ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 81 ’233
АА. Бондаревич
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Г.Р. Доброва
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ МОРФОНОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРЕДОВАНИЙ
Целью данного исследования является определение основных факторов, влияющих на освоение детьми морфонологиче-ских чередований. Рассматривается ряд условий, не анализировавшихся ранее: освоенность входящих в чередование или в его контекст фонем; сложности в произношении некоторых фонемных комбинаций в словоформах с данным чередованием; потенциал для сверхгенерализации данного чередования; освоенность морфологических правил, связанных с контекстом чередования; различия между референциальными и экспрессивными детьми в освоении чередований.
Морфонология, чередование, онтолингвистика, референциальные дети, экспрессивные дети.
The purpose of the study is to determine the factors influencing the children’s mastering morphophonemic alternations. The paper considers a number of new conditions such as mastering the phonemes included in alternation or in the context; difficulties in articulation of some phonemic combinations resulting from the alternation; potential for over-generalisation of the alternation; mastering morphological rules determining the context of the alternation; differences between referential and expressive children in mastering the alternations.
Morphophonemics, alternation, ontolinguistics, referential children, expressive children.
Определение факторов, влияющих на процессы освоения детьми различных классов чередований, было одной из задач проведенного нами исследования морфонологических чередований русского языка в детской речи.
Материал исследования представляет собой дневниковые записи и расшифровки видеозаписей спонтанной речи детей из фонда данных кафедры детской речи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Основу материала составляют записи речи четырех детей: Вани Я., Ани С., Лизы Е. и Вити О. Также рассматривались примеры детских высказываний, взятые из сборников и некоторых онтолингвистических работ (в том числе из монографии С.Н. Цейтлин «Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи» [4]). Большинство собранных высказываний были сделаны детьми в возрасте от 2 до 5 лет, но в исследовании также учитывался материал, соответствующий более ранним и более поздним возрастам.
При решении задачи определения и формулировки факторов, влияющих на освоение морфонологических чередований детьми, мы исходили из достаточно очевидной посылки, состоящей в том, что освоение правил морфонологии, как дисциплины, находящейся на стыке фонологии и морфологии, неизбежно будет обусловлено причинами как фонологического, так и морфологического характера, причем часть причин должна быть связана с общеязыковыми свойствами осваиваемого материала, а часть - с определенными специфичными для детской речи явлениями.
Наше исследование опирается на фонологические представления Ленинградской (Петербургской) фонологической школы (ЛФШ) и на трактовку морфоноло-
гии с позиций ЛФШ, данную В.Б. Касевичем [2]. В области же собственно исследования морфонологических чередований в детской речи мы опирались на работу Л.А. Пиотровской «Усвоение исторических чередований детьми в возрасте четырех - шести лет» [3], также основанную на позициях ЛФШ и морфоно-логических концепциях В. Б. Касевича.
Мы позволим себе привести в сокращенном виде основные выводы Л. А. Пиотровской о факторах, влияющих на освоение детьми исторических (морфонологических) чередований [3, с. 74]. К факторам, упрощающим освоение детьми чередований, относятся:
- высокая частотность слов и форм, которым сопутствует данное чередование (например, обилие в речи детей и в речи, обращенной к детям, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, перед которыми происходят чередования к // ч, г // ж, х // ш);
- регулярность использования данного чередования при формо- и словообразовании (как в случае с к // ч, г // ж, х // ш);
- связь данного чередования с ограничениями на сочетаемость фонем (невозможность *книгка, *рукка)
К факторам, осложняющим освоение детьми чередований, относятся:
- связь данного чередования с одной или несколькими позициями в сложной многочленной парадигме (как в случае чередований с исходными переднеязычными или губными в парадигме глагола);
- отсутствие закрепленности данного чередования за ограниченным числом правил (т.е. моделей словообразования или словоизменения);
- изменение числа фонем в результате чередования (в случае наращений или элизий).
Наше собственное исследование в целом подтверждает наличие сформулированных выше факторов. Однако полученные данные дают основание уточнить и дополнить данный список. Поскольку материал исследования основывается, в первую очередь, на записях спонтанной речи детей 2 - 5 лет (отчасти с выходом за эти рамки, но основной объем материала приходится на период 2 - 4 лет, т. е. с самого начала освоения морфонологии детьми), он дополняет материал Л. А. Пиотровской в плане возрастного диапазона исследуемых явлений. Кроме того, нами был рассмотрен более широкий круг основных классов чередований, в том числе чередования - мены гласных и чередования гласных с сочетаниями вида «гласный + согласный».
