Научная статья на тему 'Основные формы современного вуза по удовлетворению потребностей студенческой молодежи'

Основные формы современного вуза по удовлетворению потребностей студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ФОРМЫ ДОСУГА / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парно В.В., Белошапка Р.А.

В статье рассмотрены направления, классификации культурно-досуговой деятельности. Представлены разнообразные формы досуга по работе со студенческой молодежью. Работа в студиях и кружках университета, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии журналистские, телевизионные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC FORMS OF THE MODERN UNIVERSITY TO MEET THE NEEDS OF STUDENTS

The article considers directions and the classification of cultural and leisure activities. Presents a variety of form of leisure for working with students. Work in the studios and clubs of the University, the collectives of Amateur performances (BAND, dance studios and clubs, art Studio, Studio youth fashion, professional Studio journalism, television).

Текст научной работы на тему «Основные формы современного вуза по удовлетворению потребностей студенческой молодежи»

CULTUROLOGY

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ (CZE | RUS | POL | UKR | CHI | GER | FRE)

Парно В.В.

Сургутский государственный педагогический университет, магистр

Белошапка Р.А.

Сургутский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент

Сургут

BASIC FORMS OF THE MODERN UNIVERSITY TO MEET THE NEEDS OF STUDENTS

Parno V.V.

Surgut state pedagogical University, Master Beloshapka R.A.

Surgut state pedagogical University, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Surgut

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены направления, классификации культурно-досуговой деятельности. Представлены разнообразные формы досуга по работе со студенческой молодежью. Работа в студиях и кружках университета, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии - журналистские, телевизионные).

ABSTRACT

The article considers directions and the classification of cultural and leisure activities. Presents a variety of form of leisure for working with students. Work in the studios and clubs of the University, the collectives of Amateur performances (BAND, dance studios and clubs, art Studio, Studio youth fashion, professional Studio -journalism, television).

Ключевые слова: культура, формы досуга, культурно-досуговые направления, студенческая молодёжь

Keywords: culture, forms of leisure, cultural and recreational destinations, students

Произошедшие культурные перемены не могли не сказаться на культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи и реализации ее потребностей. Ее досуг характеризует теперь набор форм культурно-досуговой деятельности.

Расширение форм досуга связано с туризмом, путешествиями, возможностью поездок за границу, проявлением разнообразных программ (международные программы студенческого обмена, академические программы, конкурсы и олимпиады) с новыми техническими средствами в области массовой коммуникации.

Социологи отмечают следующие тенденции изменения форм работы со студенческой молодежью: массовизацию вкусов и всего досуга студенческой молодежи; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение (дискотеки, дискуссионные клубы).

По определению, развлечения, которые предлагаются массовой культурой, легки для восприятия, направлены лишь на эксплуатацию человеческих эмоций, не заставляют задумываться о происходящем. В то время как восприятие продуктов элитарной культуры и получение удовольствия от них предполагает наличие определенного образования, специальной подготовки, а также работы души и ума [4, с. 13]. Высокая культура всегда развивалась таким образом, что ее деятели ориентировались на запросы привилегированных сословий. Поэтому, по мнению социологов и культурологов, учреждения высокой культуры не будут интересны и необходимы массе с «усредненным» уровнем развития вкусов и образования. В свою очередь, приверженцы в истинной ценности культуры элитарной и не поощряют культуру «низкую» [6, с. 143].

Попытки исследовать формы культурно-досу-говой деятельности были предприняты разными ав-

торами (А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красиль-ников, В.Е. Новаторов). Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

Так, например, академик А.Д. Жарков рассматривает формы как:

1) выражение содержания культурно-досуго-вой деятельности;

2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма статистического отчета о деятельности, форма афиши и т.п.);

3) способ организации культурно-досуговой деятельности.

Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания».

В самом широком виде форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей [2, с. 53].

На наш взгляд, форма культурно-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Существует множество классификаций куль-турно-досуговых форм по работе со студенческой молодежью, их условно можно разделить на возрастные, временные, эффективные (Г. А. Аване-сова, А. И. Вишняк. несова, А. висят от жизнедеятельности общества в целом.ская ежи - опотреб-ность

202020202020202020202020202020202020202020 202020202020202020202020202020202020202020 202020).

Выбор форм, их разработка и проведение -дело нелегкое и очень ответственное, т.к. формы культурно-досуговой деятельности обладают определенной самостоятельностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.

Все культурно-досуговые формы мы будем подразделять по количеству участников: индивидуальные, групповые и массовые.

