СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
УДК 316.614-053.2:711.436/.438(470+571)
М. В. Рыбакова, С. О. Гоманова ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ РОССИИ
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ РОССИИ
BASIC FACTORS AFFECTING CHILDREN SOCIALIZATION IN RUSSIAN ECOVILLAGES
РЫБАКОВА Марина Владимировна - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии управления ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова.
E-mail: [email protected]. ГОМАНОВА Сильвия Олеговна - аспирантка кафедры социологии управления ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected].
RYBAKOVA Marina Vladimirovna - Doctor of Social Sciences; Professor at the Chair of Sociology of Management, Lomonosov Moscow State University. E-mail:
[email protected] GOMANOVA Silviya Olegovna - Postgraduate student at the Chair of Sociology of Management, Lomonosov Moscow State University. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к процессу социализации детей, факторы социализации, а также особенности возникновения экопоселений на Западе и в России. Авторы делают вывод, что для жителей экопоселений не приемлем современный городской и сельский образ жизни, по их мнению, он разрушает природу личности детей и сообщества в целом. Объединяющими ценностями являются экологические, социальные и духовные.
Авторы рассматривают развитие личности ребенка в экопоселении через три ключевых процесса: воспитание, образование и саморазвитие. В основу эмпирического исследования легли результаты анализа сайтов экопоселений Центрального региона России, глубинные интервью с родителями, проживающими в экопоселении с детьми, проективная методика «Я в городе, я в экопоселении».
Исследование позволило сделать вывод, что основными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, являются семья, соседство, сверстники, а также природная среда. Влияние других факторов минимизировано, частично из-за совпадения (учителями являются родители и другие жители или сами дети), а частично из-за
Abstract. The paper covers basic approaches towards the process of socialization of children, factors of socialization, and specific features of the emergence of ecovillages in western countries and Russia. According to the authors, the residents of ecovillages do not accept modern urban and rural way of life, as it ruins the nature of children's personality and community in general. The values uniting people are ecological, social and moral values.
The authors consider the personal development of a child through three key processes - upbringing, education and self-development. The empirical analysis is grounded upon the results of the websites of ecovillages in Central Russia, in-depth interviews with parents living in ecovillages with their children, and a projective technique "I am in the city, I am in ecovillage". The authors conclude that the basic factors affecting the formation of the child's personality are family, neighbors, equals in age and nature. Other factors have smaller influence, mainly due to coincident (teachers are parents, other residents or children themselves) or short interactions.
Universal and terminal vales prevail in ecocommunities; parents give their children an opportunity to choose the future they want, and put their interests above all, unlike urban
незначительности и кратковременности взаимодействия.
В экосообществах преобладают
общечеловеческие и терминальные ценности, родители дают детям возможность самостоятельно выбирать свое будущее, ставят их интересы на первый план, в отличие от города, где предпочтение отдается гедонизму, престижности. В целом, по мнению авторов, в экопоселении создаются наиболее
благоприятные условия для формирования личности.
residents who prefer prestige and hedonism. On the whole, ecovillages have more favorable conditions for the formation of the personality.
Ключевые слова: социализация детей, факторы социализации, саморазвитие, воспитание, экопоселение.
Keywords: socialization of children, factors of socialization, self-development, education, ecovillage
Современная семья переживает серьезный кризис: меняются внутрисемейные отношения, растет отчуждение родителей и детей, увеличивается количество разводов и неполных семей, снижается рождаемость, ухудшается здоровье детей. В стремлении достигнуть материального благополучия родители не всегда справляются с одной из своих основных функций - воспитанием детей, эта роль переходит к ближайшему окружению, средствам массовой информации, а также к самим детям. Передача семьей большей части своих функций по социализации детей другим социальным институтам приводит к рассогласованности воздействия различных факторов и противоречиям в формировании личности. Системный кризис общества, расхождения в реальных и провозглашаемых ценностях влекут за собой негативные тенденции: увеличение числа детей-беспризорников, криминализацию молодежных групп, рост детских суицидов, алкоголизации, наркотической, Интернет-зависимости и др. Дети и подростки в большей степени ориентируются на узкопрагматические материальные соображения в выборе жизненных целей и планов. Многие из них хотят стать звездами, дизайнерами, бизнесменами, программистами и спортсменами. Дети не намерены долго идти к цели, для них важнее престиж и быстрый, значительный доход.
