УДК 316.346
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-2-14
Е. В. Щанина
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация.
Актуальность и цели. Цель статьи - определить классификацию типов социального поведения пожилых людей в современном российском обществе и выявить социокультурные факторы, влияющие на становление типов социального поведения и на выбор социальных стратегий пожилых.
Материалы и методы. В качестве методологии выбран социокультурный подход, который предполагает анализ социальных и культурных проявлений социального поведения и оценки пожилыми людьми своего социального статуса (через их оценку социального самочувствия и возможностей социального взаимодействия как с социальными институтами, так и с представителями других социальных статусов). Основными методами исследования были анкетные опросы и сравнение их результатов.
Результаты. На основе полученных результатов опросов пожилых (п = 294 человека, 2014 г.) автор анализирует выделенные показатели социального самочувствия, оценку перемены своего социального статуса, возможности изменений в семейных отношениях и возможности выбора (формирования) стратегий социального поведения пожилых.
Выводы. Автор выделяет ряд условных групп среди опрошенных пожилых, которые характерны и для всей генеральной совокупности, поскольку характеризуют социальное поведение и возможности социальной адаптации пожилых в современном российском обществе: достаточно успешно адаптированные, их стратегия - активное социальное поведение; лица с большой вероятностью адаптированности, но еще находящиеся в процессе социальной адаптации, их стратегия - стремление к активному социальному поведению; лица с малой вероятностью адаптированности, которым нужна посторонняя и постоянная помощь, их стратегия - пассивное и отчасти асоциальное поведение; неадаптированные, для которых характерен выбор только пассивной социальной стратегии и чаще всего асоциальное поведение.
Ключевые слова: пожилой человек, адаптация, социальное самочувствие, стратегия, социокультурный подход, социальное поведение.
E. V. Shchanina
MAIN FACTORS OF SOCIAL ADAPTATION OF ELDERLY PEOPLE IN THE MODERN SOCIETY
Abstract.
Background. The goal of the work is to classify types of social behavior of elderly people in the modern Russian society and to reveal sociocultural factors that influence the formation of social behavior types and the choice of social strategies by the elderly.
Materials and methods. The methodology consisted of a sociocultural approach based on analyzing social and cultural manifestations of social behavior and self-estimating the social status by elderly people (through their estimation of social feelings and opportunities for social interaction both with social institutions and rep-
resentative of other socials statuses). The main research methods were questionnaires and comparing of the results thereof.
Results. On the basis of surveys among elderly people (n = 294 people, 2014) the author analyzes the marked indicators of social feeling, evaluation of the change of their social status, possibilities of changes in family relations and choosing (forming) strategies of social behavior of the elderly.
Conclusions. The author points out a number of conditional groups amoung the surveyed elderly people, which are characteristic of the general population as they describe social behavior and opportunities for social adaptation of the elderly in the modern Russian society: rather successfully adapted, their strategy - active social behaviour; people with high probability of successful adaptation, but still in the process of social adaptation, their strategy - aspiration for active social behaviour; people with low probability of successful adaptation requiring outside permanent assistance, their strategy - passive and partly asocial behavior; unadapted ones, who typically chose only a passive social strategy and mostly asocial behaviour.
Key words: elderly person, adaptation, social feeling, strategy, sociocultural approach, social behaviour.
Современное российское общество характеризуется протекающими глубинными модернизационными процессами, усиливающими социальную стратификацию, социальную напряженность, тем самым затрудняя адаптацию людей к пожилому возрасту, который по большей части в сознании людей ассоциируется с потерями (идентичности, социальных ролей, статусов, привычного стиля жизни и т.д.), и к общей ситуации в стране. Практически во все времена в массовом сознании пожилой возраст ассоциировался с бедностью, болезнями и одиночеством и, как следствие, низкой степенью адаптивности к новому этапу в жизни. В настоящее время мы можем наблюдать увеличение продолжительности жизни, рост доли пожилого населения и, как следствие, изменение взглядов на понятие «старость» от негативного к более позитивному, т.е. то, что раньше называли старостью, сегодня становится благоприятным периодом в жизни человека, сочетающим богатство накопленного жизненного опыта и еще неутраченной физической активности. Следовательно, в настоящее время чрезвычайно актуальным становится вопрос социальной адаптации пожилых людей и поиска ее направлений, средств и способов [1-5].
