Научная статья на тему 'Основные этапы развития системы печатных СМИ Республики Корея'

Основные этапы развития системы печатных СМИ Республики Корея Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
274
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ПРЕССЫ / ЛОКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГАЗЕТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / PRESS TYPOLOGY / LOCAL NEWSPAPER / MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT / NEWSPAPER PRODUCTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чо Хюнен

Автор исследует процесс формирования газетного рынка в Республике Корея - с момента возникновения первых изданий до создания развитой системы. В статье определяются основные этапы становления и эволюции национальной прессы, выявляются специфические черты печатных изданий Кореи, дается их типология, определяется роль и место местных газет в современной системе СМИ Республики Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Stages of the Development of the Print Media System in the Republic of Korea

The author investigates the formation of the newspaper market in the Republic of Korea - from the emergence of the first newspapers to the creation of a developed press system. In article the main stages of national press development are outlined. Besides, the author gives the characteristics of national newspapers and their typology, and defines the role of the local press in the modern mass-media system in the Republic of Korea.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития системы печатных СМИ Республики Корея»

Основные этапы развития системы печатных СМИ Республики Корея

Posted April 9th, 2012 by Editor

• Выпуск №2. 2012г.

• Чо Хюнен • Масс-медиа зарубежных стран

Main Stages of the Development of the Print Media System in the Republic of Korea

Чо Хюнен

аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]

Cho Hunen

PhD student at the chair of media theory and economics, Faculty of Journalism, Moscow State University, [email protected]

Аннотация

Автор исследует процесс формирования газетного рынка в Республике Корея - с момента возникновения первых изданий до создания развитой системы. В статье определяются основные этапы становления и эволюции национальной прессы, выявляются специфические черты печатных изданий Кореи, дается их типология, определяется роль и место местных газет в современной системе СМИ Республики Корея.

Ключевые слова: типология прессы, локальная газета, местное самоуправление, газетное производство.

Abstracts

The author investigates the formation of the newspaper market in the Republic of Korea - from the emergence of the first newspapers to the creation of a developed press system. In article the main stages of national press development are outlined. Besides, the author gives the characteristics of national newspapers and their typology, and defines the role of the local press in the modern mass-media system in the Republic of Korea.

Key words: press typology, local newspaper, municipal self-government, newspaper production.

Возникновение газет в Республике Корея: периодизация

История возникновения и развития национальной печати в Республике Корея характеризуется тем, что первые газетные издания здесь появились достаточно поздно по сравнению с Европой и Россией. Вследствие особенностей истории страны ее развитие сильно отставало от общеевропейского уровня, что было обусловлено колониальной зависимостью Кореи от Японии на протяжении нескольких десятков лет в первой половине ХХ в., разделом страны на два государства после окончания Второй мировой войны. Все это не могло не сказаться на развитии системы национальной прессы в целом.

Сегодня можно выделить несколько этапов становления национальной печати:

о первый (1883-1910 гг.) - появление и развитие первых национальных газет; о второй (1910-1945 гг.) - период колониальной зависимости от Японии;

о третий (1948-1987 гг.) - развитие национальной печати после раздела Кореи и образования Республики Корея (Южная Корея); о четвертый (с 1987 г. по настоящее время) - период современного формирования национальной системы СМИ.

Первая национальная газета «Хансонсунбо»1 (название древней столицы Кореи) вышла в свет 31 октября 1883 г. и издавалась раз в 10 дней государственной типографией «ПакМунКук». Основная цель газеты была связана с необходимостью расширения кругозора корейских граждан, информирования о происходящих мировых событиях, явлениях зарубежной культуры, о мировоззренческих ценностях других народов.

Первое издание выходило недолго: уже в декабре 1884 г. в Сеуле начались народные волнения, в результате чего все типографское оборудование сгорело или было испорчено. Спустя некоторое время власти стали снова издавать газету, но уже под названием

«Хансонджубо»2 (еженедельная газета «Хансон»), первый номер которой вышел в свет 25 января 1886 г. «Хансонджубо» издавалась в течение двух лет, затем издательство обанкротилось и ее последний номер (№ 120) вышел 14 июля 1888 г.

