Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1897
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
Китай / правовая система КНР / Китайская Народная Республика / Конституция КНР / юридическая ответственность / законодательство / социалистическое право / смертная казнь.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Достияри Назиля Кямиль Кызызы

исследование посвящено развитию правовой системы Китайской Народной Республики, охватывающему период с 1949 по 2022 годы. В работе затрагиваются основы правовой системы КНР в годы социалистического строительства. Важную роль в формировании правовой системы КНР сыграло политико-правовое учение Древнего Китая, основанное на конфуцианских морально-нравственных принципах, а также советская юридическая наука. В то же время современная китайская правовая система имеет свои особенности, огромный опыт, вызывающий интерес ученых ряда стран, в том числе и Азербайджанской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ КИТАЙСКОЙ

НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Достияри Н.К.

Достияри Назиля Кямиль кызы - преподаватель, кафедра международных отношений, Азербайджанский университет языков, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: исследование посвящено развитию правовой системы Китайской Народной Республики, охватывающему период с 1949 по 2022 годы. В работе затрагиваются основы правовой системы КНР в годы социалистического строительства. Важную роль в формировании правовой системы КНР сыграло политико-правовое учение Древнего Китая, основанное на конфуцианских морально-нравственных принципах, а также советская юридическая наука. В то же время современная китайская правовая система имеет свои особенности, огромный опыт, вызывающий интерес ученых ряда стран, в том числе и Азербайджанской Республики.

Ключевые слова: Китай, правовая система КНР, Китайская Народная Республика, Конституция КНР, юридическая ответственность, законодательство, социалистическое право, смертная казнь.

Введение: История Китайского государства многие годы привлекает к себе внимание ученых ряда зарубежных стран, диктуется необходимость изучения китайского права, правовой культуры, китайского законодательства. В течение 40 лет со времени проведения в Китае политики реформ и открытости, в стране произошли коренные изменения, расширились зарубежные связи, оптимизировалась среда для привлечения инвестиций, были созданы промышленные, научно-технологические парки и накоплен определенный опыт в других областях.

Многие страны заинтересованы в установлении культурных и экономических отношений с этой страной. Азербайджан придает важное значение развитию отношений с Китаем, дальнейшему расширению сотрудничества, в основу которых лежат древние и богатые традиции.

Изменение геополитического положения в регионе в связи с победой Азербайджана во Второй Карабахской войне, освобождение от оккупации захваченных армянами земель и заключение трехстороннее заявление, в котором предусмотрено разблокирование транспортных коммуникаций в регионе открыли совершенно новые масштабные возможности транзитных маршрутов через нашу страну, активизировали процесс переориентации экономики ряда государств на азиатские рынки, в том числе и Китайской Народной Республики.

Цель статьи. Азербайджану для защиты своих национальных интересов необходимо повысить подготовку специалистов, знающих китайский язык, китайскую правовую систему. В республике в Университете языков готовят профессионалов китаистов-филологов, лингвистов, а также будущие специалисты изучают китайскую правовую систему. Подготовка данных специалистов в будущем будет способствовать развитию азербайджано-китайских отношений.

Степень научной разработанности темы позволяет отметить, что российская синологическая наука исследует китайское право с самых истоков ее возникновения. Однако в Азербайджане можно констатировать недостаточный уровень исследования данной темы, что повышает актуальность данного исследования. Изложение основного материала исследования. Первые письменные сведения о Китае в России появились в ХУ веке у Афанасия Никитина. После открытия в Пекине Российской духовной миссии учрежденной в 1713 году, началось зарождение отечественного Китая ведения, явившее миру крупнейших переводчиков, ученых, миссионеров. Российская духовная миссия стала альма-матер русской синологической науки. Всего за этот период до 1933 года в Китае существовало 20 миссий.

Крупные переводы китайских законов на русский язык был выполнен выдающимся востоковедом, основателем китаеведения Леонтьевым А.А. (1716-1786). По поручению Екатерины II он перевел трехтомник Тайцин Гурунь и Ухери Коли - «законы и установления китайского (а ныне маньчжурского правительства» (1781-1783 гг.).

Одним из основоположников русской синологии был Бичурин Никита Яковлевич (1777-1853). Будучи начальником девятой Российской духовной миссии к 1837 году, он завершил перевод «Свода узаконений Великой Династии Цин». Труды других ученых хранятся в архивах Российской духовной миссии.

