Научная статья на тему 'Основные факторы, затрудняющие применение мерчандайзинга в розничной торговле бытовой техникой'

Основные факторы, затрудняющие применение мерчандайзинга в розничной торговле бытовой техникой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЧАНДАЙЗИНГ / MERCHANDISING / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / ТОРГОВАЯ ТОЧКА / ПРИНЦИПЫ МЕРЧАНДАЙЗИНГА / MERCHANDISING PRINCIPLES / ПРОГРАММА МЕРЧАНДАЙЗИНГА / MERCHANDISING PROGRAM / РИТЕЙЛЕРЫ / RETAILERS / МАРКЕТИНГ / MARKETING / OUTLET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова O. B.

Что затрудняет применение мерчандайзинга в торговой розничной сети? Какие проблемы в этой области стоят на повестке дня? Автор отвечает на эти вопросы, предлагая вниманию читателей многофакторную модель мерчандайзинга, построенную на основе исследования, проведенного экспертами. В фокусе внимания определенный сегмент рынка: торговля бытовой техникой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Factors Hindering the Implementation of Merchandising in the Retail Trade of Household Appliances

What complicates the use of merchandising in retail chains? What are the problems in this area? The author answers these questions by suggesting a multi-factorial model of merchandising based on a study made by experts. The article focuses on certain market segment retail trade of household appliances

Текст научной работы на тему «Основные факторы, затрудняющие применение мерчандайзинга в розничной торговле бытовой техникой»

_Аннотация

Что затрудняет применение мерчандайзинга в торговой розничной сети? Какие проблемы в этой области стоят на повестке дня? Автор отвечает на эти вопросы, предлагая вниманию читателей многофакторную модель мер-чандайзинга, построенную на основе исследования, проведенного экспертами. В фокусе внимания определенный сегмент рынка: торговля бытовой техникой.

Ключевые слова: мерчандайзинг, розничная торговля, торговая точка, принципы мерчандайзинга, программа мерчандайзинга, ритейлеры, маркетинг

Балашова О.В.

аспирантка кафедры маркетинга Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск Ks1980@mail.ru

мерчандайзинг при продаже

бытовой техники

основные факторы,

затрудняющие применение мерчандайзинга

в розничной торговле бытовой техникой

Исторически инициатива по внедрению идей мерчандайзинга исходит от наиболее организованных розничных торговцев, которыми являются сети общероссийских супермаркетов. Использование принципов мерчандайзинга в розничном торговом сегменте затрудняет ряд факторов, прямо или косвенно препятствующих становлению и развитию отечественной системы мерчандайзинга розничной торговли.

Так, по результатам экспертного опроса, проведенного в г Новосибирске среди управляющих и заведующих магазинами бытовой техники, были выявлены основные факторы, которые,

по их мнению, препятствуют использованию мерчандайзинга в их торговых точках. Эксперты отмечают в целом многогранность проблемы практического внедрения методов мерчан-дайзинга. После изучения, анализа и обобщения результатов проведенного опроса, была разработана многофакторная модель мерчандайзинга в розничной торговле (см. рис. на с. 135). Основанием для объединения факторов в модель является их основная сущность (источник первопричины). Рассмотрим более детально каждую группу факторов, входящих в многофакторную модель мерчандайзинга в розничной торговле.

Организационно-технологические факторы

1. Изменения в секторе розничной торговли, в частности формирование и внедрение в практику ее новых форм.

2. В настоящее время мы наблюдаем, что поставщики создают систему индивидуальных стандартов мерчандайзин-га для конкретной торговой сети или розничной торговой точки и конкури-

руют между собой за право реализации своей концепции. Как результат, во главу угла ставится достижение целей производителя (поставщика) или розничного посредника. В итоге это приводит:

- к отсутствию учета специфики розничной торговой точки, ее заинтересованности в программе мерчандай-зинга;

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

- эволюция розничной торговли;

- доминирование реализации принципов мерчандайзинга производителя в точках продаж;

- диспропорция в отношении «объем ассортимента - торговая площадь»;

- отсутствие внимания к фактору «атмосфера магазина»;

- отсутствие комплексного подхода к реализации программ мерчандайзинга;

