Научная статья на тему 'Основные факторы развития «Зеленого» туризма в мировой экономике'

Основные факторы развития «Зеленого» туризма в мировой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1201
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЗЕЛЕНЫЙ» ТУРИЗМ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / GREEN TOURISM / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ECOLOGICALLY SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INVESTMENT PROJECTS / TOURISM SERVICES / TOURIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савинов Юрий Анатольевич, Уткин Алексей Алексеевич

Авторы рассматривают в статье основные факторы формирования «зеленого» туризма. Особое внимание уделено роли администрации мест отдыха туристов в создании экологически устойчивой ситуации привлечения иностранных туристов. Рассматривается необходимость реализации инвестиций в проекты, обеспечивающие охрану окружающей среды, экологическую устойчивость функционирования туристических объектов и мест отдыха путешественников. Определены меры государственных структур по выполнению проектов защиты окружающей среды в местах отдыха туристов, формы государственно-частного партнерства по реализации важных экологических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key factors in the development of green tourism in the global economy

The article deals with the main factors in the development of green tourism. Special attention is paid to the importance of resort management in creating ecologically sustainable conditions for attraction of foreign tourists. The authors consider the relevancy of investing in the projects ensuring environmental protection and ecologically sustainable operation of resorts and recreation places for tourists. The measures of government institutions for the implementation of environmental protection projects in resort areas and the forms of public-private partnerships for the execution of important environmental projects are determined.

Текст научной работы на тему «Основные факторы развития «Зеленого» туризма в мировой экономике»

Основные факторы развития «зеленого» туризма в мировой экономике

ПОЯВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Технические революции и существенные изменения устройства общества, умноженные на ускоренный темп жизни, создают и новые тенденции на рынке услуг, что позволяет организовать собственное дело на абсолютно новых идеях для малого бизнеса. Одной из таких перспективных ниш, возникшей в результате моды на здоровый образ жизни, является организация и проведения туров так называемого «зеленого туризма». Зеленый туризм в США и Европе, особенно в странах ЕС набирает огромную популярность и рынок предоставления подобных услуг уже переваливает за миллиардные обо-роты.1

Туризм - большая промышленность в мире: в 2012, впервые, число международного туристического прибытия превзошло 1 миллиард, и оно, как ожидают, вырастет резко в предстоящие годы. В этом контексте развивается высокий спрос на стабильный с экологической точки зрения туризм. Согласно недавнему исследованию центра CREST (Центра формирования ответственных путешествий - CREST Center for Responsible Travel), экономический кризис играл важную роль в катализации внимания людей к стабильному поведению. Устойчивость становится “образом жизни” для растущего числа людей в развитых странах.

С точки зрения восприятия новых мест и оценки впечатлений от путешествий, главными тенденциями современного туризма являются следующие:

♦ Изменение отношения путешественника к требованиям организаторов путешествий: добросовестный путешественник уделяет больше внимания событиям, чем потреблению: эта тенденция привела к росту “основанного на опыте туриз-

Ю.А. Савинов, А.А. Уткин

УДК 338.48-6:502/504 ББК 65.433+75.81 С-130

1 Зеленый туризм мифы или реальность, создание собственного дела // http://smollbiz.ru/zelenyj-turizm-mify-ili-realnost-sozdanie-sobstvennogo-dela.html

ма”, который подразумевает контакт с местной культурой, художественным и естественным наследием.

♦ Вторым важным фактором развития современного международного туризма является потребность соединиться с природой: с 2010 больше половины мирового населения живет в городах. Это привело к новой тенденции: люди ищут туризм, ближе к природе. Городские рабочие предпочитают проводить свое свободное время в замечательной окружающей среде вместо этого, чтобы посещать большие города.

♦ Третье: спрос на экологичные места назначения стал приоритетом для более чем 30% путешественников. Выявленные тенденции невольно подталкивают к мысли, чтобы туристический сектор стал более зеленым и сохранил естественное богатство территории. Это не только крайность, но также и возможность: принимая образ защитников окружающей среды, владельцы отелей и бюро путешествий могут привлечь более широкий и более сознательный ряд людей. Как доказано исследованиями в промышленности, в настоящее время более 51% менеджеров, ответственных за проведение мест переговоров, совещаний и конференций выбирают только стабильные места проведения, и 75% из них просят во время их встреч организовывать проведение «зеленых» проектов и инициатив.

♦ Четвертое: продвигать экологический туризм означает приносить пользу местной экономике: согласно проведенным исследованиям, зеленый туризм может дать местной экономике 95% доходов, по сравнению с только приблизительно 20% доходов от обычных комплексных туров.2

Общеизвестно, что, хотя предоставление туристических услуг, бесспорно, дает экономическую выгоду принимающим странам, эта деятельность имеет часто негативные последствия для окружающей среды. Это могут быть заметные для человеческого взгляда выбросы углекислого газа от пролетевшего самолета высоко в небе или следы пребывания человека, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в результате любое путешествие может нанести вред местным экосистемам и способствовать глобальному изменению климата.