Современные социологи говорят о «поколении без детства», «у успешных родителей должны быть успешные дети» - распространенное сегодня мнение. Основными приоритетами в жизни многих подростков, становятся телевизор, компьютер и Интернет -они настолько привыкли к развлечениям, что не могут и дня провести без любимых гаджетов [11].
Эксперимент, проведенный Е.В. Мурашевой, показал, что провести 8 часов без перерыва «наедине с самим собой», не используя средства коммуникации и гаджеты, сегодня молодежи не под силу. У участников эксперимента наблюдались прямые вегетативные симптомы, а у 3-х подростков даже возникали суицидальные мысли. Только 3 человека использовали выделенное время для занятий любимым делом и без труда выдержали эксперимент [6]. Процесс социализации личности находится в предметном поле сразу нескольких наук, особенное внимание уделяется в рамках социологии, психологии и педагогики, а также смежных дисциплин.
Американский социолог Ф.Г. Гиддингс ввел понятие социализации в научный дискурс, обозначив его как «процесс ознакомления, установления взаимопонимания и
дружеских отношений с другими, изучение норм для вхождения в сообщество, для взаимодействия с другими людьми» [13, p. 5].
В научной литературе существует множество определений термина «социализация», но до сих пор он не имеет однозначного толкования. Вместе с тем существует два основных подхода на основе выделения роли самого человека в процессе социализации [5, с. 8-13].
Субъект-объектный подход акцентирует внимание на приспособлении человека к социальной среде, социальной адаптации к ней с помощью усвоения норм, правил и ценностей, доминирующих в обществе. Задачей социализации является воспитание полноценного члена общества в семье и первичных группах. «Значимые другие» (в том числе родители) - основные образцы поведения для ребенка на начальных этапах развития личности.
В рамках субъект-объектного подхода не учитывается тот факт, что личность не просто адаптируется к среде, но и активно действует, создавая новые нормы и изменяя старые. Этот недостаток компенсируется в позициях представителей субъект-субъектного подхода, основоположниками которого считаются американские ученые У.А. Томас, Ф. Знанецкий, Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мид. В их понимании индивид не только усваивает социальный опыт, устанавливает социальные взаимосвязи через вхождение в социальную среду, но и активно конструирует социальную реальность под воздействием новых знаний и ценностей.
Еще одной важной характеристикой социализации являются ее факторы. Н. Смелзер выделяет 3 основных личностных фактора: ожидание, изменение поведения и стремление к конформизму, присущие человеку на разных этапах жизни. А.В. Мудрик рассматривает факторы, охватывающие условия социализации, и представляет их в виде четырех групп: мегафакторы - космос, планета, мир, Интернет; макрофакторы - страна, этнос, общество, государство; мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемые по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, религиозные общественные, государственные и частные организации, микросоциум [5, с. 48-50].
В реальной жизни человек взаимодействует с огромным количеством условий и факторов, как негативных, так и позитивных. В каждом конкретном случае необходимо выделять те из них, которые в наибольшей степени оказывают влияние на процесс социализации.
Социализация детей в условиях современного городского сообщества находится под воздействием повсеместно расширяющегося ряда факторов и агентов, транслирующих различные (иногда противоречащие друг другу) нормы и ценности. В связи с этим исключается возможность однозначного понимания параметров успешной социализации, которая является средством поддержания социального воспроизводства и порядка.
