Научная статья на тему 'Основные факторы роста инфокоммуникационных технологий'

Основные факторы роста инфокоммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1181
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцова Г. А.

Исследуется состояние российского сектора ИКТ в разрезе мирового рынка дифференцированно от факторов телекоммуникации (ТК) и информационных технологий (ИТ). Выявлены дополнительные особенности развития ИКТ за счет определяющих факторов, основным из которых являются ИТ, как наиболее интенсивный и интеллектуальный фактор роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы роста инфокоммуникационных технологий»

Основные факторы роста инфокоммуникационных технологий

Исследуется состояние российского сектора ИКТ в разрезе мирового рынка дифференцированно от факторов телекоммуникации (ТК) и информационных технологий (ИТ). Выявлены дополнительные особенности развития ИКТ за счет определяющих факторов, основным из которых являются ИТ, как наиболее интенсивный и интеллектуальный фактор роста.

Воронцова ГА,

к.э.н, доцент кафедры ПЭ и П, МТУСИ

В стране принимаются широкомасштабные меры по активизации действий, связанных с разработкой и внедрением ИТ в разные

аспекты жизни общества.

Инфокоммуникационные технологии (ИКТ) являются динамичным сектором экономики многих стран мира. Мировой рынок телекоммуникационных услуг как часты ИКТ является высококонцентрированным рынком, во-первых, по географической структуре (около 90% рынка приходится на страны — участницы Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭРС) и, во-вторых, по структуре участников рынка (несколько крупнейших телекоммуникационных компаний обеспечивают большую часты доходов отрасли) [1].

Мировой рынок ИКТ в 2008 г. по географическому признаку представлял собой следующую картину по регионам: в Северной Америке было сосредоточено 32,6%, в Европе — 30,1%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 24,4%, в других странах — 12,9% емкости рынка.

Высок вклад ИКТ в формирование основных макроэкономических показателей отдельных стран. Доля ИКТ в валовом внутреннем продукте (ВВП) наиболее развитых стран представлена в табл. 1 с учетом дифференциации общей величины вклада ИКТ от собственно информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций (ТК).

Таблица 1

Доля ИКТ в валовом внутреннем продукте по странам в 2009 г. как совокупный вклад от информационных технологий (ИТ) и телекоммуникации (ТК) в процентах

Страны ИТ ТК Всего ИКТ

Великобритания 3,63 3,12 6,75

Германия 3,00 2,90 5,90

Дания 3,28 2,99 6,27

Финляндия 3,30 3,00 6,30

Франция 3,10 2,40 5,50

Евросоюз (ЕС) 2,80 3,10 5,90

США 3,66 3,14 6,80

Япония 3,60 3,68 7,28

Россия 1,50 3,20 4,70

Валовой внутренний продукт (ВВП) включает продукцию и услуги, произведенные непосредственно внутри страны с использованием как собственных, так и чужих факторов производства.

Для рассматриваемых высокоразвитых стран характерно, в основном, равномерное деление (почти пополам) вклада ИКТ на источники от ИТ и от ТК [2]. Отличие составляет Россия, где вклад от информационных технологий в два с лишним раза меньше, чем от телекоммуникационных услуг. Напрашивается вывод, что телекоммуникационные услуги, предоставляемые с использованием ИТ, дают существенный вклад в ВВП России (3,2%), вполне сравнимый с вкладом от ТК других стран из табл. 1. Собственно ИТ (включающие программные средства, программное обеспечение, услуги информационных технологий) еще не набрало силу, чтобы обеспечить соответствующий коммерческий вклад в ВВП, как в других странах.

По оценкам [2] доля ИКТ в ВВП России составляла в 2007 г. 4,62%, а в 2009 г. — 4,7% (прирост 0,08 пункта), в том числе:

доля ИТ в ВВП составляла в 2007 г. 1,45%, а в 2009 г. — 1,5% (прирост 0,05 пункта);

доля услуг связи (ТК) в ВВП составила в 2003 г. 2, 86%, в 2007 г. — 3,16% (прирост к 2003 г. — 0,3 пункта), в 2009 г. — 3,2% (прирост к 2003 г. — 0,34 пункта, прирост к 2007 г. — 0, 04 пункта).

