А.Ф. Чернова*
Основные этапы реализации проекта «Экономический пояс Шёлкового пути»
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема создания проекта Шёлковый путь и особенности каждого из этапов выполнения проекта. В настоящее время ЭПШП — важнейший экономический интегратор, который в перспективе будет выходить за рамки Евразийского континента.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Шёлковый путь, экономическая интеграция, финансовая платформа, координация действий, зоны свободной торговли.
Несмотря на сравнительную новизну проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП), уже можно выделить несколько этапов его реализации.
Первый — выдвижение проекта. Концепция ЭПШП была представлена Председателем КПК Си Цзиньпином в сентябре 2013 г. на публичном выступлении в Назарбаев Университете (г. Астана) во время 10-дневного визита в страны Центральной Азии: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Киргизстан. Выбор государства, где была обнародована инициатива, был не случайным: ведь именно Казахстан лидирует по количеству проектов с китайскими инвестициями в рамках ЭПТТТП1.
* Чернова Анна Федоровна, аспирант, преподаватель кафедры восточных языков и лингвокультурологии ИМОМИ ННГУ им. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия; E-mail: [email protected]
© Чернова А.Ф., 2017
1 Спивак В.Ю. Экономический пояс Шёлкового пути и энергетическая безопасность Китая. Выгоды для России // Трансформация мировой энергетики: рыночные механизмы и государственная политика / Отв. ред. С.В. Жуков. М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 6.
450
Как отметил китайский лидер, у КНР и стран Центрально-азиатского региона есть общая стратегическая цель — стабильное развитие экономики. Он также подчеркнул необходимость всесторонне «укреплять практическое взаимодействие» и «конвертировать преимущества политического диалога, географической близости и экономической взаимодополняемости в преимущества сотрудничества, устойчивого роста, создания общности интересов на основе взаимной выгоды и общего выигрыша»2. Целью экономического пояса Шёлкового пути, по словам Си Цзиньпина, является укрепление экономических связей, углубление сотрудничества и расширение пространства развития стран Евразии. Председатель КНР предложил пять необходимых для этого мер — пять «усилений».
1) Усиление политического сотрудничества. Путём консультаций вырабатывать программы и меры по развитию регионального сотрудничества.
2) Усиление строительства единой дорожной сети. Модернизировать дороги, которые смогут стать транспортным коридором от Тихого океана до Балтийского моря, из Центральной Азии до Индийского океана, а затем создать транспортные коридоры по всей Азии.
3) Усиление торговых связей. Упрощать коммерческие процедуры с акцентом на устранение торговых барьеров и принимать меры по сокращению торговых и инвестиционных расходов.
4) Усиление валютных потоков. Укреплять денежное сотрудничество, уделять особое внимание валютным расчётам, которые могли бы снизить операционные издержки и уменьшить финансовые риски при одновременном повышении экономической конкурентоспособности.
5) Усиление связей между народами. Активизировать дружественные контакты народов, укреплять их взаимопонимание и традиционную дружбу.
Второй этап — создание финансовой платформы. Учреждается Фонд Шёлкового пути (ФШП) — китайский инвестиционный фонд, занимающийся в первую очередь крупными вложениями в инфраструктурные проекты в странах вдоль экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути. Компания была зарегистрирована в Пекине 29 декабря 2014 г. Общий капитал ФШП, как предполагается, составит 40 млрд долл., однако его формирование будет происходить в несколько этапов. На начало 2016 г. ФШП привлёк 10 млрд долл., выделенных из золотовалютных резервов
2 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев Университете (полный текст) / Посольство Китайской Народной Республике в Республике Казахстан // URL: kz.chineseembassv.org/rus/zhgx/t1077192.htm
451
КНР (65%), активов Китайской инвестиционной корпорации (15%), Экспортно-импортного банка Китая (15%) и Банка развития Китая (5%). Сроки проведения следующих этапов формирования фонда не разглашаются3.
Фонд действует в соответствии с китайским законодательством, в его проектах могут принимать участие иностранные инвесторы. К финансированию проектов также могут привлекаться Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (100 млрд долл.) и Банк БРИКС (100 млрд долл.). Формально их деятельность не сосредоточена на финансировании проектов сухопутного Шёлкового пути, но их капитал может направляться в инфраструктуру стран ЦА.