В России и за рубежом все большее количество людей ежегодно создают для себя и своих семей дружественную социально-экологическую среду в условиях экопоселений, которая служит предпосылкой для успешной социализации детей. Сегодня в России 97 действующих поселений и 125 поселений находятся на стадии подготовки: 65 строятся, 45 оформляются, 15 создали инициативные группы [8] (для сравнения: в 2009 г. было зарегистрировано только 54 экопоселения [10]).
Жителями экопоселений являются представители разных возрастов, профессий, специальностей, с одним или несколькими высшими образованиями. У них были комфортные жилищные условия в городах, успешная работа или свой бизнес, но они не
видят путей развития для себя и своих детей в условиях города. Поселенцы хотят жить в экологически чистой среде, уменьшить негативное воздействие на нее, создавать крепкие семьи с традиционными ценностями и благоприятную среду для социализации своих детей, возродить утраченную культуру и обрести уверенность в завтрашнем дне [12].
На Западе первые экопоселения возникли в 1960-е гг. Р. Гилман был одним из первых, кто стал изучать экопоселения в рамках самообеспечивающихся сообществ. В 1991 г. создается Глобальная сеть экопоселений (Global Ecovillage Network), основная цель которой состоит в поддержке и поощрении природосберегающих самообеспечивающихся поселений по всему миру [2].
Глобальная сеть экопоселений представляет схему понимания структуры экопоселений, которая включает социальный, экологический, экономический и мировоззренческий аспекты (рис. 1). Для создания устойчивого поселения необходимо учитывать все 4 аспекта в комплексе, рассматривающие наиболее актуальные проблемы построения устойчивого сообщества [13].
Рисунок 1 - Модель реализации устойчивого сообщества
Первые экопоселения в России стали образовываться позже, чем на Западе, большая часть появилась после 2000 г. как ответ на системный кризис общества. Исследователи экопоселений и экоинициатив в нашей стране И.П. и А.А. Кулясовы, А. Щубин, М. Тысячнюк, М.В. Рыбакова рассматривают экопоселения как «альтернатавное поселение, жители которого осознанно выбрали экологически устойчивый образ жизни», как формы экологических практик [4; 9, с. 115]. В исследовании, проведенном группой «Циркон», представлены классификация и процентное соотношение альтернативных поселений на основе их миссии и цели: традиционные экопоселения (19% от общей
выборки), поселения родовых поместий (69%), социальные(2%) и религиозные поселения (1%), славянская община, творческое и профильное поселения отнесены к категории «другое» (9%) [1, с. 40-41].
Анализ различных теоретических подходов позволил уточнить определение экопоселений в российском обществе. Это устойчивое сообщество родовых поместий, создающее единое социокультурное пространство, реализующее экономические и социальные экологические практики. Для жителей экопоселений не приемлем современный городской и сельский образ жизни, по их мнению, он разрушает природу личности детей и сообщества в целом. Объединяющими ценностями для них являются экологические, социальные и духовные. Успешная социализация детей предполагает наличие определенных условий: образовательных учреждений, возможности для творческого развития и самореализации, здоровье, коммуникации, личное пространство, систему ценностных ориентаций и экономические условия.
В исследовании, проведенном авторами в январе-марте 2013 г., посвященном социализации детей в условиях экопоселений, была предпринята попытка мультиметодного и междисциплинарного подхода, включающего такие методы как: 1) анализ сайтов экопоселений Центрального региона России с целью выявления основных характеристик поселений; 2) глубинные интервью с родителями, проживающими в экопоселении с детьми, с целью определения основных условий и факторов социализации, выявления основных проблем, возникающих в ходе социализации, а также установок родителей относительно будущего их детей; 3) проективная методика «Я в городе, я в экопоселении» с целью выявить удовлетворенность детей проживанием в экопоселении. Подбор респондентов осуществлялся с помощью методики «снежного кома» и анализа сайтов экопоселений и экоинициатив России. Всего в исследовании приняли участие 26 взрослых и 13 детей: 8 родителей и 7 детей (4 семьи) из поселения «Староселья», 8 родителей и 2 детей (4 семьи) из «Миленок», 4 взрослых и 2 детей (2 семьи) из «Ковчега» и 6 взрослых и 2 детей (3 семьи) из поселений «Родное», «Ладное», «Заветное», «Солнечное», «Мирное», «Чудное».