Мы исходим из того, что социальная адаптация происходит в зависимости от условий, в которые помещен индивид, от факторов, от уровней его взаимосвязи с окружающими. Социальная адаптация рассматривается как основа социального поведения пожилых людей с ее региональными особенностями в современном российском обществе [6].
В свою очередь процесс и результат социальной адаптации тесно связан с механизмом выбора социальных стратегий, что приводит к конструированию своей социальной реальности. Пожилой человек строит около себя свою социальную реальность, выбирает свои стратегии социального поведения и сам же следует правилам, обозначенным в обществе для реализации этих стратегий [7-8].
Нами проведено исследование, посвященное изучению проблем пожилых людей в Пензенской области (n = 294, 2014 г.). Было опрошено 294 человека, которые достигли пенсионного возраста по старости, т.е. женщины
55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше. Структура выборки по полу отражает общую ситуацию в стране и регионе: соотношение пожилых мужчин и женщин составило 1 к 2,5; образовательный уровень: 34 % респондентов имеют высшее и незаконченное высшее образование, 58 % получили среднее и среднее специальное, и 8 % не окончили средней школы; профессиональный статус: 14 % опрошенных до ухода на пенсию занимали руководящую должность, 27 % были по роду деятельности специалистами, 28 % - служащими, 31 % - рабочими. С точки зрения занятости характеристика выборочной совокупности такова: 31 % респондентов в настоящее время продолжают постоянно работать, небольшая часть (9,5 %) довольствуется различного рода подработками, большинство же (59,5 %) респондентов находится на заслуженном отдыхе.
Социальное самочувствие пожилых как представителей особой возрастной группы и социального статуса в большей степени связано с их отношением к своему выходу на пенсию, т.е. к смене своего социального статуса. Результаты исследования показали, что треть респондентов (34,4 %) не ощутили никаких проблем при выходе на пенсию, вторая треть респондентов (34 %) отмечают, что сравнительно безболезненно пережили данный этап в своей жизни, и лишь для 30,3 % респондентов данный момент был труден, а 1,7% респондентов не смогли определиться в своем мнении. Полученные результаты являются свидетельством того, что у большинства людей пожилого возраста (а именно у 68,4 %) имеется достаточно развитый адаптационный потенциал, дающий им возможность сравнительно легко и безболезненно переживать изменения, происходящие в жизни.
В этом плане решающими оказались оценка уровня жизни, возможность продолжения трудовой деятельности, наличие социальных контактов, удовлетворенность жизнью, восприятие данного периода в жизни. Так, среди тех, кто не ощутил никаких проблем при выходе на пенсию, 70,3 % респондентов достаточно высоко оценили уровень жизни (в том числе 27,7 % респондентов считают, что живут в полном достатке). А среди тех, кто считает этот период трудным, - 56,2 % респондентов. Они низко оценивают свой уровень жизни. Из них 15,7 % респондентов считают, что живут в нищете и не могут свести концы с концами.
Другим важным фактором адаптации является возможность продолжения своей трудовой деятельности. Среди тех, кто позитивно относится к своему выходу на пенсию, 37,6 % респондентов продолжают работать, а среди тех, кто считает данный период трудным, только 20,2 %.
Что касается социальных контактов, то было выявлено, что для пожилых людей, считающих выход на пенсию достаточно трудным периодом в жизни, остро стоит проблема одиночества (19,1 % респондентов). А среди тех, кто пережил данный период сравнительно безболезненно, эта проблема не столь характерна. Подтверждением этого является и тот факт, что всю необходимую информацию они получают не только из СМИ, но благодаря общению с друзьями, родственниками и знакомыми (32 % респондентов), что свидетельствует о наличии у них более развитого социального капитала.
Еще одним фактором является удовлетворенность жизнью. Была выявлена такая зависимость: чем выше уровень удовлетворенности жизнью, тем более оптимистичны настроения пожилых людей относительного своего вы-
хода на пенсию (65,4 % тех, кто не ощутил никаких проблем при выходе на пенсию, против 37,1 % тех, кто считает выход на пенсию достаточно трудным периодом в жизни).