Идея создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в октябре 2013 г. в целях стимулирования финансового взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, реализации инфраструктурных проектов, а также расширения интеграционных процессов4. Меморандум о взаимопонимании был подписан 22 странами-учредителями в октябре 2014 г. в Пекине, а в июне 2015 г. — соглашение о создании АБИИ. Пятёрку крупнейших соучредителей по объёму вложений составили Китай, Индия, Россия, Германия и Республика Корея. Официально свою работу АБИИ начал 16 января 2016 г. Число стран-учредителей к концу 2016 г. достигло 57, штаб-квартира банка находится в Пекине.
Третий этап — разработка концепции. За короткий период, начиная с 2013 г. было проведено много международных конференций на достаточно высоком уровне (организаторы: пресс-канцелярия, региональные власти) с приглашением экспертов из США, ЕС, России, Казахстана, Белоруссии, Монголии и других стран, на которых обсуждались принципы выдвинутых проектов: в 2014 г. — в Сиани, Урумчи и Астане, в 2015 г. — в Даляне, Урумчи и Пекине. В марте 2015 г. китайское правительство публикует документ «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути XXI века»5. По сути, это официальная концепция, подготовленная такими
3 Мордвинова А.Э. Фонд Шёлкового пути: результаты первого года работы // РИСИ (02.02.2016) / URL: riss.ru/analitvcs/26095/
4 Фролова И.Ю. Китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути»: развитие, проблемы, перспективы // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 5 (38). С. 54.
5 Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути XXI века // Россия и АТР. 2015. № 3. С. 255-270.
452
ведущими структурами Госсовета КНР, как Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции. В документе отражена теоретическая база, на основе которой будет осуществляться претворение в жизнь этих масштабных проектов, которые получили короткое название «Один пояс и один путь».
Анализируя опубликованную концепцию, можно отметить, что предложения по реализации инициатив носят общий характер. В качестве основного содержания сотрудничества стран выдвинуты ранее озвученные Си Цзиньпином пять пунктов: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами.
В документе определены и основные принципы совместного создания «Одного пояса — одного пути»:
- строго соблюдать принципы и цели Устава ООН;
- соблюдать пять принципов мирного сосуществования, а именно взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, взаимное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимные выгоды, мирное сосуществование;
- поддерживать открытый характер сотрудничества: любое государство, а также любая международная или региональная организация без исключения могут к нему присоединиться;
- следовать принципам согласия и толерантности;
- соблюдать рыночные законы и общепринятые международные правила;
- придерживаться принципа взаимной выгоды и общего выигрыша, учитывать интересы каждой из сторон, искать точки соприкосновения интересов для сотрудничества.
Концепция экономического пояса Шёлкового пути заключается в создании нового континентального моста между Европой и Азией, международных коридоров экономического сотрудничества «Китай -Монголия - Россия», «Китай - Центральная Азия - Западная Азия» и «Китай - Индокитай». При этом будет совершенствоваться инфраструктура стран-участниц, сформируется базовая сеть безопасных и высокоэффективных транспортных коридоров, упростятся инвестиционные и торговые процедуры, образуется базовая сеть высококлассных зон свободной торговли. Следовательно, ЭПШП представляет собой программу активизации внешнеэкономической деятельности КНР на пространстве Евразии.
Потенциал сотрудничества в рамках проекта считается большим по нескольким причинам, в том числе:
453
1. Существенная разница между странами вдоль «Шёлкового пути» в уровне обеспеченности природными ресурсами.
2. Экономическая взаимодополняемость стран-участниц проекта.
В документе обозначены задачи в сфере инфраструктурного
строительства, инвестиций в промышленные мощности, освоения природных ресурсов, торгово-экономического и финансового сотрудничества, гуманитарных обменов, защиты окружающей среды.
В качестве важнейшего фактора расширения сотрудничества в регионе названо взаимодействие таких многосторонних механизмов, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Китай-АСЕАН (формат «10+1»), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум «Азия-Европа» (АСЕМ), диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Форум китайско-арабского сотрудничества, Диалог Китай - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Китай-ССАГПЗ), Экономическое сотрудничество Субрегиона Большого Меконга (СБМ), Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС).