Далее перечислим дополнительные факторы, с нашей точки зрения, влияющие на освоение детьми чередований.
1. Фонологическая освоенность чередования, то есть освоенность фонем, занимающих ступени данного чередования. Этот фактор крайне важен при мор-фонологическом анализе речи ребенка на ранних стадиях и является не столько способствующим освоению чередования, сколько необходимым условием для освоения. Так, когда мы сталкиваемся с формами *каха (каша - Ваня 2;01.02) и *х]уха (хрюша - Ваня 2;01.20), то мы можем принять такие формы за инновации, сделанные по той же модели, что и *чаха (от чашка) или *крыха (от крышка), что свидетельствовало бы об освоенности чередования х // ш. Однако весьма ранний возраст, к которому относятся эти высказывания, и тот факт, что в соответствующий период фонема <ш> у ребенка отсутствовала (в случае с *каха) или только начинала появляться (в случае с *х/уха), говорит о том, что здесь, скорее всего, речь идет не о чередовании, а просто о воспроизводстве слоговой структуры слова с ассимиляцией согласного во втором слоге по образцу согласного в первом слоге.
2. Сложности в произношении словоформ, связан-
ных со ступенями данного чередования. Если принципиальные фонотактические ограничения способствуют освоению ряда чередований (ср. *книгка,
*рукка), то наличие форм, не попадающих под такие ограничения, но тем не менее достаточно сложных для произношения, может осложнять освоение. Возникновение таких детских форм как дятыла и дяти-лы (Ваня 3;3.18), ременя (Ваня 3;9.27) может быть связано со сложностью произношения без второго промежуточного гласного словоформы с тремя переднеязычными согласными ([д], [т], [л], из которых два представляют собой кластер) или тремя сонантами ([р], [м], [н], из которых два опять же представляют собой кластер).
3. Фонологическая освоенность контекста, то есть освоенность фонем, составляющих контекст данного чередования. Так, крайне распространенными являются ошибки в формах слова лев и производных словах: *йива (Ваня 2;7.15), *йивенка (Ваня 2;10.02), *ивитя. (Ваня 2;7.15) Здесь мы видим, что неосвоен-ность ребенком артикуляции [л’] способствует воз-
никновению дополнительного гласного после начального Ц] или эллиптированного [л’]. По сходным причинам в речи ребенка может происходить распространение беглости гласного на некоторые корни. Примером такого рода является слово *тигий (тигр, Ваня 2;3.09).
4. Наличие потенциала для генерализационных ошибок в виде морфем и словообразовательных / словоизменительных моделей, где данное чередование в норме отсутствует, но при этом сходных по ряду характеристик с морфемами, где данное чередование присутствует. Так, генерализация беглости гласных проявляется не только в распространении данного чередования на слова типа Владивосток, где дети могут принимать концовку слова за суффикс с беглой гласной, отчего возникают такие формы, как Владиво-стка (пример С. Н. Цейтлин), но и в распространении беглости на суффикс -ик. Возникновение таких форм как *купки (кубики, Ваня 2;3.09), в *сятке (садике, Ваня 2;5.08) может быть связано с тем, что в безударной позиции экспонент суффикса -ик совпадает с экспонентом суффикса -ек.
5. Морфологическая освоенность словообразовательных и словоизменительных моделей, которым сопутствует чередование. Многие детские ошибки, которые могут показаться ошибками в чередованиях, на самом деле связаны с неполным морфологическим освоением отдельных парадигм и словообразовательных моделей. В примерах плачет=плакаит (Аня 3;05.09), зайкины=заячнины (Лиза 2;03) морфологический контекст - суффиксы при основе с чередованием
- выбран неверно, но в условиях соответствующего ему фонологического контекста в морфеме с чередованием реализуется правильная ступень. Определяющим ошибку здесь является, по-видимому, морфологический фактор. Однако нельзя не отметить, что отсутствие в форме плакаит ступени чередования, связанной с основой глагола настоящего времени, также ярко маркирует данную форму как ненормативную. Тем не менее, по окончанию словоформы можно вполне однозначно вычислить ее значение, хотя значение окончания настоящего времени вступает в определенное противоречие с суффиксом и ступенью чередования, связанными с формами прошедшего времени и инфинитивом. Такие примеры интересны в аспекте проблемы знаковости морфонологических явлений, т. е. возможности для данных явлений выступать в качестве самостоятельного носителя значения, в данном случае - грамматического. Эти примеры показывают, что если мы вообще можем здесь говорить о знаковости, то эта знаковость носит вторичный и сопутствующий характер.