Другой возможной причиной такого отношения к смене своего социального статуса является то, как люди воспринимают данный этап в жизни, с чем он у них ассоциируется, какие стереотипы сложились в обществе относительно понятия «пенсия». Среди пожилых людей, принявших участие в исследовании, 37,3 % считают, что «пенсия - один из самых тяжелых периодов нашей жизни: человек оказывается выброшен из активной жизни, резко теряет в доходах, сужается круг его общения, сокращается список доступных ему занятий». 30,2 % высказали мнение, что «пенсия - одно из самых счастливых времен в нашей жизни: человек может, наконец, отдохнуть от работы, появляется много свободного времени для семьи, любимых занятий, приходит мудрость, бесценный жизненный опыт». 32,5 % не смогли четко сформулировать свое мнение.
Таким образом, хотя выход на пенсию, т.е. перемена социального статуса, по ответам респондентов, не был слишком трудным и не воспринимался ими как социальная катастрофа, но все же пожилые люди чаще высказывают пессимистические суждения о статусе пенсионеров, чем оптимистичные, либо скрывают свои истинные ответы, а также пока не уверены в них.
Общение, взаимопомощь, прежде всего в семье, представляют для большинства респондентов высшую ценность. Возможно, именно с возрастом приходит понимание того, что сама человеческая жизнь является также высшей ценностью, так как годы уходят безвозвратно и с ними исчезают перспективы, которые существовали ранее.
Подтверждением этому являются мнения пожилых людей относительно их востребованности (нужности) обществом, государством и его социальными институтами. Подавляющее большинство респондентов (88,7 %) считают, что они нужны своим семьям, детям, внукам. Каждый второй (49,5 % респондентов) уверен, что нужен окружающим его людям (друзьям, знакомым, родственникам). В то же время 39,3 % респондентов отмечают, что они не нужны государству и обществу в целом.
Следовательно, можно сделать выводы, во-первых, о том, что в пожилом возрасте нужность (востребованность) выражается в межличностном взаимодействии, т.е. мы можем наблюдать сужение круга общения, взаимодействия, и, во-вторых, чаще всего пожилые люди ощущают свою значимость после перемены социального статуса для своих родных, близких, давних друзей, многие из которых также могут иметь тот же социальный статус, что и они сами.
На наш взгляд, одним из факторов, влияющих на социальное самочувствие пожилых людей, является самооценка уровня жизни, как мы отмечали ранее, но в контексте активного долголетия все же в большей степени играют роль ожидания изменений в уровне жизни через определенный период (в нашем исследовании за период мы приняли год, учитывая специфику данной социальной группы). Результаты исследования показали, что практически каждый второй респондент (48,3 %) уверен, что через год никаких изменений не произойдет в его уровне жизни (что является достаточно положительным моментом, учитывая то, что данный период жизни человека связан с завер-
шением трудовой деятельности, ухудшением состояния здоровья, потерей близких, родных, знакомых людей, сокращением круга общения и т.д.). Однако обращает на себя внимание тот факт, что респондентов, считающих, что их уровень жизни через год снизится больше, чем тех, кто считает, что улучшится (17,1 против 10,3 %). В то же время 24,3 % респондентов не смогли спрогнозировать развитие ситуации относительно своего уровня жизни на год. Причиной данной ситуации может быть нестабильная социально-экономическая ситуация в стране.
Принимая во внимание то, что социальная группа пожилых людей крайне неоднородна по свой структуре, следовательно, судить по ней в целом достаточно сложно, нами принято решение проанализировать ожидания респондентов относительно изменения их уровня жизни через год в зависимости от уровня образования, так как уровень образования является одним из критериев социальной стратификации. Результаты исследования свидетельствуют, что пожилые люди, имеющие среднее специальное, незаконченное высшее образование более оптимистичны в своих ожиданиях, чем респонденты, имеющие более высокий или более низкий уровень образования (рис. 1). Объяснением этому может быть то, что пожилые люди, имеющие высокий уровень образования, с наступлением пенсионного возраста в течение некоторого времени продолжают трудиться на прежних рабочих местах, зачастую занимая достаточно высокие должности, с каждым годом осознают, что им придется перейти на более низкие должности или же завершить свою трудовую деятельность, что неизбежно приведет к определенной потере в уровне дохода, к изменениям в сложившемся уровне потребления, а это напрямую повлияет на уровень жизни. Пожилые люди, имеющие среднее специальное образование, в плане трудоустройства более успешны, чем люди с высшим образованием, так как они не столь требовательны к рабочим местам, уровню оплаты, содержанию труда, т. е. для них вполне нормальным является трудоустройство на непрестижные рабочие места, но в то же время требующие определенных знаний, квалификации (например, лифтер, охранник, няня, сиделка и т.д.), что отличает их от тех, кто не имеет профессионального образования.