Тираж «Хансонсунбо» составлял всего 3 тыс. экз. Особенность этой газеты заключалась в том, что она печаталась только с использованием китайских иероглифов. Следующая -«Хансонджубо» уже содержала как китайские иероглифы, так и корейские слова, иногда выходили отдельные номера только на корейском или только на китайском языках. В «Хансонджубо» появилась первая коммерческая реклама.

Первая частная газета «Докрипсинмун»3 («Независимая газета») вышла в свет 7 февраля 1896 г. и выполняла важную просветительскую функцию. Ее издателем был Со Дже Пиль - американец корейского происхождения, который при поддержке Республики Корея, выделившей ему 4 тыс. 400 вон на издательское дело, смог начать выпуск газеты. «Докрипсинмун» выходила на четырех полосах, где первые три были на корейском языке, а последняя, The I ndependent - на английском.

Газета выходила три раза в неделю (по вторникам, четвергам и субботам). Обычно на первой полосе размешались редакционная статья и реклама, на второй - международные и местные новости, а на третьей - данные о ценах на продукты, расписание морских кораблей в порте Джемульпо и пр. Можно отметить, что в колонке редактора на первой полосе публиковались серьезные агитационно-пропагандистские материалы, в которых затрагивались темы

независимости Кореи, важности патриотизма и экономического развития страны. С начала января 1897 г. газету стали издавать в двух версиях - корейской и английской. «Независимая газета» выходила до 4 декабря 1899 г, при этом несколько раз менялись ее владельцы. После возвращения в мае 1898 г. Со Дже Пиля в США главным редактором издания стал Юн Чжи Хо, при котором газета стала выходить ежедневно с тиражом в 3 тыс. экз.

Отметим, что в рассматриваемый период развития до начала японской колонизации в стране издавалось еще несколько газет. Так, первая «Ежедневная газета» вышла в свет 9 апреля 1898 г. на корейском языке. Правда, изначально она носила название

«ХёпШенгХвеХвеБо»4 («Информационный бюллетень для студенческих активистов») и выходила с 1896 г., а через два года стала «Ежедневной газетой» тиражом в 1 тыс. экз. Она состояла из четырех полос, где на первой полосе обычно размещалась редакторская колонка, на второй -информационный бюллетень, на третьей - печатали тексты различных телеграмм и международные новости, а последняя полоса была предназначена для объявлений. Однако эта газета тоже просуществовала недолго и была закрыта в апреле 1899 г. из-за финансовоэкономических трудностей издательства.

Пресса Кореи в период японской колонизации

В период японской колонизации Кореи (1910-1945 гг.) все корейские газеты были запрещены. Подконтрольное Японии правительство страны разрешило выпуск только тех, издателями которых были либо японские частные лица, либо японские организации. Одна газета выходила в Сеуле - «КйонСонИльБо» («Столичная газета»), 16 - в различных провинциях Кореи. Лишь одна газета на корейском языке издавалась в провинции Кйоннам, но она также подчинялась японским оккупационным властям. Необходимо отметить, что сами оккупационные власти издавали три свои газеты: « МэИльСинБо» («Ежедневная газета») на корейском, «КйонСонСинБо» («Кйонсонская газета») на японском и The Seoul Press («Сеульская преса») на английском.

В период японского колониализма корейские СМИ подверглись жесточайшим гонениям, репрессиям, многие из национальных журналистов были брошены в тюрьмы. Таким образом, Япония стремилась контролировать корейский народ не только физически, но и духовно, через СМИ и сферу культуры. Несмотря на политику угнетения, национальное самосознание жителей порабощенной страны не было подавлено, и в марте 1919 г. развернулось национальноосвободительное движение корейцев за свою независимость.

