Научная статья на тему 'Основные философско-исторические этапы в изучении воли'

Основные философско-исторические этапы в изучении воли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1613
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / ВОЛЯ В ФИЛОСОФИИ / АНТИЧНОСТЬ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / НОВОЕ ВРЕМЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова Ольга Юрьевна

Статья посвящена динамике развития понятия воли в философской литературе. В ней даётся детальный систематический анализ представлений о воле, последовательно изложенный согласно основным философско-историческим этапам. Внимательное изучение литературы позволило автору определить специфические особенности понимания категории воли в досократовской философии, классической греческой философии, философии эпохи эллинизма, средневековой философии, философии эпохи Возрождения и эпохи Нового Времени, а также в философии современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of the concept of volition in philosophical literature. It provides a detailed systematic analysis of the perception of volition, which is coherently presented according to the main philosophical and historical stages. A thorough study of literary resources has helped the author to identify some specific features of the category of volition in pre-Socratic philosophy, Classical Greek philosophy, Hellenistic philosophy, Medieval philosophy, Renaissance, the Early Modern and contemporary philosophy.

Текст научной работы на тему «Основные философско-исторические этапы в изучении воли»

УДК - 159.9

DOI: 10.18384/2310-7227-2018-1-108-120

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В ИЗУЧЕНИИ ВОЛИ

Смирнова ОЮ.

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена динамике развития понятия воли в философской литературе. В ней даётся детальный систематический анализ представлений о воле, последовательно изложенный согласно основным философско-историческим этапам. Внимательное изучение литературы позволило автору определить специфические особенности понимания категории воли в досократовской философии, классической греческой философии, философии эпохи эллинизма, средневековой философии, философии эпохи Возрождения и эпохи Нового Времени, а также в философии современности.

Ключевые слова: воля, воля в философии, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, современность.

BASiC PHILOSOPHICAL AND HiSTORiOAL STAGES iN THE STUDY OF VOLITION

O. Smirnova

National Research University Higher School of Economics 20, Myasnitskaya st., Moscow, 101000, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the development of the concept of volition in philosophical literature. It provides a detailed systematic analysis of the perception of volition, which is coherently presented according to the main philosophical and historical stages. A thorough study of literary resources has helped the author to identify some specific features of the category of volition in pre-Socratic philosophy, Classical Greek philosophy, Hellenistic philosophy, Medieval philosophy, Renaissance, the Early Modern and contemporary philosophy.

Key words: volition, volition in philosophy, Antiquity, the Middle Ages, Renaissance, the Early Modern era, present-time.

Проблема воли является центральной и фундаментальной, прежде всего в общей психологии и психологии личности. Несмотря на большое количество исследований, посвящённых этой проблеме, она до сих пор остаётся не до конца изученной, наиболее критикуемой и спорной. «В раздумье над судьбой волевой проблемы в истории психологии неизбежно приходишь к заключению, что вряд ли найдётся там ещё другая, в такой же мере несчастная и неудачливая, как данная» [4, с. 17].

© Смирнова О.Ю., 2018.

Цель настоящей работы - систематизировать философские взгляды на проблему воли и проследить динамику развития этого понятия, начиная с трудов античных философов вплоть до XXI в. Данная цель предусматривает решение следующих задач:

1. Описать представления о воле в период досократиков.

2. Выявить особенности понимания воли в период классической греческой философии и в эпоху эллинизма.

3. Определить суть представлений о воле в период Средневековья.

4. Выявить особенности понимания воли в период Возрождения.

5. Определить сущность представлений о воле в эпоху Нового времени.

6. Обозначить основные направления в области изучения воли в современной философии.

Следует отметить, что в античной досократовской философии понятия "воля" как такового, известного нам в рамках психологических учений, не существовало. Это можно объяснить тем, что в ранней античности философы стремились к познанию сути вещей, изучая природу и предпринимая попытки вывести какое-либо первоначало всего в мире, которое представляет собой основную движущую силу бытия, жизни в целом. Действия и поступки людей были детерминированы чем-то свыше: природными стихиями, богами, Единым Богом, апейроном, атомом, Умом, Любовью и Враждой.

Понятие воли выделяется в классической греческой философии, когда философов начинает интересовать вопрос познания самого человека в его бытии, а не абстрактные рассуждения на тему природы. Они размышляют о

материальном и идеальном мирах, истине, разуме, душе. Сократ считал, что разум и его законы объективны и истинны, существуют они независимо от человека. Воля, по Сократу, сродни вектору направления летящей стрелы [28]. Такое сравнение подразумевает неизбежность свершения того, что неминуемо, «стреле всё равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель» [29, с. 75].

