Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФОРМАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА'

ОСНОВНЫЕ ФОРМАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные медиа / психологическая информация / СМИ / медиаформаты / психология / modern media / psychological information / mass media / media formats / psychology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мардасова М. С.

В статье проанализированы основные форматы, при помощи которых психологические вопросы распространяются в современных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FORMATS FOR PRESENTING PSYCHOLOGICAL TOPICS IN MODERN MEDIA

Article analyzes the main formats by which psychological issues are disseminated in modern media.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФОРМАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА»

УДК 070

Мардасова М.С.

студентка факультета журналистики Воронежский государственный университет (г. Воронеж, Россия)

ОСНОВНЫЕ ФОРМАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА

Аннотация: в статье проанализированы основные форматы, при помощи которых психологические вопросы распространяются в современных медиа.

Ключевые слова: современные медиа, психологическая информация, СМИ, медиаформаты, психология.

В современном информационном обществе медиа играют ключевую роль в формировании общественного сознания, оказывая значительное влияние на восприятие людьми различных аспектов жизни. Важно отметить, что люди обладают субъективными представлениями о мире, окружающих вещах и событиях. Это обусловлено тем, что каждая личность обладает собственным набором установок, которые сформировались под влиянием воспитания, социальных взаимодействий и индивидуальных характеристик [1, с. 124]. Современные медиа выступают важным инструментом социализации личности, транслируя определенные ценности, нормы и модели поведения.

В настоящее время в обществе наблюдается устойчивая тенденция роста интереса к психологии. Это можно объяснить тем, что с каждым годом возрастает значимость ментального здоровья. Особую актуальность вопросы психологии приобрели после эпидемии коронавирусной инфекции, в рамках которой общество столкнулось с множеством проблем, в том числе и ментального характера. Сейчас многие люди понимают, что их качество жизни

уровень здоровья и иные аспекты жизнедеятельности напрямую зависят от ментального состояния [2, с. 56].

Психология приобрела значительную популярность в том числе благодаря активному освещению данной темы в средствах массовой информации и интернет-среде. В рамках исследования рассмотрим основные форматы представления психологической тематики в медиапространстве:

1. Психологические разборы, представляющие собой анализ различных ситуаций и состояний человека с целью понимания их специфики. Стоит подчеркнуть, что такие разборы проводятся на общедоступном примере, например, на личности или же популярном произведении (книге, фильме, сериале или передаче). При этом, такой разбор могут проводить как квалифицированные специалисты, так и различные блогеры, которые не имеют профильного образования. Примерами здесь могут послужить:

- видеоблог клинического психолога Вероники Степановой, которая разбирает психологические особенности известных людей,

- видеообзоры в рамках образовательного проекта «Правое полушарие Интроверта», в которых психологи разбирают психические состояния героев различных популярных фильмов, игр и сериалов. Кроме того, в их видеороликах часто даются советы от психологов, например, как повысить самооценку, выстраивать личные границы и т.д. Особенностью данных видео является то, что они подаются зрителям максимально простым языком с использованием развлекательного контента, что позволяет людям лучше понять материал.

Такие разборы могут быть полезными для широкой аудитории тем, что они помогают людям лучше понять свои переживания и научиться справляться с жизненными трудностями.

2. Интервью с психологом, которые транслируются на различных телеканалах или размещаются на видеопорталах. В рамках таких интервью ведущий проводит беседу с профессиональными психологами, задавая определенные вопросы в рамках заданной темы. Психолог, в свою очередь, отвечает на эти вопросы, рассказывая о специфике работы психики в рамках

темы, приводит различные примеры и дает определенные рекомендации по решению психологических проблем. Примером данного формата является влог Юлии Меньшовой «Самопознание».

3. Беседы двух или нескольких психологов, которые производят обмен мнениями по определенным психологическим темам. В рамках такого формата психологи могут задавать темы самостоятельно, отвечать на вопросы зрителей или также разбирать поведение известных личностей. Примером такого формата является программа «Как полюбить себя», размещаемая на популярных видеохостингах.