В то же время и сам процесс экологической деградации и изменения климата наносят существенный вред и разрушения туристическим объектам. Повышение уровня мирового океана, расширение пустынь (опустынивания), изменения метеорологических карт способны повредить или разрушить основные объекты, которые привлекают туристов. В результате туризм и экологическая устойчивость современного общества быстро становятся взаимозависимыми явлениями, их проблемы и решения все более и более переплетаются.

2 Maggiore Lago New tourism trends: the rise of responsible tourism // http:// lagomaggioremeetingindustry.wordpress.com/2013/04/27/new-tourism-trends-the-rise-of-responsible-tourism/

Многие опытные туристы ищут для посещения «зеленые» туристические места - те, где местная или государственная администрация прилагают усилия с целью решения критических проблем, таких как выбросы парниковых газов, сохранение биоразнообразия, утилизация отходов и совершенствование водоснабжения. Исследование, проведенное в 2005 года Советом Девонширского графства Великобритании показал, что 54% респондентов при выборе места отдыха или маршрута путешествия учитывают состояние охраны окружающей среды, заказывая поездку, и 82% готовы заплатить больше за экологически чистые продукты или за посещение экологически чистых мест.3

Стремясь удовлетворить требования туристов, ведущие туроператоры, такие как TUI (Германия) и Thomas Cook Group (Великобритания) проводят обширные исследования по поиску «экологически чистых» маршрутов путешествий и по подбору отелей и курортов, отвечающих требованиям высоких «зеленых» стандартов. Кроме того, главные туристические журналы, такие как National Geographic, теперь используют экологическую устойчивость мест отдыха и путешествий в качестве ключевого критерия в ранжировании их качества. Короче говоря, если туристические места отдыха и путешествий намерены оставаться конкурентоспособными, их администрация должна будет проводить стабильную политику поддержания экологической чистоты, что позволит расширить клиентскую базу.

До настоящего времени, однако, только небольшое число курортов и мест отдыха туристов может соответствовать требованиям экологической чистоты. Однако следует отметить, что администрация тех мест отдыха, в которых не проводятся мероприятия по повышению экологической чистоты, рискуют исчерпать свои данные от природы ресурсы и постепенно утратить свою привлекательность.

Ныне сформировано несколько элементов обеспечения устойчивого туризма в экологически чистые места отдыха.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОСЕЩЕНИЯ

Финальной целью успешной «зеленой» стратегии, ограничивающей нежелательные экологические последствия человеческой деятельности является завоевание туристической привлекательности. Опыт регионов, проводящих энергичную политику защиты окружающей среды, свидетельствует, что успеха добиваются только регионы, в которых разрабатывается и реализуется целостный подход к защите окружающей среды.

Формирование имиджа экологической устойчивости региона начинается с решения четырех ключевых проблем охраны окружающей среды: сокращение выбросов арниковых газов, прежде всего углекислого газа, сохранение биораз-

3 Ringbeck J. Destination: Green Tourism // http://www.strategy-business.com/

article/10304?pg=all

нообразия, высокий уровень качества политики переработки бытовых отходов и защита и сохранение качества природной воды. Такая политика, однако, также требует анализа основных систем и структур, и которые имеются в распоряжении администрации места отдыха, которые позволили бы реализовать необходимые изменения. Они включают разработку инструкций и управление, участие заинтересованных сторон, финансирование, укрепление экономического потенциала и поддержку системы образования, а также надежную связь с общественностью.

Администрация любого места отдыха или курорта, стремящаяся преуспевать в достижении высоких стандартов «зеленого» туризма и гарантировать его устойчивость, должна сосредоточиться на решении вышеупомянутых четырех ключевых проблемах:

1. Сокращение выбросов парниковых газов и прежде всего углекислого газа. В течение многих десятилетий популярное приветствие посетителей в местах, имеющих достопримечательности, было следующим: “take only pictures, leave only footprints” («делайте только фотоснимки, оставляйте только следы от Ваших ног»). Хотя этот старый девиз все еще релевантен, возрастающее беспокойство в отношении изменения климата добавило к нему новое измерение. Путешественники должны теперь быть обеспокоены «парниковыми» последствиями (их «углеродным» следом) при посещении мест отдыха - этот след менее заметен на фоне следов грязи, но имеет намного большее значение.

Туристическая индустрия несет ответственность примерно за 5% глобальных выбросов углерода, в основном произведенных использованием средств транспорта и проживанием. Недавнее глобальное исследование Всемирного экономического форума и консультационной компании Booz & Company предсказывает, что если не принять жестких мер, эта эмиссия удвоится к 2035 г. Вместе с тем, принятие ограничительных мер по сокращению выбросов углерода будет также способствовать и сохранению энергии и материалов, это достаточно рентабельная стратегия.