Для Платона чувственное восприятие ограничено и иллюзорно, в то время как разум познаёт объективную истину, содержащуюся в мире идей, который вечен, божественен. Противоположным миру идей выступает мир вещей, который конституирует всё то, что является чувственно воспринимаемым и по этой причине изменчивым, тленным. Душа имеет три начала: яростное (воля), разумное (разум), вожделеющее (ощущения, чувства) [20]. Какую сторону примет яростное начало, таков и будет в целом человек: либо ставящим истину превыше всего прочего, либо слабым и поддающимся силе удовольствий и чувственных желаний. Таким образом, Платон предлагает типологию человека - волевого, разумного, чувствующего. Истинно волевым человеком оказывается тот, у кого разум превалирует над чувствами и желаниями [30].

Согласно Аристотелю, истинно существует чувственный материальный мир, посредством мышления постигается истинность бытия. Знания можно приобрести только через разум, логику, мышление. Душа есть совершенная форма (энтелехия) [20]. Души бывают трёх видов: растительные, животные и разумные. Воля возникает только в

душе разумной, которая свойственна человеку. Человек может не иметь воли, это происходит тогда, когда им управляют только страсти и желания, которые существуют в душе неразумной. Стремление имеет две формы: размышление и желание. При этом движение человека может осуществляться двумя путями: когда стремление согласовано с умом, с размышлением, тогда речь будет идти о воле, либо когда человеком движет стремление, которое находится в оппозиции с размышлением, тогда следует говорить о стремлении как о желании, и в данном случае воля будет отсутствовать [2]. В. Г. Иванников отмечает, что в европейской культуре именно Аристотелем было предложено понятие воли [14]. Ричард Сорабджи, британский профессор, историк, специализирующийся в области античной западной философии, отмечает, что Аристотель дал сильный импульс развитию идей о воле как желании, отличном от причины, но в не меньшей степени относящемся к причине как рациональной составляющей [44].

В философии эпохи эллинизма воля трактуется иначе. Сенсуалист Эпикур напрямую не говорит о воле, но имплицитно касается проблемы воли, описывая настоящего эпикурейского мудреца как полного страстей, различных соблазнов, свойственных любому человеку, но имеющего некую силу противостоять этим сиюминутным наслаждениям, способного побеждать их [20]. По мнению Е.П. Ильина, Эпикур был первым философом-мудрецом, затронувшим вопрос о спонтанном, индетерминированном, ничем не обусловленном выборе человеческого поведения [15].

Согласно стоикам, миром управляет Пневма - некий божественный дух, обладающий всеобщим разумом, который движет всем сущим. Таким образом, человеческой свободы воли не существует в принципе, ведь всё раз и навсегда предопределено этим всемогущим божественным началом. Но, с другой стороны, стоики считали, что свобода воли проявляется в том, чтобы подчиниться воле Божественного, не бороться и противиться ей, а открыться и подчиниться. Для скептиков единственно несомненным выступает явление, всё остальное - любые суждения об этом явлении - ложны. Цель скептицизма - воздержание от любых суждений. В результате проблема воли в скептицизме никоим образом не стояла, ведь для того чтобы обозначить эту проблему, её для начала нужно было как-то назвать, сформировав какое бы то ни было суждение об этом понятии [20].

Итак, философия эпохи эллинизма характеризуется несвойственной для античной эпохи ориентацией индивида на самого себя и на мир. Свобода воли в этот период проявляется в том, что человек не неизбежно следует за своей судьбой, а опирается на своё собственное видение мира, пытается самостоятельно найти ответы на вопросы бытийного характера, именно в таком его поведении можно увидеть свободу воли. Как справедливо отмечает В.И. Овдиенко, человек как независимая личность принимает решение относительно своего способа реагирования на возникающие события [28].