- однотипность используемых средств и инструментов мерчандайзинга большинством ритейлеров

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

- экономия на привлечении профессиональных специалистов-мерчандайзеров;

- разработка программы мерчандайзинга по остаточному принципу;

- привлечение для реализации программы мерчандайзинга временных работников (студентов);

- низкий уровень вложений в обучение торгового персонала;

- экономия на предпродажных исследованиях предпочтений потребителей;

- дисбаланс между структурой продаж и структурой площадей выкладки товаров;

- восприятие мерчандайзинга как временных акций;

- отрицательный опыт использования мерчандайзинга

МЕРЧАНДАИЗИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Т

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ:

- особый менталитет восприятия программ мерчандайзинга;

- размытое представление о целевой аудитории конкретной группы товаров;

- отсутствие четко сформулированной цели программы мерчан-дайзинга;

- восприятие мерчандайзера как представителя производителя, обеспечивающего только выкладку товара в торговой точке

I

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

- мнение о разработке программ мерчандайзинга по факту, а не в стратегической перспективе

- использование традиционных методов/инструментов мер-чандайзинга без учета специфики товара, потребительских предпочтений;

- работа торгового персонала по заученному шаблону;

- банальное использование мерчандайзинга как модного инструментария маркетинга

Рис. Многофакторная модель мерчандайзинга в розничной торговле

- отсутствию комплексного подхода к разработке схемы мероприятий мерчандайзинга в цепочке «производитель

- розничный продавец - покупатель»,

3, Желание многих ритейлеров представить на ограниченной торговой площади максимально возможное число товаров, Это приводит к заграмож-денности торгового зала, отсутствию достаточной площади для свободного перемещения покупателей, ощущению тесноты и сдавленности внутри подобных розничных торговых центров/магазинов, Покупатель не может сосредоточиться на оценке и выборе товара, так как на него психологически давит желание покинуть замкнутое пространство,

4, Отсутствие понимания «атмосферы магазина» у ритейлеров или восприятие данного фактора как малозначимого, косвенно влияющего на формирование результатов хозяйственной деятельности, в конечном итоге - прибыли торговой точки,

5, Отсутствие комплексного подхода использования маркетинговых инструментов при реализации программы мерчандайзинга, В результате не подкрепленная или слабоподкрепленная другими инструментами маркетинговых коммуникации программа мерчандай-зинга дает низкие результаты или вообще ни какие,

6, Однотипность используемых средств и инструментов мерчандайзинга большинством розничных торговых точек, Как следствие, невосприимчивость потенциальными покупателями к этим стимулирующим факторам, В результате выгоду получат те ритейлеры, которые первыми будут использовать в своей практике новые методы и инструменты мерчандайзинга, а также со временем и вовремя возрождать хорошо забытые старые,

Экономические факторы

1, Экономия на привлечении профессиональных специалистов по мер-чандайзингу, глубоко разбирающихся в данной области и имеющих опыт работы в конкретном аспекте маркетинга,

2, Разработка программы мерчандай-зинга собственными силами, Обычно сотрудниками отдела маркетинга или даже отдела сбыта, которые не считают функцию работы в направлении мерчандайзинга своей основной обязанностью и соответственно относятся к выполнению данной задачи как к разовому поручению,

3, Привлечение для реализации программы мерчандайзинга временных работников, причем в большинстве случаев (более 70% по результатам опроса управляющих розничных магазинов) это студенты,

4, Низкий уровень вложений в обучение торгового персонала, участвующих в процессе реализации программ мер-чандайзинга,

5, Экономия или нежелание вкладывать средства в предпродажные маркетинговые исследования предпочтений потребителей, В результате предлагается не то, что требуется потребителю,

6, Проведение малобюджетных исследований потребителей, что приводит к поверхностным представлениям о целевой группе,

7, До сих пор остается проблема дисбаланса между структурой продаж и структурой площадей выкладки товаров, Выкладка товара в торговых залах осуществляется на усмотрение сотрудника, а не на основании четких аналитических расчетов,

8, Мерчандайзинг воспринимается владельцами торговых точек как кратковременные акции, а не стратегическая политика сбыта товаров и услуг,

9. Неэффективность или очень низкая эффективность уже использованных инструментов мерчандайзинга.

