Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МОНОПОЛИЯ / ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ / НАСЕЛЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бекбулатова Г.А., Елмуратова Н., Нурбаева А.

Статье рассматривается современная демографическая ситуация Республики Каракалпакстан, степень удовлетворения спроса населения на различные продукты, его экономическое и социальное потребности. Особому изучению подвергаются эколого-географические предпосылки региона, которые оказывают значительное влияние на развитие сферы торгового обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FACTORS OF THE DEVELOPMENT AND PLACEMENT OF TRADE SERVICES

The article considers the current demographic situation of the Republic of Karakalpakstan, the degree of satisfaction of the population's demand for various products, its economic and social needs. The ecological and geographical prerequisites of the region, which have a significant impact on the development of the trade service sector, are subjected to special study.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

DOI 10.46566/2225-1545_2022_1_103_457

Бекбулатова Г.А., к.г.н.

доцент

кафедра «Экономическая и социальная география» Каракалпакский государственный университет им.Бердаха

Елмуратова Н. студент 2 курса магистратуры специальность «География» Каракалпакский государственный университет им.Бердаха

Нурбаева А. студент 2 курса магистратуры специальность «География» Каракалпакский государственный университет им.Бердаха

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация. Статье рассматривается современная демографическая ситуация Республики Каракалпакстан, степень удовлетворения спроса населения на различные продукты, его экономическое и социальное потребности. Особому изучению подвергаются эколого-географические предпосылки региона, которые оказывают значительное влияние на развитие сферы торгового обслуживания.

Ключевые слова. Социальная инфраструктура, монополия, торговое обслуживания, населения, потребность, демографическая ситуация.

Bekbulatova G.A., candidate of geographical sciences

associate professor Department of "Economic and Social Geography" Karakalpak State University named after Berdakh

Elmuratova N.

2nd year Master's degree in Geography Karakalpak State University named after Berdakh

Nurbaeva A.

2nd year Master's degree in Geography Karakalpak State University named after Berdakh

THE MAIN FACTORS OF THE DEVELOPMENT AND PLACEMENT

OF TRADE SERVICES

Annotation. The article considers the current demographic situation of the Republic of Karakalpakstan, the degree of satisfaction of the population's

demand for various products, its economic and social needs. The ecological and geographical prerequisites of the region, which have a significant impact on the development of the trade service sector, are subjected to special study.

Keywords. Social infrastructure, monopoly, trade services, population, need, demographic situation.

Торговое обслуживание населения включает множество видов деятельности, в которых прослеживаются значительные различия в региональных уровнях обеспечения населения видами услуг. В условиях свободной рыночной торговли и конкуренции на современном этапе происходит стихийное оказание торговых услуг частным сектором, при котором не гарантируется объективность торговли.

В отличие от этого цивилизованный подход к организации торгового обслуживания населения, который формируется на научной основе, способствует обеспечению потребителей качественными услугами, гарантирует объективность торговли, благодаря чему ликвидирует монопольность, снижает риск потребления некачественных товаров. Несмотря на формирование новых видов хозяйствования в достижении такого уровня основное значение должны сыграть государственные структуры, для которых необходим четкий план совершенствования организации торгового обслуживания населения. Осуществление такого мероприятия требует проведения экономико-географических исследований, определяющих современные тенденции территориальной организации и развития отрасли. В этом плане наиболее актуальным представляется проведение таких экономико-географических исследований в районах со сложной эколого-экономической обстановкой.

Развитие отраслей социальной инфраструктурой, в частности торгового обслуживания, взаимосвязано и взаимообусловлено с вопросами народонаселения. Поскольку население выступает не только как производитель материальных благ, но и как их потребитель, воспроизводящий человеческий род, его потребности должны быть основой совершенствования территориальной организации отраслей обслуживания.