Для подавляющего большинства средневековых философов воля человека не существовала. Вместе с тем нельзя не отметить таких представи-

^iioy

телей этого периода, как Тертуллиан и Аврелий Августин, которые отмечали, что человек, в сущности своей наделенный Божественными характеристиками, тем не менее в поступках в целом, в своём поведении имеет выбор, и выбор этот он совершает в пользу либо добра, либо зла, что свидетельствует о свободе его воли. По мнению Аврелия Августина, «воля, приверженная (примыкающая) общему и неизменному благу, добивается первых и великих человеческих благ, хотя сама является благом средним. Но воля, отвратившись от неизменного и общего блага и повернувшись к собственному благу, внешнему или низшему, грешит» [38]. Таким образом, на первый план выходит критерий соотнесения воли с неизменным благом: либо приверженность последнему, либо отречение от него характеризует саму волю. В числе первых мыслителей Августин утвердил принцип воли, согласно ему «воля управляет действиями души и тела, побуждает душу к самопознанию, строит из телесных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи» [31, с. 62], т. е. выполняет все психические функции, являясь главенствующей в своём роде. Интересен взгляд зарубежного исследователя Н.У. Гилберта, считающего, что Августин внёс в философскую науку концепт воли не в общем её понимании, а как "злой воли", тем самым разграничивая добрую и злую волю. Причём, по мнению этого учёного, то, что Августин именует доброй волей, близко по значению концепту оправданного желания у стоиков [43].

Проблема воли, имеющей самостоятельное существование, не ставилась в период Средневековья. Всё,

чем определялся выбор человека, обусловливала вера в могущество Божьей воли, «основанием предопределения к спасению, равно как и осуждения, является Божье милосердие; основанием избрания - Божественная воля. Поэтому всё, что связано с предопределением - благодать, заслуги, слава, жизнь вечная - целиком являются дарами Бога» [17, с. 20].

Тем не менее, по нашему мнению, элементы волевого стремления кроются в выборе человеком своей приверженности тому или иному взгляду на природу вещей, в выборе способа проживания собственной жизни. Так, одни люди предпочитают всецело предаться вере, выбирают лишь один способ проживания своей жизни - пассивное согласие с тем, о чём говорится в Священном Писании, другие - прикладывают значительные усилия для того, чтобы как можно ближе подобраться к истине, которая в период Средневековья имела очень высокую цену, тем самым отрекаясь от идеи предопределённости всего, что происходит в мире, и признавая разум первостепенным. Последний вариант такого выбора заключает в себе волевой момент как проявление некого разума. Р.Н. Нигматулин, исследующий в своей диссертационной работе проблему соотнесения судьбы и свободы воли, пишет о том, что в трудах мыслителей Средневековья судьба выступает в русле проблематики категорий воли и веры [27], что свидетельствует о тонкой взаимосвязи категорий судьба -воля - вера в Средневековую эпоху.

В этой статье мы вслед за А.А. Кук-сгаузен опираемся на концепцию развития гуманитарной мысли, согласно которой хронологические рамки эпохи

Возрождения сводятся к периоду второй половины XIV - первой половине XVI вв. [19]. Анализ философской литературы эпохи Возрождения показал, что в этот период вместо онтологической тематики на первый план выдвигается тематика этическая.

Франческо Петрарка затрагивает тему воли, моральный её аспект, гласящий, что в основе счастья человека, также как и несчастья, лежит свободная воля самого человека [36]. Лоренцо Валла считает душу единой, обладающей тремя способностями: памятью, разумом и волей. Воля у него существует независимо от разума, с ней связаны аффекты и желания, наслаждения и страдания, в сфере воли и аффектов расположена добродетель. Добродетель проявляет себя в воле, поэтому она именуется "доброй волей" или "любовью к благу" [7, с. 57].

Джованни Пико дела Мирандо-ла видел мир иерархизированным, включающим в себя три уровня: ангельский, небесный, элементарный. Человек не относится ни к одному из этих уровней, поскольку обладает свободой воли, он одновременно пронизывает своим существованием все миры и, т. к. является свободным, может сам выбирать для себя любой из уровней [20]. Согласно Пико дела Ми-рандоле, различным видам познания (чувству, разуму, интеллекту) соответствуют различные виды желания (стремление, выбор, воля) [37]. Разные виды познания присущи разным сущностям: стремление - животным, выбор - людям, воля - ангелам. Иными словами, Пико присваивал человеческой воле отдельное место, награждая её свободой. С.В. Перевезенцев справедливо подчёркивает тот факт,

что Джованни Пико дела Мирандола затрагивает фундаментальный тезис гуманитарной философии - «судьба человека находится в руках самого человека, ибо он облечен свободой воли» [1, с. 268].

Никколо Макиавелли утверждал, что главное в человеке - это воля, способность совершить действие, так как человек по своей сути обладает двумя наиболее ёмкими характеристиками. Во-первых, человек - существо эгоистическое, отсюда следует то утверждение, что «интерес — это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности» [1]. Во-вторых, человек по своей природе свободен, он волен поступать так, как считает нужным. Судьбу человека автор трактует в категории фортуны, а не фатума, причём судьба-фортуна лишь частично определяет человеческую жизнь, так, какая-то часть наших поступков принадлежит фортуне, остальная часть находится во власти нас самих [18].

