Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФУД-ЖУРНАЛИСТИКИ И ФУД-БЛОГЕРСТВА'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФУД-ЖУРНАЛИСТИКИ И ФУД-БЛОГЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2102
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / СМИ / ФУД-ЖУРНАЛИСТИКА / ФУД-БЛОГЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазуткина Екатерина Валерьевна

В статье представлены основные исторические этапы развития фуд-журналистики в России и Европе. Акцентировано внимание на проблеме использования специальной терминологии: «кулинарная журналистика», «гастрономическая журналистика» и «фуд-журналистика». Рассмотрены наиболее перспективные современные формы фуд-журналистики и фуд-блогерства. Автор указывает на необходимость развития культурно-образовательных проектов по медиаосвещению различных моделей питания как способа сохранения традиционных культурных ценностей, а также подготовки к наступающему кризису натуральной пищи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лазуткина Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФУД-ЖУРНАЛИСТИКИ И ФУД-БЛОГЕРСТВА»

УДК 070 Б01 10.24411/1999-5407-2020-10206

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФУД-ЖУРНАЛИСТИКИ И ФУД-БЛОГЕРСТВА

Е. В. Лазуткина

Челябинский государственный университет, Челябинск

В статье представлены основные исторические этапы развития фуд-журналистики в России и Европе. Акцентировано внимание на проблеме использования специальной терминологии: «кулинарная журналистика», «гастрономическая журналистика» и «фуд-журналистика». Рассмотрены наиболее перспективные современные формы фуд-журналистики и фуд-блогерства. Автор указывает на необходимость развития культурно-образовательных проектов по медиаосвещению различных моделей питания как способа сохранения традиционных культурных ценностей, а также подготовки к наступающему кризису натуральной пищи.

Ключевые слова: массмедиа, СМИ, фуд-журналистика, фуд-блогерство, социальные медиа.

Культура и питание всегда были тесно связаны между собой. Культура формирует потребительские модели, влияет на наш образ жизни, трансформирует систему питания в целом. Современная аудитория проявляет большой интерес к гастрономии и, в частности, кулинарии. С одной стороны, в условиях глобализации многие люди стремятся к бережному сохранению семейных культурных традиций. При этом путешествуя, мы знакомимся с культурой других народов, в том числе через пищу, которая является отражением уникальной истории, опыта жизни [3]. Ролан Барт в своем исследовании «К психосоциологии современного питания» отмечает, что еда «это не просто продукты питания, которые нужно исследовать с точки зрения диетологии, это также система коммуникации - образы, обычаи, ситуации и поступки» [1. С. 200]. С другой стороны, экологические проблемы, перенаселение, рост количества людей с заболеваниями - все это приводит человечество к необходимости решения вопросов, связанных с качеством и выбором пищи, разработкой новых практик и форм питания, способных нести пользу как человеку, так и природе.

В 2019 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен на рассмотрение проект Федерального закона «Об идеологии здорового питания», подготовленный Правительством РФ. Данный закон будет осуществляться в рамках национального проекта «Демография». Согласно планам разработчиков законопроекта, активная работа по продвижению модели здорового питания будет осуществляться именно с помощью массмедиа.

СМИ накоплен большой опыт в освещении вопросов, связанных со способами и традициями сбора, приготовления и подачи пищи. Таким образом, развивая новые направления фуд-журналистики, необходимо опираться на предшествующий опыт, понимать специфику восприятия темы кулинарии и гастрономии разными поколениями и в разных культурных сообществах. Изучение медиаотражения гастрономии даёт понимание культуры и социальных процессов различных народностей, поэтому данный вопрос очень актуален, но на сегодняшний день находится только на начальной стадии. Исследованием этапов развития фуд-журналистики занимались: С. Б. Дроздова, А. А. Морозова, Е. С. Старикова, С. В. Лукьянова, И. В. Сохань и др. Анализируют

освещение темы здорового образа жизни в средствах массовой информации в своих трудах А. В. Алимпиева, К. Ю. Колбасина, Д. А. Жукова, Ю. В. Капкова и др.

