основные факторы информатизации
предпринимательской
деятельности
_Аннотация
В статье рассматриваются факторы внешней и внутренней среды предпринимательства, оказывающие влияние на развитие системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется ключевым структурным условиям предпринимательства. Подчеркивается роль и значимость информационного обеспечения как необходимого условия повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. _
Ключевые слова: глобальный мониторинг предпринимательства (GEM), информатизация, информационная инфраструктура, информационное обеспечение, информационные технологии, структурные условия предпринимательства (EFC)
Уровень развития мирового сообщества находится на принципиально новой стадии, которую называют постиндустриальное или информационное общество. Такое название обусловлено важной ролью информации в современном мировом пространстве. Не исключение и предпринимательская деятельность, для которой информационное обеспечение становится одним из значимых конкурентных преимуществ.
Состояние информационного обеспечения предпринимательской деятельности
Состояние развития информационного обеспечения предпринимательской деятельности определяется множеством факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия, которые характеризуются все возрастающей динамикой и увеличивающейся сложностью механизмов их влияния на деятельность предпринимательских структур.
Нуртдинова Элеонора Энсовна
ст. преподаватель кафедры финансов и банковского дела pfie@mail.ru
Харасова
Айсылу Салаватовна
аспирантка кафедры финансов и банковского дела
pfie@mail.ru
Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Пермь
Под внешней средой предпринимательской структуры понимается некоторая совокупность объектов, институтов и условий осуществления предпринимательской деятельности, находящихся за пределами возможностей влияния менеджмента, и в то же время оказывающих прямое или косвенное воздействие, влекущее за собой трансформацию и изменения в предпринимательской деятельности [11]. В свою очередь, по аналогии с внешней средой, внутренняя среда субъекта предпринимательской деятельности представляет собой некоторую совокупность объектов, процессов и условий осуществления предпринимательской деятельности, оказывающих на нее прямое или косвенное воздействие, но находящихся при этом в зоне возможностей влияния менеджмента предпринимательской структуры.
Международные исследования внешней среды субъектов предпринимательской деятельности направлены, прежде всего, на оценку институционального контекста предпринимательства -законодательства, инфраструктуры, рынков, государственной политики, социально-культурные нормы и т.п. Так, согласно методике GEM (Global Entrepreneurship Monitor - Глобальный мониторинг предпринимательства) [2], основные характеристики социально-экономической среды, способствующие развитию предпринимательской активности, получили название «Структурные условия предпринимательства» (Entrepreneurial Framework Conditions - EFC). Структурные условия предпринимательства являются важнейшим элементом понимания процессов создания бизнеса. Состояние этих факторов напрямую влияет на наличие предпринимательских возможностей во внешней среде, с одной стороны, и готовность и способности населения создавать собственный бизнес, с другой (см. рис).
Динамика предпринимательства и экономический рост во многом определяются влиянием факторов внешней среды. Несмотря на значительные межстрановые различия в исследуемых показателях, глобальные тенденции связаны с необходимостью учета все большего количества экзогенных переменных предпринимательской деятельности [1].
___на первое
место выходит
_скорость принятия
_управленческих
решений, которая
_достигается
_оперативностью
_информационного
_обеспечения
Структурные условия предпринимательства
К ключевым структурным условиям предпринимательства в проекте GEM относятся следующие. Финансовая поддержка. Доступность финансовых ресурсов и поддержка, включая гранты и субсидии новым и развивающимся фирмам. Также исследуются доступность и качество финансовой поддержки: наличие собственного и заемного капитала для предпринимательского старта, принятие предпринимательства финансовым сообществом (например, знания и навыки для оценки возможностей предпринимательства, оценки бизнес-планов и потребностей малого бизнеса в капитале, готовность к работе с предпринимателями и отношение к рискам).
Политика государства. Федеральная и региональная государственная политика и ее правоприменение в отношении системы налогообложения, государственного регулирования и управления, их зависимость (или независимость) от размеров компаний, а также от того, насколько вышеупомянутые меры экономической политики поддерживают развитие или препятствуют новым фирмам. Государственные программы. Наличие программ поддержки новых и развивающихся фирм на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном, а также доступность и качество государственных программ, компетентность работников государственных структур и их способность к управлению конкретными программами, эффективность соответствующих служб.