Таким образом, эпоха Возрождения утвердила исключительный статус человеческой воли, суверенный статус человека, его свободу воли и свободу выбора, что вполне естественно объясняется социально-экономическими, политическими и прочими изменениями в мире во второй половине XIV -первой половине XVI вв.

Взгляды на волю у представителей Нового времени чрезвычайно разнородны и противоречивы. Различные трактовки понимания воли в этот период представлены в таблице: 1

Vrn^

Таблица 1

Трактовка воли основными представителями Нового Времени

Представитель эпохи Нового времени Философская ориентация Трактовка воли

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Основоположник эмпиризма Воля выступает как способность души, наряду с такими же способностями, как разум, воображение, память, влечение, аффекты [25].

Рене Декарт (1596-1650) Основоположник рационализма Воля противопоставлена разуму, она иррациональна. Выполняет познавательную функцию, является свойством души, «душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело» [41, с. 44].

Томас Гоббс (1588-1679) Представитель эмпиризма, сенсуалист Свободы воли нет, т. к. действия и поступки человека детерминированы внешними причинами, они всегда необходимы. И эта необходимость и делает человека свободным. Воля - это производная от стремления и отвращения [25].

Бенедикт Спиноза (1632-1677) Рационалист Воля складывается из отдельных желаний, обусловленных конкретными причинами. Она тождественна разуму. Так как свободная воля - это мираж, иллюзия, фикция, она вызывает у человека заблуждения, толкая его на то, чтобы он переступал границы разумного, истинного, не поддающегося сомнению [34].

Джон Локк (1632-1704) Представитель эмпиризма Воля - это сила (возможность), состоящая в акте предпочтения или акте выбора [22], она «никогда не выходит из повиновения велениям разума» [23, с. 202].

Артур Шопенгауэр (1788-1860) Представитель иррационализма Воля - это «космическая сила, слепое и бессознательное первоначало» [31, с. 62]. Она есть «вещь-в-себе», «нечто первое и основное ... изначальное и независимое», она есть человеческое тело, только в его объективированной форме [39, с. 251]. Зарубежные исследователи Николетта де Исна и Марко Сегала утверждают, что Шопенгауэр под волей понимал волю в самой себе, свободную от своей репрезентации [42].

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) Философ-идеалист, педагог «Воля есть желание с предположением достижения желаемого» [11, с. 263]. Воля есть не что-то раз и навсегда фиксированное, это процессуальная составляющая: при столкновении человека с разнообразными испытаниями, лишениями и отречениями воля имеет свойство усиления. Она «имеет свою фантазию и свою память», и она тем решительнее, чем более обладает последними [11, с. 264].

Теодюль Арман Рибо (1839-1916) Родоначальник опытного направления Проводит параллели между волей и творческим воображением: «воображение в области интеллекта эквивалентно воле в области движения» [32, с. 139]. Понимает волю с позиции индивидуальности каждого человека.

Vrn;

Окончание таблицы 1

Представитель эпохи Нового времени Философская ориентация Трактовка воли

Михаил Иванович Владиславлев (1840-1890) Философ, психолог, логик Воля есть «сила, управляющая течением всех психических процессов» [9, с. 531].

Фридрих Ницше (1844-1900) Иррационалист Волю трактует через категорию «воля к власти», сущность которой заключается в «её стремлении к мощи, к утверждению жизни» [16, с. 492].

Грот Николай Яковлевич (1852-1899) Один из основателей российской экспериментальной психологии Прослеживает тесную взаимосвязь между волей и чувством. Главная цель воли - достижение удовлетворения, и достигает она его посредством чувств [12].

Эдуард фон Гартман (1842-906) Мистический идеалист Воля тесно связана с представлением и не существует без него. «Воля есть стремление к переходу из состояния, выражаемого представлением насущной реальности, в состояние, выражаемое представлением реальности» [10, с. 88].

Несмотря на многообразие взглядов на волю у представителей Нового времени, очевидно, что воля в этот период имеет особый статус, выделяется как некое самостоятельное начало. Прослеживается связь воли и сознания, воля трактуется в связи с сознанием, со способностями, стремлениями, представлениями, чувствами человека. С одной стороны, провозглашается эмпирическое познание бытия, с другой - рационалистское. Кроме этого, отдельные представители этого времени утверждают иррациональное начало воли, ее связь с Космосом, с неизведанным и неподтверждённым.