А также все многообразие форм общения студенческой молодежи в условиях культурно-досуго-вой деятельности можно классифицировать по следующим признакам:

1. По содержанию (познавательные, развлекательные);

2. По времени (кратковременные, периодические, систематические);

3. По характеру (активные, пассивные);

4. По направленности контактов (непосредственные, опосредованные).

Любые культурно-досугового типы в современном ВУЗе являются рентабельным и конкурентоспособным только тогда, когда реализует сразу несколько направлений и форм деятельности, тем самым, удовлетворяя постоянно растущие потребности, значимой для студенческой молодежи [1, с.

15].

Нами были выявлены самые популярные формы организации культурно-досуговой деятельности для студенческой молодежи России:

Работа в студиях и кружках университета, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии - журналистские, телевизионные).

Кружок в современном ВУЗе - творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе высшего учебного заведения, где происходит овладение или расширение определенных навыков и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

На базе современных ВУЗах действуют кружки художественной самодеятельности, молодежного художественного и технического творчества.

1. Кружки/студии художественной самодеятельности: танцевальный, театральный, вокальный, кружок игры на гитаре и др.

2. Кружки/студии художественного творчества: декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства.

3. Кружки/студии технического творчества: техническое моделирование, моделирование одежды и др.

Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала. [5, с. 49].

Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туристические слёты, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, обучения лыжной ходьбе).

Как правило, подобные мероприятия являются бесплатными и носят некоммерческий характер. Сегодня в стране создана сеть подобных дополнительных направлений в ВУЗах, для студенческой молодежи.

Конкурсно-досуговые программы (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств).

Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Целью

8С!Е1ЧСЕ8 ОБ ЕиЯОРЕ # 12 (12), 2017 | СиЬТиЯОШОУ

развлекательно-конкурсных программ служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Целью познавательно-конкурсных программ служит, прежде всего, получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы - это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях [7, с. 3].

Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины, игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий, где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин «Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН» и многие другие, так как строить программу, основываясь на готовой схеме сценария намного легче. Также весьма разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс...», «Первовидение», «Студенческая весна», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.

Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции. Как правило, площадками для реализации данных форм являются конференц-залы учебных учреждений, специально оборудованные площадки на телевидении.

Экскурсионная работа - ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы, выставочные проекты. Выставка как феномен культуры охватывает слои общества и имеет важное социальное значение, она является источником эстетического и познавательного опыта современного человека, средством художественного и культурного воспитания, неотъемлемой частью социальной коммуникации, из чего формируется исследования разносторонних аспектов выставочной деятельности.

Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов [3, с. 85].

Реализация данных мероприятий проводится в календарные праздничные дни. Среди всех форм культурно-досуговой работы именно массовые праздники, по мнению респондентов, является самой посещаемой и зрелищной.

Праздники и обряды - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих

21

корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя [8, с. 71].

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм проведения, заканчивая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов, развивается через праздник. Формы проведения праздника, ориентированного на студенческую молодежь, весьма разнообразны - от небольшого флеш-моба до массового шествия.

Мы считаем, что культурно-досуговые направления в большей степени должны использовать индивидуальные и групповые формы досуга, так как это наиболее динамично развивающиеся формы, способные предложить молодому человеку среду для удовлетворения потребностей в самообразовании, саморазвитии и культурно-досуговой деятельности в целом.

Литература

1. Басилая, А. А. Особенности досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях становления рыночных отношений/ А. А. Басилая. - Ек., 1999. - 15 с.

2. Вишняк, А. И. Культура молодежного досуга/ А. И. Вишняк, В. И. Тарасенко. - Киев : Высшая школа, 2005. - 53 с.

3. Гаранин, Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах «Актуальные проблемы туризма»/ Н. И. Гаранин. - М. :1999. - 99 с.

4. Грушин, Б. Творческий потенциал свободного времени/ Б. Грушин. - М, : Профиздат, 1980. -5-27 с.

5. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества/ А. Демченко // Куль-турно-досуговая деятельность и народное творчество. - М. : ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. - 49 с.

6. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: Учебное пособие/ Б. С. Ерасов. - М, : Аспект пресс, 1997. - 96-233 с.

7. Киселева, Т. Г. Межведомственные куль-турно-досуговые центры открытого типа/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М. , 1991. - 3 с.

8. Константинова, А. И. Игровой стретчинг/ А. И Константинова. - С.-Пб, : Аллегро, 1999. -71 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.