Применяя «зеленые технологии», администрации мест отдыха и курортов могут способствовать достижению двух целей (“double bottom line”): экологической устойчивости и поддержанию доходности. Популярный курорт Словакии -AquaCity resort, например, который недавно получил от организации по присуждению премий для мест отдыха туристов (World Travels Awards), звание ведущего мирового «зеленого» курорта (World’s Leading Green Resort ) реализует меры, препятствующие тому, чтобы примерно 27 тонн CO2 ежедневно выбрасывались в атмосферу, используя геотермическую водную, а также солнечную энергию - технологии, которые также дают курорту возможность экономить ежегодно миллионы евро.4

4 Ringbeck J. Destination: Green Tourism // http://www.strategy-business.com/

article/10304?pg=all

Чтобы сократить выбросы углерода и тепла, отель Fairmont Waterfront, расположенный в г. Ванкувер (Канада), применяет систему повторного использования тепла: система захватывает от баков для горячей воды конденсат и возвращает его назад в поступающую через трубы воду и нагревает ее. Эта технология экономит до 305 тыс. киловатт-часов электричества в год, что эквивалентно ежегодному потреблению энергии семи частных домов.

Применение даже небольших изменений может привести к заметным конкурентным преимуществам. Так, в Тасмании (провинция Австралии) с помощью годовых бюджетных субсидий отели уменьшили потребление энергии на одну треть, установив более совершенную изоляцию, меняя местоположение окон и секционирование комнат. В результате удалось снизить выбросы углерода на 104 тонны, что эквивалентно затратам на использование 24 внедорожников в течение года.

В дополнение к возможностям, которые обеспечиваются в результате локальных улучшений, существуют и уникальные возможности для малых туристических объектов. Это сказывается на привлечении туристов, которые ныне интересуются не праздниками «Солнце-и-пляж», но также и использованием инновационных решений в рамках относительно стабильного путешествия по известным маршрутам. Администрация мест отдыха и курортов должна организовать переход от использования экологически «грязных» видов транспорта к внедрению эффективного общественного транспорта и использованию передовой автомобильной технологии, включая автомобили с гибридными двигателями и электромобили. В странах, где такие виды транспорта не получили распространения, желательно стимулировать внедрение автомобилей с каталитическими конвертерами, а также автомобилей, работающих на новых экологически чистых видах топлива.

Администрация курортов и мест отдыха должна стимулировать, поощрять туристов выбирать энергосберегающие виды транспорта во время их отдыха и путешествий. В некоторых курортах туристы могут использовать экологически чистые виды общественного транспорта, такие как электропоезда и гибридные автобусы; в других местах туристам могут предложить инновационные возможности использования необычных отдельных транспортных средств, таких как велосипеды и гибридные автомобили.

Администрация Парижа, например, реализовала велосипедную программу кооператива Velib в 2007, которая позволяет туристам и местным жителям резервировать, брать, и возвращать велосипеды в 750 местах в городе. В городе в настоящее время проложено более 400 км велосипедных дорожек и разрабатываются планы их расширения. Израиль недавно создал сеть велосипедных и пешеходных дорожек как альтернативу автобусным маршрутам для христианских паломников, идущих от Назарета до Галилейского моря. В Швейцарии был осуществлен проект продажи и сдачи в аренду велосипедов нового поколения, приводимых в действие литий-ионными аккумуляторами, прежде всего, также для туристов.

Администрация курортов и мест отдыха имеет также возможность снизить воздействие на окружающую среду, объединяя системы отвода тепла различных объектов и покупая удовлетворяющие требованиям экологии товары и материалы. Кроме того, они могут осуществить мероприятия по утилизации отходов, включая использование энергосберегающих процессов.

Наконец, администрация мест отдыха способна стимулировать туристов оплачивать эмиссию тепла и выхлопных газов через местные программы благотворительности, имеющие целью вложение капитала в возобновляемые технологии. Туроператор Thomas Cook, например, просит, чтобы туристы жертвовали в качестве благотворительности 2 ф.ст. (примерно 3 доллара), которые направляются для финансирования проектов по снижению эмиссии тепла и выхлопных газов.

2. Сохранение биоразнообразия. Многие туристические компании предлагают путешественникам необычные маршруты, включающие подводное плавание в Красном море, походные путешествия на Тихоокеанском Северо-западе, переходы в джунглях Центральной Америки. Туроператоры предлагают путешественникам увидеть мир «за пределами их собственного». Туристические маршруты, предусматривающие посещение уникальных природных памятников, позволяющие абстрагироваться от городской жизни, драгоценны, и их сохранение - критический компонент обеспечения устойчивого международного туризма. За прошлые два десятилетия туризм к горячим точкам биоразнообразия увеличился больше чем на 100 %, что подчеркивает необходимость их сохранения для будущих поколений.

Если надлежащие меры по сохранению окружающей среды не будут приняты, то международный туризм может усилить негативное воздействие на флору и фауну. Нерегулируемый поток путешественников в объекты дикой природы разрушил систему кормление птенцов и гнездовья в таких местах, как болота на Карибских островах и в Новой Зеландии. Увлечение туристов сбором грибов в районах туризма в Индии привело к вторжению людей в места обитания тигра, в результате чего популяция тигров сократилась, стали происходить опасные столкновения тигров и людей. Кроме того, больше чем 35 млн акров коралловых рифов были стерты в течение нескольких прошлых десятилетий, в основном в результате контактов с круизными кораблями, водолазами и другой деятельностью человека.

