение. Если разброс отпускных цен производителей увеличивается, то есть основания для выводов об усилении конкуренции в отрасли. Дифференциация продукта является фактором рыночной структуры стратегического характера, поскольку усиливает рыночную власть предприятия за счет создания и поддержания стереотипов поведения потребителей в их приверженности определенной товарной марке. Дифференциация продукта предусматривает выпуск различных марок какого-либо товара одним производителем. Критериями дифференциации являются внешний вид товара, его качество, дополнительные услуги по сбыту, места продажи товара. Дифференциация продукта может рассматриваться как метод конкурентной борьбы за предпочтения потребителей, их склонность к той или иной марке товара, различия между которыми зачастую являются скорее иллюзорными и ограничиваются внешним видом, чем реальными преимуществами высокого качества или принципиально иного назначения товара. Поэтому можно говорить о двойственном влиянии продуктовой дифференциации на структуру рынка.

На основе дифференциации продукта может быть достигнута монополия предприятия, что является стратегической целью многих хозяйствующих субъектов в сфере среднего и малого бизнеса. Существуют параметры дифференциации, которые могут создать предприятию существенные преимущества и превратить его в монополию. К ним относят сохраняемые в секрете инновации и ноу-хау, полное знание потребностей покупателей, образующих узкий рынок, обладание специфической квалификацией и опытом, налаженная сбытовая сеть, умение создать новый рынок на основе вновь открытой потребности и др. [3]

Рыночная структура характеризуется системой показателей рыночной власти, которая состоит из прямых и косвенных показателей. Прямые показатели непосредственно характеризуют степень влияния предприятия на рынок (табл. 1). Косвенные показатели характеризуют рыночную ситуацию в целом, уровень конкуренции, положение предприятия и степень его зависимости при принятии рыночных решений (табл. 2).

Таблица 1

Прямые показатели рыночной власти предприятия и их характеристика___________

Наименование показателя Характеристика показателя Экономическая интерпретация показателя и характеристика типа рынка

Индекс Бейна или норма доходности (r) Характеризует эффективность использования денежной единицы инвестиций предприятия на рынке Не имеет ограничения в размере. Сравнивается с нормой доходности для конкурентного рынка. Чем выше значение показателя, тем сильнее степень влияния предприятия на рынке и слабее конкуренция

Индекс Лернера (L) Показывает разницу в ценах конкурентного и неконкурентного рынка по отношению к неконкурентной цене Измеряется в пределах от нуля до единицы. Чем ниже значение показателя, тем сильнее степень влияния предприятия на рынке и слабее конкуренция. L=0 - рынок совершенной конкуренции, рыночная власть предприятия отсутствует; L=0,1.. .0,2 - рынок работающей конкуренции; L=0,3.0,5 - рынок монополистической конкуренции; L=0,6.0,8 - олигопольный рынок; L=0,8.0,9 - рынок с доминирующей фирмой; L=0,9.1,0 - монопольный рынок, рыночная власть сосредоточена у одного предприятия

16

Проблемы социально-экономического _развития

Продолжение таблицы 1

Наименование показателя Характеристика показателя Экономическая интерпретация показателя и характеристика типа рынка

Индекс Тобина (q) Показывает отношение рыночной стоимости активов предприятия к внутренней (восстановительной) стоимости активов Не имеет ограничения в размере. Чем выше значение показателя, тем сильнее степень влияния предприятия на рынке и слабее конкуренция. q = 1 - рыночная и внутренняя стоимость активов предприятия уравновешены конкурентным рынком; q> 1 - уровень прибыльности предприятия выше, чем необходимо для его удержания на рынке, рыночная власть высока; q< 1 - уровень прибыльности предприятия недостаточный для его удержания на рынке, предприятие находится на грани банкротства, рыночная власть незначительна или отсутствует

Таблица 2

Косвенные показатели рыночной власти предприятия и их характеристика___________

Наименование показателя Характеристика показателя Экономическая интерпретация показателя и характеристика типа рынка

Индекс концентрации (CRk) Характеризует сумму рыночных долей 3 (4 и 5) крупнейших продавцов на рынке Измеряется в пределах от нуля до единицы (или в процентах). Чем выше значение показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших предприятий, тем сильнее степень концентрации на рынке и слабее конкуренция. CRk< 45% — рынок неконцентрированный; CRk= 45 ... 70% — рынок умеренно концентрированный; CRk> 70 % — рынок высококонцентрированный

Индекс Гер- финдаля- Гиршма- на(НН1) Показывает сумму квадратов рыночных долей всех предприятий, действующих на рынке Измеряется в пределах от нуля до единицы. Чем ниже значение показателя, тем сильнее конкуренция, меньше концентрация и слабее рыночная власть предприятия