Важную роль в изучении правовой системы Китая сыграли труды российского ученого Гудошникова Л.М. «Конституция 1978 г. и начало право-восстановительного процесса в Китае» («Публично-правовые исследования». 2008. №3), Островского А.В. «Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути как путь к международному экономическому сотрудничеству» (Азия и Африка сегодня. 2016. № 2).

Особо следует подчеркнуть труды ученого Трощинского П.В. «Право и политика современного Китая» («Правовая политика». 2017. № 7), «Право Китая в трудах Российской науки» М., 2020 г. и

другие. Многие из них являются научными сотрудниками Института Дальнего Востока Российской Академии Наук.

Правовая система в Китае исследуется учеными правоведами Запада. Работа Рене Давида «Основные правовые системы современности», М., 1988 Леже Раймонда - «Великие правовые системы современности: сравнительный-правовой подход», М., 2009 г. Из последних наибольший интерес представляет труд итальянского ученого Игнасио Кастеллуччи (ignazio Castellucci) «Верховенство права и сложности законодательства Китайской Народной Республики».

Правовая система Китая исследуется в работах азербайджанских ученых таких, как R.A.Эkbэrov -«Muasir huquq sistemlэri» B., 2014 г., M.F.Melikova, E.Q.Nэbiyev - «ХапС б1кэЬгт dбvlэt vэ huquq 1апхЬ> (qэdim vэ orta эsrlэr), B., 2005 г. и некоторые другие. В этих трудах рассматриваются в отдельных разделах история формирования правовой системы древнего и средневекового периода, а также некоторые вопросы правовой системы Китайской Народной Республики.

Китайская правовая наука имеет тысячелетнюю историю, включая в себя характерные черты правовых систем стран социализма, традиционно (древнекитайского) права, принципы и нормы международного права. Из всех правовых систем китайское сохранило в себе национальные особенности, отличающие ее от других. На ее формирование большое влияние оказали политико-правовые, религиозно-этические учения древнего Китая (конфуцианство, легизм - («школа законников»).

Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием (553-480 гг. до н.э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда как религия [7. С. 277].

В Китае это учение известно под названием «школа ученых», «школа ученых книжников» или «школой образованных людей». «Конфуцианство» - западный термин, не имеющий эквивалента в китайском языке. В императорском Китае конфуцианство играло большую роль основной религии и принципа организации государства свыше двух тысяч лет почти в неизменном виде до начала ХХ века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики.

Образовавшаяся в октябре 1949 года Китайская Народная Республика ознаменовала начало нового этапа развития китайской государственности социалистической формации.

В эпоху Мао Цзедуна, переходного период и реформ конфуцианство отмечалось как учение, стоящее на пути прогресса. Однако, как отмечают исследователи, конфуцианство присутствовало во многих теоретических положениях и применялось на практике в общественно-политической жизни. В конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая.

Легизм - принятое в западной науке обозначение школы Фа Цзя - «законников», одного из основных направлений древнекитайской этико-политической мысли. Основоположниками теории и практики легизма считаются Гуань Чжун (конец 8-7 в. до н.э.), Цзы Чинь (6 в. до н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно это одно лицо) и др.

В основе доктрины легизма лежит учение о главенстве единого юридического закона (Фа) в жизни государства. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. Законы могут изменяться и пересматриваться в связи с потребностями общества. Теоретики легизма создали концепцию деспотического государства с неограниченной властью правителя и унифицированным административным аппаратом. Они предложили идею государственного регулирования экономики, упорядочение налогообложения.

Традиционное древнекитайское право по степени своей развитости и уникальности не уступает дошедших до нас правовым документам стран Древнего Востока (Древний Египет, древние страны Месопотамии, Древняя Индия), праву античного мира (Древняя Греция, Древний Рим). Имея тысячелетнюю историю Китайское право оказало влияние на дальнейшее развитие правовых систем Японии, Кореи, Вьетнама и Сингапура.

Особенность правовой системы КНР заключается в том, что она включает в себя законодательство континентального Китая, а также возвращенных в конце 1990-х годов Особо административных районов (ОАР) - Гонконга (Сянган), и Макао (Аомонь) а также Тайвань. Правовой статус этих двух китайских территорий определяется ст.31. Конституции КНР, которая гласит, что государство в случае необходимости создает особые административные районы с особым режимом в зависимости от обстановки. Это решение принимается Всекитайским собранием народных представителей [5].

C 1987 г. Гонконг из британской колонии стал Сянганским особым административным районом. Заметим, что на этой территории действовало традиционное китайское право Цинской империи. Возвращение Гонконга под юрисдикцию КНР на первый взгляд не принесло никаких правовых изменений. Но китайское руководство не заметно влияло на правовую систему Гонконга и ограничило её юридическую самостоятельность от Великобритании в области внешней политики.

