Научная статья на тему 'Основные формы, методы и технологии современного урока в начальном образовании'

Основные формы, методы и технологии современного урока в начальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1735
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК / МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЯ / НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азимова Феруза Рахимовна

В статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик это единое целое: учимся вместе, помогаем друг другу. Роль учителя направлять и осуществлять контроль за деятельностью обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азимова Феруза Рахимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные формы, методы и технологии современного урока в начальном образовании»

невербальные признаки подтверждаются вербальными компонентами педагогического общения.

Компетентный педагог считает нужным, как инструмент для лучшего усвоения знаниевой составляющей, использовать результативное общение, формирование доброжелательного эмоционального климата на уроке, позитивную мотивацию школьников к учению. Результативность процесса общения определяется в первую очередь системой ценностей педагога, которая включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад ; под общ. ред. В. И. Байденко, Дж.В. Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров; Проект ДЕЛФИ. М., 2001. 52 с.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Азимова Ф.Р.

Азимова Феруза Рахимовна - преподаватель начальных классов, Школа № 41, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик - это единое целое: учимся вместе, помогаем друг другу. Роль учителя - направлять и осуществлять контроль за деятельностью обучающихся.

Ключевые слова: современный урок, метод, технология, начального образования.

Новые социальные запросы, отраженные в ГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». [1]

Сегодня в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать, писать, но и привить ему очень важные новые умения:

1 группа - это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно - смысловых и операционных характеристик.

2 группа - это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Теоретико - методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Какими должны быть критерии результативности урока:

> цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

> учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие;

> используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

> учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы;

> учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

> на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки;

> учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;

> учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;

> учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;

> учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;

> стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

> на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д. ).

Педагоги нашей начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности активно используют следующие методы: метод проектов; информационно -коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии;

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Виды проектов: практико - ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Другой метод - информационно - коммуникационные технологии. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили учителю в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций; принцип доверительности; принцип обратной связи; принцип занятия исследовательской позиции.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить и укрепить уровень имеющегося здоровья.

Это: учет возрастных особенностей; демократический стиль общения на уроке; дифференцированное обучение; игровые технологии; динамические минутки и паузы у первоклассников, введение третьего часа физкультуры.

С целью мониторинга развития ученика педагоги нашей школы активно используют метод Портфолио. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в вербальной системе оценивания, для обучающихся 2 -4 классов- возможность самооценки, когда ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками.

Таким образом, успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик - это единое целое: учимся вместе, помогаем друг другу. Роль учителя - направлять и осуществлять контроль за деятельностью обучающихся.

Список литературы

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования». г. Ташкент, 6 апреля 2017 г., № 187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.