Научная статья на тему 'Основные факторы модернизации региональной экономической системы современной России'

Основные факторы модернизации региональной экономической системы современной России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1113
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нагоева Анжелика Кимовна

В статье рассмотрены факторы модернизации, влияющие на эффективное социально-эконо-мическое развитие регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы модернизации региональной экономической системы современной России»

УДК 332.1(470) ББК 65.9(2) Н-16

Нагоева Анжелика Кимовна, аспирант Майкопского государственного технологического университета, т.: (8 772)52-30-03, asker4@,mail.ru.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(рецензирована)

В статье рассмотрены факторы модернизации, влияющие на эффективное социально-экономическое развитие регионов.

Ключевые слова: регион, развитие региона, модернизация, конкурентоспособность региона, согласование интересов

Nagoeva Angelica Kimovna, Postgraduate of Maikop State Technological University, tel.: (8772) 52-30-03, asker4@mail.ru.

MAIN FACTORS OF REGIONAL ECONOMIC MODERNIZATION OF MODERN RUSSIA

The article considers the factors of modernization affecting the effective socio-economic development of regions.

Keywords: region, regional development, modernization and competitiveness of the region, harmonization of interests.

Ситуация, в которой находится сегодня Россия, оценивается неоднозначно. С одной стороны, национальная экономика демонстрирует признаки восстановительного роста, с другой стороны, многие регионы-субъекты РФ продолжают находиться в фазе рецессии. Указанная коллизия свидетельствует о растущем значении регионального компонента в эволюционном процессе страны. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность огромного хозяйственного пространства России обусловлены эффективностью способа организации данного пространства и стратегической ориентацией проводимой региональной политики. Для России характерна чрезвычайно обширная территория с большими различиями по множеству факторов: климата, высоты над уровнем моря, природных поясов, плотности населения, наличия полезных ископаемых, экономического положения транспортных и энергетических линий, локализации промышленных и торговых центров и т.д. Указанные факторы оказывают существенное влияние на развитие конкретных центров и регионов.

Интеграция национальной экономики России в состав мирового хозяйства обусловливает утверждение в ее региональной политике императива модернизации, что предполагает постоянный поиск качественно новых форм и методов использования ограниченных производственных ресурсов.

Ориентиры посткризисного развития России должны быть тесно увязаны с комплексной и инновационной модернизацией по многим направлениям. Саму модернизацию следует воспринимать как широкое и многозначное общественное явление, в структуре которого смена поколений технологий взаимосвязана с проблемой существования общественной среды, способной к воспроизводству, внедрению и использованию технологий. В этой связи модернизация социальноэкономического развития регионов будет происходить в условиях усиливающейся конкуренции территорий за создание благоприятных условий ведения бизнеса и повышения качества жизни населения.

Модернизация территории включает модернизацию следующих аспектов:

- административно-политической организации;

- экономической системы региона;

- социальной сферы;

- инфраструктуры.

Об уровне развития конкретного региона судят по состоянию ведущих для него сфер деятельности, состоянию ресурсной базы, человеческого фактора и др.

В настоящее время регионам Российской Федерации делегирован ряд полномочий для принятия решений, значимых не только в региональном, но и в общегосударственном масштабах. Тем не менее,

хозяйственную деятельность многих субъектов Российской Федерации нельзя назвать успешной, большинство их остаются дотационными, а состояние части из них носит депрессивный характер.

Такое состояние современных регионов, по мнению исследователей, зависит от множества факторов, таких как: чрезвычайная природно-климатическая неоднородность России, пространственная организация хозяйства, осуществлявшаяся в советский период, демографические различия на территории страны и др.

В процессе модернизации большинству регионов Южного федерального округа предстоит решить двойную задачу. С одной стороны, выйти на уровень социально-экономического развития, сопоставимый со среднероссийскими характеристиками, с другой стороны, эффективно интегрироваться в процессы глобализации хозяйственного развития, обеспечив соответствующую конкурентоспособность и эффективность регионального производства.

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым: конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [1].

В настоящее время в экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между регионами. В этих условиях сила любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей. Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, фирмы. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка.

Имеет место тенденция к усилению конкуренции между российскими территориями. При этом конкурентоспособность отдельных регионов приобретает все большее значение и становится основным критерием пространственного размещения ограниченных производственных ресурсов. В этой связи актуальным становится как выявление реальных факторов, оказывающих влияющие на уровень конкурентоспособности региональной экономики, так и необходимость определения совокупности организационно-экономических инструментов, формирующих эффективный механизм использования этих факторов для реализации стратегических целей регионального развития [2].