Следует отметить, что в научных публикациях используются и смешиваются разные определения: кулинарная журналистика, гастрономическая журналистика, (food) фуд-журналистика, ресторанная журналистика, журналистика здорового питания. Учитывая семантическое наполнение данных понятий, к кулинарной журналистике относятся публикации, рассказывающие о способах приготовления блюд, а к гастрономической - на тему культуры питания и эстетики подачи блюд. Понятие «фуд-журналистика» является универсальным, так как объединяет в себе разные тематические направления, связанные с питанием. Таким образом, фуд-журналистика - тематически специализированное, исторически сложившееся направление в массмедиа, сочетающее в себе кулинарный и гастрономический аспект и транслирующее аудитории информацию о способах, традициях, местах сбора, приготовления и подачи пищи, а также культуре питания в целом.

Рассмотрим основные этапы развития фуд-журналистики. Основой для формирования данного направления стало появление специальных сборников и руководств. С. Б. Дроздова указывает, что в конце XIV в. в ряде европейских стран появились сборники рецептов («кулинарные собрания»). В XVII-XVIII вв. стали издаваться кулинарные книги, основу которых составляли рецепты блюд королевских и знатных семей [4]. Долгое время одной из самых востребованных, например, была кулинарная книга Элизы Актон «Современная кулинария для семей» (Англия, 1845 г.), содержащая около 900 рецептов. Повышенный интерес данное издание вызывало еще и тем, что было проиллюстрировано цветными гравюрами.

В России первые упоминания о кулинарии можно найти в летописях, начиная с XI

в. Одним из самых ранних отечественных кулинарных сборников (конец XV - начало XVI вв.) стала «Книга во весь год, что в столы яству подают». Книга представляла собой дополнение к «Домострою». К XIX в. появилось огромное количество публикаций по кулинарии, однако многие из них представляли собой перевод иностранных сборников.

Следующим этапом в развитии фуд-журналистики стало появление соответствующих публикаций в СМИ. Часто это были перепечатки из известных кулинарных книг. С 1852 г. огромной популярностью пользовался журнал Englishwoman's Domestic Magazine, ориентированный на женщин среднего класса, которые сами выполняют всю работу по дому. Наряду с рубриками об уходе за домашними животными, моде, косметике и т. д., был специальный раздел о кулинарии и культуре питания. Автором материалов была Изабелла Битон, одна из первых европейских кулинарных писателей, написавшая книгу Mrs Beeton's Book of Household Management (1861

г.). После большого успеха Englishwoman's Domestic Magazine начали активно издаваться еженедельные газеты и журналы для женщин: Home Notes (1894-1957 гг.), Home Chat (1895-1958гг.), Home Companion (1897-1956 гг.) и др. Основные рубрики содержали публикации на тему домашнего хозяйства, моды, а также кулинарии и культуры питания.

В России печатные издания публиковали отрывки из кулинарных книг как иностранных, так и отечественных авторов. Особую популярность имели публикации из книг «Ручная книга русской опытной хозяйки» Екатерины Авдеевой (1859 г.) и «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец (1881 г.), оказавших в целом влияние на культуру питания в нашей стране.

В XX в. большую популярность у аудитории имели специализированные издания (Delicious, Good Food и мн. др.). В настоящее время появился новая тенденция -слияние фуд-журналов со стилевыми, лайфстайл-журналами, например: Kinfolk, Gather Journal, Lucky Peach, Diner Journal, Cherry Bombe, Put A Egg On It, Swallow Magazine,

Acqtaste, Remedy Quarterl, White Zinfandel, Art of Eating (США), The Gourmand, Cereal (Великобритания), Alla Carta (Италия) и др.

В российской прессе начальная модель фуд-журналистики была несколько иная. В 1830 г. к «Литературной газете» выпускается специальное приложение «Записки для хозяев», где были размещены советы по домоводству и кухне, включая раздел с рецептами. Позднее появились специализированные женские журналы, однако приложения с кулинарными рецептами были очень популярны [4]. Таким образом, сложилась модель размещения публикаций фуд-журналистики, представленная в соответствующих тематических рубриках в журналах и газетах, в приложениях, а также в специализированных изданиях. В советский период та же модель использовалась в массовых журналах, например, «Крестьянка», «Работница», «Советская женщина» и др. Большую популярность имели радиопередачи, посвященные данной тематике. В связи с социально-экономическими особенностями нашей страны на протяжении советского периода публикации на кулинарную и гастрономическую тему имели свои ограничения. В 1980-1990 гг. особой популярностью пользовалась т.н. «экономная кулинария», т.е. большинство изданий пытались адаптировать кулинарные рецепты, исходя из доходов населения [9. С. 97].