В итоге оккупационные власти отказались от прямого давления и пошли по пути косвенного. С 1920 г. в Корее стали издаваться три газеты, владельцами которых были корейцы, находившиеся под жестким контролем японских оккупационных властей: «СиСаСинМун» («Новости о текущих событиях»), «ДжоСонИльБо» (газета Джо Сона) и «ДонгАИльБо» («Первая восточная газета»)5. При этом все владельцы этих изданий поддерживали хорошие личные отношения с японскими властями, часто встречались и советовались с ними по поводу того, о чем писать и как писать. Конечно, изредка появлялись настоящие патриоты и честные журналисты, которые старались донести в своих материалах правду о существующем положении в стране, но их строго наказывали и жестко контролировали.

Таким образом, в период японского колониализма в Корее могли издавать газеты только лояльные оккупационным властям корейцы. Например, с 1924 г. стала выходить «СиДэИльБо» (газета «Время»), с 1926 г. - «ДжунУэИльБо» (газета «Новости из провинций») и с 1931 г. -«ДжунАнИльБо» («Новости из центра»)6.

Несмотря на попытки оккупационных японских властей проводить так называемую «утешительную» культурную политику, она не принесла ожидаемых плодов. В результате с начала 1930 гг. действия властей были направлены на нейтрализацию корейских газет. Их владельцы боялись публиковать какие-либо серьезные материалы и ограничивались лишь формальным изложением новостей, направляя все свои интересы на получение прибыли.

Становление системы корейской периодической печати в послевоенный период

После окончания Второй мировой войны Корея, казалось бы, получила независимость. Но в результате того, что в разных частях страны, разделенной по 38-й параллели, находились Военная американская администрация (Юг) и Советская гражданская администрация (Север), начались разногласия между бывшими союзниками по вопросу о будущем статусе Кореи. 10 мая 1948 г. только в южной части Кореи были проведены выборы в парламент, который 31 мая того же года избрал первого президента Республики Корея Ли Сын Мана. 15 августа 1948 г. было объявлено о создании независимого государства, что в итоге вылилось в военное противостояние между Севером и Югом, а потом привело к появлению двух отдельных государств - Северной и Южной Кореи.

После Корейской войны 1948 г. процесс создания и развития СМИ в Республике Корея был неспокойным и сложным. Хотя после освобождения страны от гнета японской оккупации в 1945 г. они стали формально независимыми, но три с лишним десятилетия колониального режима оказали свое негативное влияние и замедлили движение Кореи на пути к реальной независимости и свободе слова . Б олее того, после Корейской войны ситуация в стране оставалась тревожной из-за попыток Северной Кореи и Китая установить в Южной Корее коммунистическую идеологию. Страна попала под контроль США, поэтому политику национальных СМИ Республика Корея должна была согласовывать уже с американским правительством.

В этот период в стране выпускалось несколько газет, которые до сих пор являются одними из самых популярных. Например, ежедневная общественно-политическая газета «ДжоСонИльБо» («Газета ДжоСон»), имеющая самое большое количество читателей в Корее. Одна из важных характерных особенностей данного издания - совмещение в политике крайнего консерватизма с высокой приспосабливаемостью к обстоятельствам, граничащей с конформизмом. В 2010 г. тираж «ДжоСонИльБо» составил рекордные 1 млн 812 тыс. 112 экз. Общий уставной капитал издания составляет порядка 15 млн долл., газета является акционерным обществом со множеством филиалов - 1 тыс. 688 на территории Кореи и 25 за рубежом, включая Москву7.

С 23 ноября 1945 г. в Корее стала издаваться газета «СеулСинМун» («Сеульская газета»), которая вышла сразу на корейском языке. В настоящее время издание представляет собой акционерное общество с уставным капиталом в 48 млн долларов, в 2010 г. тираж газеты составил 172 тыс. 130 экз. Имеет 605 филиалов во всех городах страны8.