Влиятельные политики, стремящиеся предотвратить эти виды негативного воздействия туристов на природу, должны обратить внимание на необходимость развития национальных парков и «коридоров дикой природы», отрегулировать доступ к областям, потенциально подверженным негативному влиянию поведения человека, защитить местные растения и предупредить деятельность браконьеров.

В Бутане, известном в качестве одной из мировых точек биоразнообразия, под деревьями и кустарниками находится более 72% площади страны. Многие регионы Бутана были объявлены заповедниками, и многие горные местности закрыты

для пеших переходов туристов из опасения замусоривания и загрязнения. В 2009 г. в знак признания больше чем 20 лет стабильного экологического развития природных экосистем ЮНЕСКО объявил Вадденское море (Wadden Sea) Германии и Нидерландов объектом Всемирного наследия.5 Традиционная политика этих стран в отношении сохранения природных ценностей помогла им сохранить свою окружающую среду, в результате они принимают все большее число туристов каждый год.6

3. Утилизация отходов. Туристическая деятельность, как один из главных загрязнителей природы, имеет следствием производство отходов, которые негативно влияют на качество воды и почвы и могут снизить привлекательность мест отдыха. Эффективное управление процессом отвода и переработки жидких и твердых отходов от функционирования домашних хозяйств и любых местных производств обеспечивает высокий уровень восприятия места отдыха как чистого и здорового. Никакой путешественник не хочет волноваться о возможности заболевания болезнью во время отдыха; дуновение грязного воздуха может быстро изменить восприятие туристом даже самого красивого места отдыха.

К сожалению, увеличивающееся присутствие самих туристов часто добавляет проблем к утилизации отходов - особенно, если неочищенные сточные воды из отелей и круизных кораблей загрязняют водные и прибрежные зоны. В течение середины 1990-х круизные корабли в одном только Карибском море выбрасывали ежегодно в море больше чем 70 тыс. т жидких и твердых отходов. Отходы, произведенные огромным притоком туристов в Венецию, за последние несколько десятилетий привели к загрязнению и наводнению культовых каналов города, в результате администрация города забрала обратно свое заявление относительно приема «Экспо 2000», глобальной мировой выставки, которой предполагалось приветствовать новое тысячелетие.

Администрация мест отдыха должна поэтому инвестировать капиталы в утилизацию отходов на самых ранних стадиях, снижая потоки отходов, уменьшая потоки сточных вод и промышленных отходов и минимизируя количество отходов, которые закапываются в виде мусора или направляются в установки для сжигания отходов и их переработки. В идеальном случае отходы должны использоваться,

5 Вадденское море (Wadden Sea) является частью Атлантического океана, примыкает к побережьям Германии, Голландии и Дании. Вадденское море довольно мелководное с заболоченными прибрежными участками. Протяженность заболоченной береговой линии около 500 км. За этот участок суши постоянно сражаются море и земля. Земля то выходит из плена океана, то обратно заключается в его объятья. В Вадденском море довольно разнообразная флора и фауна // http://inpath.ru/wonders/nature/view/wadden-sea

6 Ringbeck J. Destination: Green Tourism // http://www.strategy-business.com/

article/10304?pg=all

чтобы производить энергию. Ультрасовременные методы, такие как преобразование отходов в энергию, могут повысить репутацию мест отдыха и привлечь потенциальных инвесторов для поддержки экологической устойчивости.

Во многих случаях творческие решения могут минимизировать воздействие на окружающую среду, повышая репутацию и привлекательность города. Во время Зимних Олимпийских Игр 1994 года в Лиллехаммере (Норвегия), программа утилизации отходов позволила переработать в компост 70% всего произведенного мусора. Один миллион тарелок и 3 миллиона единиц посуды были произведены из картофельного крахмала, что позволило переработать их в корм для скота.

В Кении, где у отдаленных отелей и домиков не всегда есть доступ к муниципальным услугам по вывозу отходов, растительные отходы могут быть переработаны в компост для использования на огородах.

Израиль преобразовал крупную свалку мусора в предместьях Тель-Авива в парк площадью около 800 га, в котором возведен завод по вторичной переработке мусора. Кроме того, Израиль планирует создать образовательный центр, где посетители могут наблюдать процесс переработки мусора.

4. Защита системы водоснабжения. Качественное водоснабжение крайне важно для долгосрочной экологической устойчивости любого курорта. Серьезная нехватка воды отмечается во многих регионах мира. Два главных фактора - рост численности населения и последствия изменения климата - стимулируют рост причин для беспокойства по поводу недостатка этого важного жизненного ресурса.