Несмотря на экономический кризис, доля ИКТ в ВВП непрерывно растет в основном за счет роста фактора телекоммуникаций (ТК) в среднем ежегодно на 0,05 пункта за последние 6 лет. Влияние на рост ИТК фактора собственно информационных технологий (ИТ) как потенциально более интеллектуального и интенсивного составляет порядка 0,05 пункта в год, т.е. в 2,5 раза меньше чем ТК, т.е. проявляет себя недостаточно активно.

Стремительное развитие сегментов мобильной связи и услуг по доступу в Интернет обеспечивает рост доходов от телекоммуникационных услуг. По данным 2009 г. уровень проникновения мобильной широкополосной связи в развитых странах достиг 7,15% от числа пользователей мобильной связи, в России — 11,5%. Уровень проникновения мобильной связи в развитых странах в среднем составляет 111%, в России — 140%. Доля пользователей услуг доступа в Интернет от всего населения страны достигла: в США—74%, в Японии — 73%, в России — 32%.

Основные тенденции в сфере ИКТ, определяющие дальнейшее развитие, лежат на стыке экономики, политики, технологий и состоят в следующем [3]:

• дальнейшая либерализация телекоммуникационного рынка, прежде всего в мобильной связи;

• цифровизация сетей связи;

• конвергенция видов связи;

• достижение решающего значения мобильной связи и сети Интернет для развития телекоммуникаций в целом;

• процессы преобразования деятельности телекоммуникационных компаний;

• спад на рынке телекоммуникационного оборудования.

Т-Сотт, #12-2011

23

Либерализация телекоммуникационного рынка. Эта тенденция наиболее заметна в промышленных развитых странах. Либерализация проявляется в снижении степени государственного регулирования деятельности операторов связи (прежде всего в отмене контроля за тарифами) и в обеспечении свободной конкуренции между ними. Либерализация и свободная конкуренция рассматриваются как положительный стимул для развития рынка, т.к. операторы вынуждены постоянно совершенствовать ассортимент и качество предлагаемых услуг по привлекательной цене.

Цифровизация сетей связи. Развитие цифровых сетей связи создает необходимые условия для внедрения новых технологий и реализации новых видов услуг высокого качества. По индексу цифрового доступа (ИЦП), разработанного МСЭ, Россия входит во вторую группу стран (Ирландия, Бразилия, Польша), имеющих ИЦП от 0,5 до 0,69.

Конвергенция видов связи. На базе новых информационно-коммуникационных технологий осуществляется технологическое и коммерческое сближение разных видов услуг, как реакция на запросы потребителей. Конвергенция телекоммуникаций и информационных технологий привели к созданию новых услуг "Интеллектуальной сети". Возникли услуги по интеграции телефонии и мобильной связи, телефонии и Интернета, мобильной связи и Интернета, сотовой и спутниковой связи и т. д. Некоторые операторы фиксированной связи предлагают услуги традиционной телефонии в пакете с услугой доступа в Интернет (или к кабельным телевизионным каналам). При этом пользователь может бесплатно работать в сети Интернет (или пользоваться кабельным телевещанием) до достижения лимита, определенного соответствующими нормами в каждой стране. Налицо конвергенция, т.е. размывание границ разных видов связи. На практике это предложение широкого спектра интегрированных услуг и решений, объединяющих возможности разных видов связи (фиксированной и мобильной и т.д.), предоставление общего счета за оказанные услуги. Такие услуги имеют, как правило, более выгодные ценовые предложения, бонусы и скидки, нежели услуги, приобретенные по отдельности. Для таких услуг используются интегрированные модели продаж, поддержки и обслуживания.