Согласно политике «одно государство - две системы» в указанных ОАР действует в отличие от континентального Китая свое законодательство до возвращения их к основной территории КНР. До июля 2047 г. на территории Гонконга будет действовать уникальная правовая система, включающая в себе англосаксонское право и право Цинской империи, а также собственное гонконгское законодательство и некоторые акты правительства КНР.

В Макао до 2049 г. будет сохраняться также прежнее законодательство (ст. 8.145 Основного закона Аомэньского ОАР КНР (вступило в силу 20.12.1999 г.). В основе правовой системы Макао лежит португальское право - как в виде кодексов Португалии, так и в виде принятых в ОАР собственных законов, образцом для которых были соответствующие законодательные акты Португалии. Поскольку португальское право относится к континентальной правовой системе, поэтому оно значительно ближе к праву Континентального Китая.

Проигравшая в гражданской войне партия Гоминьдан покинула материковый Китай и уехала на Тайвань, образовав там Китайскую Республику капиталистического типа, непризнанная большинством стран мира. Правовая система Тайваня отражает в себе фундаментальные основы древнего (традиционного) Китайского права, сформированного в результате глубоких философских споров между течениями конфуцианства и легизмом. На ее формирование оказали влияние традиционные западные правовые системы, относящиеся к Романо германской и с некоторыми элементами англосаксонского права. Согласно Конституции, на Тайване действует не имеющая аналогов в мире система распределения властей, взаимодействующих между собой - законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и экзаменационная. Основатель партии Гоминдан Сунь Ятсен писал: «Государственная власть делится на пять независимых друг от друга властей: законодательную, судебную, исполнительную, контрольную и экзаменационную. Законодательную - парламент, судебную - судьи. Для осуществления экзаменационной и контрольной властей также необходимо создать независимые органы. Когда конституция пяти властей вступит в силу, государство должно будет привлекать людей к выполнению административных функций только в соответствии с Конституцией [8. С. 29].

Конституционное право выступает в качестве одной из основных отраслей публичного права КНР, оно закрепляет основы взаимоотношений государства, общества и личности, регламентирует организацию государственной власти. Основным источником конституционного права служит Конституция 1982 г., освещающая основы государственного строя Китая [9].

«Правовая система» как термин впервые появился на правительственном уровне в Постановлении Пленума Центрального Комитета Коммунистической Партии Китая «О некоторых вопросах построения системы социалистической рыночной экономики» (ноябрь 1993 г.). Только в 1997 г. Коммунистической партией Китая была поставлена задача формирования правовой системы Китая на социалистических рельсах, и уже в 2010 году она была успешно выполнена.

Правовая система КНР в своем развитии прошла пять основных периодов, каждый из которых характеризуется своими отличительными особенностями. Разделение правовой системы КНР основывается на данных монографии П.В. Трошинского «Правовая система Китая» [6. С. 14-15].

Первый период (1949-1957 гг.) - заложен фундамент китайской государственности, правовой системы нового Китая. Придя к власти в феврале 1949 г. коммунистические власти отменили гоминдановское законодательство «Полную книгу шести законов (или шести отраслей права). В основу формирования новой правовой системы легли законодательства, которые принимались коммунистами на территориях освобожденных советских регионов Китая до образования КНР. После провозглашения коммунистической власти (1 октября 1949 г.) руководство страны приступило к активной правотворческой работе. Были приняты ряд законов - «О браке» (1950 г.), «О земельной реформе» (1950 г.), положения - «О наказаниях за контрреволюционную деятельность» (1951 г.), «Об охране государственной тайны» (1951 г.), «О наказаниях за коррупцию» (1952 г.) и др.

Первый документ нового китайского государства стала принятая 29 сентября 1949 г. Общая Программа Народного Политического Консультативного Совета Китая, имеющая характер временной конституции. Лишь 20 сентября 1954 г. на свет появилась первая Конституция нового Китая. Затем были приняты ряд организационных законов, устанавливающие принципы формирования и деятельности государственных органов КНР:

Закон КНР «Об организации Всекитайского собрания народных представителей» (20.09.1954);

Закон КНР «Об организации Государственного совета» (21.09.1954);

Закон КНР «Об организации местных собраний народных представителей и местных народных комитетов» (21.09.1954);

Закон КНР «Об организации народных судов» (21.09.1954);

Закон КНР «Об организации народной прокуратуры» (21.09.1954);

Закон КНР «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей» (11.02.1954) [3].