С 1960 гг. начала развиваться зарубежная телевизионная food-журналистика, включающая в себя разнообразные шоу, конкурсы, тематические вставки в передачи о домашнем хозяйстве и др. Наибольшего расцвета данное направление достигло в 19902005 гг., когда были созданы медиапроекты, ставшие мировыми образцами кулинарных и гастрономических шоу: The galloping gourmet Грэма Керра, Food 911, Hell's Kitchen и The F-Word Гордона Рамзи, The Naked Chef, Jamie at home, Jamie's 30 minute meals Джейми Оливера, MasterChef, RiverCottage Хью Фернли-Уиттингстола, Kitchen Chemistry Хестона Блюменталя, Cake Boss Бадди Валастро, The Hairy Bikers, Cookbook Дэйв Майерса и Саймон Кинга, My Kitchen Rules, French Food At Home, Bachha Party и др.

В нашей стране в связи с продовольственным кризисом долгое время отсутствовали специализированные телевизионные передачи. Кулинарная тематика ограничивалась лайфхаками, зарисовками в культурно-просветительских передачах. В начале 2000-х гг., когда телевидение начало переходить на мировые стандарты, появились передачи фуд-тематики. Первым таким проектом стал «СМАК» с Андреем Макаревичем (Первый канал). Далее появилось множество телепроектов, часто адаптированных с зарубежных популярных образцов: «Едим дома» с Юлией Высоцкой, «Званный ужин», «Кулинарный поединок», «Кулинарная дуэль» с Костей Цзю, «Домашняя кухня с Ларой Кацовой, «Барышня и кулинар», «Рецепт на миллион», «Голодные игры» с Дмитрием Назаровым, «Время обедать» с Натальей Королевой, «Поедем, поедим» с Джоном Уорреном, «МастерШеф» и др. В данных передачах часто приглашают известных гостей (актеров, музыкантов, спортсменов, политиков), привлекая дополнительную аудиторию. Модели построения передачи традиционны, однако существуют уникальные тематические направления. Например, в передаче «Монастырская кухня» с Максимом Сырниковым (канал «Спас») сочетаются элементы и кулинарной, и гастрономической журналистики, представляя собой своеобразную энциклопедию традиционной русской кухни.

Также следует выделить этап развития фуд-журналистики, связанный с созданием примерно с 2006 года отдельных тематических телеканалов, как российских: «КухняТВ», «ЕдаТВ», «Магия Кухни», «Меню-ТВ», «Телекафе», «Первый вегетарианский» и др., так и зарубежных: «Кус-Кус», Cooking Channel, Food Network, Joy Cook, Planet Mutfak, Kuchnia+ и др. Основное содержание каналов - лучшие мировые кулинарные шоу, авторские проекты, интервью, новости и др.

В настоящее время фуд-журналистика развивается не только в рамках офлайновых СМИ, но и в онлайновой медиасреде. Большинство интернет-ресурсов, посвященных

теме питания, прошли путь от пассивной модели подачи материала до тематически разнообразной, интерактивной, нацеленной на двустороннее взаимодействие с пользователем. Все офлайновые фуд-издания, телевизионные и радиопередачи фуд-тематики имеют свои онлайн-представительства, в том числе и в социальных медиа. Например, онлайновые представительства офлайновых изданий: «Гастрономъ», «Хлебсоль», «Еда», телепередач «Едим Дома», «Адская кухня» и мн.др. Публикации адаптируются под условия конвергентной среды [10. С. 76]. С одной стороны, это делается для привлечения разных целевых групп, а с другой - данный контент завоевал прочную позицию и высокую потребность у читателей и зрителей [6].

Большое количество интернет-порталов разной тематической направленности содержат разделы, посвященные питанию. Например, Diabethelp.guru - раздел «Рецепты для диабетиков», «Азбука.ру» - раздел «Рецепты питания», «Правмир» - разделы «Питание в пост», «Календарь питания» и др., «Дача мечты.ру» - раздел «Рецепты», «Детстрана» -раздел «Каши» и мн. др. Традиционно повышенным интересом пользуются онлайновые ресурсы, бесплатно представляющие аудитории сборники рецептов, как в текстовом, так и фотоформате (фотоизображения блюд, т. н. «пошаговые инструкции»): «Поваренок. ру», «Еда.ру», «Вкусно.ру», RussianFood, «Повар.ру», «Гастроном.ру», Photorecept. ru и др. Главным отличием данных ресурсов от обычных офлайновых сборников стала их интерактивность, т.е. возможность аудитории обмениваться мнениями, советами, комментировать публикации.