Коэффициент относительной концентрации (К) Показывает отношение долей крупнейших предприятий на рынке в общей сумме предприятий к долям продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой (продаваемой) продукции Не имеет ограничения в размере. Чем ниже значение показателя, тем сильнее степень влияния предприятия на рынок и слабее конкуренция. К > 1 — рынок конкурентный, концентрация отсутствует, рыночная власть предприятия незначительна; К < 1 — высокая степень концентрации, рыночная власть предприятия высока

Коэффициент энтропии (Е) Характеризует долю предприятия на рынке и степень экономической неопределенности предприятия на рынке Измеряется в пределах от нуля до единицы. Чем выше значение показателя, тем ниже уровень концентрации и рыночной власти предприятия, тем более конкурентный рынок

Коэффициент Джини (G) Показывает отношение кумулятивного процента размера рынка (отрасли) к кумулятивному проценту числа предприятий на рынке Измеряется в пределах от нуля до единицы. Чем выше значение показателя, тем выше уровень рыночной власти предприятия, тем менее конкурентный рынок. G = 1 — на одно предприятие приходится весь объем выпуска продукции на рынке; G= 0 — каждое предприятие производит одинаковый процент выпуска продукциина рынке

Для каждого типа рынка показатели рыночной власти имеют свои значения и, зная их величину, можно определить возможный или наиболее вероятный вариант поведения субъектов рынка. Анализ экономической интерпретации индексов и коэффициентов, применяемых для определения рыночной власти, показывает их некоторую противоречивость друг относительно

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.

17

друга, что требует теоретического уточнения и дальнейших методических разработок. Кроме того, эти статистические показатели оперируют каким-то одним признаком, характеризующим предприятие. Примером может служить показатель, используемый Федеральной службой государственной статистики — индекс концентрации CR, характеризующий удельный вес физического объема промышленной продукции, приходящийся на три (четыре, пять) крупнейших участников рынка. Другой пример — индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI), с помощью которого можно оценить уровень конкуренции среди производителей продукции, а также определить рыночную силу фигурантов рынка. В соответствии с индексом HHI на рынке должно конкурировать более 10 фирм, причем доля крупнейшей не должна превышать 31 %, двух крупнейших — 44 %, трех — 51 %, четырех — 64 % общего объема продаж [4].

Оценка конкурентоспособности предприятия с использованием показателей рыночной доли и ее динамики, устойчивости занимаемых позиций базируется на следующей посылке: рыночная доля предприятия в данный момент времени является результатом конкурентной борьбы в предыдущем периоде, а показателем результативности деятельности, отражающим настоящие успехи предприятия, является относительная динамика изменения его доли на рынке. Этому же отвечает матричный анализ на основе модели Бостонской матрицы «рост рынка/доля рынка», который предусматривает анализ объемов, темпов роста и доли продаж крупнейшего конкурента, позволяет определить позиции предприятия на рынке, степень доминирования, место в структуре рынка, особенности развития конкурентной ситуации.

Концепция теории состязательных рынков и само это понятие введено в научный оборот У.Дж. Баумолем, который охарактеризовал новую теорию «как мятеж или восстание» против существующей теории структуры отрасли. Суть «мятежа» в том, что «стандартная теория безоговорочно считает структуру отрасли экзогенно заданной, причем способом, который никак не определен, рассматривает как неотъемлемую часть теории определение структуры отрасли, которое следует принять одновременно с определением цен и выпуска» [5]. В предлагаемой концепции состязательность служит не как описание реальности, а как точка отсчета для той теории организации промышленности, которая была бы более гибкой и широко применимой, чем та, что существовала прежде, а новизна теории заключается в способе определения структуры отрасли, позволяющей добиться равновесной структуры исходя из требований эффективности равновесия. Для состязательных рынков характерны следующие особенности.

1. «Состязательный рынок — это рынок, вход на который абсолютно свободный и выход абсолютно бесплатный. Это подразумевает, что на входе на рынок новичок не находится в невыгодном положении в смысле техники производства или качества получаемого продукта по отношению к укоренившейся фирме, а прибыльность входа он оценивает в ценах укоренившейся фирмы до входа. Требование состязательности означает, что для новичков не может быть дискриминации по затратам. Абсолютная свобода выхода подразумевает, что любая фирма может беспрепятственно покинуть рынок, компенсировав при этом все расходы, связанные с процессом вхождения. Если весь капитал может быть продан или вновь использован в другом месте без каких бы то ни было потерь, кроме нормальных затрат использования и амортизации, то риск вхождения полностью исключается». Эта особенность состязательных рынков характеризует их уязвимость ко входу новичка, использующего стратегию «ударить и убежать». Потенциальный новичок может использовать любую, даже самую краткосрочную возможность получения прибыли, поскольку он может войти, получить прибыль до того, как цены изменятся, и затем выйти из отрасли безо всяких затрат, если климат станет неблагоприятным.

