Научная статья на тему 'Основные функции образования в системе современной культуры'

Основные функции образования в системе современной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20018
702
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / EDUCATION / BASIC FUNCTIONS / SOCIALIZATION / INCULTURATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамед Татьяна Викторовна

На протяжении многовековой истории образования изменялись его задачи и приоритеты, содержание и роль. В первую очередь динамичные процессы в образовании были обусловлены социальными детерминантами, сменой типов общества, изменением научных парадигм, культурных ценностей и ценностных ориентаций. Особую роль в становлении личности призваны сыграть нормы и ценности общественной жизни, которые складываются под влиянием природных, социальных, исторических, культурных факторов. Среди основных функций образования следует отметить консолидирующую, социально-дифференцирующую, социально-селективную, просветительскую, культурно-воспитательную, адаптивную, гуманистическую. Социальная и культурная адаптация, которые были характерны для образования изначально, не утрачены современной системой образования; наряду с ними оно нацелено на подготовку личности к быстрым социальным переменам, происходящим с невиданной прежде скоростью и во впечатляющих масштабах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Throughout the long history of education has changed its objectives and priorities, content and role. Primarily dynamic processes in education have been driven by social determinants, changes to the types of society, the change of scientific paradigms, cultural values and value orientations. A special role in the development of personality are called to play the norms and values of public life, which develop under the influence of natural, social, historical, and cultural factors. among the main features of education it should be noted consolidating, socio-differentiating, socio-selective, cultural, educational, adaptive, humanistic. Social and cultural adaptation, which were characteristic of education initially, not lost by the modern education system, but along with them it aims to prepare the individual to rapid social changes occurring with unprecedented speed and impressive in scale.

Текст научной работы на тему «Основные функции образования в системе современной культуры»

основные

функции образования в системе современной культуры

Татьяна Викторовна МУХАМЕД,

аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения московского государственного института культуры e-mail: KTKEIE@mail.ru

на протяжении многовековой истории образования изменялись его задачи и приоритеты, содержание и роль. В первую очередь динамичные процессы в образовании были обусловлены социальными детерминантами, сменой типов общества, изменением научных парадигм, культурных ценностей и ценностных ориентаций. особую роль в становлении личности призваны сыграть нормы и ценности общественной жизни, которые складываются под влиянием природных, социальных, исторических, культурных факторов. Среди основных функций образования следует отметить консолидирующую, социально-дифференцирующую, социально-селективную, просветительскую, культурно-воспитательную, адаптивную, гуманистическую. Социальная и культурная адаптация, которые были характерны для образования изначально, не утрачены современной системой образования; наряду с ними оно нацелено на подготовку личности к быстрым социальным переменам, происходящим с невиданной прежде скоростью и во впечатляющих масштабах.

Ключевые слова: образование, основные функции, социализация, инкультурация.

Throughout the long history of education has changed its objectives and priorities, content and role. Primarily dynamic processes in education have been driven by social determinants, changes to the types of society, the change of scientific paradigms, cultural values and value orientations. A special role in the development of personality are called to play the norms and values of public life, which develop under the influence of natural, social, historical, and cultural factors. among the main features of education it should be noted consolidating, socio-differentiating, socio-selective, cultural, educational, adaptive, humanistic. Social and cultural adaptation, which were characteristic of education initially, not lost by the modern education system, but along with them it aims to prepare the individual to rapid social changes occurring with unprecedented speed and impressive in scale.

Key words: education, basic functions, socialization, inculturation.

Для определения места и функций образования в системе культуры, а также его тенденции развития, необходимо понять, какой функционал исполняет образование как социальный институт в современном обществе. рассмотрим более подробно основные функции образования, а также то, каким образом оно воздействует на культуру и личность.

на протяжении многовековой истории образования изменялись его задачи и приоритеты, содержание и роль. В первую очередь динамичные процессы в образовании были обусловлены социальными детерминантами, сменой типов общества, изменением научных парадигм, культурных ценностей и ценностных ориентаций.