В условиях конвергентной медиасреды меняется не только формат подачи информации, но и содержание медиаконтента [8]. Как офлайновые, так и онлайновые массмедиа отходят от традиционного перечисления кулинарных рецептов в связи с большим массивом накопленных данных и отказом от многочисленных повторов. Как было сказано выше, для этого существуют специализированные онлайн-сборники. Особый интерес у аудитории, в том числе и на уровне обсуждений в комментариях, вызывают публикации, содержащие экспертное мнение по проблемам выбора модели питания. Основными критериями становятся низкая калорийность, полезность, национально-историческая направленность, доступность и др. Это связано как с массовым распространением продуктов промышленного производства, так и с его низким качеством, высокой калорийностью и даже опасностью. Также отметим интерес аудитории к альтернативным моделям питания: веганству, сыроедению, интервальному голоданию, сухоедению, раздельному питанию и др. Ответом на данные запросы стало появление, например, российского телевизионного канала «Первый вегетарианский», журналов: «Здоровое питание», «Диетика», «Vegetarian», «Vegetarianism Times», «VegNews Magazine», «Veggie», «Food Sciences and Nutrition», «Healthyfood», многочисленных интернет-порталов и сообществ в социальных медиа: VegetarianRecept.ru, Zdorovyi-stol.ru, Syroedenie.ru, Art-eda.info, Restoran.ru и др.

Особый расцвет фуд-журналистика получила с развитием технологий web 2.0. Эволюция блогосферы и включение блогеров в медиапроцессы - один из наиболее инновационных феноменов современной медиаиндустрии [7. С. 155]. Кулинарная и гастрономическая тема пришла в социальные медиа в 2000-гг. Аудитория получила возможность публиковать свой контент, комментировать, обсуждать [5. C. 41]. В блогах «Живого Журнала», самого популярного блог-ресурса в те годы, начало активно развиваться фуд-блогерство. Созданные в начале - середине 2000-х гг. блоги «Кулинарный уголок», HAPPYFOOD, «Вкусная пауза», «Из Одессы с морковью», Khakim, «ЖЖ Записки неКулинара», «Жить со вкусом, жить вкусно!», «У дядюшки Гедрюса» и др. пользуются популярностью и в настоящее время. В социальных медиа «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», «Инстаграм» действует огромное количество авторских блогов, сообществ фуд-тематики. Основное содержание - фотоиллюстрации,

рецепты, фотоотчеты, лайфхаки и т. п. Главным преимуществом фуд-блогов является их интерактивность, мобильное общение с аудиторией. Особо выделим таких блогеров, как Лено Регушадзе (Crazy Cucumber), Ольга Малышева (Salatshop), Андрей Рудьков (Andy Chef), Нина Тарасова (Niksya), Анастасия Семкина (Missis N), Екатерина Перерера (Chocolate Chalk), Анна Пустынникова (Life Tastes Great), Дарья Боронина (Daria Boronina), Алена Коготкова (Alena Kogotkova) и др. Если раньше многие блогеры осуществляли публикации в одном блоге, то в настоящее время материалы дублируются во всех социальных медиа, транслируются с персонального сайта и т. д. Например, Ника Белоцерковская (Belonika) начинала свою блогерскую деятельность в 2008 году в «Живом Журнале». В настоящее время ее публикации представлены во всех социальных сетях, но блог в «Живом Журнале» не обновляется с 2016 года. Таким образом, осваивая новые медиаресурсы, фуд-блогеры стремятся расширить свои публикационные возможности и привлечь новую аудиторию.

Важным этапом в развитии фуд-блогерства и фуд-журналистики стало освоение пространства публичных пабликов мессенджеров, являющихся одним из типов социальных медиа. Быстрый темп жизнь, чтение во время движения, краткость и доступность информации привлекают аудиторию, блогеров, специалистов по фуд-журналистике к данным ресурсам. Телеграмм-каналы предоставляют подписчикам статьи небольшого объема, рецепты, фотоиллюстрации, опросы, лайфаки, советы по заведениям и т.п.: «Кудаеда» (30 298 подписчиков), «Соль» (37 680 п.), «Мужская кухня» (17 837 п.), Food&Science (12 706 п.), «Вкусно и просто» (12 125 п.), «СысоевFM» (б1 348), FooDiscovery (18 150 п.), «Vegetarian» (5184 п.), «Михаил Костин» (8182), «Худая еда» (6477 п.), «Едим дома» (3743 п.), «Сомелье» (4079 п.), «Китай на вкус» (1856 п.), «Борисов» (1571 п.) и мн.др.