2. Состязательный рынок не предлагает норму прибыли выше нормальной, его экономическая прибыль должна быть нулевой. Любая положительная прибыль означает, что новичок может на время войти в отрасль, организовать свое дело, установить тот же самый выпуск, что приносит прибыль укоренившейся фирме, неся те же самые затраты, немного снизить цены укоренившейся фирмы и все еще получать прибыль. Поэтому рынок, обеспечивая непрерывность и возможность бесплатного входа и выхода должен быть организован так, что новичок, которого удовлетворила бы немного более низкая экономическая прибыль и который может получить ее, назначив более низкие цены, чем у укоренившейся фирмы, будет лишен такой возможности, поскольку на состязательных рынках любое равновесие должно характеризоваться нулевой прибылью.

18

Проблемы социально-экономического _развития

3. На состязательном рынке отсутствует всякого рода неэффективность производства в отраслевом равновесии, поскольку любые излишние затраты, как и любая сверхприбыль, служат приглашением ко входу. Причем если в краткосрочном периоде могут присутствовать как прибыль, так и убытки, то в длительном периоде просто нет возможности противостоять угрозе, создаваемой потенциальными новичками, которые ничего не теряют, хватаясь за любую возможность заработать деньги, какой бы кратковременной она ни была. Следовательно, сам рынок формирует экономические условия для ликвидации неэффективных производств, поскольку такие производства фигурантами рынка оцениваются как невыгодные. Не должно быть и неэффективных собственников, поскольку их присутствие на рынке противоречит логике состязательности — они вне конкуренции.

4. Особенность любого долгосрочного равновесия на состязательном рынке заключается в том, что никакой товар не может быть продан по цене, меньше предельных затрат. Так, если новичок имеет возможность продать несколько меньшее количество товаров, нежели укоренившаяся фирма и по более низкой цене, еще получая при этом прибыль, то это означает, что в отрасли существует несколько меньшая цена, которая дает новичку возможность сбить цену укоренившейся фирмы, получить при этом не меньше, чем укоренившаяся фирма, ликвидируя, тем самым, неприбыльную предельную единицу продукции. Состязательный рынок предлагает состязаться в равных условиях предельных издержек, состязаться по затратам. Это свойство состязательных равновесий означает, что цена всегда должна быть не ниже предельных затрат, что никакое перекрестное субсидирование невозможно, то есть хищническое ценообразование не может использоваться как орудие нечестной конкуренции.

5. Оптимальная структура в отрасли зависит от вектора отраслевого выпуска, а он, в свою очередь, зависит от векторов выпуска фирм и цен, устанавливаемых фирмами. Но поскольку вектор выпуска многопродуктовых фирм определяется по расчетам бюджетных линий как минимум средних затрат, а ценообразование зависит от структуры отрасли, то круг замыкается: ценовое поведение и структура отрасли должны в конечном счете определяться одновременно и эндогенно. При этом структура отрасли определяется требованием эффективности равновесия. Но ни одно равновесие не совместимо с невозможностью минимизировать отраслевые затраты [6]. В результате любые структуры отрасли, минимизирующие общие затраты для вектора равновесного выпуска, должны быть единственными структурами, согласующимися в долгосрочном периоде с отраслевым равновесием.

Влияние рынка должно обязательно сделать неэффективную рыночную структуру уязвимой ко входу, к вытеснению укоренившихся фирм иностранными конкурентами или к каким-либо другим дестабилизирующим воздействиям. Завершая представление теории состязательных рынков, отметим ее некоторую идеализированность, а также и то рациональное, что, по сути, отражает экономические интересы и мотивы поведения участников рынка, и является факторами организации равновесной рыночной структуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондратьев В. Промышленная политика или политика конкурентоспособности. М.: Фонд комплексных прикладных исследований, 2003.

2. Chetty S. The Case Study Method for Research in Small and Medium-Sized Firms // International Small Business Journal. 1996. Vol. 15. № 1. P. 73-85.

3. Ясин Е. Государство и модернизация // Коммерсант. 2006. № 8. С. 18.

4. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 1.

5. Уильям Дж. Баумоль. Детерминанты отраслевой структуры и теория состязательных рынков. М., 1988.

6. Дементьев В. Теория национальной экономики и мезоэкономическая теория // Российский экономический журнал. 2002. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.