Если говорить о современных тенденциях в понимании воли, на наш взгляд, можно выделить 3 основных направления философских исследований:

1. Уже сложившееся направление в изучении воли в русле свободы воли: морально-этический аспект "свободы воли" [24], различные векторы проявления свободы воли и их связь с ценностями человека и его этнопсихоло-

гической принадлежностью [13] и т. д.

2. Выделение и анализ таких разновидностей человеческой воли, как воля социальная [33], воля нравственная [3], воля художественная [8] и т. д. и проявление таких специфических видов воли в обществе и культуре.

3. Появление качественно нового понимания воли и её характеристик, возникающих как ответ на сложившийся этап развития общественной системы и научной мысли. А.Н. Яны-кина вводит в научный оборот понятие "воля к гуманизму", отражающее, по её мнению, «глубинную потребность человека преодолеть "культурный надлом", не опуститься до стадии "недочеловека"» [40, с. 17]. Т.П. Берсенева рассматривает связь свободы воли и Божественной Благодати с позиции синергии [5]. М.Б. Менский, на наш взгляд, открывает неизведанные перспективы изучения свободы воли, объясняя свободу воли и изменённые состояния сознания посредством специфики восприятия реальности в квантовой механике [26]. Отдельного

внимания заслуживает работа В.Г. Буданова, предлагающего, по нашему мнению, беспрецендентную стратегию выявления семи тел человека: материального, энергетического, рефлектор-но-эмоционального, тела логики, интуитивного, тела когерентности и тела воли [6]. Последнее, тело воли, представляет особый интерес, поскольку выводит понимание воли на совершенно иной уровень, на "волю особого порядка". Появление научных работ подобного рода и понимание воли такого уровня, по всей видимости, возникают как закономерное следствие вступившего в силу постнеклассиче-ского идеала научной рациональности [35; 21] с присущими ему особенностями и объяснительными категориями.

Таким образом, обзор философской литературы показал, что идея воли зародилась в период досократиков и прошла долгий путь развития. Будучи не вычлененной из абстрактного многообразия других понятий в ранний период, в классической греческой философии воля начинает рассматриваться отдельно как форма разумной души,

способной сдержать стихийные желания и страсти. В период эллинизма свобода воли соотносится с автономной сущностью человека, обладающего свободой выбора. Средневековые философы судьбу человека связывали с Божественной волей. В эпоху Возрождения на первый план выступает морально-этическая составляющая воли, провозглашается свобода воли, свобода выбора, человек выступает творцом собственной судьбы. В Новое время воля рассматривается через категорию "сознание" наряду с различными психическими составляющими и определяется через способности, стремления, чувства, желания. Философы XXI в., с одной стороны, продолжают изучать свободу воли, а с другой, обосновывают существование специфических видов воли, таких как социальная, художественная, нравственная и др., и исследуют их социокультурные проявления, а также предлагают совершенно новое понимание воли в рамках постнеклассического идеала научной рациональности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / сост. С.В. Перевезенцев.

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 448 с.

2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. О душе. М.: Мысль, 1976. 550 с.

3. Бадретдинова Г.З. Нравственная воля современной молодежи: противоречия в движе-

нии культуры // Вестник Башкирского государственного университета. 2014. Т. 19. № 4. С. 1561-1564.

4. Басов М.Я. О самобытности и сравнительном значении волевого элемента в душевной

жизни человека // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипноза. 1917. № 3-4. С. 17-34.

5. Берсенева Т.П. Синергия, Божественные энергии и свободная воля // Омский научный

вестник. 2012. № 5 (112). С. 123-125.

6. Буданов В.Г. Квантово-синергетический подход в антропосфере // CREDO NEW. 2014.

№ 4 (80). С. 52-67.

7. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989. 476 с.

Viisy

8. Веселова С.Б., Огарков А.Н. Художественная воля и власть в европейской культуре //

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1. С. 40-43.

9. Владиславлев М.И. Психология. Исследования основных явлений душевной жизни.

Т. 2. СПб.: СПб. университет, 1881. 564 с.

10. Гартман Э. фон. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного: бессознательное в явлениях телесной и духовной жизни / пер. с нем.; предисл. и введ. А.А. Козлова. 2-е изд., испр. М.: КРАСАНД, 2010. 322 с.

11. Гербарт И.Ф. Психология / предисл. В. Куренного. М.: Территория будущего, 2007. 288 с.