4. Короткие видео, размещаемые на официальных страницах психологов в социальных сетях. В рамках таких видео может быть представлен самый различный контент: презентация книги, разбор психологических терминов, нарезки из интервью специалистов и т.д.

5. Сторителлинг, в данном случае представляющий собой рассказ психолога о своих жизненных историях. При этом, такой формат может быть осуществлен как в видеоварианте, так и в текстовом. Например, многие популярные психологи (Вероника Степанова, Михаил Лабковский и др.) делять своими жизненными ситуациями, подкрепляя их психологическими терминами и вариантами решения определенных проблем.

6. Онлайн-консультация с психологом, доступная для широкой аудитории на различных онлайн-платформах. Например, некоторые психологи проводят публичные онлайн-сессии. Вместе с тем сервис для профессиональных психологов «Ы7» предлагает пользователям ознакомиться с открытыми текстовыми консультациями специалистов по самым разным проблемам. Так, знакомство с похожими проблемами и методами их решения может помочь человеку разрешить сложную жизненную ситуацию.

7. Подкасты с участием профессиональных психологов, которые в аудиоформате разбирают определенные психологические проблемы.

8. Шоу, в которых принимают участие популярные личности и психологи. Примером может послужить шоу «КУБ», транслируемое на

видеоплатформах, в рамках которых специалист проводит психологическую работу с приглашенными людьми при помощи интерактивных элементов. Так, в студии приглашаются пять участников и один психолог, который задаёт гостям вопросы и в конце выпуска профессионально оценивает ответы каждого из участников.

9. Публикация психологической информации на различных ресурсах. Например, создание авторских колонок в СМИ (посвященных психологии), публикация психологических статей в СМИ и т.д.

Таким образом, на основании анализа основных форматов представления психологической тематики в современных СМИ можно сделать определенные выводы:

- за последние несколько лет возросло разнообразие форматов представления психологической тематики в современных медиа. Было определено, что существует множество форматов, позволяющих рассказывать о психологии различным аудиториям.

- различные форматы представления психологической информации позволяют пользователям как познать основы психологии, так и углубиться в различные темы, непосредственно участвуя в интерактивных проектах,

- тема психологии приобрела особую популярность после определенных мировых событий, когда люди столкнулись с различными сложностями и им потребовалась помощь специалистов для поддержания своего ментального здоровья. Именно интерес аудитории обуславливает рост числа форматов, в рамках которых обсуждаются психологические проблемы человека.

Подводя итог, следует отметить, что рассмотренные выше форматы решают одну из актуальных психологических задач современных медиа -психотерапевтическую. Качественно созданный медиапродукт может помочь человеку в его стремлениях к самореализации, самоутверждению и самопознанию [3, с. 39].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. 2-е изд., испр., перераб. и доп. / Пер. с нем. - X.: изд-во «Гуманитарный Центр», А.В. Коченгин, О.А. Шипилова, 2016. - 268 с;

2. Ерофеева И.В. Психология журналистики» в контексте доминантных проблем современности // Журналистский ежегодник. 2022. - № 1. - С.55-59;

3. Старовойтова, А. А. Роль психологии в жизни человека / А. А. Старовойтова // Устойчивое развитие науки и образования. - 2019. - № 3. - С. 198-200.3. Лукьянчикова М. В. История рекламы / М. В. Лукьянчикова. -Москва: Издательские решения, 2018. - 108 с.

Mardasova M.S.

Voronezh State University (Voronezh, Russia)

MAIN FORMATS FOR PRESENTING PSYCHOLOGICAL TOPICS IN MODERN MEDIA

Abstract: article analyzes the main formats by which psychological issues are disseminated in modern media.

Keywords: modern media, psychological information, mass media, media formats, psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.