Развитие мобильной связи и Интернета. В развитых странах происходит процесс насыщения услугами мобильной связи. Мобильная связь уже обогнала по темпам развития фиксированную связь, неплохие перспективы имеются у развития мобильной связи и Интернета, особенно в развивающихся странах и странах и переходной экономикой. Причины этого заключаются в стремлении операторов повысить качественный уровень услуг мобильной связи и Интернета и в увеличении реальных доходов потребителей.

Преобразование деятельности телекоммуникационных компаний. Современные телекоммуникационные компании — это, как правило, операторы- универсалы, предоставляющие широкий набор услуг. Однако современная тенденция преобразования компаний, слияний и поглощений носит двоякий характер: с одной стороны — ведущие операторы сливаются или поглощают своих конкурентов с целью предоставления новых услуг, выхода на новые географические сегменты рынка или увеличения рыночной доли; с другой — по мере роста компаний они становятся трудно управляемыми из единого центра. Поэтому часть операторов выделяет свои функциональные подразделения в отдельные компании, которые либо зависят от "материнской", либо продаются другим операторам.

Кроме облегчения управления, такие меры принимаются для увеличения стоимости акций наиболее успешных подразделений или, наоборот, для отказа от убыточных видов услуг. Эта тенденция связана с появлением компаний-гигантов на телекоммуникационном рынке.

Спцд на рынке телекоммуникационного оборудования. Несмотря на кризис, перспективы развития рынка телекоммуникационных услуг следует оценивать оптимистично. В среднесрочной и долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют медленный, но уверенный рост мирового телекоммуникационного рынка. Так, по оценке руководства компании Alcatel, телекоммуникации еще в течение длительного времени останутся сегментом индустрии, имеющим наибольший потенциал роста. Он составит по крайней мере 10% ежегодно, поскольку существует большой скрытый спрос на телекоммуникационное оборудование. Как считают эксперты, мобильный и беспроводный секторы должны стать ведущей силой на ближайшее десятилетие. Соответственно росту объема транзакций станут более масштабными инвестиции в безопасность, прежде всего информационную, которая будет рассматриваться не как минимальная тактическая функция, а как основное направление стратегических инвестиций.

Характерной особенностью мирового развития является существенное наращивание потребления, в том числе и в сфере телекоммуникаций а ,следовательно, и затрат на производство услуг в этой сфере. Россия следует общемировому сценарию, но с существенным отставанием.

Самыми крупными потребителями услуг телекоммуникаций на протяжении двух последних десятилетий были материальное производство и сфера распределения и обслуживания, на которую приходится от 50 до 70% объема продукции отрасли [4].

Структура потребления продуктов ИКТ по отдельным странам мира приведена в табл. 2.

В представленной структуре учтены не все важные направления использования ИКТ, например, не учтено население, потребляющее в среднем 28-30% продукта ИКТ [5], и другие потребители.

В США весьма активное использование продуктов ИКТ в госсекторе, финансовой деятельности и в телекоммуникациях. Но здесь по доле потребления продуктов ИКТ российские телекоммуникации являются лидером (19,8% от общего потребления).

Картины в ведущих странах ЕС и Японии не отличаются большим разнообразием, разве что промышленность Германии никак не назовешь насыщенной современными технологиями (0,8%). Во всех передовых странах профессиональные услуги совершенствуются

Структура потребления продуктов ИКТ по отдельным странам мира в 2010 г.

Таблица 2

Источник: расчеты по данным THE Digital Planet Reports за 2004-2008 гг. [1].

Таблица 3

Структура затрат на ИКТ по видам в процентах от общей суммы затрат на ИКТ в России

Видь] затрат 2005 г+ 2006 г. 2007 г. 2008 г.