Четвёртый этап реализации проекта «Один пояс и один путь» предполагает заключение международных договоров и создание сети партнёрских отношений со странами вдоль Шёлкового пути. Начиная с 2014 г. была проведена огромная подготовительная работа и наблюдалась беспрецедентная внешнеполитическая активность китайского руководства, совершившего целенаправленные поездки в страны ЕС, Россию, среднеазиатские страны и Монголию. Освещая в прессе визиты лидеров КНР (прежде всего Си Цзиньпина), китайские комментаторы подчёркивают, что все они готовятся индивидуально и очень тщательно и заканчиваются «в высшей степени успешно»6. Со странами, с которыми ранее были установлены отношения стратегического партнёрства (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), были подписаны декларации об углублении двусторонних отношений. С Ираном, Пакистаном отношения стратегического партнёрства были установлены. После визита Председателя КНР в Индию в 2014 г. были подписаны три меморандума о взаимопонимании, что свидетельствует о новом этапе отношений между двумя странами. И т.д.
6 Виноградов А.О. Новый тип отношений и Новый шёлковый путь: К вопросу о внешнеполитических инновациях Китая // Китай в мировой и региональной политике. История и современность / Отв. ред. Е.И. Софро-нова. М.: ИДВ РАН, 2015. Вып. ХХ. С. 81.
454
Быстрые темпы продвижения экономического пояса Шёлкового пути можно объяснить заинтересованностью в нём многих акторов современной китайской внешней политики. Стоит отметить, во-первых, окрепшие за годы реформ крупные компании, которые стали всё больше влиять на процесс принятия решений (например, Китайская национальная нефтегазовая корпорация).
Вторым важным лоббистом ЭПШП выступают партийные руководители западных провинций и автономных районов КНР. Далёкие от побережья внутренние территории меньше всего преуспели за годы реформ. Для выравнивания региональных диспропорций в начале 2000-х гг. в Китае начала реализовываться специальная программа развития западных районов, которая в том числе предусматривает строительство объектов транспортной инфраструктуры. Запуск проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» значительно повысил потребность в логистических центрах, автодорогах, высокоскоростных железнодорожных магистралях и т.д. Множатся заявки на создание зон свободной торговли. Синьцзян-Уйгурский автономный район предложил построить на своей территории зону свободной торговли, ориентированную на государства Центральной Азии. В Нинся-Хуэйском автономном районе подготовлен проект строительства передовой китайско-арабской зоны свободной торговли совместно с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива7. Подобные проекты не только способствуют общему социально-экономическому подъёму регионов, но и повышают политический вес их руководителей в китайской номенклатуре.
Наконец, третьим, самым важным «локомотивом» проекта выступает сам Си Цзиньпин. Инициативу «Один пояс — один путь» можно считать в полном смысле его визитной карточкой. Китайские политологи8 отмечают, что эта идея не является новой для КНР — на протяжении последних десятилетий многие руководители страны призывали к восстановлению древнего «Шёлкового пути», однако Си Цзиньпин впервые выдвинул эту инициативу на официальный уровень, лично её продвигает и лоббирует. Не исключено, что именно она после его ухода со сцены в 2022 г. будет, как велит современная политическая традиция Китая, включена в Устав КПК как его основной вклад в развитие китайской политической мысли9.
7 Денисов И.Е. Путешествие на Запад // Россия в глобальной политике. 2015. Т. 13. № 1. С. 139.
8 Ван Шуцунь. Проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС: конкуренты или партнёры? // Обозреватель. 2014. № 10 (297). С. 58-59.
9 Виноградов А. О. Указ. соч. С. 74.
455
A.F. Chernova*
Key milestones of the "Economic belt of the Silk Road" project implementation
ABSTRACT: The paper examines the problem of establishing the New Silk Road project, especially the features of its implementation stages. Nowadays the project of New Silk Road plays a vitally important role of economic integration tool intended to cross the borders of Eurasian continent.
KEYWORDS: New Silk Road economic project, economic integration, financial platform, the coordination of activities, free-trade zones.
* Chernova Anna Fedorovna, PG student, teacher of East Languages and Linguistic Cultural Anthropology of IMOMI, Lobachevsky NNGU, Nizhny Novgorod, Russia; E-mail: [email protected]
456