12. Грот Н.Я. Основание нравственного долга // Вопросы философии и психологии. М., 1892. Год 3. Кн. 15. С. 146-164.

13. Зимичев А.М., Забарин А.В. Свобода воли как этнопсихологическое основание ценностных ориентаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2011. Вып. 1. С. 290-295.

14. Иванников В.А. Уроки исследований воли // Национальный психологический журнал. 2016. № 3 (23). С. 59-63.

15. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

16. История философии: учеб. для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М.: Академический Проект, 2005. 680 с.

17. Карпов К.В. Проблема предопределения и свободы воли в культуре позднего средневековья (концепция Григория из Римини): автореф. дис. ... канд. филос. наук. M., 2010. 30 с.

18. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.: АСТ, 2010. 479 с.

19. Куксгаузен А.А. Античные концепции судьбы в культуре итальянского Возрождения: дис. ... канд. культурол. наук. Саратов, 2006. 218 с.

20. Лега В.П. История западной философии. Ч. 1. Античность. Средневековье. Возрождение: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство ПСТГУ, 2009. 452 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2001. 428 с.

22. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1 / под ред. М.Б. Митина и др. М.: Мысль, 1985. 621 с.

23. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 2 / под ред. М.Б. Митин и др. М.: Мысль, 1985. 560 с.

24. Максимов Л.В. Концепт «Свобода воли» в этике // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2. С. 5-19.

25. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 4-е изд. М.: Академия, 2004. 544 с.

26. Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и свобода воли // Философия науки. Т. 14: № 1. С. 53-63.

27. Нигматулин Р.Н. Философский анализ онтологических аспектов судьбы и свободы воли: дис. ... канд. филос. наук. Магнитогорск, 2000. 145 с.

28. Овдиенко В.И. Проблема свободы воли в античной философии: дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2006. 171 с.

29. Пережогин Л.О. Иллюзия свободы воли и идентичность // Независимый психиатрический журнал. 1999. № 1. С. 75-78.

30. Платон. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971. 687 с.

31. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

32. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. 400 с.

33. Самойлов И.Д. Онто-гносеологические аспекты социальной воли // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 1 (397). С. 19-21.

34. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. 631 с.

35. Степин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект: Альма Матер, 2015. 716 с.

36. Томашевский Н. Петрарка и его «Книга песен» // Петрарка Ф. Лирика. М.: Наука, 1980. С. 5-16.

37. Шестаков В.П. Эстетика Ренессанса: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1981. 496 с.

38. Шнейдер В. Свт. Августин Аврелий. О свободе воли (Предисловие) [Электронный ресурс] // Русский православный приход Покрова Пресвятой Богородицы в Граце: [сайт]. URL: http://www.prihod.rugraz.net/assets/pdf/Avgustin_Avrelij-O_svobode_voli. pdf (дата обращения: 31.01.2018).

39. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Мир как воля и представление / пер. с нем. Ю. Айхенвальда; под общ. ред. А. Чанышева. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. 496 с.

40. Яныкина А.Н. «Воля к гуманизму» как интенция субъектности человека в постне-классической культуре // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4-1. С. 16-19.

41. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: учеб. пособие. М.: Академия, 1996. 416 с.

42. De Cian N., Segala M. "What is will?" // Schopenhauer-Jahrbuch. 2002. No. 83. P. 13-42.

43. Gilbert N.W. The Concept of Will in Early Latin Philosophy // Journal of the History of Philosophy. 1963. Vol. 1. No. 1. P. 17-35.

44. Sorabji R. Emotion and Peace of Mind: From Stoic Agitation to Christian Temptation. Oxford: Oxford University Press, 2003. 512 p.

REFERENCES

1. Perevezentsev S.V., comp. Antologiya filosofii Srednikh vekov i epokhi Vozrozhdeniya [An-

thology of Philosophy of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow, OLMA-PRESS Publ., 2001. 448 p.

2. Aristotle. Sochineniya. T. 1. O dushe [Works. Vol. 1. On the Soul]. Moscow, Mysl'Publ., 1976.

550 p.

3. Badretdinova G.Z. [The Moral Will of Modern Youth: the Contradictions in the Movement

of Culture]. In: Vestnik BashGU [Bulletin of BashSU], 2014, vol. 19, no. 4, pp. 1561-1564.

4. Basov M.Ya. [On the Identity and Comparative Importance of Volitional Element in Human

Spiritual Life]. In: Vestnikpsikhologii, kriminal'noy antropologii i gipnoza [Herald of Psychology, Criminal Anthropology and Hypnosis], 1917, no. 3-4, pp. 17-34.