7. Частеречная принадлежность слова, содержащего данное чередование, в сочетании с типологической принадлежностью ребенка. С нашей точки зрения, у референциальных детей ошибки морфонологического характера связаны в основном с чередованиями при словообразовании и словоизменении глаголов, а доля ошибок в парадигмах существительных и прилагательных невелика. У экспрессивных детей также достаточно много ошибок в глаголах, но при этом гораз-
до больше доля ошибок в существительных и прилагательных (подробнее о референциальных и экспрессивных детях см. [1]).
Так, ошибки в чередованиях, связанных с «беглыми гласными» (они свойственны в основном именным частям речи), гораздо реже встречаются у референциальных детей и чаще у экспрессивных. У экспрессивного Вани Я. широко представлены ошибки с реализацией беглых гласных в суффиксах и распространением беглости на суффикс -ик, тогда как у референциальных Лизы Е. и Ани С. мы таких ошибок практически не находим (при этом у всех троих детей зафиксированы ошибки с реализаций беглости в корнях, и у Вани таких ошибок также больше).
То, что доля морфонологических ошибок в существительных оказывается выше у экспрессивных детей, внешне противоречит тому факту, что референциальным детям свойственна большая доля существительных в речи. Однако, по-видимому, дело в том, что референциальные дети не просто имеют тенденцию к более широкому использованию существительных в речи, но и тенденцию к более быстрому и легкому их освоению (по крайней мере, в аспекте морфонологии).
Итак, в ходе исследования был выявлен ряд не анализировавшихся ранее факторов, влияющих на освоение детьми морфонологических чередований. Анализ этих факторов должен быть положен в основу изучения процессов освоения морфонологии в онтогенезе.
Литература
1. Доброва, Г.Р. О вариативности речевого онтогенеза: референциальные и экспрессивные стратегии освоения языка / Г.Р. Доброва // Вопросы психолингвистики. Научный журнал теоретических и прикладных исследований. Пермский государственный университет. - Пермь. - 2009. - № 9. - С. 54 - 71.
2. Касевич, В.Б. Морфонология / В.Б. Касевич. - Л., 1986.
3. Пиотровская, Л.А. Усвоение исторических чередований детьми в возрасте четырех - шести лет / Л.А. Пиотровская // Детская речь: лингвистический аспект / Под ред. С.Н. Цейтлин. - СПб., 1992. - С. 66 - 76.
4. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2009.
УДК 070
Ф.А. Ветров
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор А.В. Чернов
МОДЕЛЬ ОТРАЖЕНИЯ КРИЗИСА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В ДЕЛОВОМ ЖУРНАЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «ЭКСПЕРТ»)
Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение № 14.132.21.1044
Статья посвящена моделированию отражения кризиса как социально-экономического явления в деловом журнале. Определить специфику отражения кризиса в деловых СМИ и конкретном издании представляется возможным при помощи моделирования общей схемы отражения кризисных ситуаций в деловых медиа.
Дискурс масс-медиа, критический дискурс-анализ, деловой журнал.
The article is devoted to modeling of crisis reflection as social and economic phenomenon in the business journal. Modeling of the general reflection scheme of crisis situations in business media helps to define the specifics of crisis reflection in business mass media and the journal.
Mass media discourse, critical discourse-analysis, business journal.
Социально-экономический кризис 2008 г. привнес новые смыслы, структуры не только в мировую и национальные экономики, но и стал основой формирования специфического контента кризисной коммуникации. Дискурс кризиса в деловых СМИ может быть рассмотрен как концепция функционирования в период кризиса, поиска инструментов отражения кризиса и экспертизы кризисных коммуникаций, а главное, как конструирование элемента медиакартины мира. Выделение отдельного элемента медиакартины мира становится возможным, поскольку сама
современная медиакартина мира «демонстрирует все признаки дискретности, разорванности, мозаичности» [1, с. 13]. Такой ракурсный взгляд на отдельный объект действительности определяет особый способ видения, отражения реального феномена. Тогда кризис может быть рассмотрен как медиадискурсивный факт (в терминах И.В. Анненковой), и отражение кризиса 2008 - 2010 гг. в деловых СМИ оказывается интерпретацией объективного феномена социальноэкономического кризиса. Особый интерес представляет интерпретация деловых СМИ, которые претен-