Страны, в которых отмечается нехватка воды, в значительной степени зависят от доходов от въездного туризма. Развитие их экономики сталкивается двойной проблемой: с одной стороны, население отчаянно нуждается в воде, а с другой стороны, приток валютных средств в государственный бюджет зависит от притока туристов в качественные отели, плавательные бассейны в которых всегда должны быть полными чистой воды. Для решения этой проблемы необходима разумная государственная политика.

Кроме того, поскольку водоснабжение и функционирование систем опреснения воды требуют значительного расходования энергии и, соответственно, ведут к выбросу парниковых газов, прежде всего углекислого, в атмосферу, разумная политика в отношении водоснабжения имеет высокое экономическое значение.

Исходя из вышеизложенного, потребление воды требует измерения, управления и уменьшения до минимально достаточного уровня, необходимого для поддержания соответствующего качества жизни. В этой сфере приоритетом должны быть инвестиции в инновационные технологические решения. Например, при строительстве систем отвода, переработки и вторичного использования сточных вод администрация курортных мест может увеличить объемы предоставляемой питьевой воды и уменьшить расходы на увеличение объемов сточных вод, загрязнение окружающей среды и уменьшить платежи за очистку воды. Кроме того, над-

лежащее управление очисткой и переработкой сточных вод уменьшает загрязнение воды и минимизирует риск возникновения болезней.

Например, в Кении в жилых домах активно ведется ограничение потребления воды, которая подается в определенное время суток, устанавливаются души низкого давления, устанавливаются системы использования переработанной воды и дождевой воды, туристов поощряют вторично использовать полотенца. Хозяева многих домов сажают деревья и кустарники, которые служат как стабильные источники дровяного топлива и как защитная мера от оттока воды.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Все перечисленные выше элементы сохранения окружающей среды взаимозависимы. Снижение выброса углекислого газа, сохранение биоразнообразия, утилизация отходов и качественное и чистое водоснабжение все эти элементы связаны и взаимозависимы - во многом как составные части экосистемы, которую они направлены защищать. Некачественная утилизация отходов может привести к выбросам вредных газов и может также привести к загрязнению водоснабжения, и кроме того, оба этих фактора могут угрожать биоразнообразию. Стабильная программа утилизации отходов может потребовать дополнительных затрат энергии, таким образом увеличивая выбросы углерода в курортных местах. Поэтому важен целостный подход к инвестициям в охрану окружающей среды.

Следует также отметить, что ни одна из ключевых проблем охраны окружающей среды не может быть решена эффективно влиятельными политиками или бизнес-лидерами, если не существует разумно построенной системы. Сама администрация мест отдыха и курортов может самостоятельно попытаться предпринять определенные меры по охране окружающей среды, но без сотрудничества частного и государственного сектора и наличия организаций, способных провести экологические изменения, такой вариант решения проблемы может оказаться слишком хаотическим.

По нашему мнению, необходимые для решения проблемы системы и структуры должны включать следующие элементы:

♦ Нормативные документы и их выполнение. В каждой стране законодательство должно быть достаточно целенаправленным, предусматривающим защиту окружающей среды и ограничивать негативное воздействие человеческой деятельности. Администрация мест отдыха может осуществлять различные меры, в том числе введение «зеленых» налогов, платы за вход в парки и введение штрафов за загрязнение окружающей среды, а также может стимулировать или субсидировать инвестиции в проекты по защите окружающей среды и обеспечению экологической стабильности. Кроме того, они способны применить специальные меры, которые ограничивают число прибывающих туристов или регулируют их

деятельность в определенных областях. В Мальдивах, например, чтобы защитить национальную хрупкую экосистему, пребывание туристов ограничено специальными зонами и множеством необитаемых островов.

Точно так же в республике Кирибати (тропической стране в центре Тихого океана), где нерегулируемая рыбалка наносила серьезный ущерб бюджету островного государства, правительство ввело инструкции, позволяющие контролировать и управлять рыболовными предприятиями. Эти предприятия теперь обязаны предоставлять правительству ежегодную оценку воздействия их деятельности на окружающую среду.

Таким образом, высшие государственные структуры должны спонсировать программы обеспечения экологической устойчивости с соответствующими органами на национальном, региональном, или местном уровне с целью руководства их реализацией.

♦ Сотрудничество всех заинтересованных сторон в реализации проектов. Термин «туристический сектор» используется достаточно широко, но туристическая деятельность охватывает большое разнообразие направлений деловой активности. Исходя из этого, любая целостная программа обеспечения экологической устойчивости требует участия многих различных заинтересованных сторон. Абсолютно жизненно важно, чтобы правительство, частный сектор и гражданское общество сотрудничали в разработке и реализации политики обеспечения защиты окружающей среды, экологической устойчивости. Усилия в этом направлении могут предпринимать многие заинтересованные стороны, включая национальные, региональные, и местные органы власти; коммерческие или гражданские заинтересованные группы и частные игроки.7

На правительственном уровне национальное министерство туризма должно сотрудничать с предприятиями частного и государственного сектора, ответственными за охрану окружающей среды, выработку и использование энергии, сельское хозяйство, транспорт, здоровье, финансы, безопасность, и другие соответствующие области, а также с местными муниципалитетами. Этот тип сотрудничества играет критическую роль в сочетании национальных и местных интересов и помогает ускорить выполнение поставленных задач.