особую роль в становлении личности призваны сыграть нормы и ценности общественной жизни, которые складываются под влиянием природных, социальных, исторических, культурных факторов. процесс становления личности,

способной исполнять социальные функции, и есть социализация. Социализация является сложным процессом, который переживает личность, она выражается и как самоопределение, самоорганизация личности, и как воздействие на личность определенных норм и стандартов, которые несут различные социальные институты. Частью социализации является социальная адаптация, приспособление личности к изменению места жительства, работы, социального положения и т.п. Социализация может осуществляться и специально, как в случае с социальными институтами, так и стихийно, самой личностью.

Именно институты образования призваны сыграть существенную роль в обеспечении и организации процесса управления социализацией. Если понимать образование как физическое и духовное становление человека, то это и есть его социализация, когда индивид начинает целенаправленно ориентироваться на определенные социокультурные стандарты, образцы и образы, которые распространены в данное время, поскольку в каждом обществе и общественном сознании существует определенный социальный запрос на тот или иной тип личности, а, следовательно, на ту или иную модель образования. Это может быть советский человек - строитель коммунизма, предприимчивый бизнесмен и т.п. Перед системой образования на каждом этапе ее развития общество ставит определенные задачи, от успешного решения которых зависит жизнеспособность и конкурентоспособность общества, обеспечение социального, научного и технического прогресса. Образование имеет общественную природу и перед ним стоят задачи социального развития, поскольку и учитель, и ученик являются субъектами общественных отношений.

одной из главных задач, которая стоит перед образованием, является воспроизводство существующего общественного порядка путем передачи знаний (общих и специализированных), трансляции норм, правил, законов. Образование встроено в систему духовного производства общества и призвано воспитывать лояльных участников социума. Важными функциями образования являются социализация и инкультурация личности, которые осуществляются путем приобщения индивида к общим и специализированным знаниям и социокультурному опыту. Именно образование, будучи встроенным в общество, транслирует нормы социальной адекватности, помогает индивиду в овладении социальными способами и средствами коммуникации, культурными нормами и правилами.

А.Я. Флиер отмечает, что трудно представить себе такую плюралистическую общественную систему, действующие учебные заведения которой легально занимались бы подготовкой нарушителей и ниспровергателей господствующих в данном обществе порядков. Вся история общества подтверждает этот тезис. Действительно, образование тесно встроено в государственную систему, является его «охранной грамотой», отвечая за социальное воспитание членов общества, прививая им необходимые социальные качества наряду с передачей знаний. А.Я. Флиер замечает по этому поводу, что: «Сколь бы образование ни было деидеологизированным, оно, так или иначе, не может быть полностью изолированным от решения задач социального воспитания личности, более или менее адаптированной к действующим нормам общественного порядка. Соответственно, можно прийти к выводу, что каждая национальная система образования воспроизводит тот общественный порядок с его социокультурными ценностями, который соответствует национальным интересам государства» [1].

Впрочем, на наш взгляд, в силу избыточности образование дает не только господствующие модели социализации и инкультурации, оно всегда дает все предыдущие модели общества и культуры, оно их бережно копит, сохраняет и интерпретирует в новом социальном, историческом, культурном контексте. Образование дает способность к саморефлексии, особенно, если речь идет о гуманитарном университетском образовании. Результатом образования выступает развитие способностей к продуктивной инновационной деятельности, создание альтернативных смыслов и новых культурных практик. Цели образования выше злобы дня и насущных потребностей общества, они включают освоение обширного универсального опыта человечества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Уровень образования обусловливает протекание социальной селекции индивидов. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты и другие методы оценки. Но сам способ оценки содержит определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с аттестацией.

Образование исторически призвано воспроизводить культуру, культурные нормы и ценности. Процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре, часто называют инкультурацией личности. Сам термин был введен Херско-вицем в работе 1948 года, примерно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация». Под понятием «инкультурация личности» понимается процесс усвоения индивидом культурных ценностей и норм.

Путем инкультурации личность в процессе образования осваивает самые различные общественно значимые ценности. В частности, это ценности, которые способствуют утверждению личностью своего места в социальной и профессиональной субкультуре. Среди таких ценностей выступают общественная значимость труда, его престижность. В качестве значимой ценности выступают ценности коммуницирования с коллегами, семьей, друзьями, значимыми другими. Весьма важными являются ценности, которые направляют личность на творческое саморазвитие индивидуальности и самореализацию, самосовершенствование. Ценностями являются творческий характер труда, возможности развития творческих способностей личности, приобщение к мировой культуре и т.п.