В этой связи особому изучению будут подвергнуты такие показатели, как численность, плотность, половозрастная структура, занятость и доходность населения с целью выявления закономерностей территориальных различий социально-экономических потребностей и путей их удовлетворения. Размещение сети торгового обслуживания также тесно связано с территориальной структурой и концентрацией производства. Изучение этой зависимости непосредственно входит в круг научных интересов экономической географии. Другим, еще одним немаловажным аспектом изучения организации торгового обслуживания в условиях углубления экономических реформ, является рынок, который

имеет тесную связь между размещением населения и производства. В этом отношении основным соединяющим звено, которое способствует более эффективному существованию и рациональному сочетанию производства и потребления, является инфраструктура.

Большое внимание уделяется факторы размещения торговых предприятий. Таковыми является социально -экономические, эколого-географические, производственные, демографические и др. Кроме того в формировании торгового обслуживания немаловажное значение играет географическое положение, национальные традиции и природно-хозяйственная обстановка, фактор агломерации и инфраструктурная подготовленность территории.

Эффективное развитие и функционирование торгового обслуживания в значительной степени зависит от социально-экономических факторов. Исследования проведения под этим углом зрения показали, что в районе изучения проживает примерно 1948,5 тыс. чел. (2022г.). Территориальное размещение населения крайне неравномерно. Средняя плотность населения на 1 км2 составляет 11,7 человек. Основная масса населения размещена в дельте Амударьи. В пустынях и на плато Устюрт постоянное поселение не встречается, что означает территориальную неоднородность спроса населения.

Непрерывный рост промышленного производства, развитие его отраслей и сдвиги в размещении ведут к изменениям социальной структуры городского населения, уровня и структуры его потребления.

Оценка фактически достигнутого уровня потребления населением основывалась на определения достижения оптимального для данного района уровня потребления, то есть рассчитывается фактическое потребление относительно рациональных норм потребления на душу населения. Проведенный на этой основе анализа показал, что в республике Каракалпакстан по фактическому потреблению основных продовольственных товаров в расчете на душу населения основной весь занимает хлеб и хлебопродукты, мясо и мясные продукты, молоко и растительное масло.

Однако, несмотря на это сложившийся уровень хозяйственного и социального развития на современном этапе на соответствует быстрорастущим возможностям трудового потенциала и необходимому уровню удовлетворения в материальных, духовных благах и услугах. В этой связи требуется решение этой наиболее важной задачи путем радикального изменения сложившейся структуры народнохозяйственного комплекса и стереотипа мышления.

Исходя из анализа предложено характеризовать категорию потребности населения по трем уровнем:

1. широкая, т.е. социально-экономическая,

2. конкретная, т.е. объективно зависящая от материальных и социальных условий,

3. специфическая, выражающая отношение людей.

Само же социально-экономическая потребность в работе рассматривается как объективность цели взаимодействия человека с материальным миром, специфика которой заключается в том, что эти объективные цели достигаются посредством воспроизводства природно-трудовых благ. Если учесть, что потребность это разновидность объективных целей, то смысл формулировки в целом на наш взгляд, в большой мере отражает понятие «удовлетворение потребности».

Направление развития и структура народного хозяйства Каракалпакстана определяется целым комплексом условий и факторов, среди которых первоочередной оценке подвергаются природно-географические, эколого-экономические, а также некоторое демографические факторы.

Развитие сферы торгового обслуживания в период перехода к рыночной экономике имеет существенное значение для развития экономики республики и ее отдельных районов. Уровень рационального ресурсопользования в значительной мере определяет степень совершенствования производительных сил.

Использованные источники:

1. Алексеев А.И., Ковалев С.А., Ткаченко А.А. География сферы обслуживания. Учеб.пособие. Калинин, 1988.

2. Бекбулатова Г.А., Абленова А.Д., О некоторых методах географических исследований сферы обслуживания населения, «Промышленный транспорт Казахстана». 2017. №2-2 (55)

3. Бекбулатова Г.А., Особенности размещения территориальной организации сферы обслуживания населения, Сборник материалов XVII международной научно-практической конференции, «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», Том 2, Алматы 2019.

4. Меркушева Л.А. География сферы обслуживания (Теория и методология). Красноярск., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.