Рис. Влияние предпринимательства на экономический рост [2]
-v41
экономика предпринимательства
Образование и профессиональная подготовка. Система подготовки и обучения по созданию и управлению новым или растущим бизнесом должна быть включена в общую систему образования и профессиональной подготовки на всех уровнях. Коммерческая и профессиональная инфраструктура. Создание коммерческих, учетных и юридических служб и организаций, оказывающих поддержку новому и растущему малому бизнесу. Внедрение научно-технических разработок. Современный уровень развития научных исследований и разработок, ведущих к созданию в стране новых возможностей для бизнеса, а также доступность научно-технических разработок для новых и развивающихся малых компаний. Открытость рынка (барьеры входа в рынок). Стабильность торговых взаимоотношений и возможность для новых и растущих фирм свободно конкурировать с существующими производителями и субподрядчиками и занимать их место. Можно выделить две составляющие в оценке данного структурного условия: во-первых, это открытость рынка, во-вторых - степень изменений рынка вследствие глобализации.
_ Доступ к инфраструктуре. Доступность и качест-
_ во инфраструктурных ресурсов, включая средства
связи (телефон, интернет, почта), основные коммунальные услуги, транспорт (дороги, воздушные или морские перевозки), офисные помещения, землю, величину арендной платы и др.
_ Культурные и социальные нормы. Существующие
_ социально-культурные нормы, поддерживающие
_ действия индивидуумов и влияющие на возник_ новение деловой и экономической активности, а
_ также общее отношение к предпринимательству и
_ предпринимателям.
_ Процессы глобализации в мировой экономике
_ предопределяют рост конкуренции в предпри-
_ нимательской среде, в связи этим на первое место
_ выходит скорость принятия управленческих
_ решений, которая достигается оперативностью
_ информационного обеспечения. Совокупность
_ таких взаимосвязанных факторов как глобализа-
_ ция экономики, ускорение экономических про_ цессов, вступление России в ВТО, и как следствие,
_ рост конкуренции - являются немаловажными
_сферах экономики
_позволяют
_непрерывно
_наращивать
_функциональность и
—производительность...
факторами рыночной среды, оказывающими косвенное влияние на информационное обеспечение предпринимательской деятельности. Исследовав общедоступные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам влияния факторов окружающей среды на предпринимательскую деятельность, можно выделить совокупность факторов, оказывающих воздействие непосредственно на систему информационного обеспечения предпринимательской деятельности [1-9].
Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на информационное обеспечение предпринимательской деятельности
К группе факторов внешней среды (макроэкономического характера), влияющих на информационное обеспечение предпринимательской деятельности, можно отнести следующие. Развитие концепций и методологий менеджмента. Непрерывная эволюция концепций и методологий управления, изыскание новых сфер применения уже известных и широко применяемых методик обусловлены динамикой мирового рынка и постоянно возрастающим уровнем конкуренции во всех сферах экономики. Система информационного обеспечения должна отвечать постоянно растущим требованиям менеджмента организации, выработка своевременных и рациональных управленческих решений возможна только на основе релевантного информационного обеспечения, соответствующего всем требованиям функциональности [8]. Развитие техники и компьютерных технологий. Научно-технический прогресс современности ориентирован, прежде всего, на развитие техники и технологий, основанных на наращивании мощности и производительности компьютерной техники и систем. В свою очередь, открывающиеся возможности интеграции компьютерной техники с различным оборудованием в разнообразных сферах экономики позволяют непрерывно наращивать функциональность и производительность систем информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Внедрение компьютерных технологий в предпринимательскую деятельность. Развитие компью-
все большее развитие
другое
терной техники и технологий раскрывает новые возможности их использования в управлении бизнесом. Все большее развитие получают сетевые технологии, в том числе электронная коммерция в сети интернет и многое другое. К факторам развития информационных систем, зависящим исключительно от развития информационных технологий, можно отнести:
- многоуровневую архитектуру - отделение бизнеса от информационных технологий, разделение пользовательской части программного обеспечения, прикладной и технологической [4];
- интранет - сопровождение из одной точки, формирование единой системы обеспечения управления информационными потоками, создание одного корпоративного сервера, замыкающего на себя все информационные потоки предприятия [6];
- SOA (Service Oriented Architecture) - легкость сборки ПО (Software Build), ориентация на бизнес-процессы и применение технологий, позволяющих создавать распределенные системы на базе интернет-сервисов. SOA является способом разработки и организации информационной архитектуры и функционала бизнес-процессов необходимого конкретному предприятию [5];
- отраслевую стандартизацию средств описания бизнес-процессов, использующую для построения моделей и описания бизнес-процессов следующие основные методологии:
1) SADT (Structured Analysis and Design Technique) -структурный анализ и проектирование;
2) IDEF (Integration Definition for Function Modeling) - функциональное моделирование и описание бизнес-процессов;
3) DFD (Data Flow Diagrams) - диаграмма потока данных;
4) UML (Unified Modeling Language) - язык описания бизнес-процессов объектно-ориентированный;
5) ARIS (Architecture of Integrated Information Systems) - описание архитектуры интегрированных систем и др. [3].