Правовая система китайского государства в рассматриваемый исторический период формировалась под влиянием советской юридической науки. Первая китайская Конституция, первые законы КНР - всё разрабатывалось и принималось при непосредственном участии советских специалистов. Несмотря на некоторую активизацию правотворческого процесса, после первой Конституции в стране не было принято ни единого кодифицированного акта. Принятый в 1957 году Уголовный кодекс был лишь закрытой инструкцией для судебных и прокурорских работников [2. С. 18]. Закрепленные в Конституции КНР права и свободы граждан также не получили своей реализации на практике.

Второй период (1958 1977 гг.) - период «Культурной революции». В этот период не было принято ни одного законодательного акта, принятая же в 1975 г. новая Конституция КНР имела декларативный характер, фактически ликвидировала конституционную систему государственных органов, была уничтожена основанная на Конституции 1954 г. политическая основа государства. В эти годы повседневным явлением стал кровавый террор против революционных кадров, работников науки, культуры и образования. Проводимые штурмовыми отрядами хунвейбинов и цзаофаней, за спиной которых стояли военные. Перед самым окончанием «культурной революции» была принята вторая Конституция КНР - 17 января 1975 г., которая упразднила пост Председателя КНР (главой государства становится постоянный комитет ВСНП, ограничила полномочия высшего и местных органов законодательной власти, закрепила за революционными комитетами статус постоянно действующих органов на местные народные правительства.

В 1976 г. после смерти Мао Цзэдуна и ареста основных руководителей «культурной революции» -«банда четырех». Этим завершился второй период.

Третий период (1978-2001 гг.) - восстановление правовой системы КНР после «культурной революции» положено начало революционной по существу «политики реформ и открытости» Принятая 5 марта 1978 г. Конституция КНР законодательно закрепила политику руководства КНР после «культурной революции» [1]. Эта Конституция просуществовала до 1982 г. В стране активизируется правотворческая деятельность, способствующих проведению экономических реформ. Китай вступил во всемирную торговую организацию - ВТО. Также были приняты ряд законов в судебной области -Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс (1979 г.), законы КНР «Об организации народных судов», «Об организации народной прокуратуры (1979 г.), «О нотариате» (1982 г.) и др.

4 декабря 1982 г. была принята действующая сегодня четвертая Конституция КНР. В эту конституцию вносились изменения - 1988 г., 1993 г., 1999., 2004 г. Наиболее важной является 13-я поправка, которая впервые в истории КНР на конституционном уровне вводит понятие «социалистическое правовое государство».

Четвертый период (2002-2010 гг.) - начинается со вступления в декабре 2001 г. КНР в ВТО. В течение 10 лет были приняты ряд правовых актов в социально-экономической и законодательной сферах. Существенным изменениям подверглось не только материальное, но и процессуальное право Китая. По состоянию на конец 2009 г. в стране действовало 232 закона, из них 39 законов конституционного характера, административного - 79, уголовного - 1, гражданского - 33, экономического - 55, социального - 16, процедурного - 9. К концу 2010 г. в правовой системе Китая действовало 236 законов, 690 административных актов и более 8600 местных актов [6. С. 35].

Пятый период (2011-по наше время). С 2011 г. Китай вступил в новый этап государственно-правового развития, принимаются новые акты правотворчества, направленные на обеспечение государственной безопасности, повышение уровня социально-экономического развития в условиях глобального международного финансового кризиса.

В ноябре 2012 г. в Пекине на съезде Коммунистической партии Китая была заложена основа дальнейшего государственно-правового развития Китая до 2020 г. В документах, принятом на съезде было отмечено, что в государстве установлен социалистический строй с китайской спецификой и ставится задача к 2020 г. о создании общества «сяокан» (средне зажиточное общество) [4. С. 14-105].

В октябре 2014 г. пленум ЦК КПК приняла доктрину «управление государством на основе закона». Основное направление в законодательной области было принятие новых актов в сфере обеспечения государственной безопасности. Китайские власти стараются поставить под жестокий контроль интернет-контент, блокирован доступ к таким популярным зарубежным интернет ресурсам, как YouTube, Facebook, Twiter, Flickr и др. Распространяемая ими информация прямо либо косвенно противоречит действующей в Китае идеологии, морально-нравственным устоям общества, принятому законодательству. В правовой системе страны появились законы «О страховании военнослужащих», «О порядке въезда в страну и выезда из страны», «О психическом здоровье», и др. В 2013 г. был отменен действовавший по советской модели институт трудового перевоспитания, применявшийся властями в отношении бродяг и тунеядцев, мелких воров и мошенников. К ним применялись соответствующие законы. Другим важным решением китайского государства стало смягчение политики планирования рождаемости, дающее право на рождение второго ребенка.

