УДК 159.9 (075)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭТОЛОГИИ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ
© 2004 г. С. Т. Хачиров
This article gives the information reflecting the stages of formation of the Ethology as a science and examples of using pecularities of animals Behaviour in order to extent productivity of agricultural animals and improving of pedigree - selective work.
Одним из путей увеличения производства продуктов животноводства является последовательная его интенсификация на основе широкого внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и внедрения эффективных методов селекции животных, в том числе и овец.
Наряду со строительством животноводческих помещений, улучшением кормовой базы и условий содержания животных, необходимо всесторонне использовать биологические возможности и изучить закономерности поведения животных.
Этология (от греч. Ethos - нрав, характер) - наука о поведении животных.
С древнейших времен человек в определенной степени зависел от животных и для него важно было понимать закономерности их поведения. В процессе одомашнивания диких животных формировались и первые представления о наследственной основе поведения, поскольку одновременно с хозяйственно-полезными морфологическими признаками человек производил отбор по полезным признакам поведения, такими как отсутствие агрессивности, послушание и т.д.
В развитии этологии прослеживаются следующие периоды: стихийный, до-дарвинский, дарвинский, последарвинский и классический.
Стихийный период совпадал с развитием человеческого общества. Еще первые охотники интересовались поведением зверей и внимательно его изучали, что подтверждается многочисленными наскальными изображениями того времени.
Додарвинский период начинается с работ философов Древней Греции и Европы, которые пытались в сравнительной форме дать определение поведению животных и человека. Особенно заслуживает внимания работа Аристотеля, в которой впервые дана характеристика социальной иерархии в стаде крупного рогатого скота (384 г. - 382 г. до н.э.).
Большой научный интерес в изучении поведения животных представляют труды естествоиспытателей: Ф. Панауэра, изучавшего перелеты, половое поведение и онтогенез пения птиц, Г. Уайта, описавшего очень сходных по внешнему виду птиц, но разных по их пению, Ж. Бюффона (1707-1788), который в своей книге «Всеобщая и частная естественная история» попытался систематизировать данные не только о морфологических особенностях разных видов животных, но и об их образе жизни, нравах и привычках. Бюффон выступил против применения в животном мире понятия «Разум» к элементарным формам поведения и тем
самым способствовал созданию основ классификации отдельных форм поведения.
Немецкий ученый Г. Реймарус (1694-1768) дал одно из первых научных определений инстинкта- (от лат. Instinctus- побуждение). Он допускал способность животных к подражанию и обучению.
Француз Ф. Кювье (1773-1837) впервые показал возможность проявления инстинкта в условиях изоляции от типичных для вида условий среды.
Ч. Дарвин (1809-1882) [1] впервые применил принцип объективного анализа поведения животных. Главным в теории изучения поведения животных была эволюционная теория, опубликованная в трудах: «Происхождс нис видов путем естественного отбора» и «П ро исхождс нис человека и половой отбор» (1896). Дарвин показал общность между видами животных, включая и человека, что явилась предпосылкой для возникновения науки- сравнительной психологии. Он впервые ввел представление о трех составляющих поведения и психики животных - инстинкт, обучение и рассудочная деятельность. Все проявления поведения он обозначил термином «инстинкт», под которыми подразумевал акты, выполняемые животными без предварительного опыта, и склонности и привычки, обусловленные условиями внешней среды, а так же «умственными» способностями животных.
В последарвинский период к проблеме сходства животных и человека обратился Дж. Ромене (1848-1894) (друг и ученик Ч. Дарвина). Он написал книгу под названием «Ум животных» (1888), в которой выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса.
Английский психолог К. Ллойд-Морган (1852-1936) в своей книге «Привычка и инстинкт» (1899) рассматривал возможность изменения инстинктов под влиянием индивидуального опыта. Он обратил внимание на то, что наследуются не только инстинкты, но и способность к усвоению определенных видов индивидуального опыта.