Что касается факторов внутренней среды, влияющих на информационное обеспечение предпринимательской деятельности, то из них можно выделить следующие:
жат
_информационные
системы позволяют
_предприятием,
но прежде всего -это учет, анализ,
_выработка
_и принятие
_решений
- цели и задачи осуществления предпринимательской деятельности;
- отраслевая принадлежность и масштабы ведения предпринимательской деятельности;
- финансовые и технологические возможности предпринимательской структуры;
- организационная и хозяйственная структуры субъекта предпринимательства;
- уровень информатизации и компьютеризации менеджмента и многие другие, детальное исследование которых целесообразно проводить с учетом специфики субъекта предпринимательской деятельности.
Информационные системы позволяют решать множество задач управления предприятием, но прежде всего - это учет, анализ, выработка и принятие решений. В процессе создания системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности следует учитывать структуру разнохарактерности и разноплановости, а также дефицита информации, что в свою очередь оказывает влияние на структуру информационной системы [10]. В качестве факторов, влияющих на структуру информационной системы субъекта предпринимательства, могут быть выделены внутренние факторы - например, организационная структура, количество и качество источников данных, способы их обработки и представления; и внешние факторы - например, конкурентная ситуация, изменения потребностей рынка, развитие технологий и др.
Вывод
Сегодня субъекты предпринимательской деятельности в борьбе за конкурентные преимущества все чаще создают и развивают информационные системы, чтобы повышать эффективность бизнеса. Информационное обеспечение управленческих решений - это объективная необходимость для ведения предпринимательской деятельности в условиях высококонкурентной рыночной экономики.
Литература
1. Архипов А.Ю., Семин А.А. Управление деятельностью предпринимательской структуры в
информационное обеспечение
решений - это
объективная необходимость
тельской
деятельности.
условиях нестабильной внешней среды // Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 2.
2. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» / ВШМ СПбГУ - Режим доступа: http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/ gem_full_13.pdf.
3. Грибанов Ю.И., Ершов К.О. Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии // Российское предпринимательство. - 2013. - № 2.
4. Жданов Б. Новая логика и факторы развития комплексных информационных систем // Корпоративные системы. - 2006. - № 3. - Режим доступа: http://www.management.com.ua/ims/ ims125.html.
5. Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. - М.: ДМК Пресс; Компания АйТи, 2010.
6. Марков Д.А., Пыткин А.Н. Особенности функционирования информационной системы промышленного предприятия / Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2008.
7. Мотовилов И.В., Глезман Л.В. Информационное обеспечение механизма управления промышленным комплексом муниципального образования // Российское предпринимательство. - 2012. - № 4.
8. Пыткин А.Н., Блаженкова Н.М. Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета // Экономические и гуманитарные науки. -
2009. - № 1.
9. Пыткин А.Н., Мишарин Ю.В. Анализ базовой структуры факторов управления организационно-экономическими системами // Вестник Пермского ун-та. - Серия Экономика. - 2013. - № 4.
10. Пыткин А.Н., Нечеухина Н.С. Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. -
2010. - № 3.
11. Пыткин А.Н., Черникова С.А. Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования: монография - перераб. и доп. /
ятел
А.Н. Пыткин, С.А. Черникова. - Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2013. - 184 с.
12. Шишкин Д.Г., Гершанок Г.А. Значение и классификация предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2012. - № 22.
Eleonora E. Nurtdinova
Head lecturer of the Chair of Finance and Banking, Ufa state University of Economics and service, Perm
Aisilu S. Kharasova
Postgraduate student, Academic Department of Finance and Banking, Ufa state University of Economics and service, Perm
Major factors of business enterprise informatization
_Abstract
This article examines the internal and external business environment factors that effect the development of business communication system. The major attention is drawn to the key structural business conditions. The article emphasizes the role and importance of communication as a prerequisite for improving the competitiveness of small and medium-sized business.
Keywords: Global Enterprise Monitoring (GEM), informatization, information infrastructure, provision of information, information technologies, structural business conditions (EFC)