Например, в Великобритании принята Программа сертификации устойчивого туризма (Green Tourism Business Scheme - GTBS) - единственная программа подобного рода, утвержденная национальным Управлением туризма. Компании, решившие присоединиться к GTBS, оцениваются Управлением с точки зрения соответствия строгому набору критериев в различных областях, включая эффективность использования энергии и воды, утилизацию отходов и биоразнообразие. Те

7 См. Napolitano F. The Megacommunity Approach to Tackling the World’s Toughest Problems. // Strategy+business.com.// Autumn 2010.

компании, которые соответствуют критериям, получают бронзовую, серебряную или золотую награду, основанную на уровне их соответствия требованиям.

Пример ОТБ8 показывает, что все финансовое бремя устойчивости не должно опираться на бюджеты местных компаний или налогоплательщиков: предприятия государственно-частного партнерства могут действовать как очень эффективные инициаторы программы устойчивости. Например, любой отель может участвовать в технологической инициативе, покупая акции построенного правительством завода по выпуску солнечных батарей.

Туристические предприятия частного сектора, то есть отели, рестораны, работники которых имеют непосредственный контакт с туристами, играют ключевую роль в содействии формированию имиджа экологической устойчивости места отдыха. Владельцы отелей, туроператоры и провайдеры транспортных услуг могут влиять на поведение туристов, чтобы снизить негативные последствия их отдыха для окружающей среды. Предлагая помещения с меньшим выбросом углерода, с бережным расходованием воды, отели могут многое сделать, чтобы защитить окружающую среду. Учреждения частного сектора могут обеспечить защиту окружающей среды, обучая как местных жителей, так и туристов.

♦ Поиск средств и финансирование. Для обеспечения экологической чистоты мест отдыха туристов необходимо соответствующее финансирование. Но следует учитывать тот факт, что реализация «зеленых» программ может привлечь существенные капиталы частного сектора, эти программы могут давать прибыль. Некоторые из этих программ могут быстро окупаться с помощью экономии на эксплуатационных расходах. Эти сбережения могут быть вложены в другие инвестиционные проекты, направленные на экологические цели.

Сроки получения прибыли от реализации «зеленых» инвестиций зависят от выбора правильного инвестиционного плана и поддержки административных структур. При этом важно найти баланс между интересами государственного и частного сектора. Если стимулы для привлечения частных инвестиций слишком высоки, то результат в виде дохода может быть достаточно высоким, при низких инвестициях рост будет недостаточным и потребуются высокие налоги для налогоплательщиков. С другой стороны, если стимулы будут слишком низкими, то инвестиционная стратегия не привлечет достаточного частного капитала, чтобы быть жизнеспособной.

Соблюдение этого баланса критически важно как для небольших проектов, инициируемых частными компаниями, так и для больших программ совершенствования инфраструктуры. В зависимости от климатических условий, крупные проекты могут иметь более высокий экономический смысл, например, строительство предприятия по выпуску солнечных батарей, который может способствовать росту занятости в регионе.

Администрация курортов может увеличивать доходную часть местного бюджета путем фиксирования повышенных налогов или сборов для туристов. Например, в Белизе установлена плата за вход в парки, что способствует покрытию расходов на их содержание. Для местных жителей плата не взимается. В Бутане установлены сборы для поддержания экологической устойчивости окружающей среды.

Однако не все реализуемые проекты имеют высокую прибыльность. Кроме того, администрация курортных мест не всегда может выделить необходимые средства. В этих случаях внешнее финансирование может обеспечить необходимые денежные ресурсы для финансирования долгосрочных усилий по обеспечению экологической устойчивости региона. Такое финансирование включает глобальные программы, предусматривающие специальные механизмы обеспечения защиты окружающей среды (clean development mechanisms - CDM), которые позволяют промышленно развитым странам вкладывать капитал в проекты, направленные на снижение выбросов углекислого газа в развивающихся странах. Например, в 1996 Коста-Рика продала квоты на выброс углерода в количестве 200 тыс. т по цене 10 долл. за тонну в Норвегию. В результате Коста-Рика получила 2 млн долл. для финансирования проекта восстановления лесных массивов.8

В дополнение к упомянутой выше модели CDM, как образца государственночастного партнерства, в отдельных государствах формируются фонды сохранения биоразнообразия (такие как Всемирный фонд дикой природы), и международные фонды развития туризма (такие как американское Агентство международного развития и Совет по устойчивости туристического отдыха), которые могут обеспечить финансирование проектов защиты окружающей среды в местах отдыха туристов.