25 февраля 1949 г. вышел в свет первый номер ежедневной общественно-политической газеты «ТэЯнСинМун» («Газета Солнца»). Несмотря на жесткий запрет пропаганды коммунистических идей на территории Республики Корея, газета всегда была приверженцем левых политических взглядов. В 1954 г. издание поменяло владельца, который переименовал его в «ХанКукИльБо» («Корейская газета»), первый выпуск которой вышел в свет 9 июня 1954 г. Особенностью данного издания было то, что в редакции стажировались молодые журналисты, не имевшие профессиональной подготовки, и, по существу, свой опыт они приобретали именно во время работы в газете. В 2010 г. тираж издания составил 286 тыс. 684 экз.9

В 1960-1970 гг. правительство страны ужесточило контроль над национальными СМИ. Это привело к сокращению количества газет и одновременно к тому, что их редакционные коллективы стали меньше уделять внимания политике, а старались привлечь как можно большее число подписчиков. Именно в этот период получила развитие инфраструктура газетного производства, шел процесс укрупнения периодических изданий и возникновения газетных корпораций.

Такое положение дел продолжалось до конца 1980 гг. Формально Республика Корея была страной демократической, но реально она только находилась на пути к демократическому строю. По существу, до конца 1980 гг. национальная пресса в Республике Корея очень сильно зависела от государственных институтов. Газеты были под постоянным контролем и, в случае следования указанному курсу правительства, получали различные льготы.

Демократический этап развития печати Республики Корея

Новый этап в развитии системы СМИ в стране начался с 1987 г., что было обусловлено революционными событиями, когда молодежь страны стала активно выступать против диктатуры государства. 29 июня 1987 г. правительству пришлось официально провозгласить курс на демократию. Таким образом, с 1987 г. газетная индустрия ступила на путь свободной конкуренции, что привело к развитию именно коммерческих изданий.

Большую роль в реальном развитии свободы слова и демократических институтов сыграл факт проведения в Сеуле в 1988 г. летней Олимпиады. С начала 1990 гг. национальные масс-медиа начали обновляться, реорганизовываться и развиваться в демократической парадигме .

Уже с 1988 г. в стране началось увеличение количества ежедневных газет, стремительный рост которых продолжался в течение последующих пяти лет. После 1992 г. ситуация стабилизировалась. В указанный период стали развиваться провинциальные газеты, особенно локальные (местные) издания, в результате чего к концу 1990 гг. в стране появились различные типы периодических изданий и была сформирована национальная система печати в целом.

Отметим, что именно в конце 1980 гг. появилось много действительно демократических периодических изданий. Например, ежедневная общественно-политическая газета «ХанКйоРэСинМун» (газета «Единая нация») вышла в свет 15 мая 1988 г. за несколько месяцев до начала проведения Олимпиады в Сеуле. Особенностью данного издания было то, что в составе редакционного коллектива собрались многие журналисты из других ведущих газет, которые были уволены оттуда за свою приверженность свободе слова и отличались

прогрессивными взглядами. Тираж газеты составлял 500 тыс. экз. в то время, а в 2010 г. - 283 тыс. 143 экз.10

10 декабря 1988 г., спустя два месяца после проведения Олимпиады, появился первый номер ежедневной газеты «КукМинИльБо» («Газета "Гражданин"»), издателями которой стали приверженцы христианской общины страны Евангелистов. Основной девиз издания - любовь, истина и человек. Отдельные полосы газеты предназначены только для публикации религиозных материалов. На этих полосах запрещена реклама алкоголя, табака, развлекательных ночных клубов. В 2010 г. тираж ее составил 296 тыс. 932 экз.11

Таким образом, в настоящее время в стране сложилась развитая система газетной индустрии, представленная периодическими изданиями различной направленности и ориентации на разные целевые аудитории. Особое место здесь занимают локальные газеты.