Внедрение объективных методов изучения поведения и психики животных в противовес господствующему в психологии человека методу интроспекции-описанию психики на основе самонаблюдений, дали положительные результаты. Появился целый комплекс близких, но самостоятельных дисциплин - зоопсихологии, экспериментальной и сравнительной психологии, физиологии высшей нервной деятельности (ВНД). Особое место в этом ряду занимает бихевиоризм (от англ. behavior- поведение), основанное Дж. Уотсоном направление американской экспериментальной психологии, приверженцами которого являлись: Иреке, Торндайк, Лешли, Толмен и др. Изучая ответные реакции животных на физические раздражители, они практически не интересовались вопросами физиологии, лежащими в основе высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов [2] со своими учениками разработал новое направление в физиологии - учение о высшей нервной деятельности. В основе его учения лежала ус-
ловно-рефлекторная деятельность животных и человека. Он указывал на необходимость и важность исследований у животных безусловно-рефлекторной, инстинктивной деятельности. Павловым было доказано, что любое поведение животного состоит из условных и безусловных рефлексов.
Работа Торндайка «Интеллект животных» впервые позволила экспериментально разделить различные формы индивидуально приспособленного поведения и указать, что в основе этого поведения лежит более простой процесс - обучение методом «проб и ошибок». Благодаря исследованиям Э. Торндайка, успешно развиваются современные направления экспериментальной сравнительной психологии.
Большой вклад в развитие бихевиоризма внес американский исследователь Б.Ф. Скиннер (1904-1990), который создал известный ныне метод изучения условных рефлексов - инструментальный или оперантный (скиннеровская камера).
Э. Толмен [3] сформулировал новую концепцию (необихевиоризм), допускающую существование физиологических процессов, которые опосредуют проявление реакции животных на стимул.
Существенный вклад в становление этологии внес У. Крег (1918), который впервые установил, что поведение животного зависит не только от действующих на него внешних раздражителей, но и от внутренних побуждений.
В России первыми исследователями инстинктов были К.Ф. Рулье (1814-1858) и В.А. Вагнер (1849-1936). Они особое внимание уделяли происхождению и развитию психики в онто- и филогенезе.
Работа Вагнера [4] оказала существенное влияние на развитие отечественной науки о поведении. Введенный им «объективный биологический метод» был воспринят и получил широкое применение в иследованиях Н.Ф. Левыкина (1947), Н.Н. Ладыгиной-Котс [5], К.Э. Фабри [6], С.А. Новоселовой (1997), 3. А. Зориной [7] и других ученых - зоопсихологов.
Современная этология располагает обширными знаниями о поведении диких животных.
Знания о поведении и повадках культурных пород сельскохозяйственных животных начали накапливаться, прежде всего, в связи с их доместикацией, которая охватывает период в 14-16 тысяч лет.
Каждое животное, вводимое в культуру, отличается определенным поведенческим стереотипом, хотя и эволюционно запрограммированном на видимом уровне, но достаточно разнообразном.
Поведение животных изучают биологи разного профиля, а так же психологи, в связи с чем исследования существенно различаются по своим теоретическим предпосылкам и методическим подходам и по вниманию к разным сторонам поведения.
Современная этология пытается понять: каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влиянием среды, в которой они постоянно взаимодействуют. Согласно взглядам со-
временной этологии, лишь все более углубляя знания о низших организмах, можно лучше понять основы поведения и его эволюцию в животном мире.
Анализ поведенческой активности должен базироваться на комплексном его исследовании биологическими методами. Каждому виду животных свойственны свои видотипичные позы и телодвижения, которые должны описываться в виде этограмм - систематизированных каталогов двигательной активности вида.
Этологи, путем наблюдений и экспериментов, устанавливают функциональное значение этих компонентов, выполняют количественный и качественный анализ внешних и внутренних факторов среды. Особое внимание уделяется биологическим механизмам поведенческих актов. Современная этология также изучает отклонения поведения животных от нормы в экстремальных ситуациях.
Достижения этологии применяются в животноводстве и других отраслях народного хозяйства, а также при разработке научных основ содержания животных в неволе.
