Научная статья на тему 'Основные этапы разработки маркетинговой стратегии'

Основные этапы разработки маркетинговой стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3483
642
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ / СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загребина Юлия Владимировна

В статье рассматриваются основные этапы, которые предполагает процесс разработки маркетинговой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы разработки маркетинговой стратегии»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ Загребина Ю.В.

Загребина Юлия Владимировна - студент магистратуры,

кафедра общего и стратегического менеджмента, Московский финансово-юридический университет МФЮА,

г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются основные этапы, которые предполагает процесс разработки маркетинговой стратегии.

Ключевые слова: стратегия маркетинга, этапы разработки стратегии, создание стратегии организации.

Процесс создания маркетинговой стратегии является многоэтапным. В литературных источниках нет общепринятого мнения относительно этапов разработки стратегии, но обобщая имеющуюся информацию можно выделить следующие из них:

1. Оценка состояния рынка;

2. Анализ внешней и внутренней среды;

3. Анализ покупателей и выбор целевого сегмента;

4. Анализ деятельности конкурентов и определение конкурентоспособности предприятия;

5. Определение целей развития компании;

6. Определение основных направлений маркетинговой стратегии.

На этапе анализа внешней и внутренней среды необходимо дать точную или хотя бы экспертную оценку доли рынка, провести анализ объемов продаж и установить, от чего он зависит, определить, как рассматриваемый рынок может измениться в ближайшем будущем, произвести оценку предполагаемых изменений, провести анализ изменения цен [3].

В стремлении ответить на поставленные вопросы данный этап можно условно разделить на два: анализ внешней среды и анализ внутренней среды.

Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т. п. Анализ внутренней среды раскрывает возможности и потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки; финансовая составляющая; маркетинг; организационная культура компании [1].

Анализ покупателей и выбор целевого сегмента помогает определить круг потенциальных клиентов, то есть тех клиентов, с которыми компания будет непосредственно работать и чьи потребности удовлетворять, предлагая свой продукт/услугу. Фактически на данном этапе разработки стратегии компании необходимо ответить на вопрос: «Кто наши потребители?» [3].

Анализ покупателей также позволит численно определить потенциальный объем рынка, сформировать клиентские сегменты и понять, как распределяется спрос по этим сегментам, выделить приоритетных клиентов. Помимо численного анализа необходимо также составить профили покупателей или покупательских групп. Ведь только зная потребительские предпочтения, можно понять, какой продукт будет востребован на рынке, какие необходимы стандарты качества, какова приверженность покупателей бренду, существуют ли неудовлетворенные потребности.

В процессе анализа деятельности конкурентов выясняются доли конкурентов на рынке, объемы продаж и производства, производственные мощности. Для того чтобы иметь возможность сформулировать конкурентные

преимущества на рынке, необходим также и анализ «нечисловой» информации - систем сбыта, степени вертикальной интеграции, маркетинговой политики, ассортиментной линейки. Также в рамках конкурентного анализа нельзя забывать о производителях товаров-заменителей, ведь они также оказывают существенное воздействие на рыночную ситуацию.

После проведенных исследований важно обобщить полученные данные, четко сформулировать сильные и слабые стороны компании в целом и, исходя из конечной информации, определить цели развития компании, которые не будут противоречить возможностям и будут согласованы с реальными условиями деятельности.

Каждая компания составляет индивидуальную маркетинговую стратегию, но в современной экономике можно выделить основные стратегические цели маркетинговых стратегий. Таковыми являются:

• Увеличение доли рынка предприятия;

• Увеличение объема продаж предприятия;

• Увеличение прибыли предприятия;

• Завоевание лидирующих позиций на рынке.

Цели маркетинговой стратегии обязательно должны быть согласованы с миссией предприятия и общими глобальными целями [2]. Четко поставленные цели помогают выстроить эффективную стратегию.

После того, как поставлены стратегические цели, необходимо определить основные направления маркетинговой стратегии. Для этого существует большое количество методик и «инструментов», анализ которых является отдельной темой для рассмотрения.

В некоторых источниках в качестве заключительного этапа разработки стратегии, а не отдельного элемента стратегического планирования выделяют экономическую оценку предлагаемой стратегии. Главная задача проведения такой оценки состоит в определении эффективности мер, которые планируется осуществлять в рамках стратегии.

Качественная проработка каждого из этапов увеличивает вероятность успеха стратегии, которая будет являться результатом данного процесса.

Список литературы

1. Мироненко В.О. Стратегическое планирование, его значение и этапы // Молодой ученый, 2017. № 12. С. 331333.

2. Нежинская Е.С., Гузенко О.В., Шматков Р.Н. Важность маркетинговой стратегии для предприятия // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 11 (23). М. Изд. «МЦНО», 2018. С. 19-22.

3. Федорова М.С. Разработка маркетинговой стратегии предприятия // Молодой ученый, 2011. № 5. Т. 1. С. 232234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.