♦ Укрепление потенциала охраны окружающей среды и развитие системы подготовки кадров. Обеспечение устойчивости системы защиты окружающей среды требует соединения усилий большого числа местных жителей различных специальностей: юристов, работников парков, садовников и т.д. Администрация мест отдыха туристов, стремящаяся найти частные инвестиции, должна гарантировать, что критическая информация о преимуществах и возможностях «зеленых» проектов будет доступна всем заинтересованным сторонам. Эти проекты должны включать развитие системы подготовки специалистов, что позволит местным жителям активно участвовать в реализации таких проектов с целью защиты окружающей среды. Например, в рамках реализации подобных проектов туроператоры смогут выбирать относительно безвредные для окружающей среды способы перевозки отдыхающих, ограничивать контакты туристов с защищенными объектами и препятствовать образованию мусорных свалок.

8 Ringbeck J. Destination: Green Tourism // http://www.strategy-business.com/

article/10304?pg=all

♦ Маркетинг и связи с общественностью. Разработка эффективной системы маркетинга и связи с общественностью важна для реализации любого «зеленого» проекта. Система маркетинга может поощрить заинтересованные стороны участвовать в программе, находить потенциальных инвесторов и общаться с ними. Например, администрация г. Нью-Йорк создала «Зеленую Карту Нью-Йорк Сити» (“Powerful Green Map of NYC”), которая предполагает организацию экскурсий по энергосберегающим объектам города. Основные моменты карты включают приводимую в действие энергией биомассы Статую Свободы, подводные турбины, которые производят электричество в Ист-Ривер и склад повторно используемых строительных материалов в городке Куинсе.

ТРИ ШАГА К РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕЛЕНОЙ СТРАТЕГИИ

Реализация каждого из проектов по охране окружающей среды требует установления приоритетов и обязательств, которые все переплетены. В результате реализация последовательной экологической стратегии устойчивого развития туризма представляет собой достаточно сложный набор программ. Кроме того, каждое курортное место отдыха туристов имеет отличительные особенности, например, история Кении, ее культура и экология весьма отличаются от истории культуры и экологии Мальдивских островов. Каждая стратегия устойчивого развития туризма должна быть разработана достаточно тщательно.

Какими должны быть действия администрации мест отдыха по обеспечению экологической устойчивости.

Шаг 1: Необходимость оценки состояние окружающей среды с точки зрения ее влияния на здоровье людей. Руководители администрации мест отдыха должны провести профессиональный и вероятностный анализ ситуации, исследуя достоинства и недостатки их местоположения с точки зрения экологии, сравнить достижения в борьбе за чистоту окружающей среды в своем городке в с мировыми достижениями. После этого разрабатывается план действий.

Шаг 2: Разработка плана мероприятий. Прежде всего, устанавливаются цели развития экосистемы курорта. Это будет способствовать четкости планирования и выбору методов достижения целей в общем спектре возможностей.

В отношении одних мест может быть избран подход «не причинить вреда», то есть стремление предотвратить или избежать разрушения природных особенностей окружающей среды, сосредотачиваясь на использовании уже апробированных и доступных технологий вместо ультрасовременных решений. Для стран или курортных мест, где имеются политические проблемы или ограничены финансовые ресурсы, этот подход может быть самым соответствующим.

С другой стороны, в отношении некоторых мест отдыха, которые имеют достаточно значимый экономический или политический капитал администрация может выбрать другие меры поддержания экологической устойчивости: радикальные,

инновационные, новаторские варианты, которые преследуют цель достижение лидерства в «зеленом» туризме и отражают четкое стремление достичь конкурентного превосходства в данной области. И, конечно, следует отметить, что наблюдаются многообразные варианты административных действий, промежуточные между этими двумя крайностями.

Разработка конкретного плана действий требует участия всех игроков, которые могут объединяться между собой, чтобы реализовать ряд стратегических «зеленых» сценариев, которые сочетают максимальную степень использования имеющихся конкурентных преимуществ, скорость достижения поставленных целей при наименьшем уровне затрат. Разработанные и принятые планы действий должны быть достаточно разносторонними и представлять реальный интерес для всех участвующих в проекте сторон.

При этом необходимо рассматривать коммерческие, экологические и финансовые последствия каждого сценария. Рекомендуется предусмотреть, в частности, следующие аспекты:

Воздействие на окружающую среду. Как новые программы затронут ключевые экологические аспекты? Как достигнутые результаты будут способствовать включению данного курорта или места отдыха в глобальный рейтинг мест посещения туристами? В какой степени правительственные структуры и частные компании будут участвовать в реализации проекта с точки зрения его регионального или международного значения, в какой степени они будут использовать стимулы, имеющиеся в их распоряжении?

Влияние достигнутого результата на спрос потребителей. В какой степени реализованные проекты повлияют на будущий спрос иностранных путешественников на туристические услуги данного места отдыха? Как отразятся понесенные расходы на стоимости туристических услуг и могут ли они быть снижены? Как увеличатся доходы от реализованного проекта?