В настоящее время ведущим направлением является видеоблогерство, ставшее самостоятельным медиаявлением и активно развивающееся в общем информационном контексте. Так, в частности, благодаря платформе YouTube начался новый этап развития фуд-журналистики и фуд-блогерства. Большинство перечисленных выше медиапроектов имеют свои представительства на данном видеоресурсе. Учитывая стремление аудитории к визуальному медиаконтенту, очевидным становится популярность фото- и видеоблогов. Однако мы хотели бы выделить одно из начинающихся и, наиболее перспективных медианаправлений в фуд-тематике - т. н. «стримы», т.е. прямые эфиры. Например, YouTube и Twitch Creative запустили проекты, основанные на организации стримов фуд-тематики. Так, Twitch Creative начал с трансляции в разделе «Еда и напитки» фуд-шоу Джулии Чайлд «Французский шеф-повар». В настоящее время трансляции ведутся на английском, корейском, испанском, французском и других языках. Считаем данное направление перспективным в связи с его высокой степенью интерактивности, авторской индивидуальностью, доступностью и культурно-образовательным потенциалом.

В заключение отметим, фуд-журналистика и фуд-блогерство являются эффективной основой для развития различных медиаобразовательных проектов [2. С. 119]. Процесс приготовления и подачи пищи представляет собой культурное наследие каждого народа, от повседневных форм до искусства. Как показывает практика, фуд-тематика - одно из самых востребованных тематических направлений. Массмедиа активно реагируют на информационные запросы аудитории, адаптируя содержание и форму контента под конкретный медиаканал. С другой стороны, большинство ученых, включая исследователей ООН, считают, что из-за опустынивания, изменения климата, истощения плодородных земель, перенаселения и др. причин, к 2050 году наступит кризис естественного питания. Таким образом, в рамках фуд-журналистики и фуд-блогерства необходимо активно реализовывать культурно-просветительские проекты, направленные на развитие гастрономии и знакомство с мировым фуд-наследием, а также на изучение различных моделей питания в связи наступающим кризисом натуральных продуктов.

Список литературы

1. Барт, Р. К психосоциологии современного питания. М., 2003. С. 200.

2. Белолипская, Г. С., Максимова, Н. В. Проектные технологии в преподавании истории региональной журналистики // Мировая журналистика: единство многообразия. М., 2018. С. 119-126.

3. Всемирный форум ЮНЕСКО на тему «Культура и питание: инновационные стратегии в интересах устойчивого развития» // ЮНЕСКО. URL: https://ru.unesco. org/events/vsemimyy-fornm-yunesko-na-temu-kultura-i-pitanie-innovacionnye-strategii-v-interesah-0 (дата обращения: 10.01.2020).

4. Дроздова, С. Б. Гастрономический текст в России и Европе: от кулинарной книги к блогу // Elibrary. 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35354579 (дата обращения: 10.01.2020).

5. Кадырова, Г. Х. К вопросу о профессиональной этике журналистов в социальных сетях // Наследие Ю. И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории. Краснодар, 2016. С. 41-44.

6. Кантурова, М. А. Речевой жанр кулинарного рецепта в текстах СМИ // Elibrary. 2010. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28157561 (дата обращения: 10.01.2020).

7. Лазуткина, Е. В. Проблема соотнесенности блогов и онлайновых СМИ // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 4. С. 155-159.

8. Лукьянова, С. В. Феномен пищи, вкуса в медиатексте // Вестник Псковского государственного университета. 2014. № 3. С. 97-100.

9. Попова, О. Д. Кулинарные конкурсы на страницах периодики как отражение повседневной жизни россиян в условиях современных экономических реформ // КиберЛенинка. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/kulinarnye-konkursy-na-stranitsah-periodiki-kak-otrazhenie-povsednevnoy-zhizni-rossiyan-v-usloviyah-sovremennyh-ekonomicheskih-reform (дата обращения: 11.01.2020).