В процессе функционирования все регионы страны, так или иначе, взаимодействуют между собой в общей социально-экономической системе государства. Необходимо принять как данность, что общественное разделение труда между регионами является исторически сложившимся фактом, который нельзя не учитывать в оценках потенциала и перспектив развития. Однако специализация регионов не выступает в качестве жесткого ограничителя при разработке стратегии территориального образования. Возможны ситуации, когда основу стратегии развития территории должны составить меры, направленные на изменения ее специализации в общественном разделении труда или активной диверсификации деятельности.

В существовавшей системе межрегиональных отношений сформировалась специализация территорий, которая нашла свое отражение в торговых, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятиях, территориально-производственных комплексах. Фактическое закрепление тех или иных отраслей за определенными территориями вследствие разделения труда проявляется в образовании специфических производственных и сбытовых зон, формировании уникальной структуры региональной экономики с особенными территориальными пропорциями и связями как следствием уникального сочетания межотраслевых связей в межрайонном хозяйственном обмене [3].

Объективно обладая двойственным характером, регион представляет собой, с одной стороны, относительно самостоятельную экономическую систему со своим ресурсным и экономическим пространством, в котором должны интегрироваться интересы хозяйствующих субъектов всех форм и видов собственности. С другой стороны, регион, как субъект Российской Федерации, представляет собой часть национальной экономики и его функционирование связано с вкладом в формирование единого экономического пространства.

Важно учитывать, что формы проявления территориальной организации и специализации хозяйства не сводятся только к территориально-отраслевой, но имеют более сложный комплексный характер, отражая также обобщенные характеристики регионального развития описываемые показателями количественного и качественного характера. Эти показатели экономических интересов, их взаимодействие динамичны, постоянно изменяются во времени, что заставляет систему переходить из одного состояния в другое. При этом поиск эффективных интеграционных механизмов на основе общности целей и решаемых задач соседних регионов позволит объединить совершенно различные по

своим характеристикам территории и обеспечит целостность и единство российской экономики. Нахождение указанных механизмов требует углубленного анализа ситуации на межрегиональном уровне (экономический район, федеральный округ, страна в целом) и выявления действующих тенденций.

Регионы функционируют в условиях ограниченных ресурсов, о чем свидетельствует практика мировой экономики. Из этого следует основополагающий вывод, что каждый элемент хозяйственной системы обладает определенными видами преимуществ. При этом предполагается, что регион специализируется на тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или относительные преимущества. В рамках единой экономической системы регионам приходится конкурировать за факторы производства, которые в долгосрочном плане являются высокомобильными. Естественно, что мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их возможность воспроизводства.

Опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером можно сформулировать подход к оценке конкурентоспособности региона. Конкурентоспособность региона -продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике [4].

Для оценки факторов формирования конкурентной способности региона в целом и возможности воздействия региональных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером для страны [2].

По мнению М. Портера развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства - конкуренция на основе инвестиций - конкуренция на основе нововведений -конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

В свою очередь, П. Кресл выделяет два типа факторов конкурентоспособности территории:

• экономические детерминанты: место расположения, факторы производства,

инфраструктура, экономическая структура, достопримечательности и места отдыха;

• стратегические детерминанты: эффективность органов управления, стратегия развития,

общественно-частное партнерство и институциональная гибкость, под которой исследователь подразумевает организующую способность органов власти и их способность адаптироваться к меняющейся внешней среде [5].

Таким образом, конкурентоспособность регионов в нашем понимании - это далеко не только оценка социально-экономического положения региона, это, прежде всего, оценка стабильности и устойчивости развития территории.

Необходимо отметить, что формирование конкурентной позиции региона возможно только при комплексном учете существующих или отсутствующих конкурентных преимуществ. При этом речь должна идти не только о наличии тех или иных видов ресурсов и не только об эффективности их использования, а, прежде всего, о способности региона наращивать и активизировать его внутренний потенциал, что достигается в результате взаимодействия тех или иных хозяйствующих субъектов [6].

Зависимость конкурентных преимуществ от местных, локальных условий, которые возникают на определенной территории, как отмечает М. Портер, подчеркивая, что «конкурентное преимущество создается и удерживается в тесной связи с местными условиями». По сути, это означает, что каждый регион имеет свой внутренний, неиспользованный потенциал, активизация которого должна стать основой регионального развития.

Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики по пути инновационного развития [7]. Поэтому в современных условиях повышение конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.

Литература:

1. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999.

2. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

3. Шеховцева Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: межвуз. сб. науч. тр. / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000.

4. Адрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и

международные отношения. 2006. №3.

5. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха: сб. ст. / авт.-сост.: С. Литовченко [и др.]. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. (Библиотека современного менеджера).

6. Решетов В.В. Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде // Экономический анализ. 2005. №15.

7. Бурнышев К. Инновации и проблема качества // Вопросы экономики. 2001. №7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.