Экономическое и финансовое воздействие. Весьма важно определиться - какие минимальные по объемы инвестиции необходимы? Далее, выявить - каков объем финансовой выгоды или экономии можно было бы получить от реализации проекта? Как этот вариант инвестиционного проекта сравнился бы в финансовом отношении с подходом обычного бизнеса? В чем будет выражаться участие государственных органов из средств федерального бюджета или других правительственных фондов? В какой степени реализация проекта создания «зеленого» курорта привлечет финансовые средства местных игроков, таких как операторы туристических услуг? Есть ли у них необходимые финансовые и людские ресурсы, чтобы участвовать в реализации проекта? Являются ли получатели выгод от реализации проекта теми же сторонами, от которых требуются первоначальные инвестиции? Если нет, то как может быть устранено это противоречие?

Ответ на эти вопросы сделает проект намного более ясным, и покажет, какие варианты его реализации наиболее жизнеспособны. Как только будет осуществлен выбор, то начнется этап составления приоритетов программ и мер, а также разработка реальных шагов по достижению поставленных целей. Выбранные программы могут также действовать как катализатор для изменений, обеспечивая влиятельных политиков информацией, необходимой, чтобы включить в реализацию проекта широкий ряд заинтересованных сторон.

Шаг 3: Реализация «зеленых» проектов. Достаточно сложным является реализация стратегического плана, то есть достижение цели, поставленной в самом начале его разработки с учетом имеющихся ресурсов и деловых приоритетов. Разработка генерального стратегического плана включает выполнение отдельных проектов с надлежащими инвестициями и перечень мероприятий по дальнейшей его реализации. Этот план должен быть связан с использованием существующей инфраструктуры и коммерческими инициативами и включать развитие имущественной составляющей.

В идеальном варианте администрация мест отдыха должна наблюдать за внедрением одобренных «зеленых» проектов, то есть проектов экологической устойчивости, ускорять процесс реализации проектов и гарантировать, что генеральный план включает потребности и ограничения существующих инициатив. Администрация может также обеспечивать проведение тендеров для эффективной закупки товаров и услуг в интересах соответствующих заинтересованных сторон и обеспечивать связь с общественностью, проведения маркетинговых мероприятий и содействие работе образовательных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗЕЛЕНЫЙ ИМПЕРАТИВ

Курортные места и места отдыха туристов, которые «недоинвестируют» в сохранении их природных активов по существу обменивают долгосрочные перспективы укрепления здоровья на краткосрочную выгоду от экономии финансовых средств. Однако надо помнить, что наши самые ценные ресурсы конечны.

Наблюдаемые ныне тенденции в мировой экономике, соперничество различных стран за приток иностранных туристов, борьба общества за чистоту окружающей среды повышают важность усилий за обеспечение экологической устойчивости развития отраслей экономики, в том числе и туризма. Последствия изменения климата будут усиливать свое воздействие на функционирование современного общества, становиться все более видимыми; растущий средний класс в молодых государствах сформирует высокий спрос на туристический услуги, на рост объемов продаж на рынке услуг туризма. Между странами, ведущими в туристическом бизнесе, усилится конкуренция за привлечение иностранных туристов. Существенную роль в этом соперничестве будет играть экологическая привлекательность

мест отдыха. Введение более строгих нормативов по выбросу парниковых газов, в том числе углекислого газа, усилит потребность в реализации превентивных мер. Учет нового фактора, каким является устойчивая реализация мер по охране окружающей среды, серьезно повлияет на расширение туристического бизнеса во многих государствах.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Зеленый туризм// http://95live.ru/biznes-idea/green-tourism.html (Zelenyj turizm)

Зеленый туризм мифы или реальность, создание собственного дела // http://smollbiz. ru/zelenyj-turizm-mify-ili-realnost-sozdanie-sobstvenmgo-dela.html (Zelenyj turizm mify ili real’nost’, sozdanie sobstvennogo dela)

Сельский туризм в России// http://tourinfo.ru/news/russia/analytics/44572/ (Sel’skij turizm v Rossii)

Green tourism trends // http://www.slovenia.info/?ps_trendi_zeleni_turizem=0 Krajka D. Industrie et tourisme vert sont-ils compatibles pour Eras Metal? http://www. usinenouvelle.com/article/industrie-et-tourisme-vert-sont-ils-compatibles-pour-eras-metal. N119399 // Publié le 19 octobre 2009, á 17h16

Maggiore Lago New tourism trends: the rise of responsible tourism // http:// lagomaggioremeetingindustry.wordpress.com/2013/04/27/new-tourism-trends-the-rise-of-responsible-tourism/

Moseder D. Travel Agent’s Biggest Forecasts for 2014 // http://www.travelagentcentral.com/ trends-research/travel-agents-biggest-forecasts-2014 // January 2, 2014

Pennetier M. Le secteur du tourisme en France résiste mieux que d’autres // http://www. usinenouvelle.com/article/le-secteur-du-tourisme-en-france-resiste-mieux-que-d-039-autres. N191702 // Publié le 16 février 2013, á 19h20

Ringbeck J. Destination: Green Tourism // http://www.strategy-business.com/

article/10304?pg=all

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.