Рис. 1. Ожидание изменений в уровне жизни через год в зависимости от уровня образования (в процентах от числа опрошенных, n = 294)
Таким образом, ожидание позитивных изменений в уровне жизни зависит, во-первых, от возможности продолжать трудовую деятельность, во-вторых, от уровня притязаний в отношении своего дохода, что, в свою очередь, связано с уровнем образования.
Полученные результаты дают возможность проанализировать формирование стратегий своего поведения на основе оценки повседневной реальности и своего места (статуса и роли) в ней.
Формирование стратегий как процесс складывается из следующих этапов: восприятие социальных проблем, влияющих на становление своего социального статуса и на отношение к нему; оценка уровней значимости этих проблем и приблизительное прогнозирование перспектив своего социального статуса. Эти два этапа также составляют первоначальную ступень, формирование базы для социальной адаптации пожилых.
Среди основных проблем, тревожащих пожилых людей, нужно назвать, во-первых, состояние здоровья. Данная проблема актуальна для 71,8 % респондентов. Во-вторых, каждый второй обращает внимание на высокие тарифы за коммунальные услуги (44,2 % респондентов). В-третьих, каждого третьего волнует рост цен на товары первой необходимости (35 % респондентов). В-четвертых, 25,2 % респондентов обеспокоены качеством медицинского обслуживания. Помимо указанных проблем достаточно актуальны проблемы материального положения (12,6 % респондентов), одиночества (12,6 % респондентов), отношений в семье (12,2 % респондентов) и др. (рис. 2).
Рис. 2. Проблемы, тревожащие пожилых людей (в процентах от числа опрошенных, п = 294)
Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому общее количество ответов превышает 100 %.
Определив круг актуальных проблем пожилых людей, следует выявить, какие меры они предпринимают для поиска возможных решений с целью поддержания своего социального статуса. Традиционным решением в этом смысле является занятость, но к ней у опрошенных пожилых, как можно видеть из их ответов, неоднозначное отношение (44 % респондентов выбирают данный способ решения проблем). Несмотря на то, что 71,8 % респондентов обеспокоены состоянием своего здоровья, лишь 34,3 % респондентов занимаются его профилактикой [9, с. 136]. Для решения материальных проблем большинство респондентов берет в долг (21,1 %), обращается к родственникам (19,4 %).
Другим способом решения волнующих проблем является отстаивание своих прав. В этом плане люди пожилого возраста оказались достаточно активны. Каждый второй (52 % респондентов) готов лично отстаивать свои права, бороться за них, в то время как только 6 % респондентов не готовы к этому. Среди наиболее приемлемых методов борьбы за свои права большинство пожилых людей (73,7 % респондентов) выбирает участие в выборах, 19,3 % респондентов настроены более решительно и готовы принимать участие в демонстрациях, митингах, 3,5 % респондентов готовы участвовать в работе политических партий, движений, и 3,5 % респондентов считают, что необходимо обращаться за помощью в суд, прокуратуру (рис. 3).
3,5 3,5
В Участие в выборах
I Участие в демонстрациях, митингах
Участие в работе политических партий, движений
■ Другие способы (обращение в суд, прокуратуру)
Рис. 3. Наиболее приемлемые для пожилых людей способы борьбы за свои права (в процентах от числа опрошенных, п = 294)
Таким образом, практически каждый второй пожилой человек готов выбрать активную жизненную стратегию, и это проявляется в его готовности бороться за свои права. При этом наиболее приемлемым для себя методом они считают легитимный, т.е. участие в выборах. Значительно меньше респондентов готовы к более активным действиям (участие в митингах, демонстрациях, в деятельности политических партий). Эту стратегию можно назвать жизненно активной.