Поведенческие факторы

1. Существование мнения, что программы мерчандайзинга стоит разрабатывать и реализовывать лишь при явном падении прибыльности розничной деятельности, при активных действиях конкурентов - как ответные шаги, в праздничные периоды - с целью переманивания клиентов от конкурентов.

2. Использование традиционных методов или инструментов мерчандай-зинга, без учета специфики товара, а также особенностей покупателей кон-крентного региона (района). Как пример можно привести разные подходы к выбору бытовой техники горожан и жителей сельской местности. Для жителя города кроме функционально-эргономических факторов не менее значимым является престиж модели (торговой марки) в кругу общения конкретного покупателя. Для сельского же жителя основополагающим фактором в решении о покупке является цена.

3. Работа торгового персонала по заученному шаблону без гибкости и адаптации к потребностям конкретного покупателя.

4. Банальное использование мерчан-дайзинга как модного инструментария маркетинга.

Социально-культурные факторы

1. Восприятие покупателями сегодня некоторых инструментов мерчандай-зинга как нечто чуждого. Возьмем, к примеру, элементарное приветствие посетителей магазина сотрудниками розничного торгового предприятия. В первое время использования данного инструмента, потенциальный покупатель забывал, с какой целью зашел

в магазин или салон и, немного поблуждав, выходил ни с чем. Некоторые потенциальные покупатели были сконфужены таким вниманием к их персоне со стороны торгового персонала и уже старались не привлекать к себе внимание.

2. Размытое представление о целевой аудитории конкретной группы товаров, для которой ритейлеры используют средства мерчандайзинга. В некоторых случаях даже полное отсутствие описания целевой аудитории для конкретной «программы» мерчандайзинга.

3. Отсутствие четко сформулированной цели программы мерчандайзинга. В большинстве случаев разработка или заказ программы мерчандайзин-га строится на желании продать максимально возможное количество товаров за короткий период времени. Практика торгового бизнеса такова, что продавцы не имеют возможности уделять достаточно времени на продумывание основных моментов программ маркетинга и в частности мерчандайзинга. По большей части реализуются типовые программы мерчандайзинга, как результат - низкая эффективность программы мер-чандайзинга в каждом конкретном случае.

4. На региональных рынках до текущего момента мерчандайзер воспринимается как сотрудник поставщика, обеспечивающий грамотную выкладку товара, с целью максимального привлечения потребителя и содействия процессу покупки. Однако структуризация и анализ эффективности мер-чандайзинга постепенно будут способствовать тому, что из стихийного он трансформируется в успешный элемент маркетинга отношений. Появится новый эволюционный тип мерчандай-

зинга, который осуществляется представителями розничной торговли (сети либо торговой точки) самостоятельно или с привлечением специализированного агентства.

Таким образом, по результатам опроса экспертов удалось выявить и объединить в группы факторы, которые затрудняют применение мерчандайзинга в розничной торговле. Разработанная многофакторная модель позволяет системно подойти к анализу сложившейся ситуации в розничном торговом бизнесе при внедрении концепции мерчандазинга.

Литература

1. Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Мерчандайзинг: Учебное пособие. -М.: Кнорус, 2007. - 144 с.

2. Сэнд Г.А. Принципы мерчандай-зинга. / Пер. с англ. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 256 с.

3. Сысоева С.В. Книга директора магазина. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.

4. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Мерчандайзинг. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

5. Федько В.П., Бондаренко В.А. Мер-чандайзинг и сэмплинг: Учебное пособие. М.: Март, 2006. 304 с.

Balashova O.V.

Postgraduate Student, Chair of Marketing, Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk

Main Factors Hindering the Implementation of Merchandising in the Retail Trade of Household Appliances

_Abstract

What complicates the use of merchandising in retail chains? What are the problems in this area? The author answers these questions by suggesting a multi-factorial model of merchandising based on a study made by experts. The article focuses on certain market segment - retail trade of household appliances

Keywords: merchandising, retail trade, outlet, merchandising principles, merchandising program, retailers, marketing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.