Сформированная в 2010 г. правовая система КНР обладает целым ряда особенностей. Прежде всего в стране действует относительно небольшое количество законов - 242. Регулирование существующих общественных отношений осуществляется на трех основных уровнях: государственных (партийных) программных документах, законов и нормативных правовых актов, и акты, принимаемых местными органами власти. Следующая особенность заключается в том, что правовая система в стране имеет так, называемый экспериментальный (опытный) порядок. Не всем текстам китайских нормативных актов присущи четкость, конкретная формулировка.

Особой спецификой обладает правосознание простого китайца. В его сознании понимание права ассоциируется с институтом наказания, они в своем поведении руководствуются не юридическими нормами, а скорее всего моральными.

Китайское законодательство жестоко реагирует на любые рода нарушений правовых норм. Особо развит институт уголовной ответственности, одно из центральных мест в котором принадлежит институту смертной казни. Смертная казнь, как и ее публичное приведение в исполнение в недалеком прошлом, всегда была одним из самых действенных орудий наказания преступников и устрашения потенциальных правонарушителей в Китае. Как и ранее смертная казнь имеет самое широкое распространение в современном Китае. До середины 90-х г. прошлого столетия смертная казнь была публичной. Однако в поправках к Уголовному кодексу КНР в 1996 г. и 2012 г. запрещалась публичность исполнения смертных приговоров.

Правовая система КНР будет развиваться исходя из особенностей внутри политической обстановки в стране и оказывающих влияние внешне политических факторов на стабильность китайской государственности.

Заключение.

Изучение научной литературы по теме «Развитие правовой системы Китайской Народной Республики (1949-2018 гг.) позволяет автору данной работы сделать следующие выводы:

1. Правовая система современного китайского государства уникальна и включает в себе как традиционное (древнее) право, так и черты права стран социализма, романо-германской и англосаксонской правовых систем.

2. В основе правовой системы Китая на протяжении всей истории лежало уголовное законодательство, правовые нормы всегда устанавливали суровую юридическую ответственность за их нарушение.

3. Китайский законодатель продолжает придерживаться политики принятия разрозненных локальных актов правотворчества в противовес трудноизменяемым кодифицированным документам.

4. Опыт Китая в сфере правового регулирования имеет важное и актуальное значение для Азербайджанской Республики, изучение которого в рамках сравнительного правоведения позволит ученым применить его в дальнейшем развитии страны, а также будет способствовать укреплению отношений стратегического сотрудничества и партнерства между двумя странами. Роль Китая в экономике Азербайджана достаточно возросла за последние годы. Китай в рамках проекта «Один пояс -один путь» заинтересован развивать инфраструктуру для транспортировки своих грузов. В настоящее время Китай активно использует в качестве альтернативного пути грузоперевозки в Европу по маршруту через Каспийское море и железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс.

Основная формула для Азербайджана сегодня привлекать к возрождению Карабаха и Зангезура дружественные страны, а Китай является одной из таких стран.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев в поздравлении Председателю КНР Си Цзиньпину в связи с 72-й годовщиной китайского государства в сентябре 2012 г. выразил уверенность, что участие китайских компаний в восстановлении Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов даст хорошие результаты, что будет ярким свидетельством высокого уровня азербайджано-китайского сотрудничества.

Список литературы

1. Гудошников ЛМКонституция 1978 г. и начало право восстановительного процесса в Китае.

Публично-правовые исследования, 2002. № 3.

2. Имамов Э.З. Уголовное право Китайской Народной Республики. Теоретические вопросы общей

части. М., 1990. С. 18.

3. Конституция Китайской Республики. Правительственное информационное бюро Китайской

Республики. М., 1998.

4. Отчетный доклад Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVIII Всекитайском съезде КПК.

XVIII съезд Коммунистической партии Китая (8-14 ноября 2012 г.). Экспресс-информация № 7. М.,

2012. С. 14-105.

5. Поправки к Конституции Китайской Народной Республики. Экспресс-информация № 9. М., 1999.

6. Трощинский П.В. Правовая система Китая. М., 2016. С. 14-15, 35.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 277.

8. Ятсен Сунь. Избранные произведения. Под редакцией Тихвинского С.Л. М., 1985. С. 29.

9. Конституция КНР 1982 г., отредактированная в 2018 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://China Law.center/ (дата обращения: 14.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.