Возникновение и укрепление локальных (местных) газет

В Республике Корея газетная индустрия подразделяется на две большие части: столичную и нестоличную (провинциальная, городская, локальная и мини-локальная газеты) прессу. Все они делятся на ежедневные, еженедельные и ежемесячные издания, на утренние и вечерние газеты. Причем, разделение на утренние и вечерние более характерно для провинциальной прессы, нежели столичной. Кроме того, национальную печать можно также условно разделить на массовую (бульварную) и качественную, где важное место принадлежит деловой прессе, переживающей в последние годы бурное развитие.

Существенное значение в жизни граждан страны имеют локальные газеты (например, квартальные, районные, окружные или городские), которые распространяются в пределах одного населенного пункта или его части. С их помощью можно охватить небольшую территорию12, в результате чего локальная пресса тесно связана с местным самоуправлением. В Республике Корея именно локальные газеты получили бурное развитие после 1987 г.

Надо отметить, что, несмотря на ограниченные ресурсы, локальная газета исполняет те же функции, что и центральная, а именно: оперативное информирование читателей, их образование, развлечение, осмысление и интерпретация явлений окружающей действительности.

Целый ряд функций выгодно отличают локальную прессу Республики Корея от столичной:

о локальная пресса прежде всего представляет мнение жителей и работает как на их пользу, так и общества в целом, - то есть выполняет функцию построения местного сообщества ; о местная пресса обычно сосредоточена на проблемах определенного района и поиске путей их решения - одним словом, выполняет функцию критики и наблюдения в рамках местного сообщества;

о основные приоритеты связаны с тем, чтобы обеспечивать преемственность, сохранение и развитие местной культуры; о местная пресса выступает в роли «бытового сервиса»;

о локальная печать выполняет функцию альтернативной прессы, она менее коньюнктурна.

Локальная пресса играет важную роль в социальном взаимодействии между жителями, способствует созданию чувства их общности. Представляя общественное мнение в рамках такого местного сообщества, она позволяет жителям обмениваться между собой разными мнениями, выстраивает местную сеть коммуникаций.

Первая локальная газета «Кйоннам ильбо» («Ежедневная газета в провинции Кйоннам») появилась 15 октября 1909 г. в городе Джин-джу, провинция Кйоннам, еще в период японского колониализма и была единственным подобным изданием на корейском языке. Спустя пять лет она прекратила свое существование из-за финансовых трудностей.

В период с 1948 по 1987 гг., согласно статистическим данным Института корейских средств массовой информации, количество локальных газет возросло в несколько раз и составило порядка 50 общих локальных (не узкоспециализированных) газет, включая экономические.13. Распределение количества таких изданий в разных провинциях выглядело так: Канвон - 2, Кйонги - 5, Кйоннам - 6, Кйонбук - 1, Кванджу - 5, Дэгу - 5, Дэджен - 3, Бусан - 4, Инчен -

3, Дженбук - 5, Джеджу - 3, Чунбук - 3. В столице Республик Корея Сеуле выпускалось 9 локальных газет.

После провозглашения демократического курса развития страны в 1987 г. количество локальных газет приблизилось к пятидесяти изданиям. С экономической точки зрения их главной особенностью является дотационность. Вследствие небольших тиражей таких газет и ограниченного количества полос они не являются экономически прибыльными изданиями.

Однако в настоящее время состояние локальной корейской прессы постепенно улучшается. Помимо значительного увеличения их количества вырос и объем локальных газет, усилилась конкуренция между различными изданиями. В настоящее время средний объем составляет от 16 до 24 полос, что обусловлено расширением потребностей читательской аудитории в различных видах информации, стремлением жителей получать специализированные знания, а также в связи с увеличением объемов рекламных материалов. Тем не менее локальным газетам, вне сомнения, трудно конкурировать со столичной прессой как по тиражам, так и по количеству профессиональных журналистов, работающих в их редакциях.