Другая часть респондентов либо не задумывалась о борьбе за свои права, либо не стала бы ничего отстаивать. Эти две стратегии можно отнести к жизненно пассивной первого вида (личностно нейтральной) и к жизненно пассивной (с уклонением от взаимодействия).
Анализ результатов исследования показывает, что есть значительные различия в оценках пожилых людей своей жизни и своего статуса в зависимости от уровня образования, который в данном случае является основанием классификации (рис. 4).
Высшее образование, ученая степень
Незаконченное высшее образование
Среднее специальное образование
Среднее образование
Незаконченное среднее образование
Все респонденты
1 1 1
18,6 37,2 24,4 14 4,7
30,8 46,2 7,7 7,7 7,7
26,9 27,8 27,8 6,5 4,6
19 32,8 29,3 8,6 5,2
25 29,2 29,2 4,2 4,2
22,8 32,2 26,3 9,3 4,8
1 1 1 ~
О
20
40
00
80
100
I Вполне устраивает Отчасти устраивает I Совершенно не устраивает
I По большей части устраивает I По большей части не устраивает Затрудняюсь ответить
Рис. 4. Оценка своей жизни и своего статуса пожилыми людьми в зависимости от уровня образования (в процентах от числа опрошенных, п = 294)
Можно заметить, что наличие образования является одним из факторов социокультурной адаптации пожилых. Наличие высшего и среднего специального образования скорее способствует формированию положительного отношения к своей жизни (рис. 5).
Высшее образование,
ученая степень
Незаконченное высшее образование
Среднее специальное образование
Среднее образование
Незаконченное среднее образование
Все респонденты
0 20 40 60 80 100
■ Состояние здоровья
■ Одиночество Отношения в семье
■ Жилищные условия
■ Высокие тарифы на тепло, воду, электроэнергию
Рост цен на товары первой необходимости (продукты, одежда) Материальное положение пожилых людей
Рис. 5. Анализ актуальных проблем пожилых людей в зависимости от уровня образования (в процентах от числа опрошенных, п = 294)
1 1 1 1
23,8 15,6 11,5 8,2
23.5 14.7 8.8 14,7
27,4 18,4 15,3 10,1
31,1 14,6 11,3 9. 3
28,8 16.7 18.2 9 1
26,9 16,6 13.2 9
1 1 1
Можно заметить, что опрошенных пожилых с образованием, которое определяло в прошлом их профессиональный статус и доходы, больше волнуют проблемы, связанные с изменением показателей уровня жизни (рост цен и тарифов). Другой такой же важной проблемой, почти одинаковой для всех, оказывается состояние здоровья и качество медицинского обслуживания. Уместно вспомнить, что показатели здоровья, образования и продолжительности жизни населения, как известно, входят в интегральный индекс регионального человеческого потенциала (ИРЧП). По аналогии с ИРЧП можно предположить, что существует регионально-социальный индекс, включающий данные показатели как проявление социальной защищенности личности, в частности, при перемене своего социального статуса. И показатель образования также входит в этот индекс. Все это имеет следующий социологический смысл: показатели образования, оценки своего здоровья, возможности социальной защиты и участия общества в решении своих социальных проблем определяют социальные ресурсы, необходимые для формирования социального капитала личности, который сам является основанием для выбора социальных стратегий и для результативной социальной адаптации.
В заключение следует отметить, что социальное самочувствие большинства пожилых людей ближе к оптимистичному или пока еще не определено. Примерно третья часть респондентов ощущает пессимистичное самочувствие и считает выход на пенсию одним из тяжелых периодов жизни. Перемена социального статуса если не воспринимается как социальная катастрофа, то приводит к изменению ощущения социальной самоидентификации. Причины такого социального самочувствия пожилых людей в изменившейся для них социальной среде, по мнению респондентов, связаны в основном с тем, что человек оказывается выброшенным из активной жизни, резко теряет в доходах, сужается его общение, сокращается список доступных ему занятий.