Целесообразно рассмотреть развитие личности ребенка в экопоселении через 3 ключевых процесса: воспитание, образование и саморазвитие.
Безусловно, семья - основной фактор социализации детей, ведь в условиях экопоселений ограничено влияние многих других факторов. Основную ответственность за воспитание детей несут родители, община (соседи и другие жители поселения), а также сверстники. В рамках семейного воспитания реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от пола, стремлений, способностей и желаний: «с каждым ребенком выстраивается своя методика воспитания и обучения» (Екатерина и Кирилл, «Миленки»). Практически все родители считают, что поведение детей и успешность их воспитания зависят только от них: «чтобы воспитать что-либо в детях, нужно сначала воспитать в себе» (Виталий и Мария, «Миленки»). Особенно важно, что в воспитании принимают участие и отец и мать в равной степени: «жизнь разносторонняя, я могу оказать влияние больше в одних аспектах жизни, муж - в других» (Александр и Светлана, «Родное»). Родители отмечают, что с переездом в экопоселение они стали гораздо больше времени проводить с ребенком, знают его интересы, увлечения, стремления, какие-либо проблемы; в то время как в городе в процессе «погони за деньгами и благами» практически не было возможности в полной мере заниматься детьми.
Личностные качества и ценности, которые культивируют в своих детях жители экопоселений, условно можно разделить на общие (универсальные для детей обоих полов)
и на женские, мужские (рис. 2). По мнению родителей, ребенок должен обладать ответственностью, любовью, добротой, честностью, патриотизмом.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
Ж
ОБЩИЕ (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ)
ответственность независимость в суждениях любовь к семье любовь к Родине, патриотизм, доброта, честность, бескорыстие, трудолюбие гармоничность, умение позитивно мыслить самостоятельность
ДЕВОЧКА МАЛЬЧИК
терпеливость, чувственность, физическое, волевое развитие,
умение выразить себя в умение анализировать,
творчестве, «уравновешенная добиваться результатов,
эмоциональность» мужественность
Рисунок 2 - Личностные качества, которые воспитываются в детях
В экопоселениях признается равенство полов, но, тем не менее, обязанности членов семьи делятся на женские и мужские. Как отмечают сами респонденты, такое разделение становится естественным, когда переезжаешь жить «на землю»; «это проявляется в одежде, занятиях и играх, в которые они играют»(Федор и Елена, «Ковчег»).
По мнению родителей, ответственность в детях формируется через выполнение домашних обязанностей, которые, как и личностные качества, в основном разделяются по гендерному признаку. Начиная с 5-6 лет ребята следят за своими вещами, оказывают небольшую помощь по хозяйству, собирают лечебные травы. Существуют и общие для всех обязанности: помощь на приусадебном участке, уход за младшими детьми, уборка своей комнаты (места в комнате, рабочего места), уход за животными. Важно, что обязанности выполняются без принуждения со стороны родителей, «ребенок сам идет и делает, не надо напоминать» (Александр и Светлана, «Родное»). В условиях городской среды дети нередко отстраняются от большинства домашних обязанностей под девизом «лучше хорошо учись», да и времени у них гораздо меньше.