I Прочие затраты на ИКТ 9,8 7,6 7,5 6,9

2 Оплата услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ 16,2 15,2 16,5 17,5

3 Обучение сотрудников, связанное с развитием ИКТ 1,0 0,7 0,7 0,8

4 Оплата услуг СВЯЗИ 26,3 31,5 29,4 31,4

5 Приобретение программных средств (ПО) 10,2 11,3 14,8 15,9

6 Приобретение вычислительной техники 36,5 33,7 31,2 27,5

на основе новых технологий (потребление 10 и более процентов), а Россия до этого уровня пока не дотягивает (4,1%). Отставание наблюдается по ИКТ в области финансов (3,6). Но торговая отрасль в России имеет самый высокий показатель по использованию ИКТ (8,1%).

Отметим достаточно низкие показатели использования высокотехнологичных решений в строительстве и образовании всех рассматриваемых стран (1,0-2,0%).

В целом мы наблюдаем истоки диффузного процесса проникновения передовых информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы человечской деятельности. Не исключено, что для России такое шествие ИКТ по стране может оказаться более стремительным, чем в других странах.

Рассмотрим структуру затрат на ИКТ в России по видам затрат с целью выявления заметных изменений за период 2005-2008 гг.

За период 2005-2008 гг. наблюдаются следующие изменения структуры затрат на ИКТ [6]:

— на приобретение программных средств затраты возросли с 10,2% до 15,9% (рост на 5,7 пунктов);

— оплата услуг связи возросла с 26,3% до 31,4% (рост на 5,1 пункта);

— доля затрат на приобретение вычислительной техники снизилась с 36,5% до 27,5% (снижение на 9 пунктов);

— несколько увеличилась доля затрат на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ (1,1 пункта).

Учитывая, что в конце 90-х годов доля затрат на аппаратные средства составляла более 60% и она снизилась до 27,5% в 2008 г., можно отметить тенденцию активного роста интеллектуальной составляющей в общем объеме затрат на ИКТ в России, налицо смещение акцентов затрат с аппаратуры на человеческий ресурс.

Исследования показали, что появились новые особенности со-

временного развития ИКТ: интегрированные телекоммуникации (услуги, проекты, решения), а также необходимость широкомасштабного диффузного проникновения и использования ИКТ в сферах производственной, социальной, экономической и политической жизни общества. Впервые созданы структуры управления информатизацией госсектора. В феврале 2010 г. создана комиссия по внедрению ИТ в органы власти. Реализуется национальная программная платформа, в которой принимает участие Ростелеком, назначенный единым координатором разработки государственных услуг. Запущен портал госуслуг, где описаны более 470 федеральных госуслуг. Разрабатывается закон, где устанавливаются правовые основы для обращения и использования электронных карт для оказания любых госуслуг в электронном виде, если это напрямую не запрещено законодательством. Разработан проект по электронным платежам онлайн для реализации финансовых и банковских услуг.

В настоящее время по ежегодному рейтингу Всемирного экономического форума (г. Женева) уровень развития ИТ характеризуется следующим образом:

1-е место — Швеция;

2-е место — Сингапур;

3-е место — Дания;

4-е место — Швейцария;

5-е место — США.

Россия занимает 80-е место между Тринидадом и Сальвадором. Принимаемые меры, включая вышеописанные, будут способствовать созданию "Электронного" Правительства и Информационного Общества и повышению российского уровня ИТ в мировом рейтинге.

Литература

1. Шульцева В.К.. Услуги современной экономики // Инфокоммуника-ционный комплекс. Глава в Коллективной монографии. ИМЭ МО РАН, 2010.

2. Данные Института развития телекоммуникаций и новых технологий ОЭСР и IDATE, Франция. — 2009.

3. Абдрахманова ПИ., Ковалева ПП Тенденция развития информационных и коммуникационных технологий.//Форсайт, 2009. — №4. — С.51.

4. Анурин В.и др. Маркетинговые исследования потребительского рынка. — СПб.: Питер, 2004.

5. Воронцова ГА Анализ рынка телекоммуникационных услуг и тенденций его развития.// Отчет. Комплекс работ по маркетинговым исследованиям и формированию стратегии рыночной деятельности компании ЗАО "Рус СДО". — М., 2005. — С.30-91.

6. Данные Word Information Technology and Service Alliance (WISTA), 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.