Еще одна характерная особенность развития системы национальной печати после 1987 г. -появление мини-локальных газет в провинциях и городах страны. В отличие от локальных периодических изданий они обычно издаются раз в неделю по субботам или воскресеньям. Основное назначение таких газет - восполнить потребности читательской аудитории в информации, которой недостаточно в ежедневных локальных газетах. Тем самым такого рода периодика как бы выявляет некие «мертвые точки» информационного поля, события, на которые ежедневная газета не успела обратить внимание. Согласно данным Института Корейских СМИ, в настоящее время в Республике Корея насчитывается более 300 мини-локальных газет, что свидетельствует о высоких темпах развития: до 1987 г. их было меньше десятка. Но обычно такие издания редко являются прибыльными (всего 18,4% издательств получают реальную прибыль)14.

Основные тенденции развития локальной прессы в Республике Корея

Локальная пресса играет важную роль в жизни местных сообществ и в системе местного самоуправления. Поэтому активизация деятельности таких периодических изданий представляется важным фактором, определяющим дальнейшее развитие муниципалитетов страны. Рассмотрим, какие факторы препятствуют этому с точки зрения социальной структуры, производства и менеджмента.

Что касается социальной структуры, то данная проблема тесно связана с централизацией. Исторически всё, что имеет большое значение для страны, объединяется вокруг центра. Например, в Сеуле сосредоточено 76% экономической активности Республики Корея, там находится 84% государственных корпораций и организаций. Одновременно основным источником информации для локальной прессы также является центр, поскольку взоры жителей сельской местности все-таки устремлены к столице. В сложившихся условиях невозможно заставить их любить только свой район и заинтересоваться проблемами своего местного сообщества. Вне сомнения, здесь присутствует и преклонение провинции перед центром, что характерно не только для Республики Корея, но и многих других стран.

Одновременно это накладывает свой отпечаток и на развитие самой системы местного самоуправления, которое постоянно живет с оглядкой на центр и тем самым мало влияет на активизацию локальной прессы.

В отношении газетного производства до сих пор нет единой концепции в рамках теории журналистики страны по поводу модели развития локальной прессы. Более того, сами местные газеты также не испытывают особых потребностей в создании такой модели и придерживаются устоявшихся стереотипов. Однако тенденции последних лет свидетельствуют о том, что местное самоуправление приобретает все большее значение и независимость в плане принятия решений, актуальных именно для конкретных муниципальных образований.

Если рассматривать проблемы локальной прессы с точки зрения менеджмента, то следует отметить трудности управления в условиях недостаточного финансирования, отсутствия прибыли, слабого местного рынка коммерческой рекламы. Все это существенным образом препятствует развитию местных печатных СМИ. В итоге из-за слабой экономической базы снижается их конкурентоспособность по сравнению с центральными СМИ.

Таким образом, можно отметить, что корейская национальная печать прошла сложный и тернистый путь формирования и только в конце 1980 - начале 1990 гг. получила шанс на реальное развитие. В настоящее время в Республике Корея уже сложился динамичный газетный рынок, представленный центральными, провинциальными и локальными периодическими изданиями, которые бурно развиваются именно в условиях демократических реформ и усиления свободы слова.

1. http://100.naver.com/100.nhn?docid=186477

2. http://100.naver.com/100.nhn?docid=186497

3. http://terms.naver.com/entry.nhn?docId=545581

4. http://blog.daum.net/hong-je/11

5. http://jeju.grandculture.net/Contents/Index?contents_id=GC00700558

6. Там же

7. Korea Audit Bureau of Circulations // http://www.kabc.or.kr/

8. http://100.naver.com/100.nhn?docid=89658

9. http://terms.naver.com/entry.nhn?docId=530563

10. http://100.naver.com/100.nhn?docid = 185639

11. http://100.naver.com/100.nhn?docid=22076

12. Назайкин А. Особенности рекламы в прессе // http://delo.opb.ru/pravo/reklama/osobenosti-reklamyi-v-presse.html

13. Институт Корейских СМИ. Сеул, 2003.

14. http://kosis.kr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.