Родители в экопоселениях воспитывают детей, общаясь с ними, обсуждая важные жизненные события и проблемы, просмотренные фильмы, книги, приобщают к семейным традициям; стараются не только отвечать на вопросы, но и специально затрагивают важные, по их мнению, темы: взаимоотношения между людьми, взаимодействие человека с окружающей средой, проблемы курения и алкоголизма (хотя дети очень редко напрямую
сталкиваются с этими явлениями), свобода и ответственность, отношения мужчины и женщины, политические новости. Оба родителя принимают активное участие в жизни детей, в отличие от города, где основными воспитателями являются бабушки и дедушки, один из родителей либо детские учреждения.
Каждая семья старается создавать и поддерживать собственные традиции, это могут быть общая трапеза, семейный просмотр фильмов, чтение книг вслух, празднование детских дней рождений: «зовем всех детей, готовится традиционное блюдо, на их вкус <...> дети сами должны приготовить, накрыть на стол, красиво нарядить его. Потом заводим игры, поем детские песни...»(Ильхам и Анна, «Ковчег»). Традиции укрепляют и регулируют семейные отношения, помогают детям стать важной и неотъемлемой частью единого целого.
Факторами социализации являются также группа сверстников и члены общины. В поселениях осуществляется регулярная коллективная деятельность, которую можно условно разделить на профессиональную (семинары, стройки, мастер-классы) и досуговую (праздники, детские лагеря, субботники, фестивали, Дни открытых дверей, творческие вечера и т.д.). Участие детей в коллективной деятельности способствует получению навыков взаимодействия в больших разновозрастных группах, творческому развитию, активности и социальной ответственности. Организация праздника - это общее дело и ответственность, где дети играют очень важную роль.
Коммуникативные навыки позволяют мальчикам и девочкам находить общий язык и дружить с детьми не только внутри экопоселения, но и вне его - в городе, селе, деревне. Общение с городскими сверстниками происходит в основном через мобильную связь и Интернет.
Мобильные телефоны есть практически у всех детей, но некоторые родители ограничивают их использование, многие контролируют время и цели посещения различных сайтов. Чаще всего дети «выходят в сеть», чтобы найти интересную информацию для учебной и творческой деятельности. Как отмечают сами родители, им не приходится жестко контролировать процесс пребывания ребенка в Интернете, так как детям гораздо интересней играть с друзьями на свежем воздухе, чем «часами просиживать в сети».
Некоторых родителей не всегда устраивает общение их отпрысков с деревенскими сверстниками, так как те привносят негативное влияние на формирующуюся личность ребенка (нецензурная брань, курение, употребление алкоголя), но они понимают, что невозможно и не нужно ограждать его от проблем внешнего мира - продуктивнее объяснить, почему это не правильно.
Некоторые родители считают общение с деревенскими детьми позитивным: дети экопоселенцев демонстрируют совершенно новый образ жизни, без вредных привычек, с массой интересных занятий и возможностью самореализации в сельской местности.
Важным условием успешной социализации детей является здоровый образ жизни, который формируется экологически чистой окружающей средой, оздоровительными практиками, здоровым питанием, личным примером. Условия экопоселений способствуют формированию ответственной, самостоятельной, творческой, здоровой личности.
Подавляющее большинство родителей уверены: ребенка нельзя заставлять заниматься тем, что ему не нравится, не соответствует его способностям. Дети активно посещают кружки, любят читать художественную литературу, смотреть фильмы и мультфильмы (тематика контролируется родителями исходя из возраста), заниматься музыкой, рукоделием, рисовать (в том числе придумывать собственные раскраски для других детей), создавать настольные игры и играть в те, которые есть дома, писать стихи или
даже собственную книжку. Это не значит, что они весь день проводят дома за книгой, к ним приходят друзья, они гуляют на улице, ходят в гости и могут обучать чему-то друг друга, по принципу школы М.П. Щетинина, где дети учатся у сверстников. Ребята могут самостоятельно выезжать в ближайший населенный пункт с 13-15 лет для посещения выставок, музеев, театров, кинотеатров и т.д., но чаще в сопровождении взрослых.