Формирование стратегий включает: восприятие социальных проблем, связанных со своим социальным статусом; оценка значимости этих проблем и прогнозирование перспектив своего социального статуса. Социальная адаптация требует поиска возможных решений для поддержания своего социального статуса. Традиционным решением при этом является занятость, а другим решением, предоставляющим выбор возможной стратегии своего поведения, является отношение к защите своих прав.
Формируются и проявляются возможные типы социальных стратегий, или стратегий социального поведения, пожилых после выхода на пенсию, что можно проследить и на результатах исследования. Эти стратегии можно разделить на жизненно активную, жизненно пассивную первого вида (личностно нейтральную), жизненно пассивную (с уклонением от взаимодействия).
Существуют социокультурные факторы социальной адаптации и выбора социальных стратегий у пожилых людей. Одним из таких важных факторов является наличие образования. Показатели не только образования, но и оценки своего здоровья, возможности социальной защиты и участия общества в решении своих социальных проблем определяют социальные ресурсы, необходимые для формирования социального капитала личности.
Библиографический список
1. Бурдье, П. Структура, габитус, практика / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, № 2. - С. 44-59.
2. Лапин, Н. И. Россия как реальность. Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций / Н. И. Лапин // Мир России. - 2000. - № 3. - С. 3-47.
3. Масловский, М. В. Межкультурное взаимодействие и социальные поля: новые теоретические подходы в европейской и американской социологии / М. В. Масловский // Социологические исследования. - 2016. - № 7 - С. 11-18.
4. Темницкий, А. Л. Социальные и культурные проявления институтов неэкономической зависимости в сфере труда российских рабочих / А. Л. Темницкий // Журнал институциональных исследований. - 2010. - Т. 2, № 1. - С. 32-40.
5. Чупров, В. И. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и производства : моногр. / В. И. Чупров. - М. : Норма : Инфра-М, 2014. - 352 с.
6. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество : [пер. с англ.] / П. Сорокин ; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.
7. Социокультурные факторы консолидации населения полиэтнических регионов Поволжья : моногр. / под ред. Г. Б. Кошарной. - Ульяновск : Зебра, 2016. - 212 с.
8. Тощенко, Ж. Т. Жизненный мир и его смыслы / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2016. - № 1. - С. 6-17.
9. Щанина, Е. В. Здоровье как фактор социального самочувствия пожилых людей / Е. В. Щанина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 130-141.
References
1. Burd'e P. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii [Journal of sociology and social anthropology]. 1998, vol. 1, no. 2, pp. 44-59.
2. Lapin N. I. MirRossii [The world of Russia]. 2000, no. 3, pp. 3-47.
3. Maslovskiy M. V. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2016, no. 7, pp. 11-18.
4. Temnitskiy A. L. Zhurnal institutsional'nykh issledovaniy [Journal of institutional research]. 2010, vol. 2, no. 1, pp. 32-40.
5. Chuprov V. I. Otnoshenie k sotsial'noy real'nosti v rossiyskom obshchestve: sotsio-kul'turnyy mekhanizm formirovaniya i proizvodstva: monogr. [Attitude to social reality in the Russian society: a sociocultural mechanism of formation and production: monograph]. Moscow: Norma: Infra-M, 2014, 352 p.
6. Sorokin P. Chelovek, tsivilizatsiya, obshchestvo: [per. s angl.] [Human, civilization, society (translation from English)]. Moscow: Politizdat, 1992, 543 p.
7. Sotsiokul'turnye faktory konsolidatsii naseleniya polietnicheskikh regionov Povolzh'ya: monogr. [Sociocultural factors of Volga region's polyethnic population's consolidation: monograph]. Ed. by G. B. Kosharnaya. Ulyanovsk: Zebra, 2016, 212 p.
8. Toshchenko Zh. T. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2016, no. 1, pp. 6-17.
9. Shchanina E. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchest-vennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2014, no. 3 (31), pp. 130-141.
Щанина Екатерина Владимировна
кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: shchanina@mail.ru
Shchanina Ekaterina Vladimirovna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 316.346 Щанина, Е. В.
Основные факторы социальной адаптации пожилых людей в современном обществе / Е. В. Щанина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 2 (42). - С. 138-148. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-2-14