За последние десятилетия возросла доля исследований в одном из разделов этологии - этологии овец. Поведение овец как целеориентированная активность организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром, представляет собой первую реакцию животного на изменение условий существования.
Современный этап развития овцеводства характеризуется резким сокращением индивидуального ухода за животными и широким применением техники. В этих условиях овцы должны быть выровнены по основным хозяйственнополезным признакам, иметь крепкую конституцию, хорошее здоровье, скороспелость, высокую оплату корма. При интенсификации овцеводства, наряду с вышеизложенным, животные должны хорошо переносить шум механизмов, транспортировку.
В.И. Великжанин [8] разработал систему управления поведением сельскохозяйственных животных. Она способствует более глубокому изучению поведенческих актов в условиях интенсивного ведения овцеводства, снимает проблемы адаптации поведения животных. О необходимости определенных разработок, облегчающих животным поведенческую адаптацию к новым условиям содержания, указывали Б.И. Новицкий [9], Е.И. Админ [10], Е.Н. Зюнкина (1971), А.С. Абрамович (1984).
В своих исследованиях В.Г. Яшунин, Т.Т. Свинченко, В.Т. Сидакова (1981), Г.А. Водяницкий (1983) отмечают, что при резком изменении условий содержания и кормления у животных проявляется «нервозность» и снижение продуктивности.
B.C. Зарытовский и др. [11] полагают, что использование в зоотехнической науке и практике типов поведения животных позволяет найти более экономичные технологические решения и получить до 20-25 % дополнительной продукции.
В зоотехнической науке при изучении поведения животных в естественных условиях пользуются методикой двигате лью-пищевых реакций, разработанной
Д.К. Беляевым и В.Н. Мартыновой [12]. Суть данной методики отбора животных по типам поведения заключается в определении у овец пассивнооборонительных и ориентировочных реакций. Для этого в необычной обстановке кормления, т.е. в загоне недалеко от выхода из овчарни, ставят кормушку с фронтом кормления для 12-15 овец и в нее (на виду у животных) засыпают концентрированный корм. После этого запускают в загон овец группами по 10-12 голов на 12-15 минут. Овцам, подошедшим к кормушке в течение первых 4-5 минут, ставят три точки - метки краской, подошедшим через 7-9 минут - по две точки, а животным, приблизившимся к кормушке в последние 5 минут, - одну метку. Эта процедура повторяется, пока все животные в отаре не пройдут тестирование. Данная методика дает возможность исследователю выделить три поведенческих типа животных, различающихся по комплексу признаков поведения.
При создании новых высокопродуктивных пород, типов и линий, пригодных к содержанию как в условиях промышленной технологии, так и в отдельных отарах, необходимо учитывать жизненные проявления овец, закономерности этих проявлений в условиях среды обитания.
Литература
1. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор: Соч. Т. 2. СПб., 1986.
2. Патов ИЛ. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной дея-
тельности животных. М., 1973.
3. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и человека: Хрестоматия по зоопсихологии и
сравнительной психологии. М., 1997. С. 172-184.
4. Вагнер В.А. Биопсихология субъективная и объективная. М., 1997.
5. Лодыгина-Котс Н.Н. У мыслящих лошадей: личные впечатления в беглом осве-
щении вопроса. М., 1914.
6. Фабри Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.
7. Зорина З.А. Поведение животных. М., 2001.
8. Великжанин В.И. Классификация систем поведения сельскохозяйственных живот-
ных. М., 1979.
9. Новицкий Б.И. Поведение сельскохозяйственных животных. М., 1981.
10. Админ Е.И. Изучение поведения сельскохозяйственных животных в больших груп-
пах. Харьков, 1971.
11. Зарытовский B.C. Этология овец. М., 1990.
12. Беляев Д.К. Поведение и воспроизводительная функция у домашних животных.
Новосибирск, 1973.
Карачаево-Черкесский филиал
Московского открытого социального университета 24 мая 2004 г.