5. Berseneva T.P. [Synergy, Divine Energy and Free Will]. In: Omskii nauchnyi vestnik [Omsk

Scientific Bulletin], 2012, no. 5 (112), pp. 123-125.

6. Budanov V.G. [Quantum Synergetic Approach in Anthroposphere]. In: CREDO NEW, 2014,

no. 4 (80), pp. 52-67.

7. Valla L. Ob istinnom i lozhnom blage. O svobode voli [On True and False Good. The Freedom

of Will]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 476 p.

8. Veselova S.B., Ogarkov A.N. [Artistic Liberty and Power in the European Culture]. In: Sankt-

Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of St. Petersburg State University of Culture and Arts], 2017, no. 1, pp. 40-43.

9. Vladislavlev M.I. Psikhologiya. Issledovaniya osnovnykh yavlenii dushevnoi zhizni. T. 2. [Psy-

chology. The Studies of the Main Phenomena of Mental Life. Vol. 2.] St. Petersburg, St. Petersburg University Publ, 1881. 564 p.

10. Hartmann E. von Sushchnost'mirovogoprotsessa, ili Filosofiya bessoznatel'nogo: bessoznatel'noe vyavleniyakh telesnoi i dukhovnoi zhizni [The Essence of the World Process, or the Philosophy of the Unconscious: the Unconscious in Bodily and Spiritual Life]. Moscow, KRASAND Publ., 2010. 322 p.

11. Herbart J.F. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, Territory of the Future Publ., 2007. 288 p.

12. Grot N.Ya. [The Basis of Moral Duty]. In: Voprosy filosofii ipsikhologii [The Issues of Philosophy and Psychology. Vol. 15]. Moscow, 1892, pp. 146-164.

13. Zimichev A.M., Zabarin A.V. [Free Will as Ethnopsychological Basis of Value Orientations]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12 [Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 12], 2011, no. 1, pp. 290-295.

14. Ivannikov V.A. [The Lessons of Will Research]. In: Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal], 2016, no. 3 (23), pp. 59-63.

15. Ilyin E.P. Psikhologiya voli [Psychology of Will]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 368 p.

16. Vasil'ev V.V., Krotov A.A., Buguy D.V., eds. Istoriya filosofii [History of Philosophy]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2005. 680 p.

17. Karpov K.V. Problema predopredeleniya i svobody voli v kul'ture pozdnego srednevekov'ya (kontseptsiya Grigoriya iz Rimini): avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [The Problem of Predestination and Free Will in Late Medieval Culture (Gregory of Rimini's Concept): PhD Thesis in Philosophy]. Moscow, 2010. 30 p.

18. Kirilenko G.G., Shevtsov E.V. Kratkii filosofskii slovar [Short Philosophical Dictionary]. Moscow, AST Publ., 2010. 479 p.

19. Kuksgauzen A.A. Antichnye kontseptsii sud'by v kul'ture ital'yanskogo Vozrozhdeniya: dis. ... kand. kul'turol. nauk [The Ancient Concept of Fate in the Culture of Italian Renaissance: PhD Thesis In Cultural Studies]. Saratov, 2006. 218 p.

20. Lega V.P. Istoriya zapadnoi filosofii. Ch. I. Antichnost'. Srednevekove. Vozrozhdenie [The History of Western Philosophy. Part I. Antiquity. The Middle Ages. The Renaissance]. Moscow, PSTHU Publ., 2009. 452 p.

21. Leshkevich T.G. Filosofiya nauki: traditsii i novatsii [Philosophy of Science: Traditions and Innovations]. Moscow, PRIOR Publ., 2001. 428 p.

22. Locke J. Sochineniya. T. 1 [Works. Vol. 1]. Moscow, Mysl'Publ., 1985. 621 p.

23. Locke J. Sochineniya. T. 2 [Works. Vol. 2]. Moscow, Mysl' Publ., 1985. 560 p.

24. Maksimov L.V. [The Concept of "Free Will" in Ethics]. In: Eticheskaya mysl' [Ethical Thought], 2015, vol. 15, no. 2, pp. 5-19.

25. Martsinkovskaya T.D. Istoriya psikhologii [The History of Psychology]. Moscow, Academia Publ., 2004. 544 p.

26. Mensky M.B. [Quantum Mechanics, Consciousness and Free Will]. In: Filosofiya nauki [Philosophy of Science], vol. 14, no. 1, pp. 53-63.