10. Шамаев И. Н. Трансформации моделей медиапотребления в социальных медиа Рунета // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. № 1 (15). 2016. С. 76-79.

MAIN STAGES OF FOOD JOURNALISM DEVELOPMENT AND FOOD BLOGS

E. V Lazutkina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, evlazutkina@gmail.com

The article presents the main historical stages in the development of food journalism in Russia and Europe. Attention is focused on the use of special terminology: "culinary journalism", "gastronomic journalism" and "food journalism". The most promising modern forms offood journalism andfood blogging are considered. The author points out the need to develop cultural and educational projects on media coverage of various food models as a way to preserve traditional cultural values, as well as prepare for the upcoming natural crisis food.

Key words: mass media, media, food journalism, food blogging, social media.

References

1. Bart, R. (2003) Kpsihosotsiologii sovremennogo pitaniya [Towards the Psychosociology of Modern Nutrition]. M., p. 200. (In Russ.).

2. Belolipskaya, G. S. and Maksimova, N. V. (2018) Proektnyie tehnologii v prepodavanii istorii regionalnoy zhurnalistiki [Design Technologies in Teaching the History of Regional Journalism], in: Mirovaya zhurnalistika: edinstvo mnogoobraziya [World Journalism: Unity of Diversity]. M., pp. 119-126. (In Russ.).

3. Vsemirnyiy forum YuNESKO na temu «Kultura i pitanie: innovatsionnyie strategii v interesah ustoychivogo razvitiya» [UNESCO World Forum on Culture and Nutrition: Innovative Strategies for Sustainable Development], in: YuNESKO [UNESCO], available at: https:// ru.unesco.org/events/vsemirnyy-fomm-yunesko-na-temu-kultura-i-pitanie-innovacionnye-strategii-v-interesah-0, accessed 10.01.2020. (In Russ.).

4. Drozdova, S. B. (2018) Gastronomicheskiy tekst v Rossii i Evrope: ot kulinarnoy knigi k blogu [Gastronomic text in Russia and Europe: from the cookbook to the blog], in: Elibrary, available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35354579, accessed 10.01.2020. (In Russ.).

5. Kadyirova, G. H. (2016) K voprosu o professionalnoy etike zhurnalistov v sotsialnyih setyah [On the professional ethics of journalists in social networks], in: Nasledie Yu. I. Selezneva i aktualnyie problemyi zhurnalistiki, kritiki, literaturovedeniya, istorii [Heritage of Yu. I. Seleznev and actual problems of journalism, criticism, literary criticism, history]. Krasnodar, pp. 41-44. (In Russ.).

6. Kanturova, M. A. (2010) Rechevoy zhanr kulinarnogo retsepta v tekstah SMI [The speech genre of a culinary recipe in the texts of the media], in: Elibrary, available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=28157561, accessed 10.01.2020. (In Russ.).

7. Lazutkina, E. V. (2009) Problema sootnesennosti blogov i onlaynovyih SMI [The problem of the correlation of blogs and online media], in: Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Pyatigorsk State Linguistic University], no. 4, pp. 155-159. (In Russ.).

8. Lukyanova, S. V. (2014) Fenomen pischi, vkusa v mediatekste [The phenomenon of food, taste in the media text], in: Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Pskov State University], no. 3, pp. 97-100. (In Russ.).

9. Popova, O. D. (2017) Kulinarnyie konkursyi na stranitsah periodiki kak otrazhenie povsednevnoy zhizni rossiyan v usloviyah sovremennyih ekonomicheskih reform [Culinary competitions on the pages of periodicals as a reflection of the everyday life of Russians in the context of modern economic reforms], in: KiberLeninka [CyberLeninka], available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kulinarnye-konkursy-na-stranitsah-periodiki-kak-otrazhenie-povsednevnoy-zhizni-rossiyan-v-usloviyah-sovremennyh-ekonomicheskih-reform, accessed 11.01.2020. (In Russ.).

10. Shamaev, I. N. (2016) Transformatsii modeley mediapotrebleniya v sotsialnyih media Runeta [Transformations of media consumption models in Runet social media], in: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 8. Literaturovedenie. Zhurnalistika [Bulletin of Volgograd State University. Series 8. Literary criticism. Journalism], no. 1 (15), pp. 76-79. (In Russ.).

Лазуткина Екатерина Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики факультета филологии и журналистики, Астраханский государственный университет.

evlazutkina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.