Дети участвуют в жизни сообщества и не боятся высказывать собственное мнение, но делают это корректно, не перебивая ни сверстников, ни взрослых. «У нас на занятии всегда поддерживается дисциплина, опаздывать нельзя - ребята сами решают пускать тех, кто опоздал или нет - им не нравится прерывать занятия» (Олег и Елена, «Миленки»).
Личное пространство - одно из условий самореализации. Некоторые семьи все еще достраивают основной дом, и личная комната есть не у каждого ребенка, но практически у всех есть свое место в доме, где стоит кровать, личные вещи, рабочий стол. У некоторых детей есть свое место в родовом поместье (на участке земли), куда можно прийти, посидеть и подумать.
Одним из условий успешной социализации является образование. Все дети, проживающие в экопоселениях и достигшие школьного возраста, получают общее образование. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрен выбор формы получения общего образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме семейного образования или самообразования, допускается сочетание различных форм [3, 7].
Основными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, являются семья, соседство, сверстники, а также природная среда (рис. 3). Влияние других факторов минимизировано, частично из-за совпадения (учителями являются родители и другие жители или сами дети), а частично из-за незначительности и кратковременности взаимодействия.
Рисунок 3 - Факторы социализации детей в условиях экопоселения Существенных проблем для воспитания и образования в исследовании не выявлено.
Родителям важно организовать процесс социализации так, чтобы дети не получили одностороннее видение мира: необходимо «чтобы они не только умели сажать картошку, а еще были интеллектуально развиты»(Александр и Татьяна, «Родное. Заветное»).
В целом можно констатировать, что в экосообществах преобладают общечеловеческие и терминальные ценности, родители дают детям возможность самостоятельно выбирать свое будущее, ставят их интересы на первый план, в отличие от города, где предпочтение отдается гедонизму, престижности. Словом, в экопоселении создаются наиболее благоприятные условия для формирования личности.
Литература
1 Аналитический обзор экологических поселений России : (версия 14-06-12) / Исслед. группа ЦИРКОН. 2012. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/e76/Jekoposelenija_v_Rossii_Analiticheskij_ obzor.pdf.
2 Глобальная сеть экопоселений // Профессионалы.Ru : [веб-сайт]. URL: http://professionali.ru/Soobschestva/ekoposeleniya/globalnaya_set_ekoposeleni j/#topic.
3 Конституция Российской Федерации : офиц. текст : с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. М. : Юрид. лит-ра, 2009.
4 Кулясов И. П., Кулясова А. А. Экопоселения - новая форма сельских сообществ в России // Экология и жизнь. 2008. № 10. С. 20-26. URL: http://www.ecolife.ru/arhiv/flash/83 (10-2008).
5 Мудрик А. В. Социализация человека : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
6 Мурашева Е. В. Кого боятся подростки // Сноб.ру : [веб-сайт]. URL: http://www.snob.ru/selected/entry/45522.
7 Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 // Министерство образования и науки Рос. Федерации : [веб-сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974.
8 Поселения.ру : родовые поместья, родовые поселения, экопоселения : [вебсайт]. URL: http://poselenia.ru.
9 Рыбакова М. В. Экологические практики в социокультурном контексте. М. :
Современ. экономика и право, 2008.
10 Рыбакова М. В., Щукина М. Ю. Экопоселения как социальная экологическая практика общества // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 316324.
11 Рыклина В. Поколение без мечты // Сноб.ру : [веб-сайт]. URL: http://www.snob.ru/selected/entry/49868.
12 Экопоселение Ковчег : [веб-сайт]. URL: http://www.eco-kovcheg.ru/index.html.
13 Gaia education // Global ecovillage network europe : [веб-сайт]. URL: http://www.gen-europe.org/networks.
14 Giddings F. H. The Theory of socialization : a syllabus of sociological principles. Macmillan, 1897. 47 p. URL: http://archive.org/stream/theorysocializa00giddgoog#page/n6/mode/2up/searc h/socialization.