27. Nigmatulin R.N. Filosofskii analiz ontologicheskikh aspektovsud'by i svobody voli: dis.... kand. filos. nauk [Philosophical Analysis of the Ontological Aspects of Fate and Free Will: PhD Thesis in Philosophical Science]. Magnitogorsk, 2000. 145 p.

28. Ovdienko V.I. Problema svobody voli v antichnoi filosofii: dis. ... kand. filos. nauk [The Problem of Free Will in Ancient Philosophy: PhD Thesis in Philosophical Science]. Krasnodar, 2006. 171 p.

29. Perezhogin L.O. [The Illusion of Free Will and Identity]. In: Nezavisimyi psikhiatricheskii zhurnal [Independent Psychiatric Journal], 1999, no. 1, pp. 75-78.

30. Plato. Sobranie sochinenii. T. 3. Ch. 1 [Plato. Collected Works. Vol. 3. Part 1]. Moscow, Mysl' Publ., 1971. 687 p.

31. Petrovskii A.V., M.G. Yaroshevskii M.G., eds. Psikhologiya. Slovar' [Psychology. Dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1990. 494 p.

32. Ribo T. Bolezni lichnosti. Opyt issledovaniya [Diseases of the Individual. Research Experience]. Minsk, Harvest Publ., Moscow, AST Publ., 2001. 400 p.

33. Samoilov I.D. [Onto-Epistemological Aspects of Social Will]. In: Vestnik ChelGU [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2017, no. 1 (397), pp. 19-21.

34. Spinoza B. Izbrannyeproizvedeniya. T. 1 [Selected Works. Vol. 1]. Moscow, State Publishing House of Political Literature Publ., 1957. 631 p.

35. Stepin V.S. Filosofiya i metodologiya nauki [Philosophy and Methodology of Science]. Moscow, Academic Project Publ., Alma Mater Publ., 2015. 716 p.

36. Tomashevsky N. Petrarka i ego "Kniga pesen" [Petrarch and his "Book of Songs"]. In: Pe-trarka F. Lirika [Lyrics]. Moscow, Nauka Publ., 1980. pp. 5-16.

37. Shestakov V.P. EstetikaRenessansat. T. 1 [The Aesthetics of the Renaissance. Vol. 1]. Moscow, Art Publ., 1981. 496 p.

38. Shneider V. [St. Augustine Aurelius. The Freedom of Will (Introduction)]. In: Russkii pra-voslavnyi prikhod Pokrova Presvyatoi Bogoroditsy v Gratse [Russian Orthodox Parish of the Holy Virgin in Graz]. Available at: http://www.prihod.rugraz.net/assets/pdf/Avgustin_ Avrelij-O_svobode_voli.pdf (accessed: 31.01.2018).

39. Schopenhauer A. Sobranie sochinenii. T. 1: Mir kak volya i predstavlenie [Collected Works. Vol. 1: The World as Will and Representation]. Moscow, TERRA - Book Club Publ., Republic Publ., 1999. 496 p.

40. Yanykina A.N. ["Freedom for Humanity" as Intention of Personal Subjectivity in Post-Non-Classical Culture]. In: Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts], 2014, no. 4-1, pp. 16-19.

41. Yaroshevsky M.G. Istoriya psikhologii ot antichnosti do serediny XX v. [History of Psychology from Antiquity to the Mid-20th Century]. Moscow, Academia Publ., 1996. 416 p.

42. De Cian N., Segala M. "What is Will?". In: Schopenhauer-Jahrbuch, 2002, no. 83, pp. 13-42.

43. Gilbert N.W. The Concept of Will in Early Latin Philosophy. In: Journal of the History of Philosophy, 1963, vol. 1, no. 1, pp. 17-35.

44. Sorabji R. Emotion and Peace of Mind: From Stoic Agitation to Christian Temptation. Oxford, Oxford University Press, 2003. 512 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Смирнова Ольга Юрьевна - аспирант кафедры организационной психологии Национального исследовательского университета Высшей школы экономики; e-mail: o.smirnovau@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga Yu. Smirnova - postgraduate student at the Department of Organizational Psychology, National Research University "Higher School of Economics"; e-mail: o.smirnovau@mail.ru

\\Y9J

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Смирнова О.Ю. Основные философско-исторические этапы в изучении воли // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 1. С. 108-120 DOI: 10.18384/2310-7227-2018-1-108-120

FOR CITATION

Smirnova O.Yu. Basic Philosophical and Historical Stages in the Study of Volition. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2018, no. 1, рр. 108-120 DOI: 10.18384/2310-7227-2018-1-108-120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.