Таким образом, образование поддерживает социальную консолидацию индивидов, поскольку осуществляет их социализацию, помогает овладевать нормами и технологиями выполнения различных функциональных ролей, обеспечи-

вает общество квалифицированными кадрами для поддержания необходимого уровня адаптивных возможностей общества в изменяющемся мире. Процесс социализации обучающихся связан с введением их в действующую систему разделения труда, с освоением ими специальных знаний, умений и навыков общественной полезной деятельности, в том числе связанной с инновациями в профессиональной области, знакомством с принципами профессиональной культуры и критериями социальной приемлемости форм деятельности по их социальным последствиям.

Являясь сложной, относительно самостоятельной, открытой и саморегулирующейся системой, образование выступает как обучение и воспитание индивидов в обществе, сориентированное на решение целей и задач общественного и личностного развития обучающихся. Инвариантными качествами образования как системы выступают: преемственность, целостность, гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность (Б.Г. Гершунский).

Образование - это временной феномен, оно постоянно разворачивается во времени, внутренне синтезируя разные временные пласты, связывает историческую память с днем сегодняшним, неизменно ориентируется на день завтрашний. Образование процессуально, это постижение мира и себя, оно: «несет в себе свойства человеческой со-бытийности, реализуя одну из своих функций - соединение поколений в общем пространстве, для которого характерна бы-тийность каждого из его участников и выстраивание общей со-бытийности. Осваивая через отношения мир и себя самого в этом мире, индивиды в процессе образования получают возможность найти свое место в системе социальных отношений, активно реализовываться как самостоятельные агенты пространства отношений, соотнести свою самость с субъективностью других людей и целостностью других сообществ» [2] .

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

Духовные ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Образование детерминируется культурой эпохи и, в то же время, отражает ее развитие. Оно способствует осуществлению культурной идентификации личности, помогает ориентироваться индивидам в их жизнедеятельности, расширяет их возможности по осуществлению экзистенциального выбора.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность.

Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

Духовные ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Образование будущего будет нацелено на незамедлительное решение следующих важнейших задач: развитие способностей, выявление источников заблуждений, иллюзий и ослеплений; развитие способностей организовывать знания надлежащим образом; обучение пониманию человеческого условия; обучение земной идентичности; обучение не бояться неопределенностей; обучение взаимопониманию; обучение этике человеческого рода (Э. Марено).

В современном мировом сообществе существует запрос на распространение гуманистических идеалов в образовании, которое понимается как социально значимая сфера с высокой общественной ценностью. Образование формирует определенную культурную среду, способствующую развитию нравственного, интеллектуального, научного, духовного, экономического потенциала общества. В процессе обучения происходит формирование социальной, научной, идейно-нравственной и культурной компетентности индивидов, расширение их возможностей самопознания и самореализации, развитие способностей и талантов. Как открытая система, образование в современном мире способно к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному развитию и перманентному совершенствованию, адекватному ответу на новые социальные запросы и потребности общества и личности.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр вселенной, но частица социума, природы, космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме.

Таким образом, среди основных функций образования следует отметить консолидирующую, социально-дифференцирующую, социально-селективную, просветительскую, культурно-воспитательную, адаптивную, гуманистическую. Социальная и культурная адаптации, которые были характерны для образования изначально, не утрачены современной системой образования. Но наряду с этим оно нацелено на подготовку личности к быстрым социальным переменам, происходящим с невиданной прежде скоростью и во впечатляющих масштабах. Образование детерминируется обществом и культурой эпохи и в то же время отражает ее развитие. Оно способствует осуществлению культурной идентифи-

кации личности, помогает ориентироваться индивидам в их жизнедеятельности, расширяет их возможности по осуществлению экзистенциального выбора.

Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Список источников

1. Флиер А.Я. Культурологический словарь. М., 1997.

2. Савелова С.Б. http://terme.ru/dictionary/175/word/obrazovanie

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.